THE CONCEPT OF ARCHITECTURAL ENVIRONMENT IN EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN


Cite item

Abstract

This article considers the influence of architectural environment on child development from 0- 6 years. Taking into account that modern children spend most of their time in preschools, the special attention is paid to the creation of an architectural space, which nourishes the child in creative and aesthetic aspects, where every child will be able to reveal the maximum of his/her creative abilities. Four main types of author pedagogical theories of early education, recognized throughout the world, are compared. The necessity for having a large central zone in the kindergarten, which promotes relations and meetings development, group interaction, conversations and social relations, is identified and justified.

Full Text

Наиболее важными годами в обучении ребёнка являются самые первые годы его жизни. Дошкольное образование выделяется из всех других периодов обучения тем, что возраст от 0-6 лет является периодом быстрого физического, интеллектуального и социального развития человека. Дети получают большую часть своих основных двигательных навыков и умений в рамках физического развития. Кроме того, этот период соответствует формированию его личности, на этом этапе проявляются креативность и социальная чуткость. Способность к обучению в этом возрасте составляет 60-70% от его дальнейшего развития и продолжает проявляться в ближайшие годы. Ряд исследований показывают, что «ранние» учебные заведения имеют большое значение для развития ребенка, они являются средой, где дети проводят большую часть своего времени. Дошкольное образование базируется на программах, разработанных для детских садов и дошкольных учреждений для детей в возрасте 0-3 и 3-6 лет, для предоставления в начале их жизни комфортных условий. Современные дети проводят большую часть своего времени в зданиях дошкольных учреждений, физические атрибуты которых начинают приобретать широкий статус, влияя на чувства и эмоции детей, поэтому в последние годы дошкольное образование вызывает большой интерес и приобретает популярность во всем мире. У детей эмоциональная связь с пространством гораздо более интенсивная, чем у взрослых; у них проявляются чувства и активные навыки восприятия всего, что их окружает: запахи, звуки, зрительные эмоции... Дети открывают мир через органы чувств. Они хотят, чтобы осязание, вкус, запах давали им возможность слышать и познавать вещи вокруг себя. Они хотят учиться. Удачный дизайн для детского учреждения является «дизайном, который дает возможность ребенку открывать, развиваться и учиться». Поэтому архитектура играет важную роль уже на этом этапе развития ребенка. Экологические качества, которые влияют на обучение ребенка, включают в себя форму, композицию и составные части пространства, которое они создают, что является фоном и находитсяна переднем плане - их расположение и порядок, масштаб, использование цвета, текстуры и запахов. Уровень ощущаемого детьми комфорта зависит от температуры, наличия естественного и искусственного освещения. Полы и стены выступают в качестве поверхностей, обеспечивающих мультисенсорный (визуальный, тактильный и кинестетический) опыт. Архитектор, строящий здание детского сада, должен принимать во внимание, что окна и потолки предназначены для того, чтобы ребёнок рассмотрел высоту, дневной свет, вид из окна. Растительность, вода и песок на открытом воздухе - все это физические элементы, из которых состоит окружающая среда. Для разработки дошкольных учреждений архитектору важно понять, а затем создать диалог с различными дисциплинами: архитектурой, педагогикой, психологией и антропологией. Качество пространства зависит от того, как эти знания могут взаимодействовать, чтобы создать экологические условия, учитывающие различные аспекты, связанные с ростом ребенка. В Европе архитекторами, педагогами и общественностью широко признано влияние архитектуры на образование. В Европе, особенно в Германии, Италии и Испании, в частности, делается высокий акцент на архитектуру дошкольного образования детей младшего возраста. Педагогическая философия является одним из ключевых особенностей, определяющих структуру здания. Пространство должно быть задумано в педагогическом смысле так, чтобы ничто в его внутреннем и внешнем облике не было случайным. Caples также подчеркивает важность физической окружающей среды в образовании детей, утверждая, что: «чем лучше архитектор понимает философию, режим и работу, тем лучше в проекте воплотятся основные идеи дошкольного образования». Существует несколько типов педагогик раннего детства, из которых выделяется четыре основных типа детского сада: под руководством Фридриха Фребеля; Монтессори (Марии Монтессори); Вальдорф (Рудольфа Штайнера); Реджо-Эмилия (Лориса Малагуцци). В конце XVIII в. Фридрих Фребель впервые признал, что значительное развитие мозга происходит в период между рождением и возрастом трех лет, и предложил первый обучающий метод раннего детства, основанный на убеждении, что дети должны воспитываться и питатся «как растения в саду», отсюда название «Детский сад». До Фребеля детей до трех не образовывали. Впервые Фребель предложил модель разностороннего интеллектуального развития ребёнка через учёт его интересов, игру, развитие моторики, использование музыки - то есть то, что даёт целостность развития и воспитания. «Игра детей не отдых, это означает - плотная работа, игра как чистейшее духовное производство человеческого бытия на данном этапе ... в ней у каждого человека проявляются его внутренняя сущность, его талант», (Фридрих Фребель). С духовной точки зрения, Фребель понял, что человека отделяет от других форм жизни то, что люди могут изменять окружающую их среду, но он не сформулировал конкретные принципы дизайна окружающей среды детского сада. Благодаря тому, что архитекторы всего мира поняли идеи Фребеля, начала совершенствоваться среда учреждений детского сада, стимулируя воображение и творческие способности ребенка, направленные на целенаправленное воспроизведение, сенсорную игру с материалами, в том числе с песком и водой. Метод Фребеля был естественной отправной точкой для инноваций, которые затем вдохновили Марию Монтессори, Рудольфа Штайнера и других иследователей, которые приняли его идеи и использовали их в своих работах. Влияние детского сада на формирование личности ребёнка находим также в работах Реджо-Эмилия. Подходы Реджо-Эмилии и Вальдорфа к дошкольному образованию детей в детских учреждениях имеют некоторые основные черты. Оба подхода были разработаны в Европе во второй половине XIX столетия, с целью становления граждан на мирную и цивилизованную жизнь. Учредители этих школ признали, что архитектура является одновременно мощным и тонким учителем. Такое отношение к архитектуре явно прослеживается в педагогике и учебных планах этих школ. Учителя, школ Реджо-Эмили и Вальдорфа признают детей как интеллектуальных, творческих и сложных существ. Кроме того, преподаватели тщательно готовят эстетическую окружающую среду, поддерживающую развитие детей. Философия Вальдорфа основана на идеях, взглядах, педагогических методах Рудольфа Штайнера, философа, социального новатора и художника, которая воплотилась в первой вальдорфской школе в Штутгарте, Германия, в 1919 г. после Первой мировой войны. Штайнер разработал философию, известную как антропософия: человек состоит из трех аспектов - духа, души и тела. Акцент в начальных классах делается на эстетическое и художественное самовыражение. Этот метод поощряет детей создавать свои собственные миры. Музыка и искусство являются центральными компонентами в вальдорфском подходе к обучению. Выражать свои мысли и эмоции учат через искусство и музыку. Метод Штайнера предполагает, что дети в состоянии создавать Человек и город 80 свои собственные игрушки и некие предметы. У них развиваются способности к творческому мышлению, решению проблем путём развития способностей и социальных навыков через их свободные творческие игры. Простые, натуральные материалы - куски дерева, ракушки, пчелиный воск и игрушки, сделанные собственными руками, - помогают детям к формировать свои собственные игры и рассказы. Дети учатся живописи, рисованию, пению, танцам, моделированию воском, выпечке хлеба и строительству домов из коробок, листьев и досок. Для учеников Вальдорфа музыка, танцы и театр, письмо, литература, легенды и мифы являются не просто темами, которые они совместно пассивно обсуждают. Для таких мероприятий, как приготовление пищи, занятия искусством и ремеслом, эвритмией и балетом создаются специальные помещения для репетиций и выступлений. Штайнер утверждал, что большинство проблем общества коренится в его архитектуре. Поэтому пространственно эстетические мероприятия вальдорфской школы являются зеркалом для развития ребенка, поддерживая его рост. Как сказал Альберт Эйнштейн: «верный признак интеллекта не знания, а воображение». Все дети видят, слышат, и всё это оказывает на них влияние. Таким образом, чистота, аккуратность, красота, - имеют для них важное значение. Физическая среда в закрытом помещении и на открытом воздухе должна обеспечивать разнообразные возможности для самообразования, формирования опыта в контакте, живого и радостного движения, а также умения слышать самого себя. Некоторые конкретные аспекты эстетического Вальдорф воспитания включают в себя использование природных форм, которые часто встречаются в природе, в цвете и в материале и которые так естественны и первозданны. Это позволяет различным материалам естественно сочетаться (т.е. древесина, войлок, пчелиный воск, шелк и т.д., а не пластик или синтетические ткани, так как они должны быть экологичными), и они сами, и то, что делает их прекрасными на ощупь. Дизайн должен быть простым, чувственным, как опыт в окружающем их природном мире. Для Штайнера, который сам являлся архитектором, каждый аспект школы: мебель, цвет, освещение, природные объекты - имели архитектурное и педагогическое значение. У учеников школ Вальдорфа развивается чувство места через внимание к естественной модели и ритмам. По мнению писателя Дудека, школы Вальдорфа представляют «самое очевидное проявление педагогической и архитектурной конвергенции в течение последних 40 лет». После Второй мировой войны Лорис Малагуцци предлажил разработку философии Реджио Эмилия. Малагуцци вместе с сообществом приняли решение о разработке школ, которые помогли бы детям стать достойными гражданами. Детские артефакты, фотографии детей, трансляция детских разговоров и размышлений учителей, работающих в Реджио, были презентованы в целях содействия понимания развития детей и роли окружающей среды. Малагуцци, чтобы показать важность окружающей среды в школах Реджо-Эмилия, заявил, что «среда рассматривается как учитель», соответствующий дизайн - как тренер, который помогает, направляет и предназначен для детей, способствуя их социально-познавательному и физическому развитию. Среда - это «третий воспитатель» (первый и второй - родители и воспитатели). Большое внимание уделяется тому, что видит и чувствует ребенок в раннем детстве. Дети здесь не только соавторы обучающего процесса, но и инициаторы большинства проектов. Воспитатель «эволюционирует» вместе с ними. «Мы ассистируем детям, мы не воспитываем их...», - так описывают реджо-педагоги свою работу. Реджо-педагогика - это оптимистическая педагогика. Ребенок, с его энергией, любопытством, фантазией - творец самого себя, конструктор своей личности, - так полагает реджо-педагогика. Ребенок - силен, богат, могуч и сведущ, - так говорят реджо-воспитатели. И разве может быть самовоспитание чем-то иным, как не искусством сохранения и поощрения этой природной силы и богатства? Красота физической среды также подчеркнута в подходе Реджо-Эмилия. Такой подход делает акцент на искусстве, которое является детским символическим языком и, таким образом, делает привлекательной среду обучения. Гандини утверждает, что физическая среда в школах Реджио-Эмилии - не просто красивая, но и личностная. Она утверждает, что «везде есть картины, рисунки, бумажные скульптуры, проволчные конструкции, прозрачные коллажи, цветные раскраски…». Соответственно ребенок может видеть его собственную работу по всему пространству в школах Реджио-Эмилии. Существует также тесная взаимосвязь между внутренней и внешней частью здания школы. Школа должна быть местом, где «чувствуется», что происходит снаружи - от погоды до сезонных изменений, от времени суток до ритма города, потому что школа существует в определенном месте и времени. Innovative Project. 2016. Т1. № 3 81 Существует ряд архитектурных элементов, которые этому способствуют: балконы и веранды, внутренние дворики с растениями и другими природными элементами; особенно важно использование открытых пространств (игрового оборудования, пути и т.д.) для наблюдения за поведением сил природы, таких как: ветер, вода и т.д. Пространства, заполненные растениями и естественным светом, напоминающие больше студии, чем классные комнаты; пространства, предназначенные для проявления возможностей каждого ребенка - во всём этом столкновение широкого спектра материалов и выразительных языковых средств, различных точек зрения, где руки, ум и эмоции активно и одновременно выявляют таланты каждого ребенка. Наличие большой центральной зоны в пространстве детского сада под названием «Пьяцца» (площадь) является общественным местом встреч, которое способствует образованию связей, групповому взаимодействию, общению, социальным отношениям и детским предположениям о публичной идентичности. Отвечая потребностям общества и личности, сочетая экологические аспекты Реджо-Эмилия и Вальдорф-подходов к обучению, дошкольный дизайн может подойти к разработке архитектурного пространства, которое поощряет искусство музыки и танца, взаимоотношения ребенка с природой, практические знания и практический опыт. Среда, которая питает ребенка в творческом и эстетическом аспекте, является с академической точки зрения, самой здоровой средой. Малагуцци стремился связать воедино: ребенка, его семью и его окружение - то, что в детских садах было, как правило, разобщено. В 1991 г., по мнению американского еженедельника «Newsweek», детские садики Реджо были признаны лучшими в мире. С целью международного обмена опытом между педагогами и исследователями, в 1994 г. был создан Фонд «Дети Реджо». С тех пор реформаторские начинания Реджо получили всемирное распространение. Таким образом, очевидно, что архитектурный дизайн, являясь мощным учителем, играет ключевую роль в развитии дошкольного воспитания.
×

About the authors

Maria Jamal

Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering

References

  1. Caples S.E. (1996). Some guidelines for preschool design. Young Children, 51, 14-21.
  2. Oberman I. (1997). Waldorf History: Case Study of Institutional Memory. Paper presented at the Annual Meeting of the American Educational Research Association, Chicago, IL, March 24-28, 1997.
  3. Альманах вальдорфской педагогики. М.,1993. №1.
  4. Альманах вальдорфской педагогики М.,1994. № 2.
  5. Dudek M. (2000). Kindergarten architecture: Space for the imagination (2nd ed.). Independence, KY: Spon Press.
  6. Gandini L. (2002). The story and foundations of the Reggio Emilia approach. In V.R. Fu, A.J.Stremmel, & L. T. Hill (Eds.), Teaching and learning: Collaborative exploration of the Reggio Emilia approach (pp.13-21). Upper Saddle River, New Jersey: Merrill.
  7. Henry M. (1993). School cultures. Norwood: Ablex.
  8. Raab R. (1980). Rudolf Steiner as architect. Architectural Association Quarterly, 12(3), 48-55
  9. Edwards C. P. (2002). Three approaches from Europe: Waldorf, Montessori, and Reggio Emilia. Early Childhood Research and Practice, 4(1). Retrieved December 22, 2004, from http://ecrp.uiuc.edu/v4n1/edwards.html
  10. Раннее развитие «Альманах». http://www.raneerazvitie.narod.ru/almanah

Copyright (c) 2016 Jamal M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies