Эволюция концепции инклюзивности в архитектуре
- Авторы: Насыбуллина Р.А.1, Зуйков Д.В.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 9, № 15 (2024)
- Страницы: 40-46
- Раздел: ЧЕЛОВЕК И ГОРОД
- URL: https://journals.eco-vector.com/2500-3437/article/view/633123
- DOI: https://doi.org/10.17673/IP.2024.9.15.5
- ID: 633123
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматривается эволюция концепции инклюзивности в архитектуре. Вопрос изучается вкупе с анализом исторического контекста, а именно отношение государства, общества и церкви к людям с особенностями психофизического развития. Каждый из пяти этапов данного процесса нашёл отражение в развитии архитектуры своего времени. Первые три носили исключительно изолирующий характер. Итогом первого стало возникновение приютов и богаделен для лиц с особенностями. По окончании второго были созданы первые специализированные лечебницы. Третий этап стал важным для идеи инклюзивного образования, когда были основаны первые школы и университеты для людей с инвалидностью. Четвёртый период стал переломным в процессе эволюции, общество отказалось от изоляции изучаемой группы населения и взяло курс на её интеграцию, оставив в прошлом понятие архитектуры «для аномальных». Результатом текущего пятого этапа можно считать окончательное формирование идеи инклюзивности в архитектуре, учитывающей потребности каждого человека и особенности его восприятия мира. .
Полный текст
Мы живём в мире, где ничто не стоит на месте. Меняется мода, где одни тенденции сменяются другими, претерпевает изменения язык, на котором мы говорим, ускоряется ритм жизни человека, и в целом повышаются её уровень и качество. Можно сказать, что вся история человечества – это непрерывное его развитие. Архитектура, будучи слепком различных эпох, отражает эту эволюцию общества и демонстрирует на себе коренные изменения различных исторических периодов. Несмотря на то, что они выражаются в основном визуально: в эстетике и формообразовании архитектурных объектов, – предпосылки к переменам куда глубже и тесно связаны с историческими событиями и степенью развития общества.
Сегодня большинству знакомо понятие доступной среды. Это общий термин, который также применим и к архитектуре. Он отражается в основном в создании безбарьерного пространства для пользователей и адаптации существующих зданий для маломобильных групп населения. Однако, углубившись в изучение данного вопроса, можно понять, что он намного шире и является частью другой, более масштабной концепции. Идея инклюзивности, куда и входят понятия доступной и безбарьерной среды и универсального дизайна, сформировалась относительно недавно и с каждым годом получают всё большее распространение. В мировой и отечественной архитектурной практике появляются нормы формирования комфортной и доступной среды, в сфере культуры создаются программы, позволяющие сделать искусство доступнее, а в сфере образования разрабатываются методики инклюзивного обучения.
Обратимся к рассмотрению понятия «инклюзивность». В статье «Инклюзия и доступная среда в общественных пространствах» Т. Мороз пишет: «Когда мы говорим об инклюзии, мы говорим о готовности общества оказаться рядом с непохожим на себя человеком и с уважением относиться к его потребностям» [1]. Инклюзивность – это включение всех и каждого в жизнь общества без ограничений и создание соответствующих условий. Если еще несколько десятилетий назад в градостроительстве и архитектуре преобладал подход, подразумевающий изоляцию людей с инвалидностью, то сейчас «общество постепенно перестаёт делить людей на группы, а пространства сразу создаются удобными и доступными для всех» [1]. Однако для формирования подобной концепции человечеству понадобилось достаточно много времени. Этапы её развития также нашли отражение в архитектуре различных эпох.
Вопрос возникновения идеи инклюзивности в архитектуре нельзя рассматривать вне исторического контекста инвалидности, поэтому обратимся к монографии Н.Н. Малофеева [2]. Автор описывает возникновение концепции инклюзивности как результат эволюции отношения государства, церкви и социума к людям с ограниченными возможностями здоровья. Этот процесс можно условно разделить на пять периодов, на протяжении которых агрессия и нетерпимость сменяются осознанием необходимости помощи, призрение превращается в принятие, а затем на смену изоляции приходят интеграция и равенство. Важно понимать, что каждый из периодов обусловлен изменением настроений в обществе и степенью его развития. Вместе с ним меняется и архитектура: возникает новая типология зданий – заведения для людей с инвалидностью.
Итак, первый период (IX – VIII в. до н.э. – XII в.) характеризуется негуманным отношением к людям с особенностями психофизического развития. Государство стремится защитить общество от них, прибегая к введению жестоких законов, лишая их каких-либо прав. Философы античности точно также не были расположены к меньшинству, что приводит, например, Аристотеля к ошибочному выводу о неспособности к обучению лиц с инвалидностью [3, 4], а Гиппократа – к неверному заключению о природе глухоты. Их высказывания усугубили положение людей с ограниченными возможностями здоровья в социуме, однако с распространением идей христианства ситуация начинает меняться [5]. Общество осознаёт, что таким людям нужна помощь, в результате чего возникает новая типология зданий – заведения для людей с особенностями развития – приюты или же богадельни. Так, в 1198 г. открывается первый приют для глухих в Баварии, а спустя несколько десятилетий, в 1260 г. во Франции основывается приют для незрячих ветеранов «Maison des Quinze-Vintgs» (рис. 1). Однако ни о каком равенстве речи нет, эта архитектура призвана лишь изолировать «неугодных» государству.
Следующий период (XII в. – 70-80-е гг. XVIII в.) был не менее жестоким по отношению к людям с инвалидностью, особенно во времена инквизиции [6]. Это время вместе с античностью можно назвать самым тяжёлым для исследуемой группы населения, поскольку их жизнь не имела в глазах государства и церкви никакой ценности [7, 8].
Рис. 1. Первый приют для незрячих ветеранов «Maison des Quinze-Vintgs», Париж, Франция, 1260 г.
Но после тёмной страницы истории человечества наступил Ренессанс. В эпоху Возрождения развивается наука, распространяются идеи гуманизма в обществе, начинается расцвет медицины. Благодаря этому возникает новая типология зданий для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – лечебницы (рис. 2). Начинается развитие всеобщего образования, и как следствие предпринимаются первые попытки индивидуального обучения людей с особенностями развития.
В третий период эволюции отношения общества к людям с инвалидностью (70-80-е гг. XVIII в. – начало XX в.) на фоне распространения всеобщего образования и опровергнутых ранее (1648-1654 гг.) Джоном Бульвером [9] теориях Аристотеля, Августина и Гиппократа образуются первые учебные заведения для людей с особенностями психофизического развития. Это важный шаг, он был бы невозможен без накопленного в предыдущем периоде опыта индивидуального обучения лиц с инвалидностью. Так, в 1760 г. по инициативе Ш.М. Эпе во Франции открывается первая школа для глухих детей (рис. 3), а затем в 1784 г. – первая школа для незрячих. Далее появляются и первые специализированные университеты. После Великой Французской революции (1789-1794 гг.) звучат идеи всеобщего равенства, вне зависимости от класса, пола, а также физических способностей человека. Благодаря новым идеям готовится почва для последующих социальных изменений [2].
Рис. 2. Первая лечебница для душевно больных «Hospital dels Ignoscents de Valencia», Валенсия, Испания, 1409 г. (сегодня – Публичная библиотека Валенсии)
Четвёртый период (начало XX в. – 70-е гг. XX в.) можно описать как время коренных перемен. В эти несколько десятилетий происходит огромное множество значимых исторических событий, в результате которых общество отказывается от определения людей с особенностями психофизического развития как «аномальных» и говорит о всеобщем равенстве. Вследствие этого упраздняется и архитектура для них: социум приходит к выводу о необходимости создания универсальной среды [2]. Чтобы прийти к этому заключению, человечеству пришлось вновь пройти сквозь «тёмные» времена. Начало XX века уже задавало тенденцию на интеграцию людей с инвалидностью в социальную жизнь, однако с приходом нового политического режима в Италии и Германии их положение сильно ухудшилось и вернулось к состоянию времён инквизиции [10]. Последующие Мировые и гражданские войны в ряде европейских государств унесли много человеческих жизней и ещё большему числу людей нанесли серьёзные увечья. Увеличение количества лиц с инвалидностью в странах Европы после Второй Мировой стало причиной коренных изменений политики по отношению к ним. Возникают гражданские социальные движения по защите прав лиц с ОВЗ, а также принимаются декларации ООН: «О правах умственно отсталых» [11] и «О правах инвалидов» [12], в 1971 и 1975 гг. соответственно. На этом этапе начинается интеграция людей с инвалидностью в общество. В архитектуре (рис. 4) это отражается на отказе от «изолирующих» заведений и пространств и возникновении концепции универсального дизайна, о котором подробнее будет сказано позже.
Рис. 3. Национальный институт глухой молодёжи Париж, Франция, 1760 г.
В пятый период (70-е гг. XX в. – наше время), в котором мы находимся в настоящий момент, меняется язык, взгляды общества и государства, наиболее активно развиваются идеи всеобщего равенства и наконец полноценно формируется концепция инклюзивности. Это напрямую связано с тем, что ранее общество столкнулось с проблемой изоляции исследуемой группы населения [2]. Как следствие возросшего числа людей с инвалидностью после войны формируется идея универсального дизайна. Она основана на создании среды, которая изначально проектируется с учётом потребностей всех её пользователей. Вне зависимости от целевой аудитории архитектурного объекта каждому из возможных его посетителей должно быть обеспечено комфортное пребывание и функционирование внутри [13]. Кроме того, важной составляющей идеи является формирование пространства универсального во всех планах: оно не должно быть «вынужденно приспособленным» под нужды людей с особенностями психофизического развития и ни в коем случае не должно разделять посетителей на условно здоровых и людей с ограниченными возможностями здоровья (рис. 5). Универсальный дизайн, как один из принципов, стал частью концепции инклюзивности. Сейчас можно наблюдать за тем, как меняется подход к проектированию, где уже нет места сегрегации.
Рис. 4. «Laurent House», арх. Ф. Л. Райт, Рокфорд, США, 1952 г.
Рис. 5. Школа для слепых и слабовидящих детей, арх. студия SEAlab, Гандинагар, Индия, 2021 г.
Как итог периода на данный момент времени мы имеем тенденцию к формированию общедоступной среды, которая навсегда отодвинула в прошлое архитектуру «для аномальных».
Выводы
Проанализировав эволюцию концепции инклюзивности, можно сделать вывод о том, что каждый из её периодов был важным шагом на пути к формированию тех идей, которыми мы руководствуемся сегодня. Каждый из этапов оставил след в развитии архитектуры. Итогом первого стало возникновение приютов для людей с особенностями психофизического развития, которые носили исключительно изолирующий характер. Второй период был не менее тяжёлым, однако и он не прошёл бесследно – появились первые лечебницы для людей с инвалидностью. Третий период внёс большой вклад в развитие образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья: стали создаваться школы и институты для них. Четвёртый этап стал самым масштабным по числу изменений в обществе: его главным достижением является отказ от изоляции лиц с особенностями развития, что в архитектуре также привело к упразднению соответствующих заведений. В последний, пятый период идеи интеграции наконец оформились и объединились в концепцию инклюзивности, отрицающей разделение и изоляцию в городской среде и архитектурном пространстве. Можно заключить, что итогом эволюции стало уважение и признание всеобщего равенства, а также интересов и потребностей всех людей при формировании архитектурной среды.
Об авторах
Рената Артуровна Насыбуллина
Самарский государственный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: filippov.vd@samgtu.ru
Россия
Дмитрий Владимирович Зуйков
Самарский государственный технический университет
Email: filippov.vd@samgtu.ru
Россия
Список литературы
- Софткультура. Мороз Т. Инклюзия и доступная среда в общественных пространствах [Электронный ресурс]. URL: https://softculture.cc/blog/entries/articles/inclusion-public-space (дата обращения: 13.11.2023)
- Малофеев, Н.Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. – М.: «Экзамен», 2003. - 256 с.
- Аристотель. Метафизика. в 4 т. – М., 1976. - 376 с. – 1 т.
- Аристотель. Никомахова этика. в 4 т. – М., 1984. – 293 с. – 4 т.
- Богомолов, А.С. Античная философия. – М.: Издательство МГУ, 1985. – 367 с.
- Григулевич, И.Р. Инквизиция. 2-е изд. – М.: Политиздат, 1976. – 463 с.
- Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры. 2-е изд. – М.: Искусство, 1984. – 350 с.
- Иванов, В.Г. История этики средних веков. – Л.: ЛГУ, 1984. –279с.
- Басова, А.Г., Егоров, С.Ф. История сурдопедагогики: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1984. – 295 с.
- Деларю, Ж. История Гестапо, пер. с фр. – М.: Русич, 1993. – 479 с.
- Декларация о правах умственно отсталых лиц. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/retarded.shtml (дата обращения 15.11.2023)
- Декларация о правах инвалидов. [Электронный ресурс] URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml (дата обращения 15.11.2023)
- Универсальный дизайн. [Электронный ресурс] URL:https://www.hisour.com/ru/universal-design-28121/