Evolution of the concept of inclusivity in architecture

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The evolution of the concept of inclusivity in architecture is examined. The issue is studied in conjunction with an analysis of the historical context, namely the attitude of the state, society and church towards people with special needs of psychophysical development. Each of the five stages of this process was reflected in the development of architecture of its time. The first three were purely isolating in nature. The result of the first was the emergence of shelters and almshouses for people with special needs. At the end of the second, the first specialized hospitals were created. The third stage became important for the idea of inclusive education, when the first schools and universities for people with disabilities were founded. The fourth period became a turning point in the process of evolution; society abandoned the isolation of the population group being studied and set a course for its integration, leaving the concept of architecture “for the anomalous” in the past. The result of the current fifth stage can be considered the final formation of the idea of inclusiveness in architecture, taking into account the needs of each person and the characteristics of his perception of the world.

Full Text

Мы живём в мире, где ничто не стоит на месте. Меняется мода, где одни тенденции сменяются другими, претерпевает изменения язык, на котором мы говорим, ускоряется ритм жизни человека, и в целом повышаются её уровень и качество. Можно сказать, что вся история человечества – это непрерывное его развитие. Архитектура, будучи слепком различных эпох, отражает эту эволюцию общества и демонстрирует на себе коренные изменения различных исторических периодов. Несмотря на то, что они выражаются в основном визуально: в эстетике и формообразовании архитектурных объектов, – предпосылки к переменам куда глубже и тесно связаны с историческими событиями и степенью развития общества.
Сегодня большинству знакомо понятие доступной среды. Это общий термин, который также применим и к архитектуре. Он отражается в основном в создании безбарьерного пространства для пользователей и адаптации существующих зданий для маломобильных групп населения. Однако, углубившись в изучение данного вопроса, можно понять, что он намного шире и является частью другой, более масштабной концепции. Идея инклюзивности, куда и входят понятия доступной и безбарьерной среды и универсального дизайна, сформировалась относительно недавно и с каждым годом получают всё большее распространение. В мировой и отечественной архитектурной практике появляются нормы формирования комфортной и доступной среды, в сфере культуры создаются программы, позволяющие сделать искусство доступнее, а в сфере образования разрабатываются методики инклюзивного обучения.

Обратимся к рассмотрению понятия «инклюзивность». В статье «Инклюзия и доступная среда в общественных пространствах» Т. Мороз пишет: «Когда мы говорим об инклюзии, мы говорим о готовности общества оказаться рядом с непохожим на себя человеком и с уважением относиться к его потребностям» [1]. Инклюзивность – это включение всех и каждого в жизнь общества без ограничений и создание соответствующих условий. Если еще несколько десятилетий назад в градостроительстве и архитектуре преобладал подход, подразумевающий изоляцию людей с инвалидностью, то сейчас «общество постепенно перестаёт делить людей на группы, а пространства сразу создаются удобными и доступными для всех» [1]. Однако для формирования подобной концепции человечеству понадобилось достаточно много времени. Этапы её развития также нашли отражение в архитектуре различных эпох.
Вопрос возникновения идеи инклюзивности в архитектуре нельзя рассматривать вне исторического контекста инвалидности, поэтому обратимся к монографии Н.Н. Малофеева [2]. Автор описывает возникновение концепции инклюзивности как результат эволюции отношения государства, церкви и социума к людям с ограниченными возможностями здоровья. Этот процесс можно условно разделить на пять периодов, на протяжении которых агрессия и нетерпимость сменяются осознанием необходимости помощи, призрение превращается в принятие, а затем на смену изоляции приходят интеграция и равенство. Важно понимать, что каждый из периодов обусловлен изменением настроений в обществе и степенью его развития. Вместе с ним меняется и архитектура: возникает новая типология зданий – заведения для людей с инвалидностью.

Итак, первый период (IX – VIII в. до н.э. – XII в.) характеризуется негуманным отношением к людям с особенностями психофизического развития. Государство стремится защитить общество от них, прибегая к введению жестоких законов, лишая их каких-либо прав. Философы античности точно также не были расположены к меньшинству, что приводит, например, Аристотеля к ошибочному выводу о неспособности к обучению лиц с инвалидностью [3, 4], а Гиппократа – к неверному заключению о природе глухоты. Их высказывания усугубили положение людей с ограниченными возможностями здоровья в социуме, однако с распространением идей христианства ситуация начинает меняться [5]. Общество осознаёт, что таким людям нужна помощь, в результате чего возникает новая типология зданий – заведения для людей с особенностями развития – приюты или же богадельни. Так, в 1198 г. открывается первый приют для глухих в Баварии, а спустя несколько десятилетий, в 1260 г. во Франции основывается приют для незрячих ветеранов «Maison des Quinze-Vintgs» (рис. 1). Однако ни о каком равенстве речи нет, эта архитектура призвана лишь изолировать «неугодных» государству.
Следующий период (XII в. – 70-80-е гг. XVIII в.) был не менее жестоким по отношению к людям с инвалидностью, особенно во времена инквизиции [6]. Это время вместе с античностью можно назвать самым тяжёлым для исследуемой группы населения, поскольку их жизнь не имела в глазах государства и церкви никакой ценности [7, 8].

Рис. 1. Первый приют для незрячих ветеранов «Maison des Quinze-Vintgs», Париж, Франция, 1260 г.

Но после тёмной страницы истории человечества наступил Ренессанс. В эпоху Возрождения развивается наука, распространяются идеи гуманизма в обществе, начинается расцвет медицины. Благодаря этому возникает новая типология зданий для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – лечебницы (рис. 2). Начинается развитие всеобщего образования, и как следствие предпринимаются первые попытки индивидуального обучения людей с особенностями развития.
В третий период эволюции отношения общества к людям с инвалидностью (70-80-е гг. XVIII в. – начало XX в.) на фоне распространения всеобщего образования и опровергнутых ранее (1648-1654 гг.) Джоном Бульвером [9] теориях Аристотеля, Августина и Гиппократа образуются первые учебные заведения для людей с особенностями психофизического развития. Это важный шаг, он был бы невозможен без накопленного в предыдущем периоде опыта индивидуального обучения лиц с инвалидностью. Так, в 1760 г. по инициативе Ш.М. Эпе во Франции открывается первая школа для глухих детей (рис. 3), а затем в 1784 г. – первая школа для незрячих. Далее появляются и первые специализированные университеты. После Великой Французской революции (1789-1794 гг.) звучат идеи всеобщего равенства, вне зависимости от класса, пола, а также физических способностей человека. Благодаря новым идеям готовится почва для последующих социальных изменений [2].

Рис. 2. Первая лечебница для душевно больных «Hospital dels Ignoscents de Valencia», Валенсия, Испания, 1409 г. (сегодня – Публичная библиотека Валенсии)

Четвёртый период (начало XX в. – 70-е гг. XX в.) можно описать как время коренных перемен. В эти несколько десятилетий происходит огромное множество значимых исторических событий, в результате которых общество отказывается от определения людей с особенностями психофизического развития как «аномальных» и говорит о всеобщем равенстве. Вследствие этого упраздняется и архитектура для них: социум приходит к выводу о необходимости создания универсальной среды [2]. Чтобы прийти к этому заключению, человечеству пришлось вновь пройти сквозь «тёмные» времена. Начало XX века уже задавало тенденцию на интеграцию людей с инвалидностью в социальную жизнь, однако с приходом нового политического режима в Италии и Германии их положение сильно ухудшилось и вернулось к состоянию времён инквизиции [10]. Последующие Мировые и гражданские войны в ряде европейских государств унесли много человеческих жизней и ещё большему числу людей нанесли серьёзные увечья. Увеличение количества лиц с инвалидностью в странах Европы после Второй Мировой стало причиной коренных изменений политики по отношению к ним. Возникают гражданские социальные движения по защите прав лиц с ОВЗ, а также принимаются декларации ООН: «О правах умственно отсталых» [11] и «О правах инвалидов» [12], в 1971 и 1975 гг. соответственно. На этом этапе начинается интеграция людей с инвалидностью в общество. В архитектуре (рис. 4) это отражается на отказе от «изолирующих» заведений и пространств и возникновении концепции универсального дизайна, о котором подробнее будет сказано позже.

Рис. 3. Национальный институт глухой молодёжи Париж, Франция, 1760 г.

В пятый период (70-е гг. XX в. – наше время), в котором мы находимся в настоящий момент, меняется язык, взгляды общества и государства, наиболее активно развиваются идеи всеобщего равенства и наконец полноценно формируется концепция инклюзивности. Это напрямую связано с тем, что ранее общество столкнулось с проблемой изоляции исследуемой группы населения [2]. Как следствие возросшего числа людей с инвалидностью после войны формируется идея универсального дизайна. Она основана на создании среды, которая изначально проектируется с учётом потребностей всех её пользователей. Вне зависимости от целевой аудитории архитектурного объекта каждому из возможных его посетителей должно быть обеспечено комфортное пребывание и функционирование внутри [13]. Кроме того, важной составляющей идеи является формирование пространства универсального во всех планах: оно не должно быть «вынужденно приспособленным» под нужды людей с особенностями психофизического развития и ни в коем случае не должно разделять посетителей на условно здоровых и людей с ограниченными возможностями здоровья (рис. 5). Универсальный дизайн, как один из принципов, стал частью концепции инклюзивности. Сейчас можно наблюдать за тем, как меняется подход к проектированию, где уже нет места сегрегации. 

Рис. 4. «Laurent House», арх. Ф. Л. Райт, Рокфорд, США, 1952 г.

Рис. 5. Школа для слепых и слабовидящих детей, арх. студия SEAlab, Гандинагар, Индия, 2021 г.

Как итог периода на данный момент времени мы имеем тенденцию к формированию общедоступной среды, которая навсегда отодвинула в прошлое архитектуру «для аномальных».

Выводы
Проанализировав эволюцию концепции инклюзивности, можно сделать вывод о том, что каждый из её периодов был важным шагом на пути к формированию тех идей, которыми мы руководствуемся сегодня. Каждый из этапов оставил след в развитии архитектуры. Итогом первого стало возникновение приютов для людей с особенностями психофизического развития, которые носили исключительно изолирующий характер. Второй период был не менее тяжёлым, однако и он не прошёл бесследно – появились первые лечебницы для людей с инвалидностью. Третий период внёс большой вклад в развитие образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья: стали создаваться школы и институты для них. Четвёртый этап стал самым масштабным по числу изменений в обществе: его главным достижением является отказ от изоляции лиц с особенностями развития, что в архитектуре также привело к упразднению соответствующих заведений. В последний, пятый период идеи интеграции наконец оформились и объединились в концепцию инклюзивности, отрицающей разделение и изоляцию в городской среде и архитектурном пространстве. Можно заключить, что итогом эволюции стало уважение и признание всеобщего равенства, а также интересов и потребностей всех людей при формировании архитектурной среды.

×

About the authors

Renata Nasybullina

Samara State Technical University

Author for correspondence.
Email: filippov.vd@samgtu.ru
Russian Federation

Dmitry Zuykov

Samara State Technical University

Email: filippov.vd@samgtu.ru
Russian Federation

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Nasybullina R., Zuykov D.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies