THE DESIGN PRINCIPLES OF PARAMETRIC ARCHITECTURE


Cite item

Full Text

Abstract

Parametrism originates from the mid-twentieth century and in the twenty-first century it is already considered a style and is influential in the projects of many innovative architects. In 2009, Zaha Hadid and Patrick Schumacher published a manifesto of parametrics, defining it as a style with its main definitions and criteria. The past 90 years have witnessed active development of the parametric approach. The idea that our world is «woven» from nonlinear, complex, self-organizing materials, systems and processes emerges, which in turn is picked up by the architect-innovators. This work considers the agreement of form and function in their buildings, the methodologies applied in design and the current relevance of the approach.

Full Text

Параметризм берет свое начало с середины 20-го века, уже в 50-е годы Фрай Отто занимается разработкой легких тентовых конструкций через регулируемые сети в пределах границ параметров. В 90-е годы начинается активное развитие параметрического подхода. Становится актуальной идея того, что наш мир «соткан» из нелинейных, сложных самоорганизующихся материй, систем и процессов, ее, в свою очередь, подхватывают архитекторы-новаторы. К этому моменту компьютерные технологии позволяют генерировать пластичные, текучие формы, решать сложные конструктивные задачи, что сделало строительство криволинейных конструкций таким же реальным, как возможность связаться через интернет с человеком на другом конце света. Архитектура становится адаптивной и подвижной. Генеративные компьютерные программы позволяют проводить эксперименты в виртуальной среде с интерактивными фасадными оболочками, реагирующими на естественные и искусственные внешние раздражители. В 2009 году Захой Хадид и Патриком Шумахером был опубликован манифест, определявший это направление как стиль со своими основными определениями и критериями. Основными чертами параметризма выступает плавность линий, их оригинальность и неповторимость, возможность, регулируя параметры, изменять форму. Избегаются твердые геометрические примитивы, прямые линии, простые повторения. Пропагандируется новый взгляд на взаимоотношение архитектурной формы и функции, и новое прочтение классических профессиональных категорий, новых способов и приемов профессиональной работы архитектора. Среди новейших архитектурных разработок параметризма можно выделить следующие: офисное здание Media-ICT, спроектированное студией архитектора Энрика Руис Гели с надувным фасадом. Основная концепция Media-ICT - синтез экологичности и современных технологий. В воздушные камеры треугольной формы вмонтированы датчики освещённости, которые расширяют, либо сжимают камеры, в зависимости от интенсивности солнечного излучения, тем самым регулируя микроклимат и свет внутри помещения. - проект кампуса Google, растворяющийся в окружающей среде за счет пластичной светопрозрачной оболочки, трансформируемый благодаря предусмотренным особенностям структуры; культурный центр имени Гейдара Алиева по проекту студии Захи Хадид выполнен по всем канонам параметризма. Изогнутая поверхность здания достигает земли и взлетает обратно вверх, образуя волны, которые плавно ложатся на землю и постепенно распрямляются; павильон от ICD и ITKE, повторяющий строение экзоскелета жука, в этой работе были объединены достижения робототехники и биометрики. Модули, из которых собран павильон, состоят из «затканной» волокном стальной рамы. В общей сложности разработка и реализация проекта заняла полтора года, а производство оказалось безотходным. Параметризм не только включает в себя создание сложной, пластичной формы, но он так же дает возможность учитывать восприимчивость формы к изменению климата, человеческому поведению, создавать различные программы для организации рационального и комфортного пространства, позволяет развивать гибкость функций.
×

About the authors

A. O. Shchapova

Ural State University of Architecture and Art

References

  1. Азизян И.А., Добрицына И.А., Лебедева Г.С. Теория композиции как поэтика архитектуры / Под ред. И.А. Азизян. - М.: Прогресс-Традиция, 2002. - 568 с.
  2. Коньшина Н.В., Янковская Ю.С. Место «волнового» формообразования в современной архитектуре / Н.В. Коньшина, Ю.С. Янковская // В сб. Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. 2013. Т. 1. С. 125-130.
  3. Мастера советской архитектуры об архитектуре [Текст] : избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов: в 2 т. / под общ. ред. М.Г. Бархина [и др.]. - М. : Искусство, 1975. - Т. 2. - 584 с.
  4. Сапрыкина Н.А. Архитектурная форма: статика и динамика. Учеб. пособ. для вузов / Н.А. Сапрыкина. - М.: Архитектура-С, 2004. - 403 c.
  5. Сапрыкина, Н.А. Динамическая адаптация архитектурных объектов [Текст] : дис. …д-ра архитектуры: 18.00.02 / Н.А. Сапрыкина; Моск. Архитектурный ин-т (Гос. акад.). - М., 1999. - 77 с. : ил. - Библиогр. : с. 65-70.
  6. Юсупов Т.М., Янковская Ю.С. Интерактивные элементы в интерьере многофункциональных зрелищных зданий как средство создания гибкого эмоционально-художественного образа / Т.М. Юсупов, Ю.С. Янковская // В сб. Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. 2014. Т. 3. С. 217-222.
  7. Янковская Ю.С. Архитектурно-средовой объект: образ и морфология: учебное пособие / Ю С. Янковская; Урал. гос. архитектурно-художеств. акад. - Екатеринбург : Архитектон, 2012. - 234 с.
  8. Янковская, Ю.С. Архитектурный объект: образ и морфология [Текст] : дис.. д-ра архитектуры: 18.00.01. Т. 1 / Ю.С. Янковская ; Моск. Архитектурный ин-т (Гос. акад.). - М. : 2006. - 271 с. : ил. - Библиогр. : с. 242-259

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Shchapova A.O.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies