ИССЛЕДОВАНИЕ ЯЗЫКОВ НЕПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ НА ПРИМЕРЕ КВАРТАЛОВ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ГОРОДА САМАРЫ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

На сегодняшний день проблема уничтожения старого города особенно актуальна. С точки зрения авторов, естественно сложившаяся историческая среда обладает скрытыми ресурсами, актуализация которых могла бы положительно повлиять на развитие городской среды, раскрыть потенциал территории, сформировать положи- тельный образ как для туристов, так и для самих жителей. Анонимная архитектура, являясь источником куль- турных смыслов, могла бы стать таким ресурсом. В статье рассматривается специфика языка самодеятельной архитектуры в исторической среде. Исследование выполнено в рамках студенческого проекта, в качестве объекта выбран фрагмент улицы и прилегающие к ней кварталы в исторической части города.

Полный текст

Самодеятельная архитектура в российских городах составляет от 40 до 80 % и типология ее разнообразна: дачи, коттеджи, «странные объекты», частный сектор в городской черте, дореволюционная мещанская застройка, самодельное благоустройство, пригородное строительство, придорожные и прибрежные постройки, сельские дома, сезонные сооружения и т.д. [1]. Каждый из этих типов представляет собой обширное поле для исследования как с точки зрения формальных, так и с точки зрения языковых возможностей [2]. В данной статье речь пойдет об исследовании языков анонимной архитектуры в исторической среде города Самары. В ситуации, когда происходит уничтожение естественно сложившейся исторической среды, а вместе с этим уникальных средовых феноменов и образа жизни, поиск и актуализация скрытых ресурсов, позволяющих оживить территорию, представляется актуальной задачей. Анонимная архитектура, являясь источником культурных смыслов, отражением русской ментальности и образа жизни, может стать таким ресурсом [3]. Cовместно с группой студентов было проведено исследование языков анонимной архитектуры в исторической части города. В качестве объекта было выбрано 8 кварталов, прилегающих к улице Молодогвардейской. Первая часть задания заключалась в подробной, почти документальной графической репрезентации самарского двора (в виде развертки и плана) для каждого из кварталов. Таким образом, задача состояла в формировании нового, непредвзятого взгляда на привычную среду. Обыденные вещи в авторской художественной интерпретации приобретают новые качества: скучный и непримечательный, на первый взгляд двор, превращается в артефакт [4] (рис.1). На следующем этапе студентам было предложено при помощи различных художественных техник: скетчей, диаграмм, ритмических сеток, чертежей и фотографий выявить и зафиксировать «принципы» анонимной архитектуры. Исследование не ограничивается масштабом архитектурного объекта, предметом анализа могут стать как фрагменты среды, так и отдельные вещи. Один объект может сочетать в себе несколько «принципов» [5]. Самарский двор представляет собой полупубличное пространство. Попасть в него можно через арку или ворота, которые устанавливают некоторые жители, чтобы оградить территорию от посторонних. Таким образом, двор оказывается изолированным от улицы, жители чувствуют себя в безопасности и даже оставляют свои личные вещи на улице, не боясь за их сохранность. Нередко жители обустраивают придомовую территорию предметами интерьера, создают зоны отдыха, украшают двор игрушками и т.д. Домашняя обстановка переносится на улицу, размываются границы внутреннего и внешнего пространства, двор становится новым типом «комнаты», которая обустраивается по правилам и нуждам хозяев. Это явление можно объяснить не только желанием создать комфортную среду, но и во многом попыткой символического присвоения пространства, самореперзентации, идентификации себя с местом, проявлением творческой воли в условиях ограниченных ресурсов (инсталляции из старых вещей; «монументальная живопись»; украшение предметов быта; конструирование новых вещей из фрагментов старых; назначение новых функций предметам; приспособление одного под другое, создание, тем самым, новых типов объектов) [6]. Ценность исторической среды в ее разнообразии. Особенность сохранившейся дворовой застройки предполагает множество сценариев освоения и развития пространства [7-9]. Сложная конфигурация, многоуровневость внутренней территории двора дает возможность возникновения новых скрытых, потайных, камерных пространств. Архитектурные элементы приобретают новые качества, например, часть фасада дома может стать поверхностью для хранения вещей [10-12]. Жители исторической части города имеют более разнообразный опыт взаимодействия со средой. Многие повседневные ритуалы происходят на улице: стирка, отдых, игры с детьми, общение с соседями, совместное проведение праздников. Постоянная борьба с ветхостью является характерной чертой старого города: следы переделок, заплатки, маскировка и заделывание дыр, подпороки, «вынужденный дизайн», попытки самостоятельной реконструкции - формируют специфичный облик этого типа среды. В исторической части города, контраст старого и нового, сочетание разных архитектурных языков прослеживается более отчетливо, чем где-либо (рис.2,3). Эта среда обладает своебразной эстетикой, другим типом порядка, который не складывается намеренно и одномоментно, а формируется со временем, усилиями многих людей. В результате проведенного исследования были выявлены такие принципы, как: «коллаж», «несовпадение масштабов», «разные языки», «фасад-шкаф», «квест», «маскировка», «одомашнивание», «монументальная живопись», «нагромождение», «стена-чат», «бриколаж», «подпорка», «перекос», «приспособление», «следы от переделок», «разные хозяева», «огораживание», «асимметрия», «обхождение препятствий», «разные уровни» и т.д. Этот список остается открытым и будет пополнятся в процессе дальнейшго анализа территории. Исследование анонимной архитектуры в исторической среде может стать ценным материалом для профессиональной практики, а выявление скрытых культурных ресурсов поможет раскрыть потенциал территории, сформировать позитивное отношение как самих жителей, так и власти, способствовать развитию исторического центра.
×

Об авторах

Е. А Репина

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Д. Н. Романова

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Список литературы

  1. Кияненко К.В. Общество, среда, архитектура. Вологда, 2015. 264 с.
  2. Репина Е.А. Гайдина В.С. Самострой как «настоящий город»? // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре [Электронный ресурс]: материалы 73-й Всероссийской научно-технической конференции по итогам НИР под ред. М.И. Бальзанникова; К.С. Галицкова; Е.А. Ахмедовой / СГАСУ. Самара, 2016. С. 151-155.
  3. Вавилонская Т.В., Карасёв Ф.В Типология исторической городской усадьбы на примере города Самары // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2014. №1. С. 24-30.
  4. Репина Е.А., Камышева Д.С. «Включающее» видение как стратегия поиска новой эстетики // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре: материалы 70-й Всероссийской научно-технической конференции по итогам НИР / СГАСУ. Самара, 2012. С. 431-432.
  5. Репина Е. А., Камышева Д.С. Качества постиндустриальной российской среды: графический эксперимент // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2012. №2. С. 24-26.
  6. Иванов А.В., Шеина Т.В. Форма и строительные материалы как фактор культурной идентификации в региональной архитектуре // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2014. № 4(17). С. 19-24.
  7. Малахов С.А., Репина Е.А. Историческая Самара дает уроки «настоящего города». Единство, уникальность, устойчивость как следствие эволюционного типа развития в масштабе человека // Электронный сборник материалов конференции «Мозаика городских пространств». М.: МГУ, 2016. С. 241-247.
  8. Репина Е.А., Малахов С.А. Стратегия бесконфликтной реконструкции исторической среды на примере города Самары // Вестник ОГУ. №5 (180). 2015. С. 169-174.
  9. Малахов С.А., Общая структура и принципиальное содержание композиционного метода проектирования // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2014. №3. С. 31-36.
  10. Малахов С.А. Композиционный метод как причина исчезновения традиционного языка и традиционной функции. Этапы генезиса метода // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. 2013. №4. С.19-22.
  11. Репина Е.А., Захарченко М.А. Актуальная роль процесса соучастия в развитии городских территорий // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре [Электронный ресурс]: материалы 72-й Всероссийской научно-технической конференции по итогам НИР под ред. М.И. Бальзанникова; К.С. Галицкова; Е.А. Ахмедовой / СГАСУ. Самара, 2015. С. 157-159.
  12. Репина Е.А., Малахов С.А. Никонов К.Е. Альтернативный взгляд на состояние современного российского города и перспективы градостроительного прогноза (на примере г. Самара) // Инновационные технологии в сфере сервиса и дизайна: материалы I международной научно-технической конференции. Самара, 2014. С. 50-54.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Репина Е.А., Романова Д.Н., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах