МОНОГРАФИЯ «КОМПОЗИЦИОННЫЙ МЕТОД АРХИТЕКТУРНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ»


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Книга посвящена методу работы архитектора-мастера средовой формы урболандшафта. Подразумевается тем самым, что задачи архитектора-мастера отличаются от задач, выдвигаемых в деятельности архитектора- автора креативных концепций. Композиционный метод преодолевает дистанцию между моделями отвлеченной формы и проектными моделями. Соединительную роль в предлагаемом методе выполняют модели-медиаторы, модели протообъекта, максимально воплощающие тактильно-чувственный опыт интерпретации прототипов, культурных кодов и преимущества моделей отвлеченной формы. Главная цель метода - гармонизация формы урболандшафта, достижение органичной взаимосвязи объекта и окружения. Достижению гармонии средовой формы в наибольшей степени способствует ручное моделирование, телесный опыт и индивидуальная ответственность мастера за соответствие поисковой модели объекта и критериев гармоничной среды.

Полный текст

Монография «Композиционный метод архитектурного проектирования» подготовлена при активном участии Сергея Боранова, магистранта кафедры градостроительства СамГТУ, выпускника мастерской Сергея Малахова и Евгении Репиной [1], вложившего большой труд в создание макета и ряда ключевых иллюстраций. Книга разработана на основе докторской диссертации автора [2], то есть, по сути - издание научного типа, и в этом смысле не может быть «популярным чтением» на архитектурные темы. Читать подобные работы не очень легко. Но тем, кто все же решится, будет интересно разобраться в системе концептов, образующих контент композиционного метода, а также понять содержание и ценность «боковых ответвлений», экспериментов и опубликованных иллюстраций. Монография выполнена в черно-белом виде, что обусловлено жанром («сухая научная презентация» - СНП) и экономическими соображениями. До этого издания автором уже предпринимались попытки объемных публикаций на тему композиционного метода. Два предыдущих макета были доведены до состояния предпечатной подготовки. Эти два предыдущих варианта рассказывали о том же самом предмете, что и публикуемый, но не так систематично. Систематичность в данной монографии есть следствие более чем десятилетнего осмысления всех нюансов метода, осмысления, перешедшего в тома диссертации. Цель всей работы - при том, что она выглядит как текст в жанре СНП, - показать, что чем бы ни занималась архитектурная наука, ее конечной задачей является архитектурная форма, пронизывающая все подсистемы среды. Форма - это ритуал завершенности любого человеческого действия, а архитекторам не стоит отвлекаться от этой прекрасной задачи на всякого рода пафосные разговоры, когда собственный опыт создания формы или отсутствует, или недостаточно развит. Innovative Project. 2017. Т2. №3 99 В монографии композиционный метод разворачивается как система объективированных процедур с упором на индивидуальный процесс разработки проектных моделей. То, как человек умеет создавать архитектурную модель, предлагается считать проверочным тестом мастерства. В соответствии с этим тезисом критический взгляд автора оценивает различные, но связанные между собою темой гармоничной среды, аспекты и критерии деятельности: цель нашей архитектурной работы, метод принятия решений с помощью тактильных моделей, критерии качественного окружения, этапы преобразования поисковых моделей, устройство собственного пространства поисковой модели - как пространства, где пересекаются разные типы реальностей: физической и ментальной. Структура этой научной работы выстраивается в виде введения-преамбулы и пяти глав. Смысловая нить протягивается от стадии критического анализа кризиса, происходящего со средой, включая кризис теории и архитектурного образования, фактически отказавшегося от средообразующей миссии, - до этапов генезиса самого композиционного метода, начиная от телесного интерпретационного опыта мастера и заканчиваясь в опыте архитектора-автора креативных концепций. В книге предлагается обратить внимание на тот факт, что сложившееся окружение, именуемое в диссертации и монографии - урболандшафтом (термин заимствован из градоэкологии), становится все более безобразным. Показано, что следует считать гармоничной средой, а что - безобразной и деструктивной. Жесткость, проявленная автором в дефинициях гармоничного и деструктивного окружения, означает, что автор решил занять в отношении средовых критериев более консервативную позицию просто по той причине, у подобной консервативной позиции гораздо больше аргументов, чем у позиции, связанной с технократической оценкой «происходящего» - как естественного итога технологической революции и коммерческих инициатив, будто бы наиболее родственных природе человека и социума. Автор считает, что технократы скорее разрушают, чем созидают среду. Но так как пока не предвидится реальной возможности в обозримом будущем освободиться от веры в спасительную миссию капитализма и технологий, то должен все же быть выработан общественный консенсус между сторонниками «технократического прорыва в будущее» и защитниками гуманной и гармоничной среды. Для этого, в качестве архитектурного вклада в идею консенсуса и баланса, предлагается композиционный метод архитектурного проектирования, призванный сформировать в архитектурной практике чувственное отношение к урболандшафту. Понятно, что одним лишь чувственным отношением к окружению не обойтись, и поэтому «архитектурный вклад» будет - в разумном варианте - суммироваться (интегрироваться) с экологическим и культурным. Два типа архитектора, как определяется в методе, могут плодотворно соучаствовать в процессах гармонизации окружения: архитектор-мастер средовой формы урболандшафта, и архитектор-автор креативных концепций. Первый тип деятельности - это процесс внимательного и сдержанного в своих амбициях тактильно-чувственного моделирования объекта во взаимосвязи с его окружением. Здесь нужно много знать и уметь, и в этом плане у профессии мастера появляются особые перспективы «высокого мастерства». В книге показывается, что простые действия по интерпретации культурных кодов и прототипов, по идее, присущие работе мастера, могут быть наполнены рядом замечательных метазначений, включая концепцию бинарной оппозиции «Дом-Город» - уникальный универсальный код и интригующий замысел формы. Органичная архитектура, инициированная Райтом, по ряду признаков может представляться простой, но зато - бесконечно глубокой в этических и поэтических смыслах. Роль архитектора-автора выглядит, по сравнению с задачами мастера, более философски ориентированной, более направленной на преодоление опыта, чем на его интерпретацию. Среда, как бы мы ни восхищались «устойчивыми стандартами гармоничной формы», все равно должна развиваться. Вопрос лишь в том: каким образом, и в каком направлении? Сам факт возникновения системы вопросов «архитектора-автора», начинающихся с «вопросов к самому себе», сообщает нам о прецеденте творческого переосмысления реальности. В общем, вот об этом подготовленная к изданию книга.
×

Об авторах

Сергей Алексеевич Малахов

Самарский государственный технический университет

Список литературы

  1. Малахов С.А. Композиционный метод архитектурного проектирования. 05.23.20 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. Диссертация на соискание ученой степени доктора архитектуры. Самара, 2018. 342 с.
  2. Малахов С.А., Репина Е.А. Учебная мастерская Сергея Малахова и Евгении Репиной. 1999-2014. Екатеринбург, “TATLIN”, 2014.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Малахов С.А., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах