PUNCHING PERFORMANCE IN ENVIRONMENTAL DESIGN AND IN ARCHITECTURE

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In the article the results of analysis of punched surfaces use in architectural objects and environmental design, including – in object design – are presented. The inclusion of similar structures differs in character of punched planes cooperating with light. As a result of such interaction the new system formation and the new composite context is born.

Full Text

Архитектура и дизайн городской среды занимают сегодня прочную позицию в системе научного знания. С точки зрения стилистики и формообразования их следует рассматривать как некий перформанс поиск новых систем взаимоотношения формы и зрителя. В своих произведениях дизайнер экспериментирует в этом направлении: форма органически моделирует себя, включая новые фактуры, игру света. Отсюда рождение нового контекста формообразования, предопределенного не столько стилевыми особенностями и границами, сколько – работой дизайнера в рамках интуитивного и научного опыта. Произведение пронизано «новой динамикой форм», оказывающих активное влияние на вновь вовлекаемые в композицию плоскости и объемы, создавая, в конечном счете, практически новый объем и, соответственно, образ. Активную позицию в этом процессе занимает перфорирование поверхностей любой формы, участвующей в композиции. В этом процессе оно становится универсальным языком визуальных символов, активно подвергающихся модификации световым потоком, преобразующим данную композицию в новое произведение. Пространство, структура и свет органично связываются в совершенно новый объект творчества дизайнера и архитектора, формируя перформативный контекст. Это – пространственный эксперимент, безусловно порождающий новую, неповторимую форму, связанную с пространством и играющую определенную функциональную роль, в котором дизайн и архитектура становятся интеллектуальной игрой, где уместна и рациональность, и ирония. Перфорация выступает как инструмент интерфейса – установления символической, пространственной и смысловой связи между наружными поверхностями формы и ее внутренним пространством. Тени от перфорированных поверхностей способны связать ее с окружающей средой: происходит синтез понятий «объект-субъект» и «интерьер-экстерьер», образуются наслоения поверхностей, непрерывно адаптирующихся друг к другу. Устанавливается диалог между «формой и содержанием» пространственного объекта. В этом случае дизайнер выступает как организатор коммуникаций, где важно не создание подобий, а позитивный жест перфомативное действие. Так появляются новые формы, которые трудно подразделить на виды и жанры. Зритель становится свидетелем рождения явления «перформанса» с иной оптикой восприятия реальности, новой возможностью отношений со зрителем, нового осознания процесса формирования дизайн-композиции как инновационного процесса, в котором деятельность дизайнера не просто поиск новой формы, а скорее поиск новых механизмов работы с этой формой, теряющей в ходе работы свой изначальный смысл и приобретающей новый образ. В западном искусствознании слово «перформанс» появилось в словарях уже с 1970 г., причем в таких крупных и популярных изданиях, как «HISTORI L»ART». В русских же глоссариях это определение появилось только после 1991 г. При этом определения, которые давались в книгах, никак не отражали особенности отечественного перформанса в основном приводились популяризированные определения. Увлеченность перформансом показало, что за тридцать лет развития из явления маргинального перформанс распространился и расширился настолько, что уже невозможно ставить это явление в один ряд с художественным экспериментом какого-то направления в актуальном искусстве (как до сих определяют перформанс в западной критической литературе, считая его именно экспериментом художников концептуалистов). Перформанс в отечественном искусстве, вне зависимости от западного опыта, оказался той областью, где стали развиваться возможность интерпретационного творчества, разнообразие форм и приемов формообразования. Суть перформанса – интерпретация. Перформанс стал явлением инновационным, что заменило для современного художника, дизайнера и архитектора традиционную картину, скульптуру, театральное действие. Работая с такими объектами, как предметная среда, человеческие отношения, перформанс выстраивает просто другие отношения с этими объектами. Целью создания перформанса является воплощение некой идеи: возникнув и существуя на пересечении различных видов творчества, он чрезвычайно разнообразен в своих проявлениях, создавая некую игру со зрителем, необходимую для создания новых образов и композиционных отношений. В этом смысле само понятие «перформанс» становится применимо к творчеству дизайнера и архитектора, предполагая уже одним своим названием «игровые правила», а также не только новую систему взаимоотношения объекта и зрителя, но и новые взаимоотношения объекта и автора. Таким образом, перформанс можно определить как процессуальный вид деятельности дизайнера и архитектора, который имеет определенные формообразующие принципы, предполагая, тем не менее, полную композиционную импровизацию [1]. Перформативный акт, как правило, подразумевает наличие следующих составляющих: Развитие действия создание инореальности, самодостаточной и существующей только для персонажа, сюжета. Эта инореальность при столкновении с действительностью «взрывается», давая возможность персонажу на проживание ситуации, которая в данный момент и является перформансом. Тактильность – демонстрация, которую предопределила эпоха оптикоцентризма (фотография, кино, телевидение, мультимедийные технологии и пр.). Игровой момент ситуационность и ирония, дистанцирование от реальности. 4.Сценарий – символический смысл, развитие действия. Цель прочтение, проигрывание ситуации, расширение границ формообразования. Новизна реагирование на изменения в реальной действительности, включение в инновационный процесс (постоянное изменение, обновление), создание новой «эстетичности», работа с новыми технологиями. Стадийность перформанс состоит из серии последовательных действий, в ходе которых происходит рождение нового объекта. Эпатажность свидетельство радикальной эстетической позиции автора, погруженность объекта в среду, ироничное, пародийное начало, эпатажность и агрессия. Дискурс создание некой пространственной модели, которая «провоцирует» градостроительную ситуацию и является носителем или персонификацией определенного языка формообразования. Все эти составляющие имеют место в создании пространственной композиционной модели, в которой подразумевается активная «работа» форм и потоков света. Дизайнер и архитектор соприкасаются с таким оптическим эффектом, как иррадиация: перфорация под воздействием светового потока изменяет свои геометрические характеристики, переплетающиеся тени создают иллюзию новых форм и композиционных взаимодействий. Перфорации плоскостей, носящие различный орнаментальный характер, выходят по своему значению и получению композиционного, эмоционально-эстетического эффекта за границы традиционно понимаемого использования орнаментов в произведениях архитектуры и дизайна среды. В 1908 г. Адольф Лоос в своем труде «Орнамент и преступление» призывал к полному отказу от орнаментального декорирования в архитектуре. Этому лозунгу была противопоставлена теория Готфрида Земпера, позиционирующая органическое происхождение орнамента из таких ремесленнических техник, как ткачество, плетение. Орнамент и структура в архитектуре выступали в данном случае как органическое целое, а функция фасадного декора рассматривалась часто как инструмент зрительного выявления конструкции. Начиная с конца ХIХ в., функции архитектора и конструктора были разделены и архитектура «отпочковалась» от искусства, провозгласив эстетику техницизма. Формируется движение поиска «чистой формы», не нуждающейся в дополнительных выразительных средствах. Творческие поиски орнаментальности в архитектуре стали носить единичный характер, а монотонность и индустриализация архитектурностроительной отрасли определили композиционный облик большинства архитектурных объектов. Уже к концу ХХ в. примеры использования орнамента в контексте современной архитектуры носят проявление не оформительской ностальгии, а приобретают форму естественной связи с культурной традицией, инструментария объединения традиции и современности, игры света и пространства. В данном случае речь идет об орнаментальных структурах крупных фасадных поверхностей (в отличие от лепнины и архитектурных деталей). Орнаментально-геометрические поверхности фасадов зданий хорошо адаптируются к конкретным условиям места с учетом его культурной традиции. Использование максиперфораций в качестве пластической организации плоскости фасадов, игры света, проникающего во внутреннее пространство объекта, создает эффект траспарентности и открытости, попытки обогащения фасада. Одним из наиболее ярких примеров современного использования орнамента, созданного на основе перфораций, является фасад Института арабского мира, построенный в Париже в 1987 г. по проекту Жана Нувеля. Фасад воплотил идею дифференциации и объединения традиции и современности, восточной и западных культур. В этом современном здании в стиле хай-тек из стекла и стали плакативно решена тема орнаментально-геометрического перфорирования фасада с продуманной игрой света. Каждый из 240 квадратов этого орнамента объединяет в себе 57 реагирующих на свет диафрагм и 2 мотора, приводящих эти механизмы в движение [2]. Ряд примеров может быть продолжен орнаментальными проектами терминала королевской семьи в комплексе аэропорта в Джеддахе Саудовской Аравии Рэма Коолхаса, зданием посольства Саудовской Аравии в Берлине по проекту архитектора Герхарда Бартельса, проектами Херцога и де Мерона в Германии, Франции, США. Условно перфорированную структуру представляет собой фасад Массачусетского технологического института в Кембридже. Помимо фасадов зданий, новое рождение приобретают и такие элементы городской среды, как решетки ограждения балконов, парапетов, скверов, входов. В современной интерпретации они все чаще выполняются не традиционным способом чугунного литья, а в виде перфораций на металле. Необычное решение представляют архитекторы Тойо Ито, Такео Хигаши в реализованном проекте магазина TOD,s на бульваре Омотесандро в Токио (Япония, 2004). Узкое высокое здание вписано в небольшой по площади участок городской среды. Отвергнув вариант привычного сосуществования на фасаде прозрачных и непрозрачных поверхностей, автор по-новому подходит к проблеме решения стены. Не часто встречающаяся на улицах Токио зелень становится источником вдохновения – фасад представлен как переплетение бетонных ветвей деревьев. Взяв упрощенный графический мотив ветвистого дерева, Тойо Ито многократно повторил его, совместив друг с другом отдельные модули. Плоскостная «перфорация» приобрела внутренний объем. Использование орнаментального мотива в качестве композиционного и новаторского конструктивного начал создали новый образ здания и его структурной схемы. Силуэты «ветвей дерева» отлиты из бетона и достигают толщины 300 мм. Динамическое противопоставление лаконичных светлых поверхностей стены и многообразие видов города сквозь «ветви дерева» дополняются игрой света сквозь многослойную перфорированную поверхность стен [3, 4]. Становясь элементом декора, перфорация поверхностей плоскостной и объемно-пространственной композиций не только не вступает в конфликт с функциональностью объектов, но и становится новым, мощным инструментом поиска формообразования и новых пространственных эффектов. Унификация технических и производственных процессов, расширение горизонтов массовой культуры актуализируют в обществе спрос на уникальные, авторские и индивидуальные решения, которые способен обеспечить перформанс перфорации. Причем, в отличие от функции декора, перфорация становится полноправным участником функционально пространственного и композиционного решения объекта. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Кикодзе, Е. Новый русский перформанс [Текст] / Е. Кикодзе// Комод.-1999.№8.С.65. Шилова, И. В.Возвращение орнамента [Текст] / И.В. Шилова// Speech: орнамент. – 2008.-№1.С.8-14. http://arx.building.su/magazine/arx4 adv 2.shtml [Электронный ресурс]/: http://www.metal-disain.spb.ru/perfor.html [Электронный ресурс]/: © Каракова Т.В., 2011

×

About the authors

T. V KARAKOVA

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Author for correspondence.
Email: vestniksgasu@yandex.ru

доктор архитектуры, профессор, заведующая кафедрой дизайна

References

  1. Кикодзе, Е. Новый русский перформанс [Текст] / Е. Кикодзе// Комод.-1999.- №8.- С.65
  2. Шилова, И. В.Возвращение орнамента [Текст] / И.В. Шилова// Speech: орнамент. – 2008.-№1.- С.8-14
  3. http://arx.building.su/magazine/arx4 adv 2.shtml [Электронный ресурс]/
  4. http://www.metal-disain.spb.ru/perfor.html [Электронный ресурс]/

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2011 KARAKOVA T.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies