SOCIAL SPACE AND THE METHODOLOGY OF ENVIRONMENTAL ARCHITECTURAL ACTIVITY


Cite item

Full Text

Abstract

The environment in which we live, which spatially and symbolically expresses the reality of the formation of value relationships, is the most important context of modern architecture. It restores architecture to traditional culture with all the richness of human relations and the uniqueness of place. Through the appropriation of the living environment, a way of understanding is formed which conceives of architectural activity as the simultaneous coexistence of different architectural movements manifested to varying degrees within existing contexts.

Full Text

Глобализация современного общественного устройства, расширившая пространственные связи и возможности территорий до мирового масштаба, предлагает разные варианты архитектурного освоения территорий, определяющиеся разной степенью их включенности в мировые и местные процессы. Возникают пространства пересечений различных траекторий, которые, будучи узловыми участками, осуществляют функции сбора, перераспределения, использования и управления различных ресурсов, для таких пространств существует термин «пространства потоков». Территориально они закреплены в центральных деловых районах крупных агломераций и городов, технополисах, высокоурбанизированных агломерационных территориях, технопарках, узлах интенсивной деловой активности, глобальных городах. Субъектом архитектурной деятельности «пространства потоков», выступает транслокальная община сетей корпоративного сотрудничества, глобальные корпорации, создающие свою инновационную и коммуникативную архитектуру, нацеленную на распространение интересов корпораций по всему миру. «Пространство потоков» в силу своей насыщенности и концентрированности зачастую доминирует над пространством ценностных отношений - средой, где индивиды получают жизненный опыт, приобретают чувство идентичности, обустраивают свою жизнь и жизнь своей семьи. Такое пространство можно определить как «пространство мест», и формируется оно на территории исторических кварталов, жилых групп, загородных субурбий, кондоминиумов, жители которых, объединенные в территориальные группы, сообщества, ТСЖ, могут становиться субъектами архитектурной деятельности (рис.1). Архитектурная деятельность в таком пространстве представлена средовым подходом, цель которого - сохранение архитектурной и социокультурной среды (Krier&Kohl, Ч. Дзукки, П. Цумтор, А.Е. Харитонов, А.В. Боков и др.). Средовая, контекстуальная архитектура - тектоническая основа формирования и выражения символической и пространственной реальности - «пространства мест», способствующая его устроению и обитанию (по М. Хайдеггеру) [1], область трансляции пространственно-вещественных структур городской культуры. Архитектурные объекты «пространства мест» множественны, фрагментарны, насыщены историко-культурными значениями, вписаны в историю и мифологию места (рис.2). Такой вектор развития архитектурной деятельности получил название «устроительство и обитание» [2]. В рамках взаимодействия архитектурной деятельности «устроительство и обитание» и архитектурной среды «пространство мест» можно выделить средства, методы, инструменты архитектурной деятельности, которые представляется целесообразным разделить на две группы: 1) аналитические методы понимания средовой ситуации: освоение потребительской ситуации, свойственной конкретному средовому сообществу и его индивидам. Обнаружение проблемных узлов и «фокусов» в архитектурно-коммуникативной среде и определение оптимального и сообразного характеру субъектов состава предметного обеспечения жизнедеятельности и ее пространственной организации; освоение урбанистической ситуации, свойственной конкретному месту. Изучение специфических и характерных месту градостроительных условий, обременений, регламентов, условий и ограничений [3]; актуализация неразрывных связей архитектурной среды с ее возникновением-становлением-развитием и изменениями в различных исторических и культурных ситуациях. Выявление и актуализация генетически усвоенной архитектурной программы по обустройству среды. Опора на генетические средовые ценности; комплексный подход аналитического рассмотрения социальных, экономических, управленческих и прочих факторов развития территории, которые укрупнено могут быть сгруппированы в трех подходах: естественнонаучном, социотехническом и социокультурном; 2) методы взаимодействия архитектора и территориального сообщества: метод «вживания в роль». Специфика связи «архитектор - территориальное сообщество» состоит в прогнозировании архитектором психологической реакции потребителя на архитектурный объект. «Проектируя здание, архитектор должен представить свое произведение, как он увидел бы его законченным, ставя себя мысленно в положение посетителя, который изучает его внимательно и придирчиво» (О. Нимейер); формирование сетевых связей. Необходимо налаживание обмена опытом успешной архитектурной реализации и эффективными формами организации архитектурного процесса. Современные телекоммуникационные системы позволяют наладить обмен локальными проектами и решениями, и включить его в городские, глобальные архитектурно-информационные сети [3]; посреднические функции и соорганизация. Весьма важной становится деятельность архитектора как посредника среди различных групп и интересов, взаимодействующих на территории. Эта роль является не менее важной, чем традиционные навыки работы проектировщика с архитектурным объектом. Посреднические практики архитектурной деятельности используют конфронтацию и диссонанс внутри средовой ситуации как «проектный метод», помогающий тектонически сорганизовать сосуществование противоположностей в едином пространстве и содействовать улучшению реальных условий обитания каждого; упрощение форм организации общественного участия и способов проектирования. Использование вербально-событийных методов: дискуссий, выступлений, обсуждений аналогов и прототипов, метод игровых ситуаций. В проектной практике акцент на быструю и наглядную архитектурную графику: фор-эскизы, Пространство города 56 Innovative Project. 2016. Том 1. No1. 57 метод клаузур и пр. В качестве субъектно-средовых принципов архитектурной деятельности «устроительство и обитание» можно выделить: принцип адресности, который реализует различные сценарии обитания городского сообщества через конкретно-действенные архитектурные способы его тектонического воплощения [3]; принцип снижения уровней принятия архитектурных решений. Профессиональные и социально-экономические основания архитектурной деятельности таковы, что разработка и реализация решений на местном уровне (квартал, «соседство») практически затруднены, если не вписаны в контекст общегородских программ развития или хотя бы не согласованы с ними. Но чем ниже расположен уровень принятия архитектурных решений, тем эффективнее их результат, несмотря на возможные усложнения проектного процесса. Даже на уровне «соседства» для решения проектных вопросов предпочтительнее организовывать собрания жильцов, нежели согласовывать проектные действия только с управлением ТСЖ. Тем более, архитектурная деятельность, встроенная в обобщенные программы городского уровня, не требующая работы на уровне территориальных сообществ, часто может или оставаться на бумаге, или искажаться в поле частных интересов до неузнаваемости [4]; принцип взаимодействия. Разработка программ и методов соучастия как выстраивание путей к взаимодействию архитекторов с местным сообществом с целью объединения усилий; принцип интеграции архитектурной деятельности и культурных технологий. Проектирование средовых событий, средовых практик, демонстрация имеющих место или предполагаемых сред, репрезентация архитектурной среды в экспозиционной плоскости, культурно практические действия - фестивали, выставки, летние школы. Около 10 лет художественная галерея Serpentine, расположенная в лондонском Кенсингтонском саду, организует строительство временного павильона, привлекая к проектированию различных ведущих мировых архитекторов, расширяя границы своего культурного пространства до фрагмента городской среды. В 2007 г. Рем Колхаас запроектировал павильон, представлявший собой пространственную и событийную конструкцию, в которой Рем Колхаас и Ханс Обрист провели интервью-марафон длиною в сутки с лондонцами - различными представителями творческих профессий: З. Хадид, Я. Синклером (психо-географом Лондона), художниками Гилбертом и Джоржем и др. В итоге Лондон был представлен через призму отношений к нему его знаменитых жителей, как многомерный средовой объект, представивший сложные и различные сценарии взаимоотношений «город-человек» [5]; принцип программирования. Координация локальных архитектурных проектов в программы различных уровней (городского, национального, международного) и различной направленности (туризм, культура, идентичность территории и пр.) [6] (программа «Сто общественных пространств для Лондона») (рис.1). Проектно-творческая составляющая архитектурной деятельности есть выделение архетипов и встраивание их в историческую среду, жилой квартал и пр. через регламенты на основе типизирующего творческого мышления.
×

About the authors

A. V Zhogoleva

Samara State University of Architecture and Civil Engineering

References

  1. Хайдеггер, М. Строить, обитать, мыслить. 1951 г.: пер с нем. С. Ромашко // Проект international. 2008. №20. С.176-189.
  2. Жоголева, А.В. Особенности архитектурной деятельности в условиях постиндустриального пространства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата архитектуры. Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет. Нижний Новгород, 2009.
  3. Средовой подход в архитектуре и градостроительстве // Сб. статей /под ред. Высоковского. - М.: Вниитаг Госкомархитектуры, 1989. 159 с.
  4. http://www.glazychev.ru/courses/mp/mp_04.htm
  5. Аджубей, К. Павильон Серпентайн// Проект international. 2006. №14. С.123-130.
  6. Генисаретский, О.И. Культурно - антропологическая перспектива // Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. М., 1995. 215 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Zhogoleva A.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies