ФАБРИКИ-КУХНИ БЫВШЕГО СССР В КАЗАХСТАНЕ, АЗЕРБАЙДЖАНЕ И УЗБЕКИСТАНЕ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследуются особенности архитектурно-планировочной организации новых типологических объектов периода 1920-1930-х годов – фабрик-кухонь. Выявляются специфические черты архитектуры фабрик-кухонь, построенных в городах азиатских республик СССР, выявляются национальные отличия в архитектурных решениях этих объектов, сочетания приемов конструктивистской и местной архитектуры. Воссоздаются трехмерные функционально-планировочные модели сохранившихся и утраченных зданий, восполняется информация об авторах. В научный обиход вводится ранее неизвестная информация о построенных в первые годы Советской власти фабриках-кухнях.

Полный текст

Объекты общественного питания, построенные в 1920-1930-х годах в республиках Кавказа, Казахстана и Средней Азии, до настоящего времени в значительной степени не изучены. Введение в научный оборот новых материалов позволит восстановить картину их строительства и выявить архитектурные особенности рассматриваемых фабрик-кухонь. В годы становления советского общества процесс формирования нового социального заказа в архитектуре протекал интенсивно и ярко не только на территории России, Белоруссии и Украины, но и в рассматриваемых республиках, а именно, в таких городах как Алма-Ата, Баку и Ташкент. В статье приводится краткая биография архитекторов, проектировавших и строивших рассматриваемые объекты.

Предметом исследования являются особенности объемно-пространственной структуры, планировочных решений, новизна функционального типа сооружений. В результате обработки обширного материала исследованы рассматриваемые объекты общественного питания (рис.1). Наиболее тщательно удалось проанализировать фабрику-кухню в городе Баку, так как на момент проведения исследования фабрики-кухни в Алма-Ате и Ташкенте утрачены. В Баку проведена фотофиксация объекта и интерьеров фабрики-кухни, в личном архиве Вальмена Николаевича Аладова (белорусский архитектор) найден материал, обработав который, удалось восстановить первоначальную планировочную структуру здания, фасады и выстроить его трехмерную модель.

Рис.1. География рассматриваемых объектов – фабрик-кухонь в Казахстане (Алма-Ата), Азербайджане (Баку) и Узбекистане (Ташкент). Черным цветом выделены объекты, которые утрачены

На основании изучения истории функционирования фабрик-кухонь в статье проанализирован экономический аспект возникновения данной типологии в строительстве. Рассмотрены материалы протокола заседания строительной комиссии Нарпита от 18 апреля 1930 года. В частности, в нем говорится следующее: «Организация Нарпит занималась контролем и составлением заданий на проектирование зданий фабрик-кухонь. Архитекторы-инженеры данной организации формировали планировочные схемы, эскизные проекты в тесном контакте с ведущими проектными организациями, создавали новую типологию и отрабатывали архитектурно-стилистические особенности зданий фабрик-кухонь. Специалисты Нарпита определяли необходимую мощность будущего здания, изучали последние разработки в сфере приготовления пищи, а именно новейшее оборудование для кухни, особенности хранения и приготовления пищи. Уделяли внимание такому понятию как фирменный стиль. Была разработана фирменная упаковка, велась активная агитационная пропаганда путем создания плакатов с изображением противопоставления старого и нового быта. Эта организация пропагандировала переход трудящихся к общественному питанию как очередной ступени социального преобразования жизни советского человека. По заказу Нарпита выпускали посуду с изображением герба СССР и надписью – «Нарпит». Современная индустрия полуфабрикатов и готовых блюд берет начало именно на фабриках-кухнях СССР» [1, c. 20-21].

Стилистически рассматриваемые фабрики-кухни представляют собой образцы архитектуры конструктивизма. Данные объекты возводились по прогрессивным строительным технологиям, с широким использованием монолитных железобетонных конструкций стен, колонн и перекрытий. Впервые выявлен объект из типологии фабрик-кухонь, конструктив и ограждающие конструкции которого выполнены из дерева – это фабрика-кухня в Алма-Ате, при строительстве которой использовался алтайский лес высокого качества.

Фабрика-кухня Казкрайсоюза в Алма-Ате (Казахская ССР) (архитекторы А.И. Гегелло и Д.Л. Кричевский) (рис. 2), год постройки – 1932. Объект находился на пересечении проспекта Сталина (позже Коммунистического) и ул. Госпитальной (с 1938 г. – ул. Джамбула). Фабрика-кухня сгорела при пожаре полностью, однако на ее месте было построено новое здание общепита с названием «Алма-Ата» (ныне «Вкус Востока», ул. Желтоксан, 148.

Рис. 2. А.И. Гегелло и Д.Л. Кричевский (wikimedia.org)

Александр Иванович Гегелло (1891-1965) и Давид Львович Кричевский (1892-1942) (рис. 2) – выпускники Института гражданских инженеров в г. Санкт-Петербурге. Этот же институт заканчивала и Екатерина Николаевна Максимова, автор самарской фабрики-кухни. К наиболее известному их творческому наследию относятся Дворец культуры им. А.М. Горького на Площади стачек, напротив фабрики-кухни Кировского района, и больница имени С.П. Боткина, построенные в Ленинграде в 1930-е годы. Вот как описывает А.И. Гегелло фабрику-кухню в Алма-Ате: «Отдельные творческие удачи в этом смысле могли быть достигнуты, либо когда имелась реальная возможность обеспечить объект строительства всем необходимым для осуществления замысла автора действительно на основе современной передовой строительной техники, – соответствующими строительными и отделочными материалами, механизмами и пр., либо если сам замысел архитектора, новаторский в отношении формы, полностью соответствовал имевшимся для его осуществления материальным условиям, как это было, например, со зданием образцовой столовой СНК Казахской ССР в Алма-Ате, спроектированным мной в соавторстве с арх. Д.Л. Кричевским и построенным в 1931–1932 гг.

Принятая для этого здания деревянная конструкция (у строительной организации СНК КазССР была возможность обеспечить строительство алтайским лесом высокого качества) позволила решить его в виде легкого каркаса, заполненного в изобилии стеклом, где это оправдывалось функциональными соображениями и деревянными утепленными щитами.

Свободное и живописное объемно-пространственное построение здания и такой же его план, обилие стекла, местами защищенного от солнца крытыми террасами, балконы, открытые веранды, озелененные перголы, внутренний дворик с фонтаном, местами грубо рустованный цоколь из местного серого гранита, почти плоские кровли, умеренное применение скульптуры – все это на фоне ярко-синего неба и сочной зелени (которая теперь почти совсем закрыла здание) помогло созданию нового, свежего и выразительного архитектурного образа». [2, с. 363-364].

Архитектура двухэтажного здания фабрики-кухни решена приемами конструктивизма. План был ясен и функционален, потоки посетителей фабрики-кухни не пересекались с производственным процессом. Главный вход в здание был удачно распланирован с точки зрения генплана, перед ним находился фонтан и мощение плиткой. Вестибюль, гардероб и утилитарные помещения располагались при главном входе в здание. Обеденные залы находились на первом и втором этажах, в прямой и, примыкающей под прямым углом, закругленной частях здания. Производственные помещения располагались на первом и втором этажах в Г-образном корпусе, формировавшим внутренний благоустроенный двор с фонтаном. Объект имел плоскую кровлю с организованным водостоком через наружные водосточные трубы. Легкость фасада подчеркивала протяженная линия балкона, которая опиралась на изящную колоннаду, высотой в полтора этажа (рис. 3).

Рис. 3. Архивные [4] и современные (www.yandex.ru/maps) фотографии фабрики-кухни в Алма-Ате

 

Рис. 4. Авторская графическая 3D реконструкция функциональных зон фабрики-кухни в Алма-Ате и «Интерьер столовой Казкрайсоюза», Алма-Ата. 1934. (фото Елеазар Лангман. Музей: Московский Дом фотографии)

 

Рис. 5. План 1 этажа и внешний вид фабрики-кухни в Алма-Ате [2]

В 1930 году архитекторы С.А. Дадашев и М.А. Усейнов разработали проект фабрики-кухни в Баку (Азербайджанская ССР), которая была рассчитана на 60000 блюд и размещалась в Сталинском районе города. Проект реализовывался в 1931-1933 годах.

Вот что пишет Р.М. Эфендизаде в книге «Архитектура Советского Азербайджана» о бакинской фабрике-кухне: «В числе общественных зданий тех лет особое место занимают фабрики-кухни. Строительство их получило широкое распространение на Апшероне в связи с необходимостью обеспечить горячими обедами промысловых рабочих. Фабрики-кухни были построены в поселках Сураханы, Сабунчи, Баилове. Фабрика-кухня на 60000 блюд в Баилове (архитекторы С. Дадашев, М. Усейнов) представляла собой трехэтажное здание, планировочная структура которого хорошо увязана с технологическим процессом. Плоская крыша-терраса с широким видом на море, являясь зоной отдыха, могла трансформироваться в летнюю столовую. Крупномасштабное членение фасадов, хорошая соразмерность деталей и целого создают запоминающийся образ сооружения. Фабрика-кухня вместе с Дворцом культуры (архитекторы братья Веснины, 1931) и расположенной рядом образцовой школой (архитектор А. Тер-Исааков, 1933) образовали общественный центр района» [3].

Рис. 6. С.А. Дадашев и М.А. Усейнов (wikimedia.org)

Садых Алекпер оглы Дадашев (1905-1946) – азербайджанский советский архитектор и историк архитектуры (рис. 6). Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1940). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941). С.А. Дадашев родился 2 (15) апреля 1905 года в Баку. В 1929 году окончил Бакинский политехнический институт (впоследствии стал его профессором). Автор книг по архитектуре Азербайджана. Действительный член АН Азербайджанской ССР (1945). Работал до 1946 г. в содружестве с М.А. Усейновым. Творчески развивал традиции азербайджанского зодчества. Создал много жилых и общественных зданий в Баку и других городах Азербайджана. С.А. Дадашев умер в Москве 24 декабря 1946 года. Микаэль Алескерович (Микаил Алескер оглы) Усейнов (1905-1992), азербайджанский советский архитектор и историк архитектуры. Народный архитектор СССР (1970). Профессор (1939). Академик АН Азербайджана (1945). Действительный член Академии архитектуры СССР. Герой Социалистического Труда (1985). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941). Усейнов родился 6 (19) апреля 1905 года в Баку в семье состоятельных родителей. До 1946 года работал в творческом и научном содружестве с С.А. Дадашевым. Уже студентами Усейнов и Дадашев получили первую премию за совместный проект памятника Низами Гянджеви – выдающемуся поэту и мыслителю XII века. Среди их лучших архитектурных работ – здания ЦК КП Азербайджана, Азербайджанской консерватории, музея Низами и другие в Баку; павильон АзССР на ВСХВ в Москве (1939 и 1954). Индивидуальные работы Усейнова – проекты Государственной публичной библиотеки имени М.Ф. Ахундова (1960), комплекса зданий АН АзССР (1951-1966) в Баку и другие, труды по вопросам архитектуры и градостроительства [5].

Здесь впервые приводится протокол заседания стройкомиссии Нарпита в Москве от 18 апреля 1930 г., на котором докладчиками были архитекторы Дадашев, Виленский и Максимова.

Рис. 7. Протокол заседания НПС Нарпита 18.04.1930. (источник: СОГАПСИ, Дело №59.)

Из представленного выше материала протокола стройкомиссии Нарпита, можно прийти к следующим выводам: 1) все проекты в типологии фабрик-кухонь тщательно анализировались специалистами Нарпита, высказывались рекомендации по внесению изменений в проект в части, производственных и обеденных залов, большое внимание уделялось вопросам диетических залов для детей и ряду других вопросов; 2) архитектор Дадашев был глубоко погружен в процесс проектирования объектов общепита; 3) проект фабрики-кухни в Сураханах в итоге запроектировал бакинский архитектор К.И. Сенчихин – можно предположить, что Дадашев, приняв все замечания от стройкомиссии Нарпита, передал их Сенчихину, который впоследствии запроектировал и построил фабрику-кухню в Сураханах (район г. Баку).

Рис. 8. К.И. Сенчихин (wikimedia.org)

Константин Иванович Сенчихин родился в 1905 г. в Баку и отдал этому городу всю свою жизнь, все свои знания, опыт, талант. Автор зданий, которыми любуются не только жители города, но и приезжие. Он долгое время работал директором Бакметропроекта, руководил строительством Бакинского метрополитена. Во времена его молодости коллеги называли Сенчихина бакинским Корбюзье, отдавая дань его стилю, совмещающему модернизм и монументализм. Константин Иванович окончил Азербайджанский политехнический институт в 1925 году. Вместе с ним учились такие выдающиеся архитекторы, как академик АН АзССР Садых Алекпер оглы Дадашев и народный архитектор СССР, академик АН АзССР, доктор архитектуры профессор Микаэль Алескерович Усейнов. В г. Сабунчи находится первое здание, построенное по проекту Константина Ивановича, – фабрика-кухня. Оно отличается от всех остальных строений города, привлекая внимание стилем и красотой. Это был его дипломный проект [6]. Данные материалы позволяют утверждать, что авторству Сенчихина принадлежат проекты трех фабрик-кухонь, построенных в Баку и близлежащих районах: фабрика-кухня Ленинского района в г. Баку (рис. 9), фабрика-кухня в г. Сабунчи, фабрика-кухня в Сураханах.

Рис. 9. Архивная фотография фабрики-кухни в Ленинском районе г. Баку (Газета ЦК Союза Рабочих Пищевой и Вкусовой Промышленности СССР «Пищевик», № 17 от 10 февраля 1931 г., РГБ)

Степень изменения фасадов на фабрике-кухне в г. Баку, в районе Баилово (арх. С. Дадашев, М. Усейнов) минимальна. Существенной перепланировке подверглось внутреннее пространство. В наше время объект функционирует как роддом. На архивных фотографиях видна летняя терраса и изящная полукруглая лестница. Летняя терраса сегодня застроена, лестничная клетка и остекление сохранились почти в неизменном виде.

Рис. 10. Архивная [4] и современная (авторская) фотографии фабрики-кухни

Рис. 11. Архивные (верхний ряд) [4] и современные (авторские) фотографии интерьеров фабрики-кухни

На следующем рисунке приведены авторские реконструкции планов этажей и фасада здания фабрики-кухни в г. Баку, район Баилово.

Рис. 12. Планы и главный фасад фабрики-кухни в Баку (Баилово). Авторская реконструкция

В завершение здесь впервые публикуются авторская реконструкция 3D модели фабрики-кухни и 3D реконструкция её функциональных зон.

Рис. 13. Авторская реконструкция 3D модели фабрики-кухни и авторская графическая 3D реконструкция функциональных зон фабрики-кухни в г. Баку (Баилово)

 

Рис. 14. Архивные и современные фотографии места расположения фабрики-кухни в Ташкенте, план фабрики-кухни и схема генплана (www.yandex.ru/maps) и 3D реконструкция функциональных зон

Полуцилиндрическое здание фабрики-кухни в Ташкенте (Узбекская ССР) имеет сложную конфигурацию в плане (рис. 14). В здании фабрики-кухни впоследствии располагались главная проходная завода «Фотон», информационно-вычислительный центр, библиотека и другие помещения некогда мощного завода. В 1934 году по проекту архитекторов С.И. Полупанова и С. Чернявского (на соавторство указывает С.О. Хан-Магомедов [4]) было построено здание фабрики-кухни, принадлежащее заводу. Объект снесен в 2012 году. В цилиндрическом объеме, выходящем на перекресток, располагались обеденные залы, производственные помещения находились в боковых частях, заканчивающихся лестничными клетками. Фабрика-кухня являлась образцом архитектуры конструктивизма в Ташкенте, до наших дней она не сохранилась.

Рис. 15. С.Н. Полупанов [7]

Стефан Николаевич Полупанов (1904-1957) родился 22 декабря 1904 г. в небольшом посёлке при станции Купянск-узловой Харьковской области в семье железнодорожного кондуктора. В 1915 г. Стефан устраивается помощником чертёжника, а в 1917 году едет в Харьков и поступает в художественное училище. По окончании его работает сначала в мастерских, рисует революционные плакаты, востребованные революционным временем, затем чертёжником в Управлении железной дороги. В 1920 г. Полупанов поступает в Харьковский художественно-строительный институт на архитектурный факультет. Учебу в институте совмещает с работой в различных проектных организациях. Стефан Николаевич создает проекты поселков, школ и жилых домов, часть которых были построены. В 1928 г. Стефан Николаевич Полупанов приезжает в Ташкент и принимает участие в разработке проектов строительства новых зданий и генеральных планов реконструкции городов республики. Перед архитекторами поставили задачу так перепланировать среднеазиатские города, чтобы стереть границы между старой и новой, европейской, частью и построить современные здания с использованием национальных традиций и форм. Стефан Николаевич приступает к изучению национальной архитектуры и традиций, исторических памятников. Историки архитектуры считают, что именно Полупанов первым из советских архитекторов применил такое сочетание архитектурных форм. Полупанов проектировал в те годы в стиле конструктивизм [7].

В Средней Азии наиболее интенсивные поиски «национального стиля» на базе монументальной архитектуры прошлого велись в Узбекистане. Важную роль в распространении в республиках Средней Азии и Казахстана принципов архитектурного авангарда сыграли конкурсы на проекты крупных общественных зданий, в которых принимали активное участие московские архитекторы.

В Узбекистане на рубеже 1920-1930-х гг. С. Н. Полупанов успешно работает в духе новой архитектуры. Получив в Харькове архитектурное образование, Полупанов во второй половине 1920-х годов начинает работать в Узбекистане, сначала в Андижане, затем в Ташкенте. Он создает большое количество проектов жилых и общественных зданий, многие из которых были осуществлены. Наиболее значительные из них дома-коммуны в Самарканде (1930), в Ташкенте (1931) и Дом правительства в Ташкенте (1931). Полупанов сочетает в общей композиции зданий приемы авангарда и местной архитектуры. Национальные традиционные приемы он доводил до абстрактного геометризма, сливая их с формами новой архитектуры. И все же в его проектах, в их композиционной основе просматриваются объемно-пространственные приемы, свойственные местному зодчеству. Это очень важная особенность творчества С.Н. Полупанова. Он осмысленно стремился перевести традиционные национальные формы на современный язык [4].

Заключение

В заключение приведем сравнительную характеристику процессов в экономике и архитектуре России 1917-1930-х годов, рассматривая в аспекте особенностей архитектуры и типологии фабрик-кухонь, как особого феномена новой типологии общественных зданий:

В конце 1920-х и начале 1930-х годов в крупных городах страны появились совершенно новые типы зданий – фабрики-кухни. Они представляли собой крупные централизованные предприятия по изготовлению горячего питания. Фабрики-кухни должны были способствовать облегчению положения работающих женщин. Как правило, они строились в промышленных районах вблизи предприятий и жилых кварталов рабочих.

Фабрика-кухня имела несколько этажей. На первом же этаже находился магазин полуфабрикатов и закусочная, на втором – обеденные залы. В подвале размещались продуктовый склад и холодильник, в полуподвале - подсобные помещения. Плоская крыша фабрики-кухни предназначалась для обедов в летнее время. Существенную часть здания занимали производственные цеха и лаборатории. Рассматриваемые объекты общественного питания имели сплошное остекление каркаса, которое было построено на контрасте с массивностью бетонных стен фабрики-кухни и усиливало динамизм ассиметричной композиции зданий. Этому способствовало и использование таких характерных для конструктивизма приемов, как встраивание объемов друг в друга и устройство непрерывного («ленточного») окна в верхнем ярусе.

Фабрики-кухни не оказались востребованы в полной мере. Сначала их функция свелась к изготовлению полуфабрикатов и горячих обедов для заводских столовых, а затем и вовсе была утрачена. Сегодня все рассматриваемые фабрики-кухни перепрофилированы или утрачены.

Новаторские средства архитектуры конструктивизма отлично выполнили свою роль, в республиках Кавказа и Средней Азии появились объекты различной типологии в футуристическом облике, советская власть путем архитектуры показывала новый, новаторский путь развития страны. Люди ощущали, что фабрики-кухни – это что-то новое во всех смыслах. Питание в отдельных зданиях с полным циклом приготовления еды, под контролем специалистов, которые следили за качеством обедов, чего ранее рабочие и горожане не видели. Наряду с появившимися одновременно домами-коммунами, фабрики-кухни стали символами новой жизни и нового быта. Однако, если в постановлении ЦК ВКП (б) от 16 мая 1930 г. «О работе по перестройке быта» дома-коммуны были названы преждевременной попыткой «перескочить через … преграды на пути к социалистическому переустройству быта» и далее не поддерживались, этим же постановлением было предусмотрено «развертывание общественного обслуживания быта трудящихся (прачечные, бани, фабрики-кухни, детские учреждения, столовые) как в новостроящихся, так и в существующих городах и поселках» [8]. Но здесь, помимо руководящих указаний, стали действовать социальные факторы: фабрики-кухни, построенные в жилых районах, довольно быстро стали приходить в упадок, а, в то же самое время, фабрики-кухни на промышленных предприятиях расширялись и процветали.

С.О. Хан-Магомедов приходит к выводу о положительных экономических результатах тех из них, которые снабжали обедами заводские столовые: «Такие фабрики-кухни не только работали на полную мощность, но и значительно превосходили ее. Фабрики-кухни, построенные в жилых кварталах, оказались нерентабельны и были закрыты» [4, с. 624]

Интересным и важным фактом является то, что процессы работы фабрик-кухонь, проблемы и насущные вопросы, освещались в региональных изданиях, точно так же, как и о работе фабрик-кухонь юга России и других регионов бывшего СССР (рис. 18).

Рис. 16. Газета ЦК Союза рабочих общественного питания «Общественное питание» от 25.10.1932 и газета «Бакинский рабочий» (выездная редакция) от 31.12.1932. (РГБ)

Выводы

Таким образом, были проанализированы особенности архитектуры фабрик-кухонь городов Кавказа, Казахстана и Средней Азии. Введены в научный обиход новые материалы по теме архитектуры исследуемой типологии зданий. Представлены биографии архитекторов, проектировавших и строивших рассматриваемые объекты. На основании истории функционирования фабрик-кухонь в статье проведен анализ экономических аспектов существования данной типологии в архитектуре. Проанализированы материалы протокола заседания строительной комиссии Нарпита от 18 апреля 1930 года. Приведена фотофиксация фасадов и интерьеров фабрики-кухни в г. Баку и восстановлена первоначальная планировочная структура здания, его фасады. Построены реконструкции и функциональные 3D модели изученных объектов. Исследованы особенности градостроительных ситуаций, объемно-пространственных и функционально-планировочных структур изучаемых объектов общественного питания. Единственная сохранившаяся в этих регионах фабрика-кухня в г. Баку не подвергалась сильным изменениям, трансформации фасадов были минимальны, на фотографиях интерьеров видно, что сохранились уникальные по исполнению бетонные конструкции. На следующем этапе необходимо разработать предложения для посольства Азербайджана в России и Правительства Азербайджана с целью создания в дальнейшем программы по сохранению и восстановлению фабрики-кухни в г. Баку, рассмотренной в данной статье.

×

Об авторах

Александр Сергеевич Исаков

Самарский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: itas-3@mail.ru
SPIN-код: 5189-0409

аспирант кафедры «Архитектура» СамГТУ, ведущий архитектор ООО «Куйбышевский Промстройпроект» (Самара, Россия)

Самара

Список литературы

  1. Исаков А.С. Фабрика-кухня в Самаре архитектора Е.Н. Максимовой // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2011, Т.1, №2, с. 18-22. doi: 10.17673/Vestnik.2011.02.5
  2. Гегелло А. И. Из творческого опыта: Возникновение и развитие архитектурного замысла. - Ленинград: Госстройиздат. [Ленингр. отд.], 1962, 376 с.
  3. Эфендизаде, Р. М. Архитектура Советского Азербайджана / Р. М. Эфендизаде. - Москва: Стройиздат, 1986. - 316 с
  4. Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда: Книга первая. Проблемы формообразования. Мастера и течения. — Москва: Стройиздат, 1996, 708 с.
  5. Мастера советской архитектуры об архитектуре: Избранные отрывки из писем, статей, выступлений и трактатов: В 2 т. / Под общ. ред. М. Г. Бархина [и др.]. - Москва: Искусство, 1975. Т. 2: Советская архитектура. - 584 с., с. 544-551.
  6. Ханмамедова А.К., Ханмамедов Т.К., Ханмамедов Дж. Бакинский Корбюзье // Наш Техас, 2004, декабрь, №122. URL: https://ourtx.com/archives/1147
  7. ЦГА Республики Узбекистан, г. Ташкент, фонд Р-2286. Архитектура городов СССР. С.Н. Полупанов.
  8. Филиппов В.Д. Многоэтажное жильё: коммуны и казармы // Теоретические основы градостроительства: X Владимировские чтения. Сборник статей. Самара, 2020. с. 149-179. doi: 10.17673/RAACS.2020.1.15

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис.1. География рассматриваемых объектов – фабрик-кухонь в Казахстане (Алма-Ата), Азербайджане (Баку) и Узбекистане (Ташкент). Черным цветом выделены объекты, которые утрачены.

3. Рис. 2. А.И. Гегелло и Д.Л. Кричевский (wikimedia.org)

Скачать (46KB)
4. Рис. 3. Архивные [4] и современные (www.yandex.ru/maps) фотографии фабрики-кухни в Алма-Ате

Скачать (370KB)
5. 4-1

Скачать (256KB)
6. 4-2

Скачать (131KB)
7. Рис. 5. План 1 этажа и внешний вид фабрики-кухни в Алма-Ате [2]

Скачать (414KB)
8. Рис. 6. С.А. Дадашев и М.А. Усейнов (wikimedia.org)

Скачать (25KB)
9. 7-1

Скачать (563KB)
10. 7-2

Скачать (423KB)
11. Рис. 8. К.И. Сенчихин (wikimedia.org)

Скачать (34KB)
12. Рис. 9. Архивная фотография фабрики-кухни в Ленинском районе г. Баку (Газета ЦК Союза Рабочих Пищевой и Вкусовой Промышленности СССР «Пищевик», № 17 от 10 февраля 1931 г., РГБ)

Скачать (107KB)
13. Рис. 10. Архивная [4] и современная (авторская) фотографии фабрики-кухни

Скачать (302KB)
14. Рис. 11. Архивные (верхний ряд) [4] и современные (авторские) фотографии интерьеров фабрики-кухни

Скачать (431KB)
15. Рис. 12. Планы и главный фасад фабрики-кухни в Баку (Баилово). Авторская реконструкция

Скачать (277KB)
16. 13-1

Скачать (79KB)
17. 13-2

Скачать (110KB)
18. 14-1

Скачать (331KB)
19. 14-2

Скачать (95KB)
20. Рис. 15. С.Н. Полупанов [7]

Скачать (49KB)
21. Рис. 16. Газета ЦК Союза рабочих общественного питания «Общественное питание» от 25.10.1932 и газета «Бакинский рабочий» (выездная редакция) от 31.12.1932. (РГБ)

Скачать (526KB)

© Исаков А.С., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах