СТРУКТУРА АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассмотрена специфика формирования архитектурного пространства, выделены основные критерии пространства и представлено описание его структурной организации как основной характеристики архитектурного пространства в городской среде. В основе рассматривается абстрактная модель пространства. Описан алгоритм формирования образа, на основе языкового кода и сюжетного подхода организации среды. Перечислены основные элементы архитектурного пространства - границы, композиционные оси, «вход», ориентиры, акценты. Комфортность пространства для потребителя определяется структурной организацией, закладываемой проектировщиком и спецификой эмоционального восприятия образа пространства, а также соотнесение его с культурной моделью и общей картиной мира.

Полный текст

Отличительной чертой архитектурного пространства от пространства природного можно назвать его структурность. Когда мы говорим об архитектурном пространстве мы рассматриваем его с двух точек зрения: эмоциональной составляющей и понятийной. Зачастую, то что проектировщик заложил на глубинном уровне организации пространства, зритель считывает на эмоциональном [1]. Одни проектировщики считают основной целью своей работы создать абстрактную идею, концепцию пространства, другие ищут способ модифицировать его, приспособив к нуждам потребителя. И здесь стоит разделять утилитарные цели в формировании пространства и работу с пространством как объектом искусства. Поэтому в данной статье речь пойдет об абстрактной модели архитектурного пространства, его прототипе. Следует отметить, что, строя общую модель пространства, мы не в состоянии уловить его единичное своеобразие, в котором во многом и состоит сущность архитектурных пространств [2]. В связи с абстрактностью уровня нашего исследования пространства, хочется прежде всего сказать о композиционной основе его сюжетных элементов. В данном случае мы абстрагируемся от прагматичных элементов архитектурного пространства. Одним из важных элементов композиционной структуры являются границы. Они как раз делят городское пространство на «свое» - освоенное и «чужое», находящееся за гранью восприятия. Архитектурное пространство в своей «конечности» отображает бесконечную вселенную, по сути являясь носителем определенной культурной модели, сложившейся в обществе на данный момент. Язык пространственных отношений - один из основных методов познания действительности. Используя бинарные оппозиции: «открытого», «закрытого», «своего», «чужого», «доступного» , «недоступного» ... человек выстраивает модель мира, а затем проецирует ее в пространство [3]. Пространство может носить открытый или закрытый характер. Открытое пространство как бы продолжается в окружающую среду, происходит процесс взаимопроникновения пространства через границы. И тогда пространственный сюжет имеет продолжение во внешней среде, Рис. 1. Семиотическая модель организации «архитектурного пространства» формируя единый текстовый контекст в городской среде. Границы также являются рамкой для архитектурного пространства, если проводить параллель с образцом искусства. Именно они создают настроение, подготавливают зрителей к восприятию общей картины пространства. Зачастую общее настроение пространства задается только его границами. Дальше в пространстве разыгрывается сюжет. Композиционные оси формируют главную сюжетную линию пространства. В классической схеме композиционной организации есть понятие начала - «вход», который несет на себе определяющую функцию и с него начинается причинно-следственная цепь событий. Это может быть триумфальная арка, или просто портал, два фланкирующих объёма... У начала всегда Пространство города 40 Рис. 2. Теоретическая модель организации архитектурного пространства Innovative Project. 2016. Т1. № 3 41 присутствует моделирующая функция, которая формирует общий пространственный контекст. Структурность элементов, строгая организация границ, иерархия (наличие начала и конца) - говорят о «системном» типе организации открытого архитектурного пространства [4]. Идейное содержание пространства - это его структура. Сложность структуры пространства напрямую зависит от сложности передаваемой информации. Усложнение передаваемой информации непременно приводит к усложнению не только и не столько элементов формообразования, сколько к усложнению образности, усложнению эмоционального восприятия [5]. Одной из главных характеристик архитектурного пространства можно назвать «сюжетность». Специфика сюжетного моделирования структуры пространства заключается в заранее программируемых впечатлениях от восприятия пространства [6], формировании некой раскадровки целостного пространства. Интересно такое явление, как плановость и точки восприятия при организации архитектурного пространства. Здесь можно выделить два основных элемента плановости: «фигура» и «фон» - по сути элементы и фоновая составляющая пространства. Взаимодействие «фигуры» и «фона» всеобъемлюще рассмотрено в гештальт психологии, принципы которого вполне можно перенести на организацию пространства в целом. Человек, взаимодействуя с внешней средой, выделяет «фигуру» в среде после формирования гештальтата «фигура» при восприятии может вернуться в контекст фона [7]. Восприятие общей картины пространства происходит через кумулятивное соединение разнородных видовых картин (кадров). А сценарное моделирование строится проектировщиком на прогнозировании восприятия зрителя. В пространстве выделяются акценты, формируются ориентиры, по которым человек передвигается в среде и на основании прочтения которых складывается общий образ пространства. С точки зрения образности архитектурное пространство обязательно должно обладать свойствами перцептивности, чувственного образа. На основе общего синтеза ощущений пространства зритель выстраивает его образную модель. Когда образная модель пространства соотносится с моделью картины мира, у зрителя складывается ощущение собственного, личностного пространства [8]. Взгляд на пространство в категории коммуникационной системы позволяет говорить о еще одной его важной функции - информативности. Архитектурное пространство должно обладать таким свойством, как коммуникативность. Любой акт коммуникации включает в себя источник информации и потребителя этой информации [9]. Но самое главное, что зритель должен быть подготовлен к восприятию тех или иных элементов пространства. Для общности сообщений характерно использовать язык метафоры и образы. Поэтому в архитектурном пространстве должен быть сформирован некий код или образный язык передачи информации. Язык формирует общую для передающего и принимающего абстрактную систему. И эта абстрактная система вписана в общую картину мира. Городская среда представляет собой совокупность разных типов пространств, различающихся по своему назначению и количеству функций. Понятие открытого архитектурного пространства представляет собой не конкретный тип городского пространства, а принцип его организации. Поэтому важно описание теоретической модели организации пространства и основы всей системы - его структурности. Именно структуре принадлежит главенствующая роль в определении отличия природного от архитектурного.
×

Об авторах

Елена Олеговна Смоленская

Самарский государственный технический университет

Список литературы

  1. 3итте К. Художественные основы градостроительства. М., 1993. 255 с.
  2. Лефевр А. Производство пространства / пер. с фр. М: Strelka Press, 2015. 432 с.
  3. Лотман Ю. Структура художественного текста. Анализ поэтического текста. М: Азбука, 2015. 704 с.
  4. Смоленская Е.О. Принципы проектирования открытых пространств в городской среде // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре: сб. ст / СГАСУ. Самара, 2011. С. 412-416.
  5. Заславская А.Ю. Дизайн-технологии формирования эстетически сбалансированной городской среды с учетом исторического контекста // Градостроительство и архитектура. 2014. № 1. С. 25-26
  6. Лекарева Н.А. Ландшафтная архитектура и дизайн. Единство и многообразие: учебник для вузов / СГАСУ. Самара, 2011. 248 с.
  7. Гарбер Е., Выготский Л.С. Гештальт-психология. М: АСТ, 1998. 704 с.
  8. Линч К. Образ города. М: Стройиздат, 1982. 328 с.
  9. Глазычев В.Л. Урбанистика. М: «Европа», 2008. 220 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Смоленская Е.О., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах