MONOGRAPHY «COMPOSITIONAL METHOD OF ARCHITECTURAL DESIGN»

Abstract

The book is devoted to the method of work of the architect-master of the environmental form of the urban landscape. This implies that the tasks of the architect-master are different from the tasks put forward in the activities of the architect-author of creative concepts. The compositional method overcomes the distance between the models of abstract form and design models. The connecting role in the proposed method is performed by the model-mediators, models of the proto-object, which embody the most tactile-sensual experience of interpreting prototypes, cultural codes and the advantages of models of abstract form. The main goal of the method is to harmonize the shape of the urban landscape, to achieve an organic relationship between the object and the environment. The achievement of harmony of the environmental form is most conducive to manual modeling, bodily experience and the individual responsibility of the master for matching the search model of the object and the criteria of a harmonious environment.

Full Text

Монография «Композиционный метод архитектурного проектирования» подготовлена при активном участии Сергея Боранова, магистранта кафедры градостроительства СамГТУ, выпускника мастерской Сергея Малахова и Евгении Репиной [1], вложившего большой труд в создание макета и ряда ключевых иллюстраций. Книга разработана на основе докторской диссертации автора [2], то есть, по сути - издание научного типа, и в этом смысле не может быть «популярным чтением» на архитектурные темы. Читать подобные работы не очень легко. Но тем, кто все же решится, будет интересно разобраться в системе концептов, образующих контент композиционного метода, а также понять содержание и ценность «боковых ответвлений», экспериментов и опубликованных иллюстраций. Монография выполнена в черно-белом виде, что обусловлено жанром («сухая научная презентация» - СНП) и экономическими соображениями. До этого издания автором уже предпринимались попытки объемных публикаций на тему композиционного метода. Два предыдущих макета были доведены до состояния предпечатной подготовки. Эти два предыдущих варианта рассказывали о том же самом предмете, что и публикуемый, но не так систематично. Систематичность в данной монографии есть следствие более чем десятилетнего осмысления всех нюансов метода, осмысления, перешедшего в тома диссертации. Цель всей работы - при том, что она выглядит как текст в жанре СНП, - показать, что чем бы ни занималась архитектурная наука, ее конечной задачей является архитектурная форма, пронизывающая все подсистемы среды. Форма - это ритуал завершенности любого человеческого действия, а архитекторам не стоит отвлекаться от этой прекрасной задачи на всякого рода пафосные разговоры, когда собственный опыт создания формы или отсутствует, или недостаточно развит. Innovative Project. 2017. Т2. №3 99 В монографии композиционный метод разворачивается как система объективированных процедур с упором на индивидуальный процесс разработки проектных моделей. То, как человек умеет создавать архитектурную модель, предлагается считать проверочным тестом мастерства. В соответствии с этим тезисом критический взгляд автора оценивает различные, но связанные между собою темой гармоничной среды, аспекты и критерии деятельности: цель нашей архитектурной работы, метод принятия решений с помощью тактильных моделей, критерии качественного окружения, этапы преобразования поисковых моделей, устройство собственного пространства поисковой модели - как пространства, где пересекаются разные типы реальностей: физической и ментальной. Структура этой научной работы выстраивается в виде введения-преамбулы и пяти глав. Смысловая нить протягивается от стадии критического анализа кризиса, происходящего со средой, включая кризис теории и архитектурного образования, фактически отказавшегося от средообразующей миссии, - до этапов генезиса самого композиционного метода, начиная от телесного интерпретационного опыта мастера и заканчиваясь в опыте архитектора-автора креативных концепций. В книге предлагается обратить внимание на тот факт, что сложившееся окружение, именуемое в диссертации и монографии - урболандшафтом (термин заимствован из градоэкологии), становится все более безобразным. Показано, что следует считать гармоничной средой, а что - безобразной и деструктивной. Жесткость, проявленная автором в дефинициях гармоничного и деструктивного окружения, означает, что автор решил занять в отношении средовых критериев более консервативную позицию просто по той причине, у подобной консервативной позиции гораздо больше аргументов, чем у позиции, связанной с технократической оценкой «происходящего» - как естественного итога технологической революции и коммерческих инициатив, будто бы наиболее родственных природе человека и социума. Автор считает, что технократы скорее разрушают, чем созидают среду. Но так как пока не предвидится реальной возможности в обозримом будущем освободиться от веры в спасительную миссию капитализма и технологий, то должен все же быть выработан общественный консенсус между сторонниками «технократического прорыва в будущее» и защитниками гуманной и гармоничной среды. Для этого, в качестве архитектурного вклада в идею консенсуса и баланса, предлагается композиционный метод архитектурного проектирования, призванный сформировать в архитектурной практике чувственное отношение к урболандшафту. Понятно, что одним лишь чувственным отношением к окружению не обойтись, и поэтому «архитектурный вклад» будет - в разумном варианте - суммироваться (интегрироваться) с экологическим и культурным. Два типа архитектора, как определяется в методе, могут плодотворно соучаствовать в процессах гармонизации окружения: архитектор-мастер средовой формы урболандшафта, и архитектор-автор креативных концепций. Первый тип деятельности - это процесс внимательного и сдержанного в своих амбициях тактильно-чувственного моделирования объекта во взаимосвязи с его окружением. Здесь нужно много знать и уметь, и в этом плане у профессии мастера появляются особые перспективы «высокого мастерства». В книге показывается, что простые действия по интерпретации культурных кодов и прототипов, по идее, присущие работе мастера, могут быть наполнены рядом замечательных метазначений, включая концепцию бинарной оппозиции «Дом-Город» - уникальный универсальный код и интригующий замысел формы. Органичная архитектура, инициированная Райтом, по ряду признаков может представляться простой, но зато - бесконечно глубокой в этических и поэтических смыслах. Роль архитектора-автора выглядит, по сравнению с задачами мастера, более философски ориентированной, более направленной на преодоление опыта, чем на его интерпретацию. Среда, как бы мы ни восхищались «устойчивыми стандартами гармоничной формы», все равно должна развиваться. Вопрос лишь в том: каким образом, и в каком направлении? Сам факт возникновения системы вопросов «архитектора-автора», начинающихся с «вопросов к самому себе», сообщает нам о прецеденте творческого переосмысления реальности. В общем, вот об этом подготовленная к изданию книга.
×

About the authors

Sergey Alekseevich Malakhov

Samara State Technical University

References

  1. Малахов С.А. Композиционный метод архитектурного проектирования. 05.23.20 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. Диссертация на соискание ученой степени доктора архитектуры. Самара, 2018. 342 с.
  2. Малахов С.А., Репина Е.А. Учебная мастерская Сергея Малахова и Евгении Репиной. 1999-2014. Екатеринбург, “TATLIN”, 2014.

Statistics

Views

Abstract: 83

PDF (Russian): 43

Dimensions

Article Metrics

Metrics Loading ...

PlumX


Copyright (c) 2017 Malakhov S.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies