The importance of architectural heritage aesthetics for modern cities
- Authors: Litvinov D.1, Mikhailets A.1
-
Affiliations:
- Samara State Technical University
- Issue: Vol 10, No 18 (2025)
- Pages: 48-54
- Section: THE CITY & PEOPLE
- URL: https://journals.eco-vector.com/2500-3437/article/view/688990
- DOI: https://doi.org/10.17673/IP.2025.10.18.5
- ID: 688990
Cite item
Full Text
Abstract
The article is devoted to the issues of preserving the aesthetic value of historical cities in the context of globalization. The analysis is based on specific examples of Russian and European cities. In the modern era, when work is actively underway to reconstruct old buildings and construct new ones, the issue of forming an aesthetically harmonious urban environment becomes especially important. However, this task is accompanied by a number of contradictions and conflicts. Difficulties are associated not only with the integration of historical and modern architecture, but also with different approaches to the aesthetic organization of space, where the preservation of architectural heritage plays a key role.
Full Text
Есть города, которые запоминаются на всю жизнь, оставляют неизгладимое впечатление с первых минут пребывания. Города, где каждый уголок безошибочно воспринимается как часть единого, уникального целого; города, где суть ясна, а взаимосвязи между элементами понятны. К таким городам относятся Москва и Прага, Париж и Санкт – Петербург, Флоренция и Талин, Баку и Марсель. Образы этих городов легко складываются в цельную картину, отражающую единство системы, которой и является город. [2, с. 5].
Рассмотрим ключевые аспекты наследия, которые сегодня признаются ценными и требуют сохранения для использования в качестве основы для преемственного развития городской среды. Среди таких аспектов особое внимание заслуживает соответствие исторической застройки масштабу человека. В старых городах преобладали здания высотой от двух до четырёх этажей, хотя в крупных центрах встречались участки с пяти – и шестиэтажными строениями. Опыт показывает, что именно двух – четырёхэтажные здания воспринимаются как наиболее гармоничные по отношению к человеку.
Историческая застройка высотой четыре – шесть этажей сохранила соразмерность благодаря ограниченной длине зданий. Горизонтальные размеры легко оценивались взглядом, что помогало воспринимать высоту. Такие строения подчеркивали значимость города и сегодня, при условии их расположения на одной линии, выглядят монументально. Соразмерность или ее отсутствие зависят не только от абсолютных размеров сооружений, но и от привычных для человека масштабов, а также от архитектурных приемов, используемых для их гармонизации.
Соразмерность старой архитектуры человеку проявляется не только в габаритах зданий, но и в особенностях их пластического оформления. Во – первых, в исторических постройках почти всегда присутствуют изгибы форм, декоративные элементы и тщательная проработка деталей. Во – вторых, в декоре и неровностях поверхностей ощущается ручная работа, подчеркивающая ремесленный характер сооружений.
Соразмерность человеку также характерна и для пространств исторического города. Если современная архитектура в пешеходных зонах постепенно отходит от чрезмерно открытых пространств к более уютным и замкнутым, то в городской среде прошлого такая камерность и компактность улиц и площадей изначально были естественными.
Рис. 1. Прага. Староместская площадь (guide-prague.cz)
Важно отметить, что пространственные характеристики нельзя рассматривать отдельно от архитектуры зданий. Узкие средневековые улицы не создают «давящего» ощущения, так как здания, их формирующие, имеют пропорции и членения, гармонирующие с человеческим масштабом.
Пол Голдбергер обращает внимание на то, что исторические улицы городов постепенно утрачивают свою уникальность и связь с прошлым, подчиняясь коммерческим интересам. Он акцентирует важность разработки единого подхода к градостроительному планированию и архитектурному дизайну на таких территориях. Такой подход должен быть направлен на сохранение значительной культурной ценности исторических центров городов [6, с. 149].
Рис. 2. Флоренция – Площадь Республики (it.freepik.com)
Рис. 3. Таллин. Домский собор в Вышгороде (humus.livejournal.com)
Важную роль в исторической городской среде играет сложность ее структуры. Ритм отдельных домов, ведущий к доминанте внутри улицы – церкви, или чередование фасадов и щипцовых завершений готической улицы, порой с отдаленным ориентиром в виде собора или ратушной башни – все это формирует представление о сложном организме, городской среде с собственной внутренней жизнью и закономерностями.
Эстетическую ценность имеют и регулярные ансамбли классицизма, такие как застройка набережной Волги. Соразмерные человеку как по высоте, так и по протяженности, они обладают крупными ритмическими членениями, которые облегчают восприятие горизонтальных размеров зданий и композиционно выделяют ячейки, схожие по содержанию с индивидуальными домами усадебной застройки, распространенной в ту эпоху.
Рис. 4. Самара. Некрасовский спуск в 1900-е гг. (drugoigorod.ru)
Старый город демонстрирует прекрасные примеры сценарной организации впечатлений вдоль основных направлений движения. В исторически сложившейся городской среде обычно четко прослеживается структурная логика и иерархия построения. При движении по улицам раскрывается закономерность последовательной смены композиционных акцентов – площадей или крупных архитектурно значимых сооружений.
Ценность исторической застройки заключается в ее сложной организации, где четкая структурная основа сочетается с разнообразием деталей. Ж.К. Бернар отмечал, что сложность городских планировок отвечает психологической потребности, которую удовлетворяют старинные центры городов и современные восточные поселения. Он подчеркивал, что такая структура не случайна: склонность к лабиринтам проявляется в запутанности пешеходных путей, придающей особое очарование стихийно сложившимся ансамблям, сохранившим свою таинственность для непосвященных [1, с. 106].
Архитектурное наследие представлено преимущественно объектами, изначально обладавшими замкнутостью и самодостаточностью – дворы, усадьбы, укрепленные города. Современная архитектура, стремящаяся к открытости, нарушает эту традиционную замкнутость, что порой вредит целостности и эстетическому восприятию исторических объектов.
Рис. 5. Санкт – Петербург. Дворцовая площадь (experience.tripster.ru)
Рис. 6. Москва. Красная площадь (immunocap.ru)
В XVIII – XIX вв. была утрачена древняя традиция создания городов как замкнутых, статичных систем. Сегодня, на фоне масштабов и динамики мегаполисов, любой исторический город или его фрагмент воспринимается как локальный и обособленный организм. Главной архитектурной проблемой в исторических центрах городов, обусловленной быстрыми изменениями социально – экономической среды, становятся «динамичность» и «изменчивость» пешеходной зоны. Это связано с постоянным внедрением обновлением функций, что приводит к необходимости адаптации пространства под новые требования.
Рис. 7. Суздаль. Свято – Покровский монастырь (dobro-suzdal.ru)
Однако стабильность и статичность старых городов находит отклик в современных градостроительных концепциях. Исторический город может стать частью агломерации, выполняя роль связующего ядра или одного из ее элементов. В таком случае его статичность перестает быть проблемой, так как он становится лишь небольшим звеном в общей структуре.
В своей работе, посвященной изучению городских центров, Л.И. Соколов предложил методы анализа процессов развития исторического ядра города, которые объединяют в единую систему аспекты «прошлое – настоящее – будущее»:
1. Эволюционный метод: анализ исторического становления центральных районов города с учетом теоретических и практических наработок в формировании подобных территорий;
2. Системный метод: рассмотрение центральной части города как сложной структуры, требующей комплексного анализа ее организации [4].
Выводы
Проведенное исследование показывает, что в современном мире важно не просто сосуществование наследия и актуальных тенденций как двух равноценных, но принципиально разных явлений. Архитектурная практика сегодня решает задачи, схожие с теми, что воплощены в эстетических качествах среды, которые мы находим в историческом наследии городов.
Рассматривая восприятие исторического содержания застройки, важно отметить, что наследие различных эпох воспринимается не только как отдельные элементы, но и формирует единую картину. Город обретает историческую глубину. Здания, улицы и площади повествуют о его древности, этапах развития, совершенствования и борьбы с разрушительным временем. Речь идет не о простом наборе признаков и деталей разных стилей, а о системе элементов наследия, которая позволяет увидеть и почувствовать закономерный исторический процесс, этапы становления и развития города.
About the authors
Denis Litvinov
Samara State Technical University
Author for correspondence.
Email: filippov.vd@samgtu.ru
Russian Federation
Arina Mikhailets
Samara State Technical University
Email: filippov.vd@samgtu.ru
Russian Federation
References
- Becker A.Yu., Shchenkov A.S. Modern urban environment and architectural heritage: Aesthetic aspect / Central Research Institute of Theory and History of Architecture. - M.: Stroyizdat, 1986. - 204 p.: ill.
- Bychkov V.V. Aesthetics: Textbook for universities. Series: Gaudeamus - M.: Academic Project, 2020. - 452 p.
- Ikonnikov A.V. Architecture of the city. Aesthetic problems of composition. Moscow: Stroyizdat, 1972, 216 p.
- Lynch K. Image of the city. Moscow: Stroyizdat, 1982. 328 p.
- Sokolov L.I. City center - functions, structure, image. Moscow: Stroyizdat, 1992. 353 p.
- Shchenkov A.S., Antonova N.E. On the aesthetic aspects of architectural intervention in the environment of small historical towns // Academia. Architecture and Construction, 2022, No. 3, pp. 51–59. doi: 10.22337/2077-9038-2022-3-51-59
- Montgomery J. Making a city: Urbanity, vitality and urban design // Journal of Urban Design, 1998, Vol. 3, No. 1, pp. 93-116. doi: 10.1080/13574809808724418
Supplementary files
