КРИСТАЛЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА КАК СТРАТЕГИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается взаимосвязь процессов информаци- онного пространства современности и архитектур- ной реальности. Представлена типология раскрытия архитектурно-пространственной среды с точки зре- ния информационного фактора как концепция само- организации. Обозначен баланс смыслового содержания архитектурно-информационного пространства в ка- честве константы формирования городской среды и соответствующих городских сценариев. Установлено, что при смене ключевых средовых контекстов появ- ляется необходимость пересмотра существующих в творчестве архитектора инструментов и механизмов формообразования, ориентированных на возможность управления информацией.

Полный текст

В работе поставлена задача охарактеризовать феномен взаимодействия информационного и архитектурного пространств, рассмотреть типологию пространств как универсальную концепцию, которая применима в качестве базиса формирования целостной архитектуры. Для этого необходимо структурировать и сбалансировать информационные потоки действительности и архитектурнопространственную среду, учитывая, что в совокупности они выступают как условие жизнедеятельности, восприятия человеком действительности и формирования отношений в обществе. Японский социолог Е. Масуда утверждал: «Информационная революция будет быстро превращаться в новую производительную силу... Производство информационного продукта, а не продукта материального будет движущей силой образования и развития общества» [1]. В результате этого архитектура сегодня должна быть медиа-оболочкой, которая представляет собой отражение информационного потока. Отличительной чертой XXI в. можно считать увеличение числа контекстов информационного пространства, которое напрямую связано с глобализацией, информатизацией и технизацией. Сегодня мы видим, как факторы современного информационного пространства становятся формообразующей основой для творчества архитектора, унифицируя региональные культурные особенности, отвергая традиции, тиражируя среду для «массового» человека, размывая границы частного и публичного и поддерживая идеологию консьюмеризма. Архитектурный критик С. Ситар допускает мысль, что «архитектор перестал быть общественным деятелем, перестал защищать общественные интересы, - он полностью «коррумпировался», перешел на сторону частных корпораций» [2]. Аналогично В.Т. Шимко отмечает: «Визуальные коммуникации, несущие информацию, превратились в основное средство смыслового совершенствования или искажения среды» [3]. Архитектура, как средство гармонизации - установления информационного баланса, эволюционирует в другой плоскости системы восприятия действительности и полностью перекраивается под властью информационного пространства, смещая акценты. С этой точки зрения понимание феномена информационного пространства в архитектуре позволит не только использовать его параметры в качестве организующих границ проектной деятельности с привязкой к картине мира, но и одновременно управлять информационными процессами, учиты- 97 Градостроительство и архитектура | 2016 | № 4 (25) Т.А. Серебренникова вая человеческий фактор с привязкой к физиологии и восприятию. Данная тема особенно актуальна в период становления современных инструментов проектирования и определения области компетенций архитектора. Таким образом, стратегия самоорганизации архитектурного пространства заключается в выработке индивидуального подхода к процессу проектирования (к постановке траектории движения), основанного на глубоком предпроектном структурном анализе процессов информационного контекста и его восприятия. Информационное пространство как основа творчества архитектора Архитектура включает в себя организацию внешней и внутренней среды, обеспечивая процессы жизнедеятельности человека и представляя эстетическую ценность. В наши дни, когда технические достижения и новые медиа- интеллектуальные технологии являются чуть ли не основной частью реальности и формирующими элементами сознания, можно сделать вывод, что архитектура охватывает организацию всего существующего пространства (медиа-, виртуального, информационного, социального и т.д.) и всех происходящих процессов - от цифрового проектирования и современного строительства зданий со смысловым подтекстом до размещения рекламного лозунга-баннера с целью манипулирования обществом. На данном этапе развития архитектуры алгоритмы для проектирования заданы разнообразием процессов формирования информационного пространства - социологические и экономические показатели, экологические и климатические характеристики, средовые параметры, трансформации сообществ, потребности, ценности и традиции, мировоззренческие ориентиры, социальная динамика, духовность и религия, политические взгляды, культурная составляющая и т.д. Следовательно, информационное пространство определяется как единый механизм взаимодействия параметров контекста, сформированный на основе многомерности пространства и отражающий в рамках культурологических процессов нелинейную и саморазвивающуюся картину мира. Соответственно, цель создания архитектуры - это цель создания системы ориентиров в многомерной системе активных средовых информационных процессов, организующих современное посттехногенное пространство человека. С этой точки зрения, можно предположить, что архитектура формирует информационное пространство, и наоборот. Современный творческий поиск опирается на накопленный и изученный потенциал архитектурного миромоделирования, учитывая возможности адаптации и интерактивности. Это своего рода навигация архитектурного пространства в рамках информационных потоков. Одним из ключевых моментов здесь стоит отметить «возможность адаптации и интерактивности», что и характеризует самоорганизацию архитектуры как встраивание в информационный контекст, учитывая поведенческие изменения. Динамическое состояние архитектурного пространства подразумевает открытость системы для постоянных изменений, которые задаются архитектором. Поэтому важным является не только изучение проблем современной архитектуры и формирование новых канонов, но и исследование пространственных информационных контекстов и их «кристаллизация» (анализ, объединение, систематизация), так как информационное пространство является основным инструментом в творчестве архитектора. Вопрос о пространственных средах приобретает особое значение в данном исследовании в связи с тем, что они выступают в качестве информационного контекста, условий жизнедеятельности, восприятия человеком действительности, формирования различных отношений в обществе и т.д. Морфотипы пространственных сред - навигация в рамках информационных потоков В широком понимании само понятие «пространственная среда» кандидат философских наук К.Г. Силанян характеризует как «фрагмент пространства, познаваемый, конструируемый и обустраиваемый субъектами в процессе жизнедеятельности» [4]. Пространственные среды отражают потребности и возможности человека (общества) и формируют предпосылки для возникновения новой информации. Человек всегда целенаправленно пытается организовать и подчинить себе окружающую его пространственную среду в процессе ее освоения и воспринимает все находящееся в ней как часть своего бытия. В связи с тем, что пространственные среды охватывают все сферы и процессы, протекающие в мировом информационном пространстве, многомерность пространства вызывает сложное многомерное восприятие. Язык архитектурных форм, являясь отражением мировоззренческой системы каждой эпохи, передаёт культурно-исторические, социальные, традиционные, местные национальные, природно-климатические и пространственные значения. В архитектурном объекте заложено больше смыслов, чем субъект восприятия может воспринять, но для субъекта значимы только те объекты, которые социально приемлемы на данном этапе его развития [5]. С помощью архитектуры пространственная среда воспринимается, структурируется, организуется и познается субъектами в процессе ее освоения. Процесс кристаллизации в рамках данного Градостроительство и архитектура | 2016 | № 4 (25) 98 АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. ТВОРЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ исследования подразумевает анализ, объединение и систематизацию информационных параметров (экологическое состояние, экономические факторы, политика, социальная динамика, религия, культура, мировоззрение и т.д.), формирующих картину мира эпохи конца XX - начала XXI в., и корреляцию с архитектурной средой. Стоит обозначить четыре морфотипа пространственных сред, с помощью которых информацию возможно сгруппировать и структурировать. Экологическое пространство охватывает не только состояние окружающего пространства, поддержание его равновесия, гармонию человека с природой, но и проблемы, связанные с безответственным и потребительским природопользованием, в результате провоцирующие экологический кризис. Громадное значение в условиях экологического кризиса приобретают экологическое образование и воспитание, развитие экологической культуры, экологизация сознания. Взаимодействие экологического пространства с архитектурной средой расширяет рамки творчества - появляется возможность организации как средовых элементов в качестве самостоятельных (ветряные мельницы, солнечные батареи и т.д.), так и внедрение в общую структуру архитектурного объекта (воспроизводимые источники энергии, утилизация, материалы и т.д.). Культурно-историческое пространство функционирует в качестве своеобразной матрицы, с помощью которой происходит идентификация личности, самопознание и формирование мировоззрения на протяжении всего существования человечества. В то же время оно оказывает влияние на современную геополитику и воздействует на общественную жизнь и ежедневную повседневность. Культурноисторическое пространство охватывает информационные параметры, такие как наследие, вопросы культурной нестабильности (вестернизация), массовость, духовность, ценности, традиции, духовные и социальные идеалы, возможности культурного обмена, мультикультурность и т.д. В архитектурной среде оно находит свое отражение в качестве организации стабильной системы образов, отдельных символических пространств, ориентиров «генетического кода» (исторические здания, памятные места, средовые элементы и т.д.). Социально-нравственное пространство формирует сознание и поведение человека в обществе в соответствии с общественной моралью, культурными нормами, ценностными ориентациями. Пространство выступает в качестве диалога между реальностью и человеком, между устойчивостью и динамикой связей в коммуникационных процессах, между самосознанием эпохи и обществом, которое ее переживает. Диалог человека и пространства напрямую связан с паутиной социально-коммуникативных отношений, следовательно, и при взаимодействии с архитектурной средой происходит организация новых целей и функций узловых элементов пространства (дворовые и придомовые территории, улицы, площади, магистральные транспортно-пешеходные узлы и т.д.), формирующих как диалог, так и ответную реакцию (поведение) общества. Организационно-политическое пространство - двигатель всех мировых процессов и международных отношений, направленных одновременно как на развитие цивилизации, так и на дестабилизацию, установление однополярного мира. Пространство включает в себя следующие информационные параметры: политические взгляды и установки, методы управления и воздействия на человека, экономику, организацию деятельности, власть, проблемы национального суверенитета, военные конфликты, медийность и т.д. Политтехнологии воздействуют на общество, поведение, характер и направление деятельности; взаимодействуют с культурой, наукой, архитектурой и другими отраслями. На сегодняшний день архитектурная среда является прямым олицетворением организационно-политического пространства (бизнес-центры, объекты корпораций, торговые центры и т.д.), поэтому появляется необходимость в четком функциональном разграничении. Рис. 1. Смысловое содержание информационного пространства 99 Градостроительство и архитектура | 2016 | № 4 (25) Т.А. Серебренникова Архитектурная среда, по принципам всеобщей разумности, формируется не с помощью изолированных фрагментов действительности, а благодаря целостной картине бытия. Следовательно, смысловое содержание информационного пространства определяется за счет характерных взаимодействий средовых морфотипов и представляет собой выбор опорных параметров информационного контекста, благодаря которым формируется существующая картина мира и проблемные зоны пространства (рис. 1). С течением времени, с развитием эпохи, содержание информационного пространства претерпевает изменения, наполняя модель новыми смыслами. Объединив аспекты информационного пространства, появляется возможность аналогично структурировать и архитектурное пространство. Типология раскрытия пространства как основа механизмов формирования архитектурной среды Типологическая модель раскрытия пространства является универсальной концепцией, которая применима в качестве базиса формирования архитектурно-пространственной среды, учитывая территориальные и климатические особенности разрабатываемого места, мировоззренческие ориентиры, историю, традиции и ценности и т.д. Концепция типологии раскрытия пространства основана на утверждении, что каждая активная зона в среде и есть информационное поле деятельности, знаний, навыков, опыта, способностей, ценностей и мировоззрения. В данном контексте анализ и систематизация параметров информационного пространства выполняют полярные функции: с одной стороны, ограждают архитектора от «мусорной» информации, а с другой - создают собственные информационные потоки, помогая рационально скоординировать устойчивые механизмы и связи в интерактивном пространстве. Морфотипы пространственных сред структурируют информацию с точки зрения своей принадлежности. В свою очередь, в типологии архитектурного пространства каждому современному информационному слою характерны свои принципы формообразования, направленные на решение конкретных задач. Особенность типологии заключается в том, что основа структуры статична, а компоненты динамичны и вариативны, что позволяет с течением времени развивать пространство и наполнить характерными смыслами. Таким образом, изменения параметров контекста (поступление новой информационной составляющей) приводят к новым архитектурным интерпретациям. Целостность архитектуры выражается не только в совокупности и связности принципов и приемов архитектурно-творческого языка, но и в единстве информационной структуры. Природно-экологическое пространство - пространство, направленное на стабилизацию отношений человека и окружающей его среды, сохранение ресурсного потенциала. Оно направлено на формирование и поддержание природно-экологического каркаса городской структуры. Характеризуется интеграцией в архитектурный объект воспроизводимых источников энергии, сохранением естественных природных ландшафтов в структуре города путем встраивания объектов архитектуры в существующий контекст, формированием пространственно-планировочной структуры на основе вариативной комбинаторики зеленых транспортных и комфортных пешеходных коридоров. В.Нефедов определяет «эко-сознание» как «фактор реального прогресса в обустройстве городской среды» [6]. Пространство жизнедеятельности отвечает за формирование условий и среды повседневной (бытовой) деятельности человека, охватывающей лишь приватную сторону, в рамках которых человек организует, направляет и регулирует свое непосредственное су ществование, ведет сообразно своим собст венным потребностям и интересам частную жизнь, координирует свое индиви дуальное развитие. Архитектурная среда организует процессы деятельности, основные направления и потоки движения, программируя как самого человека, так и восприятие им пространства. Данному типу характерны: рациональное распределение пространств на микро- и мезоуровнях, функциональный диалог, максимальная согласованность объектов, формирование оптимальной пространственно-планировочной «цепочки» взаимосвязанных пространств, включение «умных» систем. Социально-коммуникативное пространство - единое пространство, формирующее определенные рамки для многомерного проявления общественных связей и отношений, плотной эффективной коммуникации между участниками сообществ в реальном времени с целью создания «живого», гибкого, разностороннего и сознательного общества. Характеризуется формированием коммуникационных площадок для городских сообществ, созданием общественного социально-коммуникативного хаба в качестве эмоционально ориентированного фрагмента городской среды, установлением «мягких границ». Японский архитектор Тадао Андо верно заметил: «Архитектура - площадка для человеческого общения» [7]. Духовно-нравственное пространство - пространство, которое формирует моральные, нравственные ценности и сохраняет веками установленные традиции и ориентиры, учитывая территориальные особенности - культурные, национальные, исторические, мировоззренческие. Пространство, являясь продолжением в реальном времени, отвечает за Градостроительство и архитектура | 2016 | № 4 (25) 100 АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. ТВОРЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ поддержание духовного развития и воспитания личности, формирование взглядов на картину мира. Подразумевает «программирование» пространства с фрагментарным заимствованием и подражанием городской исторической ткани, формирование отдельных фрагментов городской среды как носителей духовно-нравственных ценностей, сохранение отдельных образно-символических пространств в историческом ландшафте в константном состоянии. Органический синтез архитектурного прошлого и настоящего необходим для создания эстетически наполненной пространственной организации и духовно-нравственной основы в формировании человека как личности самостоятельной, саморазвитой и самодостаточной. Организационно-управленческое пространство - многослойное пространство, формирующее рамки и границы, в пределах которых устанавливаются связи и отношения политических и экономических элементов структуры с человеком и обществом. Пространству характерно встраивание объектов административного, офисного, общественного назначения в городской контекст, не претендуя на приоритетность и сохраняя гибкость относительно функциональной структуры. В контексте данного пространства происходит четкое разделение одних областей и объединение других, с целью создания логически единого процесса функционирования градостроительной системы. Медийно-техногенное пространство направлено на контроль и управление потоками распространения информации и техногенных процессов в среде, с целью формирования устойчивых связей как между процессами информации и общественным сознанием, так и между современными коммуникациями и мобильностью общества, учитывая социальную среду, исторические и культурные особенности городской структуры. В рамках пространства происходит создание гибкой инфраструктурной матрицы интерактивных многофункциональных платформ, в первую очередь для человека, которые объединяют эстетичное выражение, нормативное соответствие, функциональное предназначение и конструктивное содержание. Смысловое содержание архитектурного пространства определяется целостностью приемов и элементов архитектурно-творческого языка, заложенных в типологическую структуру, и выступает как формообразующая основа для проектирования с целью решения проблем информационного контекста (рис. 2). Стратегия самоорганизации архитектурной среды подразумевает устойчивый механизм взаимодействия смыслового содержания информационного и архитектурного пространств. Программа самоорганизации включает в себя три этапа: «аналитический» - кристаллизация информационных параметров (морфотипы пространственных сред), структурный анализ существующих сценариев и анализ визуально-образной среды и культурных кодов; «информационно-концептуальный» - формирование городского сценария с опорой на принципы формообразования (типология раскрытия пространства); «детализированный» - направлен на оптимизацию взаимовлияний элементов целостного информационно-архитектурного пространства. В результате формируется среда, которая выступает как система образов, необходимых для социальнопсихологической ориентации индивида [9]. Таким образом, баланс смысловых и пространственных (информационных и архитектурных) характеристик рассматривается в качестве основы стратегии самоорганизации архитектурной среды. От установленного баланса зависит формирование сознания, возможность влияния на психическое состояние человека, восприятие пространства и его длительность жизни во времени. На каждом историческом этапе архитектура несла в себе смысловую информационную нагрузку, «образуя слепок среды деятельности человека - слепок его среды обитания» [8]. Необходимо пояснить, что представляет собой «информационный слепок». Это фиксация информационного баланса - слияние сознания человека (актуальной картины мира) и типов мышления, слияние образа среды и архитектуры. Рис. 2. Смысловое содержание архитектурного пространства 101 Градостроительство и архитектура | 2016 | № 4 (25) Т.А. Серебренникова Архитектура, как самоорганизующаяся система, становится носителями и трансляторами информации о происходивших метаморфозах, сохраняя при этом генетическую память об «информационных слепках». Архитектор управляет социокультурными процессами, закладывая характерные «коды» в алгоритмы средо- и формообразования. Сбалансированное взаимодействие информационного и архитектурного пространств приводит к устойчивому развитию с фиксацией (сохранение картины мира) (рис. 3). Чем выше освоенность пространственной среды, тем больше адекватность ее понимания и переживания субъектами [4]. В свою очередь, современная архитектура, формируя зачастую неадекватное мировосприятие людей, ограничена сжатыми рамками процессов глобализации и сосредоточена лишь на отражении конкретных аспектов, где нет места творчеству. Сегодня мы видим нарушение как смысловых характеристик, так и взаимодействия массы и пространства, которые дезориентируют человека, уничтожая его как нравственно развитую «личность» и формируя замкнутого на самом себе «одинокого потребителя». Н.В. Касьянов отмечает: «Постоянная борьба различных тенденций - от высоких идеалов до вульгарных коммерческих интересов - порождает соответствующую архитектуру и соответствующие диалоги с ней» [10]. Возможности моделирования самых различных объектов сочетаются с быстро возрастающей ложностью процессов и форм их пространственной организации [11]. В сформировавшихся условиях возникает необходимость в поиске алгоритмов, которые помогают выстраивать смысловые контексты для пространств, но уже с учетом новых информационно-средовых параметров. Точнее выразился архитектор Э. Хайман: «Архитектор придумывает не форму, а большое количество связей» [12]. Без исходной информационно-смысловой структуры не существует познания [13]. Восстановление баланса смысловых контекстов, раскрывающих развитие человека и его самоидентификацию в окружающем мире, возможно только в результате осмысленной деятельности архитектора с опорой на глубокий предпроектный анализ. Выводы. В ситуации XXI в. целостность архитектуры выступает в качестве ориентиров для восприятия человеком окружающей среды, самоопределения и идентичности, формирования взглядов и т.д. Архитектура воплощает само общество, обнажая особенности отдельных его поколений, социальных классов, условий жизни и систем функционирования [14]. Появляется необходимость в пересмотре механизмов формообразования и пространственного мышления, направленных на установление баланса с целью сохранения информационно-архитектурного единства. Речь идет как о целенаправленном создании содержания интеллектуальной среды для человека, так и о его собственном развитии как существа биологического, социального и духовного. На сегодняшний день информационное пространство, отражающее эволюцию мировых процессов, выступает в качестве основного инструмента в творчестве архитектора в условиях уплотняющейся информационной среды. Раскрытие и дальнейшая самоорганизация архитектурного пространства происходит за счет установления контакта, связей и взаимодействий между существующим потоком информации и творческим процессом. Программа организации среды включает в себя разработанные типологические группы информационного и архитектурного пространств, на базе которых в дальнейшем будет выстроена универсальная модель формирования целостной архитектуры. Рис. 3. Механизм взаимодействия информационного и архитектурного пространств Градостроительство и архитектура | 2016 | № 4 (25) 102 АРХИТЕКТУРА ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ. ТВОРЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ АРХИТЕКТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Стратегия самоорганизации подразумевает устойчивость механизма формирования границ в обоих пространствах. В результате этого происходит наложение информационных слоев и параллельно декодификация архитектурно-пространственной среды. Организованная среда, таким образом, находится в смысловой и пространственной согласованности, что позволяет рассматривать ее, с одной стороны, как уникальную систему, способствующую коммуникации, с другой - как своеобразный «проводник» значимой информации.
×

Об авторах

Татьяна Андреевна СЕРЕБРЕННИКОВА

Уральский государственный архитектурнохудожественный университет

Email: vestniksgasu@yandex.ru

Список литературы

  1. Masuda Y. The information Society as Post-Industial Society. Wash., 1981.
  2. Ситар С.В. Медиализация общества - медиализация архитектуры: монументальность и эфемерность // Архитектура и социальный мир / под ред. И.А. Добрицына. М.: Прогресс-Традиция, 2012. 312 с.
  3. Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. М.: Архитектура-С, 2006. 296 с.
  4. Силанян К.Г. Пространственная среда как социокультурный феномен: дис.. канд. фил. наук: 24.00.01. Краснодар, 2002. 162 с.
  5. Назарова М.П. Социокультурные смыслы архитектурных объектов // Вестник Волгогр. гос. ун-та. 2012. №1 (16). С.111-114.
  6. Нефедов В.А. Как вернуть город людям. М.: Искусство - XXI век, 2015. 160 с.
  7. Андо Тадао. Я думаю, что архитектура - это всегда борьба» // Журнал «Япония: стили и жизни». 2012. №5. С. 5-9.
  8. Раевский А.А. Семантика архитектурного стиля: дис.. канд. арх.: 18.00.01. Екатеринбург, 2003. 209 с.
  9. Иовлев В.И. Архитектурное пространство и экология: монография. Екатеринбург: Архитектон, 2006. 298 с.
  10. Касьянов Н.В. Траектории архитектуры в потоке времени // Архитектура в диалоге с человеком / под ред. ИА. Добрицына. М.: ЛЕНАНД, 2013. 528 с.
  11. Ситар С.В. Архитектура внешнего мира: Искусство проектирования и становление европейских физических представлений. М.: Новое издательство, 2013. 272 с.
  12. Хайман Э.В. От мегаполиса к плагаполису. Новые зоны ответственности архитектора // Архитектура и социальный мир / под ред. И.А. Добрицына. М.: Прогресс-Традиция, 2012. 312 с.
  13. Синицын Е. Фантастические возможности мозга в экстремальных ситуациях. Структурно-осевой анализ «Шахматной новеллы» С.Цвейга [Электронный ресурс] // Изд. НГАХА: сайт. 2010. Режим доступа: htt p:// www.s-genius.ru/vse_knigi/sh_novella_1.htm (дата обращения: 18.05.2016).
  14. Вильковский М.Б. Социология архитектуры. М.: Фонд «Русский авангард», 2010. 592 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© СЕРЕБРЕННИКОВА Т.А., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах