К вопросу об использовании фольклора в музыкальных произведениях

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

В статье анализируются доктринальные позиции относительно понятия музыкального фольклорного произведения и подходы законодателя к способам использования произведения музыкального фольклора. Предметом исследования являются теоретические и практические аспекты защиты прав на произведения музыкального фольклора. Рассматриваются такие способы использования фольклора в музыкальных произведениях как цитирование произведений народного творчества в составе авторской музыкальной композиции и создание оригинальных музыкальных произведений на основе фольклора. Делается вывод о том, что использование музыкального фольклора путем цитирования по сути невозможно и приводит к созданию нового музыкального произведения, которое может рассматриваться как составное (в случае, если фольклорное произведение не подвергалось переработке и было включено в состав нового произведения без изменений) или как производное (в случае, если фольклорное произведение подверглось существенным изменениям в форме аранжировки, обработки и т.п.). В целях коммерциализации и защиты прав на произведения фольклора предлагается систематизировать музыкальные фольклорные произведения путем создания базы данных таких произведений. Делается вывод о необходимости возмездного использования музыкальных произведений фольклора, за исключением случаев некоммерческого использования гражданами страны, на территории которой были созданы такие произведения. Полученные денежные средства предлагается аккумулировать в специальном фонде охраны культурного наследия коренных малочисленных народов и общин. Сделан вывод о необходимости применения норм о защите личных неимущественных прав в отношении фольклорных произведений. Обладателями таких прав предлагается признать то сообщество, в рамках которого произведение было создано.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Екатерина Александровна Свиридова

Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: ESviridova@fa.ru
ORCID iD: 0000-0002-7791-0550

канд. юрид. наук, доцент, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности Юридического факультета

Россия, Москва

Список литературы

  1. Алиева И. Г., Горбунова И. Б. О проекте создания интеллектуальной системы по каталогизации и анализу музыки народов мира // Общество: философия, история, культура. 2016. № 9. С. 105–108.
  2. Ворожевич А.С. Правомерное цитирование как случай свободного использования различных объектов авторского права // Закон. 2019. №7. С. 169–182.
  3. Гаврилов Э.П. Комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. о вопросах применения законодательства об авторском праве и смежных правах (постатейный). Подготовлен для системы «КонсультантПлюс», 2006 (СПС «КонсультантПлюс»).
  4. Гаврилов Э.П. Свободное цитирование // Хозяйство и право. 2017. №10. С. 83–91.
  5. Гарипова Н.Ф. Преломление традиций фольклора в технике композиции башкирских композиторов (на примере фортепианной пьесы Р. Касимова «908») // Проблемы музыкальной науки. 2017. № 2. С. 160–166.
  6. Шебзухова М.Х. Правовая охрана проявлений фольклора: автореф. дис. ... канд. юридических наук. Москва, 2002. 26 с.
  7. Amegatcher O. La protection du folklore par le droit d’auteur, une contradiction dans les termes. Bulletin du droit d’auteur. 2002. XXXVI (2). Р. 36–46.
  8. Belinga Baratte-Eno. Bibliographie des auteurs africains et malgaches de langue francaise. Paris: O.R.T.F., 1972. 124 pр.
  9. Blakeney Michael. Protecting the knowledge and cultural expressions of Aboriginal peoples. University of Western Australia Law Review. 2015. 39 (2). Р. 180–207.
  10. Boldt Menno, Long J. Anthony. The quest for justice: Aboriginal peoples and Aboriginal rights. Toronto: University of Toronto Press, 1985. 232 pр.
  11. Cahen Murielle. L’originalité de l’œuvre musicale. 2019. URL: https://www.murielle-cahen.com/publications/originalite_musique.asp (date accessed: 07.04.2023).
  12. Gambino Francesca. L’anonymat dans la tradition manuscrite de la lyrique troubadouresque. Cahiers de civilisation médiévale. 2000. 43e année, 169, Р. 33–90.
  13. Githaiga Joseph. Intellectual Property Law and the Protection of Indigenous Folklore and Knowledge. Murdoch University Electronic Journal of Law. 1998. 5 (2). URL: http://www.austlii.edu.au/au/journals/MurdochUeJlLaw/1998/13.html (date accessed: 07.04.2023).
  14. Konjović P. Ogledi o muzici. Beograd: Srpska književna zadruga, 1965. 263 pр.
  15. Milin Melita. Les compositeurs serbes et le nationalisme musical. L’évolution des approches créatrices aux XIXe et XXe siècles. Études balkaniques. 2006. 13. Р. 125–144.
  16. Mosusova N. L’approche du folklore de Milojević dans son opus Tardif. Le compositeur Miloje Milojević: Proceedings of the Scientific conference, Belgrade, November 25–27. Belgrade: Institute of Musicology of the Serbian Academy of Sciences and Arts, 1998. 313 pp.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах