Формирование общественных пространств в исторической среде города

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается проблема развития общественных пространств исторического центра Самары с использованием потенциала внутриквартальных территорий. На примере опыта реализации отечественных и зарубежных проектов реновации городской среды показаны подходы к созданию самобытных, уникальных и сохраняющих историческую идентичность новых общественных пространств в структуре исторических кварталов. Предлагается концепция развития общественного центра исторической части Самары.

Полный текст

Исторический центр всегда является местом притяжения для гостей и жителей города. Сформировавшаяся среда центральных кварталов, улиц, площадей и скверов отличается высоким архитектурно-художественным информационно-историческим потенциалом и является главным объектом общественного интереса. В связи с возросшей функциональной нагрузкой на существующие центры исторических городов наблюдается дефицит общественных пространств. Как возможное решение этой проблемы появились примеры расширения традиционных общественных пространств площадей и улиц за счет реконструкции и функциональной переориентации внутриквартальных территорий. Тенденция к проектированию таких пространств активно развивается в России и других странах. Рассмотрим несколько подобных примеров по реализации новых общественных пространств в исторической среде.

Проект Rodda Lane Intervention
Этот проект является частью оживления общественной инфраструктуры университета RMIT, находящегося в Мельбурне, Австралия (рис. 1). Проект был реализован в 2019 г.  Для ревитализации территории университетского кампуса архитекторы объединяют лабиринт малоиспользуемых переулков и превращают эти пространства в яркое и гостеприимное место. Проектное решение сосредоточено вокруг двух внутренних дворов, которые выступают в качестве якорей культурно-социальной активности. Среди цветочниц-кашпо установлены нестандартные скамьи, теневые конструкции, а также увеличено освещение. В функциональном плане территория приросла павильоном клуба любителей манги, стойкой с продажей лимонадов, а также крытой площадкой для настольных игр.

Рис.1. Проект Rodda Lane Intervention, арх. Sibling Architecture

Ритмичный узор напольного бетонного покрытия, выполненного на заказ в оттенках синего, светло-серого и белого, наряду с подсвечиванием арок проходов, обеспечивают интуитивную навигацию в кампусе.

Проект Rejuvenation of Shajing Ancient Fair
Древняя деревня-ярмарка Шаджинг является крупнейшим существующим историческим районом Шэньчжэня, Китай, территория охватывает 260 тыс. кв.м. В нем расположены такие важные культурные объекты как древняя река Лунцзинь, тысячелетний архитектурный объект Южной Сун - каменная пагода Лунцзинь, а также сотни старинных домов и древних колодцев. В настоящее время население деревни состоит из неформальных общин иммигрантов. Перед началом работ по ревитализации района, архитектурное бюро ARCity организовало культурно-просветительские мероприятия для жителей деревни, с целью помочь им открыть для себя уникальную эстетическую ценность исторических сооружений.

Рис. 2. Проект Rejuvenation of Shajing Ancient Fair, арх. ARCity Office

Рассмотрим несколько наиболее показательных примеров ревитализированых пространств (рис. 2). Здание Павильона общественной сцены было переоборудовано из бывшего пожарного депо, которое забросили в 1980-ом году. Проектом было переосмыслено значение этого здания в структуре городского устройства и, объединив его с пространством улицы путем разрушения внешних стен, превратили в сцену для публичных мероприятий. С целью тактичного внедрения нового пространства в историческую среду района архитекторы собрали немного старого дерева и кирпича из окрестностей для внутренней отделки и настила полов. Так было создано ощущение подлинной историчности. Недалеко от пространства сцены расположены древние руины, между которыми местные жители самопроизвольно выращивали овощи. Чтобы организовать эту территорию, архитекторы использовали крышу общественного туалета, находящегося выше по рельефу, над руинами, чтобы построить систему небесных мостов, проходящих над огородами. Эта конструкция включает в себя стальные лестницы, строительные леса, вышки для экскурсионных плакатов и т.д. Получившаяся смотровая площадка, открывает вид на панораму древних построек. Небольшое открытое пространство снизу от руин было преобразовано в открытую площадку с деревянным настилом, где жители деревни могут найти тихий отдых или заняться садоводством. 
Шестиугольная городская площадь расположена близь шлюза на реке Лунцзинь и является главным общественным пространством города. Здесь много достопримечательностей, в том числе, древняя арка, руины соляного дома династии Южная Сун. Это главное место отдыха и собраний местных жителей. Архитекторы выбрали старый дом прямо напротив шестиугольного павильона и преобразовали его в общественный зал для игры в маджонг.

Традиционный квартал Самары
Традиционный квартал Самары конца ХIХ – начала ХХ веков представлял собой замкнутую структуру с застроенным периметром, отделяющим внутреннее жилое пространство от общегородского пространства улиц (рис. 3). Частный характер землевладений не предполагал проникновения внутрь квартала постороннего наблюдателя. Архитектурный образ общественного пространства города формировался архитектурой улиц, площадей, скверов и отдельных памятников.

Рис. 3. Застройка квартала по ул. Молодогвардейской.

В Советский период изменился характер собственности, частное стало общественным. Изменился характер расселения: все частные постройки заселялись по принципу многоквартирных домов, а самарский двор превратился в подобие коммунального проживания с общей дворовой территорией. Одним из итогов такого расселения стало увеличение плотности проживания, что привело к процессу перманентной анонимной реконструкции существующих зданий в виде надстроек и пристроек, с целью расширения жилых площадей, организации индивидуальных входов в отдельные квартиры и т. п. В результате такой модернизации пространство дворов приобрело уникальные архитектурно-художественные характеристики (рис. 4). Кроме того, в процессе обобществления земли и собственности, двор как структурная единица квартала стал более «проницаемым» и «открылся» в город. Образы городской среды улиц дополнились неповторимыми архитектурными образами интерьеров дворов. Представление об архитектурном пространстве города приобрело двухчастный характер – улица и двор.

Рис. 4. Интерьеры самарских дворов

При современном подходе к реконструкции исторической застройки Самары выявляются две тенденции, связанные с развитием жилых и общественных функций квартала и его пространства. В первом случае, при строительстве жилого фонда, внутриквартальное пространство (двор) вновь становится приватным и, «закрывается» для коммуникации с общегородским пространством. Во втором случае, в связи с возросшим значением исторического центра, как общегородского центра, наблюдается дефицит общественных пространств и складывается практика расширения общегородских общественных пространств за счет внутриквартальных территорий. При этом жилое пространство дворов перепрофилируется в общественное: в планировочной структуре кварталов формируются сквозные проходы и небольшие внутренние площади в качестве зон отдыха, торговых пассажей, музейных центров, кафе и ресторанов, образовательных учреждений. В этом случае, уникальная внутриквартальная застройка, «самарский двор», становится антуражем, архитектурной средой новых градостроительных элементов общественного назначения и включается в общегородской архитектурный контекст. 
На сегодня в Самаре уже есть примеры активно развивающихся внутриквартальных территорий на месте бывших дворовых владений и объектов промышленной архитектуры, но они, как правило, проходят через самые популярные туристические маршруты (улица Ленинградская «Артист», «Вечно молодой» и улица Куйбышева «Станкозавод», «Турбаза Ветерок», «Граф Орлов»). Рассмотрим несколько примеров такой реновации.

Проект «Центр труда и отдыха Станкозавод»
Спроектирован архитектором Антоном Лапаевым. Центр труда и отдыха – переосмысленная среда для творческого потенциала современного человека. Это рабочие места и новое социальное пространство. Гостеприимное пространство, где можно работать, общаться, создавать свою среду, строить планы и воплощать мечты. 
Объект имеет богатую историю. Первым промышленным объектом, появившимся на территории будущего Станкозавода, стала частная механическая мастерская купца Готгарда Бенке. Она соседствовала с Николаевским сиротским домом, на территории которого было два жилых корпуса, и она часовня, открытым в 1860 году. Официально механический завод «Бенке и К» открылся в 1876 г., производил сельскохозяйственную технику – плуги, мельничное оборудование. В 1877 г. завод сгорел. После восстановления, в середине 1880-х завод стал менять профиль от сельского хозяйства к судостроению. В 1913 г. завод приостановил свою работу и был отдан на нужды Самарской конюшни. Сиротский приют просуществовал до революции. Были проекты по переоборудованию территории завода и приюта под библиотеку, но Самарская дума не выдала разрешения на строительство. После того как предприятие съехало, помещения в здании начали сдавать в аренду. До последнего времени здесь работал торговый центр «Струковский».
11 сентября 2022 г. открылся «Центр труда и отдыха Станкозавод». Бывшие помещения завода теперь занимают коворкинг, акселератор, офисы IT-компаний, конференц-залы, студии аудиозаписи, выставочные пространства, кафе и различные площадки для мероприятий (рис. 5). Всё это занимает четыре этажа, цоколь, площадку на крыше. Общая площадь - около 7 тысяч кв. м.

Рис. 5. Центр труда и отдыха Станкозавод, арх. Антон Лапаев, Самара

Проект предусматривал сохранение исторической идентичности. На лестнице был оставлен мрамор, который появился ещё в 1890-х, а также кирпичная кладка Николаевского приюта 1865 года, также были восстановлены декоративные элементы перил ограждений.

Творческий кластер «Артист»
17 сентября 2021 г., рядом с пешеходной Ленинградской улицей, открылся креативный кластер «Артист», спроектированный архитектором Андреем Николаевым. В общественном пространстве площадью более 4500 кв. м. разместились творческие студии, рестораны, бары, магазины. История этого места началась в 1880 г. Сперва здесь был дом помещика М.В. Афанасьева, затем, в 1891 г., открылась гостиница «Россия», в которой «с 9 по 20 октября 1901 г. проживали мать и сестра В. И. Ленина – М.А. и М.И. Ульяновы» (в честь этого события на доме по сей день мемориальная табличка). Затем, с 1922 г., в этих стенах размещается швейная фабрика имени Володарского, потом – меховая фабрика «Отрада» и офисные здания.

Рис. 6. Творческий кластер «Артист», арх. Андрей Николаев, Самара

Арт-кластер «Артист» – это проект ревитализации. В процессе реконструкции здания бывшего промышленного предприятия архитектор создает общественное пространство, нацеленное на привлечение местных локальных бизнес-резидентов. Сохранение оригинального фасада с минимумом изменений сохраняет особенный дух, атмосферу этого места. Идея проекта заключается в сохранении аутентичных деталей и в формировании среды удобной и приятной для работы и отдыха (рис. 6). В выходные и праздничные дни в кластере «Артист» полная загрузка. Регулярно проходят концерты и стендапы, выступают известные лекторы и музыканты. «Артист» занял особое место на культурной карте Самары как территория новой общегородской активности, реализованной за счет потенциала внутриквартальной территории.

Выводы
Как видно из вышеприведенных примеров, в настоящее время активно осваиваются внутриквартальные территории, прилегающие к центральным улицам, в то же время, не менее интересные, но чуть более удаленные от туристических маршрутов исторические кварталы остаются без внимания, спрятанными за тесной застройкой прилегающих друг к другу фасадов домов. Такая ситуация представляет наибольшую угрозу для исторической части, так как за отсутствием общественного интереса к этим территориям, ценная в архитектурном отношении, но ветхая застройка приходит в упадок, и освободившаяся территория планомерно захватывается частными инвесторами для строительства многоэтажной жилой застройки, разрушающей аутентичность старого города.

Рис. 7. Концепция развития новых общественных пространств в исторической части Самары

Поэтому актуальной становится идея равномерного развития структуры общегородского центра в исторической части города (рис. 7) с формированием новых общественных объектов с использованием потенциала внутриквартальных пространств и сохранением аутентичных параметров среды. Помимо развития общегородской инфраструктуры, реализация такой программы послужит привлечению инвестиций в реконструкцию исторической среды и расширению ареала туристической активности.

×

Об авторах

Валентин Леонидович Пастушенко

Самарский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: filippov.vd@samgtu.ru
Россия

Анна Сергеевна Безрук

Самарский государственный технический университет

Email: filippov.vd@samgtu.ru
Россия

Список литературы

  1. Йорн Шимман, Отто Вейерс, Лариса Арарипе Рэнд, Евгения Репина, Сергей Малахов, Александр Гниломедов. Самарский двор. ISBN: 978-5-00075-230-2 Россия Издательство: Tatlin, 2022 г.
  2. Вавилонская Т.В. Стратегия обновления архитектурно - исторической среды: монография. ISBN 978-5-585-0290-5 Россия, Издательство: Самарский гос. архитектурно-строит. ун-т, 2008 г.
  3. Самогоров, В.А. Деревянная и каменно-деревянная архитектура Самары конца XIX - начала XX веков. ISBN 978-5-91899-053-7 Россия, Самара. Издательство: Самарский гос. архитектурно-строит. ун-т, 2011 г.
  4. Самогоров В.А., Пастушенко В.Л., Рыбачева О.С. Концепция Архитектурно-планировочной реконструкции исторического поселения Самара // Архитектура и строительство России. Архитектурно-градостроительная среда. 2023, №3 (247)
  5. Pastushenko V.L., Rybacheva O.S., Slastenin P.V., Method of reconstruction yard in educational designing; В сборнике: IOP Conference series: materials science and Engineering. International Conference on Civil, Architectural and Environmental sciences and technologies. CAEST 2019. C/012030
  6. Самогоров В. А., Рыбачева О. С. Новое строительство в условиях исторически сложившейся застройки с учетом границ дворовладений. Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. – 2011. – № 3. – С. 70–72
  7. Самогоров В. А., Рыбачева О. С. Методика выявления особенностей архитектурного облика «Самарских дворов». Вестник Волжского регионального отделения Российской академии архитектуры и строительных наук. – 2013. – № 16. – С. 90–93.
  8. Самогоров В. А., Рыбачева О. С. Реконструкция исторической части Самары с учетом сложившихся границ участков землепользования (дворовых пространств). Вестник Волгоградского ГАСУ. – № 31-1(50). – 2013. – С. 300–304.
  9. О станкозаводе [Интернет ресурс] URL: https://stzv.ru/about/

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис.1. Проект Rodda Lane Intervention, арх. Sibling Architecture

Скачать (163KB)
3. Рис. 2. Проект Rejuvenation of Shajing Ancient Fair, арх. ARCity Office

Скачать (98KB)
4. Рис. 3. Застройка квартала по ул. Молодогвардейской.

Скачать (25KB)
5. Рис. 4. Интерьеры самарских дворов

Скачать (80KB)
6. Рис. 5. Центр труда и отдыха Станкозавод, арх. Антон Лапаев, Самара

Скачать (89KB)
7. Рис. 6. Творческий кластер «Артист», арх. Андрей Николаев, Самара

Скачать (80KB)
8. Рис. 7. Концепция развития новых общественных пространств в исторической части Самары

Скачать (39KB)

© Пастушенко В.Л., Безрук А.С., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах