Glass as a means of forming a unique artistic image in fine art, cinema and architecture

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article discusses the basic physical properties of glass and its possibilities of use as a means of creating an image in the fine arts, cinema and architecture. The indispensability of glass as a material in various fields has been revealed, especially in those where visual perception plays a special role. In cinematography, glass allows you to create a special frame composition on the screen and enhance the narrative of the script. In fine arts and architecture, it is used to transform the atmosphere and properties of space, create unique images, and regulate the degree of closeness and openness of space. The importance of glass as a tool for creating the most daring and unusual ideas, which influenced the development of fine arts, architecture and cinema, is revealed.

Full Text

Сегодня стекло – один из главных архитектурных материалов. Для профессионалов оно является важным инструментов создания архитектурного образа, а для обывателей стеклянные башни стали едва ли не олицетворением современной архитектуры.

Стекло – это материал, который находится на стыке функциональности и искусства. С одной стороны, оно влияет на физические характеристики пространства: освещенность, световой поток, температуру, с другой, является мощным средством архитектурной выразительности, влияющим на атмосферу пространства и его восприятие, степень слияния экстерьера и интерьера, перетекание одного пространства в другое. Несмотря на это, приоритет в исследованиях отдается, как правило, физическим свойствам стекла, в то время как его роль в создании архитектурно-художественного образа остается малоизученной. В данной статье рассматриваются возможности применения стекла как средства создания образа в различных сферах: изобразительном искусстве, кинематографе и архитектуре.

Стекло – это аморфное изотропное вещество, которое одновременно обладает свойствами твердого тела и вязкой жидкости [2]. Благодаря этому уникальному обстоятельству, оно обладает широким спектром свойств: прозрачность, способность отражать свет, создавать оптические искажения, выступать в качестве цветного светофильтра, и другие. Сегодня существуют различные модификации стекла, предлагающие широкий спектр функциональных возможностей, определяемых его составом, структурой, химическими и физическими свойствами [1].

Благодаря этим многочисленным свойствам, стекло нашло широкое применение не только в строительстве, но и изобразительном искусстве и кинематографе. Стекло или его аналоги в том или ином виде применялись с третьего тысячелетия до н.э. [1], но, наиболее широкое распространение стекло получило в ХХ веке вместе с развитием науки и производства. Художники в своем творчестве исследовали новые возможности применения стекла, архитекторы пытались отразить и переосмыслить роль этого материала в образе архитектурного сооружения. С начала ХХ века стекло стало инструментом для создания самых смелых и необычных идей, оказав значительное влияние на развитие архитектуры и искусства [1]. Далее рассмотрим наиболее яркие примеры применения стекла в качестве средства формирования образа в искусстве и архитектуре.

Стекло в изобразительном искусстве

В шестидесятых годах ХХ века в Южной Калифорнии работала группа художников, объединившаяся в движение «Свет и Пространство». Художники делали попытку вызвать эмоциональную реакцию у зрителя с помощью исследования восприятия взаимодействия света и различных материалов, таких как: пластик, эпоксидная, полиуретановая и полиэфирная смолы, стекло, флуоресцентные и неоновые лампы, лак и др. Одной из ключевых тем данного направления стало исследование взаимодействия материалов, отражающих или поглощающих свет и окружающего пространства [3].

Выставку в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе в 1971 году художники посвятили изучению окружающей реальности и привлечению внимания аудитории к особенностям материалов. Так в работах Питера Александра особое внимание уделяется взаимодействию света и цвета. Произведения производят впечатление, будто они сами состоят из цветного света [3].

Рис. 1. «Cloud Box №1», Питер Александр, 1966 г. (red.reynalddrouhin.net)

Одной из наиболее известных работ является «Cloud Box #1», где художник сумел запечатлеть облака в кубе, чтобы потом наблюдать за ними (рис. 1). Таким образом, путем эксперимента с матовостью, глянцем, насыщенностью цвета, возможностью отражения и рассеивания света Питер Александр приводит зрителя к совершенно новым ощущениям.

Художница Хелен Пашгиан экспериментирует с различными материалами в своем творчестве: со смолой, пластикой и стеклом [3]. Она создает небольшие скульптуры, основанные на идеально отполированных формах и различных оттенках материала (рис. 2). В результате этого, произведения меняют свой облик, когда зритель меняет свое положение возле них. Тем самым она создаёт динамичную среду, в которой восприятие может меняться от различных точек восприятия. Этим подчёркивается уникальность материала и гибкость впечатления, которое он создает.

Рис. 2. «Untitled», Хелен Пашгиан, 1970 г. (www.artsy.net)

Стекло в кинематографе

В кинематографе стекло средство также является мощны средством выразительности. К примеру, стекло и рождаемые им отражения становятся инструментом передачи двойственности и истинных намерений персонажей. Так, в фильме Сэма Мендеса «007: Координаты «Скайфолл» для выражения сложности ситуации главного героя используются множество отражений в стеклянных перегородках. Это показывает зрителю не только сложность и запутанность ситуации, но и подчеркивает внутреннее состояние героя (рис. 3).

Эстетическое решение короткого фрагмента из раннего фильма Андрея Тарковского «Каток и скрипка», снятого в 1960 году - ещё один пример художественного осмысления свойств стекла. Отражения не только наполняют сцену лирической интонацией, но и подчеркивают необычный взгляд ребенка, который с неожиданного ракурса видит такие простые вещи, как трамвайные рельсы, спешащих куда-то пешеходов или разбросанные на дороге яблоки (рис. 4).

Рис. 3. Кадры из фильма «007: Координаты «Скайфолл», режиссер Сэм Мендес, 2012 г. (kinopoisk.ru)

Рис. 4. Кадры из фильма «Каток и скрипка», режиссер Андрей Тарковский, 1960 г. (kinopoisk.ru)

Стекло в архитектуре

Начиная с 1950-х годов в архитектуре камень и бетон как ограждающие конструкции стали терять первенство и их место все чаще стало занимать стекло. К середине ХХ века стеклянная «коробка» стала обыденным примером современной архитектуры. Архитектурный объект в этом случае, в какой-то степени переставал быть самостоятельной единицей, становясь объектом, растворяющимся в городском пейзаже, отражающим небо и окружающую среду. В настоящее время, наблюдается обратный процесс. Количество стекла становится меньше, но, при этом, стекло превращается в инструмент, который контролирует свет: архитекторы покрывают фасады второй оболочкой, работают со степенью пропускания стекла, с изменением его спектрального состава. Стекло перестает быть только ограждающей конструкцией и становится инструментом создания и настройки атмосферы пространства.

Одним из примеров вдумчивой работы архитекторов со стеклом является дом Lumin от Hutton Development в Москве (рис. 5). Люди привыкли работать в стеклянных башнях, но в собственной квартире такая ситуация для большинства неприемлема. В своем проекте архитекторы предлагают решение на границе между приватностью и открытостью. Периметр фасада целиком выполнен из стекла, но полностью прозрачное стекло используется только для французских балконов, а оставшаяся часть стены выполнена из блока матового стекла, которые пропускают свет, но соблюдают минимальную степень прозрачности [4].

Рис. 5. «Дом Lumin», Hutton Development, 2020 г. (luminhouse.ru)

Еще один яркий пример применения стекла в архитекторе для работы с архитектурно-художественным образом – апартаменты, запроектированные RCR Arquitectes в 2002 году для посетителей ресторана Les Cols [5]. В этом проекте у архитектурного бюро RCR получилось объединить рациональность и живописность окружающей среды: стены апартаментов практически полностью выполнены из стекла (рис. 6). Уникальная игра света и тени создаётся из-за различной степени прозрачности стекла, которая обеспечиваться матировкой и рельефом материала. Благодаря множащимся в стекле отражениям посетители погружаются в отражающий здание живописный природный ландшафт, при этом, оставаясь в приватной атмосфере.

Рис. 6. «Апартаменты Les Cols», RCR Arquitectes, 2005 г. (archdaily.com)

Заключение

Стекло обладает уникальными свойствами, которые делают его незаменимым материалом в различных сферах, особенно в тех, где визуальное восприятие играет особую роль. Оно находит широкое применение в искусстве, кинематографе и архитектуре, и служит средством создания ярких, впечатляющих образов. Благодаря своей способности пропускать и отражать свет, стекло способно создавать уникальные эффекты и усиливать эмоциональное воздействие на зрителя. В кинематографе стекло позволяет создавать на экране особую композицию кадра и усиливать нарратив сценария. В изобразительном искусстве и архитектуре оно применяется для трансформации атмосферы и свойств пространства, создания уникальных образов, регулирования степени закрытости и открытости пространства. Его спектр применения в этих сферах безграничен, и оно продолжает вдохновлять на новые эксперименты и открытия.

×

About the authors

Renata Nasybullina

Samara State Technical University

Author for correspondence.
Email: filippov.vd@samgtu.ru
Russian Federation

Ivan Ekimov

Samara State Technical University

Email: filippov.vd@samgtu.ru
Russian Federation

References

  1. Solovyov, S.P., Dineeva, Yu.M. Glass in architecture. – M.: Stroyizdat, 1981. – 191 p.
  2. Glass. The structure of glasses. Properties of glass [Electronic resource] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Glass#Structure_of_glass
  3. Fedorova A. Experiments with light and space: California Light and Space Movement [Electronic resource] URL: https://hsedesign.com/project/a5f830ebe05e4970b5bde3b78e3ab408
  4. Peshkova Yu. Power of light: 6 examples of new glass architecture [Electronic resource] URL: https://www.buro247.ru/amp/73154
  5. Les Cols Pavilions. RCR arquitects [Электронный ресурс] URL: https://www.archdaily.com/703751/les-cols-pavilions-slash-rcr-arquitectes
  6. Nasybullina, R.A., Samogorov, V.A. Light space evolution of the role of natural light in architecture. – Ekaterinburg: TATLIN, 2020. – 136 p.
  7. El Croquis. № 162. RCR Arquitectes 2007-2012 // Spain: El Croquis Editorial, 2012. – 143 p.
  8. Vechkasova, E.N., Fam, O.Sh. The evolution of glass in the development of architectural styles of constructivism, brutalism, bionics // Universum: technical sciences. Construction and architecture, 2018. – No. 12(57). – 5 p.
  9. Nasybullina, R.A. Metaphysical aspects of the perception of natural light / R.A. Nasybullina, V.V. Suslina // Traditions and innovations in construction and architecture. Architecture and urban planning: collection of articles. – Samara: Samara State Technical University, 2021. – pp. 139-146.
  10. Nasybullina, R.A. The role of sense organs in the perception of architecture / R.A. Nasybullina, V. O. Plotnikov // Traditions and innovations in construction and architecture. Architecture and urban planning: collection of articles. – Samara: Samara State Technical University, 2019. – pp. 60-65.
  11. Nasybullina, R.A. Formation of space by means of natural light in modern architecture / R.A. Nasybullina // Science, education and experimental design. Proceedings of the Moscow Architectural Institute: Materials of the international scientific and practical conference. Collection of articles, Moscow, April 03-07, 2017. – Moscow: Moscow Architectural Institute (State Academy), 2017. – pp. 254-257.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Nasybullina R., Ekimov I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies