THE SYMBIOSIS OF ART IN SHAPING THE VISUAL ECOLOGY OF URBAN ENVIRONMENT

Abstract

The article reveals new structural elements and determines the role of contemporary art in the formation of urban environment. The city is an artificial and technically rich space having a powerful informational impact on humans. Urban spatial environment has a polyfunctional structure. The blend of various types of contemporary art is one of the most important and promising areas of studies that can lead to improving the quality of the spatial structure of the city, developing engineering infrastructure, increasing the quality and quantity of housing, expanding recreational spaces and the range of service functions.

Full Text

Городская объемно-пространственная среда должна иметь свою индивидуальность, исторический и национальный колорит, соответствовать требованиям видеоэкологии и структурировать в себе элементы ландшафтной архитектуры, дизайна и колористического комфорта. Объекты массовой застройки, не отличающиеся разнообразием форм и исторической значимостью, порой угнетают местных жителей своим визуальным однообразием и не производят впечатления на туристов. Архитекторы Европы, Азии и Южной Америки создают цветные районы и кварталы (рис.1, 2). Городская пространственная среда имеет полифункциональную и многообъектную структуру. Люди в своей повседневной жизни вступают в психоэмоциональное взаимодействие с природными, антропогенными и техногенными элементами среды обитания. Особенно значимым становится создание своеобразного, запоминающегося образа зданий, сооружений, малых архитектурных форм. В Сан-Франциско есть необычный дом, из которого вот уже несколько лет «падает» мебель. Автор этого проекта дизайнер и художник Брайан Гоггин (Brian Goggin). Около тридцати различных предметов мебели закреплено на нем таким образом, что создается иллюзия, будто они сбегают по его стенам вниз. Этот удивительный дом существует с 1997 г. (рис. 3). Необычный пример садово-парковой скульптуры (рис. 4) - работа турецкого художника Мехмета Али Уйсал для фестиваля пяти сезонов, который проходил в одном из бельгийских парков. Скульптура должна напоминать людям, какую власть современное человечество имеет над природой и предостеречь их от злоупотребления этой властью (рис. 4). Современный город - это искусственное, технически насыщенное пространство, оказывающее мощное информационное воздействие на человека. Технический прогресс, высокий уровень информатизации не сопровождается духовным совершенствованием населения. Ослабевают социальные связи. Виртуальная реальность замещает события реальной жизни. Человек уязвим и беззащитен перед Интернетом. Он делает возможным не только общение между представителями разных возрастных и социальных групп и культур, но и открывает канал хамству, духовному насилию. Возникает отчуждение человека, чувство одиночества в обществе. Своеобразие урбанистической картины мира отражается во многих проблемах повседневной жизни. Развиваются новые и своеобразно интерпретируются виды искусства. Работы уличного искусства также разнообразят пространственную среду, призывают обращать внимание на детали, учат видеть смешное и грустное в привычных предметах. Наблюдается дистанцирование творческих позиций уличных художников от примитивного граффити как проявления хулиганства и вандализма. Две из ряда лучших работ уличного Art’a 2010 г. по мнению Streetartutopia.com. Автор: Бэнкси, Великобритания (рис. 5, 6). Рис. 3. Дом с падающей мебелью Рис. 5. «Лицо» Рис. 6. «Дом» Рис. 7 « Всадник» Рис. 4. «Прищепка» - садово-парковая скульптура Пространство города 56 Интересно отметить то, как жители сельской местности проявляют свой творческий потенциал. Начиная с 1993 г. жители села Инакадате превращают территории сельскохозяйственного производства в огромные изображения на рисовых полях. «Картины» должны быть тщательно спланированы до начала посадки и выращивания риса (рис. 7, 8). В 1999 г. по итогам всероссийского конкурса самодеятельного зодчества дом кузнеца Сергея Ивановича Кириллова из деревни Кунара Свердловской области был признан лучшим в России (рис. 9). Строительство дома, декорирование фасадов, комбинирование элементов стало делом всей жизни автора и заняло около 50 лет. Можно критиковать стиль и загруженность композиции, но дом бесспорно создает светлый, жизнеутверждающий образ. Можно отметить, что творчество, самореализация индивидуальности становится важным компонентом повседневной жизни человека. Выводы. 1. Основная цель данной работы - определение архитектурно-планировочных аспектов городской повседневности в рамках современной урбанистической картины мира. 2. Выявление тенденций объемно-пространственного структурирования городской среды. 3. Определение возможностей современного искусства в создании гармоничного городского пространства. 4. Утверждение необходимости творческой реализации личности как составляющий компонент оптимальной жизнедеятельности человека.
×

About the authors

Galina G. Gryaznova

Ural State University of Architecture and Art

Anna V. Gryaznova

Ural State University of Architecture and Art

References

  1. Ахмедова, Е.А. В.А. Шабанов Городская среда: Проблемы реконструкции / Куйбышев, кн. изд-во, 1989. 112 с.
  2. Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия / М. : Стройиздат, 1977. 127 с.
  3. Блинов В.А. В.А. Колясников, Ф.Т. Мартынов Градостроительная экология: понятия, принципы, критерии // Изв. вузов. Стр-во. 1994. №11. С. 134-142.
  4. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства. / М. : Стройиздат, 1984. 256 с.
  5. Демек, Я. Теория систем и изучения ландшафта / М.: Прогресс, 1977. 223 с.
  6. Касьянов В.Ф. Реконструкция жилой застройки: уч.пос. для вузов -М: Изд.АСВ, 2005. 224 с.
  7. Куракова Л.И. Антропогенные ландшафты / М.: Изд-во МГУ, 1976. 216 с.
  8. Реставрация памятников архитектуры: Учеб.пособие для вузов/ С.С. Подъяпольский, Г.Б. Бессонов, Л.А. Беляев, Т.М. Постников; под общ. ред. С.С. Подъяпольского. М.: Стройиздат, 1988 - 264 с.
  9. Шепелев Н.П., Шумилов М.С. Реконструкция городской застройки: учеб. для строит. спец. вузов. М: Высш. шк. 2000 271 с.
  10. Эллюль Ж. Другая революция / пер. с фр. // Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. С. 147-152.

Statistics

Views

Abstract: 102

PDF (Russian): 16

Dimensions

Article Metrics

Metrics Loading ...

PlumX


Copyright (c) 2016 Gryaznova G.G., Gryaznova A.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies