АРХИТЕКТУРНЫЙ ОРДЕР И ЛЮДИ. ТРАЙБАЛИЗМ И СРЕДОВАЯ ЗАМКНУТОСТЬ ЖИТЕЛЕЙ РОССИИ

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Статья посвящена выявлению причин, влияющих на формирование облика «современного российского архи- тектурно ордера». Отмечены особенности адаптации россиян к нему в повседневной жизни. Рассматриваются особенности организации, формирования и взаимодей- ствия современных «ордерных групп» с городом и между собой, а также описана характерная симптоматика и введены новые термины в исследуемой области. В ста- тье приведены краткие выводы и сопровождающий ил- люстративный материал.

Полный текст

Вступление. Ордер - от лат. Ordo - ряд, порядок. Повседневное движение сквозь пространство города провоцирует столкновения человека с городскими архитектурно-пространственными объектами. Наиболее посещаемые встраиваются в ежедневный порядок человека и отражаются на его восприятии города в целом, исходя из маршрутизации его движения. Количественное соотношение данных объектов в ежедневном наборе каждого жителя города формирует его личную «ордерную группу», которую он представляет. Можем ли мы утверждать, что в контексте современных городов России представители «ордерных групп» создают новые объектные модели, которыми насыщают и развивают городское пространство, отражая в этом феномен русской самобытности? Населяющие города люди не являются идентичным отражением друг друга, городской «социальный рельеф» представлен всегда людьми, принадлежащими к разным группам, классам и объединениям, выраженным по определённым признакам. Российские города - не исключение. В широком смысле этого слова. При более детальном анализе современной городской социальной структуризации мы можем понять, что современное городское общество в России имеет довольно самобытный характер. В нём прослеживаются типичные социальные образы, давно известные истории, но лишь с поправкой на контекстно-временной период происходящего, менталитет и способ адаптироваться к новым тенденциям, а также возникающим извне концепциям. Ни для кого не секрет, что Россия является в большей степени импортёром образцов, чем экспортёром. Пожалуй, самый яркий пример подобного «импорта», к которому адаптировалась Россия, - это христианство, пришедшее из Византии, которое с 988 г. до сегодняшнего времени является одной из составляющих самоопределения русской художественной целостности и русского мира в целом [1]. Этот долгий исторический путь, который прошла русская культура, наполнен легкоузнаваемыми символами, которые возвращаются к нам в разных исторических аспектах. Но тем не менее современная русская жизнь не является оторванной от своего прошлого, скорее она пытается стать «новой» и «переосмысленной», сохранив исторически сложившиеся устои. Разрываемая между двух огней, она пытается доказать всем, и в первую очередь себе, что у неё есть будущее, в котором воплотится самый позитивный опыт, накопленный за всё историческое время, а ошибки и недочёты будут исправлены и ни в коем случае не повторятся. Период формирования «ордерных групп» в современной России. История современной России начинается с некоторого экономического переформатирования периода начала 1990-х гг. Как было упомянуто выше, Россия, по своему определению вполне лояльно относящаяся к импорту образцов и концепциям извне, после падения «железного занавеса» становится наводнена западными прототипами культуры и идеями, которые до этого искусственно сдерживались Советским Союзом. В результате экономической нестабильности российское общество было вынуждено переживать непростые времена. Иными словами, общество ещё не могло полноценно подражать новому западному уровню жизни и встроиться в новую парадигму современного мира, который теперь был открыт для всех. Однако желание и пассионарность российских граждан стать преемниками трендовых течений брали своё [2]. Самые активные трендсеттеры той эпохи создавали новые архетипические формы, которые транслировались всеми возможными ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ DOI: 10.17673/Vestnik.2017.02.12 77 Градостроительство и архитектура | 2017 | Т. 7, № 2 Д.А. Колеватых способами, зачастую формируя новые субкультурные течения и слои. Парадоксально, но, возможно, сами того не замечая, жители молодой федерации, не имея средств и ресурсов для приобретения оригинальных «атрибутов» западной культуры, были вынуждены искать альтернативные способы для их производства. Создание этих способов и дало возможность самовыразиться обществу, тем самым адаптировать вновь прибывшие западные «идеи» в российскую жизнь, наполнив их локальным, личным опытом и смыслом. Путь, который проходили «идеи» и «концепции» от своего импортирования в общественное сознание до реализации и обретения воплощения в российском архитектурно-пространственном эквиваленте, можно условно разделить на три этапа. Первый этап включал в себя трансляцию опыта и инновационных образов в общественное сознание. На втором этапе происходило адаптирование и функциональное переформатирование имеющегося пространства, которое унаследовала Российская Федерация от Советского Союза в попытке реализовать «новые идеи» в нём (рис. 1). Третий этап представлял собой создание новых городских пространств и объектов, так как в условиях экономического роста и расширения зон влияния «концепций» прежнее пространство не позволяло существующим «идеям» полноценно реализовываться и развиваться. Автор статьи считает необходимым отметить некоторые ключевые причины, предшествующие формированию «ордерных групп» в Российской Федерации. Основным катализатором для них явился сильнейший социально-экономический разрыв внутри общества в начале 90-х гг. прошлого века [3]. Нельзя не упомянуть о дополнительных факторах, повлиявших на художественный образ «ордерных групп», а именно: образование волны криминализации общества [4, 5], роста беспризорности среди детей и подростков [6], политики милитаризации [7] и всепроникающей свободе слова и самовыражения на фоне абсолютной предоставленности людей самих себе [8]. Пытаясь увидеть всю картинку в целом, мы можем утверждать: что в историческом аспекте очередная волна западноевропейских образцов накрыла молодую Россию в конце XX в., вдохновив практически всё общество, которое не было экономически к этому готово, а классовое неравенство, помноженное на внутрисоциальные и политические проблемы, лишь ужесточило конкуренцию между людьми за право соответствовать только появившейся новой модели «жизни» [2]. Достойно внимания то, что на первый взгляд разобщающие внутрисоциальные процессы, вопреки всем предположениям, объединили людей, однако объединение это произошло по критериям возможности соответствовать статусу импортируемого «образа жизни», что и вылилось в формирование «ордерных групп» в современной России (рис. 2) [9]. Трайбализм в архитектуре. Названные выше обстоятельства спровоцировали феномен ордерного трайбализма, заставив представителей «ордерных групп» отстаивать своё право на уникальность через формирование аутентичных архетипов. Трайбализм (англ. tribalism, от лат. tribus - племя) - форма групповой обособленности, характеризуемая внутренней замкнутостью и исключительностью, обычно сопровождаемая враждебностью по отношению к другим группам. Трайбализм изначально характеризовал систему первобытных, неразвитых обществ, позднее понятие расширилось и приобрело новые направления [10]. Транслируемая новая модель «жизни» включала в себя несколько более конкретных понятий, которые в той или иной степени объясняют причину, по которой она стала настолько популярной и привлекательной для граждан Российской Федерации, а именно: 1) новый стандарт уровня жизни и комфорта, 2) новые художественно-эстетические векторы понятия о «прекрасном», 3) новая экономическая философия (внедрение гедонистических взглядов в общественное сознание). Все эти факторы стимулировали в людях желание к перестраиванию своего образа жизни и трансформации своего места обитания [11, 12]. Анализируя процессы, происходящие в масштабе всей страны и на всех уровнях, мы можем увидеть, что образные изменения касаются как индивидуума отдельно, так и пространственно-урбанистической составляющей в целом, одновременно отражаясь на общем облике городского дизайна (рис.3) [13, 14]. Стоит отметить, что «городской дизайн» включает в себя совокупность разномасштабных деталей [15, 16], которые определяют характер и целостность восприятия всего города [17, 18]. В то же время отдельный человек не является внесистемным элементом, несчитываемым для городского пространства, а представляется физическим равноправным эквивалентом «ордерной системы», способным изменять его, равно как и побуждать других на идентичные действия [19-22]. Автору видится возможным провести аналогию и для наглядности сопоставить некоторые условные элементы из городской структурной иерархии с составными частицами из физики элементарных частиц (табл. 1). Таблица 1 Условное сравнение физических составных частиц с элементами городской структурной иерархии Составные городские элементы Составные частицы в физике Совокупность плоскостей и фактур города, «фактурное полотно города» «Объект» Район Молекула Квартал Атом Здания с его внутренними помещениями Электроны / протоны Человек как единица архитектурного ордера Барионы Градостроительство и архитектура | 2017 | Т. 7, № 2 78 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Рис. 1. Переформатирование пространств под импортируемые концепции: 1 -компьютерные клубы; 2 - пиратские рынки; 3 - школы карате; 4 - подпольные рок-клубы 79 Градостроительство и архитектура | 2017 | Т. 7, № 2 Рис.2. «Ордерные группы» Д.А. Колеватых Градостроительство и архитектура | 2017 | Т. 7, № 2 80 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Рис.2. «Ордерные группы» (окончание) 81 Градостроительство и архитектура | 2017 | Т. 7, № 2 Рис.3. Городской дизайн в начале 90-х гг. XX столетия в России Д.А. Колеватых Градостроительство и архитектура | 2017 | Т. 7, № 2 82 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Рис. 4. Реализация импортируемых образцов в архитектурно-пространственном эквиваленте: 1 - интерьеры IKEA; 2 - героизация и монументализация захоронений; 3 - декоративная роскошь элиты 83 Градостроительство и архитектура | 2017 | Т. 7, № 2 Описывая городские «ордерные группы», автор выделил и проиллюстрировал, по его мнению, наиболее яркие объединения (см. рис. 2), в то же время они заслуживают несколько более подробного разбора и конкретизации некоторых архитектурно-пространственных локаций, которые являются доминантными для этих групп, по отношению к остальной городской среде [23-25]. 1. Легионер (от лат. legionarius - наёмник) - группа, представляющая преимущественно людей, связанных с военной эстетикой и службой в государственных военно-милицейских объединениях. В доминантные локации возможно включить: казармы, полигонные объекты, офисно-кабинетный дизайн, здания военных общежитий и военных городков (см. рис. 3). 2. Пожилые люди (от лат. sensex - пожилые люди) - группа, представляющая совокупность людей, которую зачастую классифицируют как пенсионеры или люди предпенсионного возраста. В доминантные локации возможно включить: ярмарочно-базарные пространства и рынки городов, эстетику и дизайн советских и постсоветских квартир (см. рис. 3). 3. Бродяги (от лат. vagus - бродяга) - социально-маргинализированный слой общества, зачастую представителями его выступают люди без определённого места жительства, уличные музыканты и артисты, попрошайки и беспризорники. В доминантные локации можно выделить: уличную эстетику, дизайн общественных мест по типу: вокзалов, рынков, стадионов, парков и прочих объектов, предполагающих большие скопления людей. Сочетая в себе противоречивые элементы, представители данной группы присоединяют к своему «ордеру» объекты, прямо противоположные по доступности вышеупомянутым, а именно: заброшенные здания, чердаки и подвалы, гаражные массивы, теплотрассы (см. рис. 3). 4. Бандит (от лат. latro - бандит) - данная группа не имеет конкретной локации, но как любая субкультура имеет свои предпосылки, одной из которых могут послужить: афганская и чеченские войны, ветераны которых, не сумев встроиться в мирную жизнь после войны, включились в эту ордерную группу. Данная субкультура выражает определённый набор знаков, символов и идеологии, которые определяют её дизайн; эти элементы внедряются в существующую архитектурную среду, тем самым трансформируя её под представителя данной ордерной группы (см. рис. 4). 5. Студенты (от лат.studens - студенты) - данная группа представляется студентами и учениками школ, являясь зачастую трендстерами новейших течений. Локации данной группы крайне разнообразны - от советского и постсоветского дизайна до современного минимализма и китча (см. рис. 4). 6. Коррупционер (от лат. corruptor - коррупционер) - данная ордерная группа представляется в большей степени представителями VIP класса, которые являются импортёрами западноевропейских стандартов образа жизни и комфорта, стараясь отстраниться от бурнокипящей и пёстрой современной российской жизни, создают свои локации на периферии, обосабливаясь от современной действительности. Внимание привлекает тот факт, что в условиях феномена трайбализации между «ордерными группами» их представители создавали не только архетипизировнные модели мест обитания, но и внедряли стилистические особенности в организацию и оформление мест захоронений представителей своих «ордеров». Отчасти прослеживается некоторая героизация личности и монументализация надгробий [5] (см. рис. 4). Средовая замкнутость. Иcследуя процессы и хронологию развития «ордерных групп», мы можем наблюдать оригинальную симптоматику, которая присуща данным группам, по мнению автора данной статьи, они носят следующие названия: • кроссордерная динамика - движение незначительных символов и деталей между ордерными группами и заимствование определённых характерных черт для обретения более выраженного художественного образа; • ордерное рекомбинирование - процесс встраивания и дополнения недостающих целостных элементов из близких родственных «ордерных групп». Описывая особенности «ордерных групп» и феномена ордерного трайбализма, мы можем наблюдать симптом, который едва заметен, но является, пожалуй, одним из важнейших, а именно средовая, а впоследствии и ордерная замкнутость. Средовая замкнутость подразумевает набор предпосылок, которые не позволяют субъекту покинуть данную «ордерную группу» по своему желанию, тем самым делая его заложником определенного образа жизни и дизайна, который его сопровождает. Спектр этих предпосылок крайне широк - от экономических до психологических рисков и страха непринятия новой «ордерной группой» чужака. Средовая замкнутость не является симптомом, присущим каждому представителю «ордерных групп», но в своём большинстве коренным образом уменьшает право на свободу самоопределения и выбора жителей России. Выводы. Осмысливая процессы, которые предшествовали и впоследствии спровоцировали формирования «ордерных групп» в Российской Федерации и привели к трайбализации между данными объединениями, автор полагает, что рассмотренное в статье явление будет присутствовать в российской действительности до тех пор, пока причины, которые были описаны выше, не будут Д.А. Колеватых Градостроительство и архитектура | 2017 | Т. 7, № 2 84 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ решены. Однако прослеживая хронологию данного явления, мы можем утверждать, что этот процесс не удастся полностью исключить из мировосприятия жителей России, скорее всего он «обнулится» к приходу очередной волны импортных образцов, которые по своему обыкновению вдохновят многих, разобщат некоторых и заставят задуматься единицы, но всем им придётся встраиваться в совершенно новую парадигму мира, который, как показывает история, не стоит на месте и постоянно развивается.

×

Об авторах

Дмитрий Алексеевич КОЛЕВАТЫХ

Самарский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: vestniksgasu@yandex.ru

Список литературы

  1. Белковский С.А. /Персонально ваш/ [Электронный ресурс] http://echo.msk.ru/programs/ personalnovash/1660118-echo/(дата обращения: 01.11.2016).
  2. Мяло К. Г. Время выбора: Молодежь и общество в поисках альтернативы. М.: Политиздат, 1991. 251 с.
  3. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // Социологические исследования.1998.№. 5. С. 90-98.
  4. Гусев М.В. Проблема распространения криминальной субкультуры в России // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2007. №.5. С.112-115.
  5. Блинова Е.К. Формы памяти. О композициях ордерных художественных надгробий исторических кладбищ Александро-Невской лавры // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. №. 5.С. 236-244.
  6. Девятова Е.В. Беспризорность как социокультурное явление в современной России // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. №28. С.89-92.
  7. Макаренко В.П. Современный российский милитаризм // Политическая концептология: журнал метадисциплинарных исследований. 2013.№. 4. С. 6-20.
  8. Ионин Л.П. Идентификация и инсценировка // Социологические исследования. 1995. № 4. С. 3-4.
  9. Витрувий М.П. Десять книг об архитектуре / пер. Ф.А. Петровского. М., 1936. Т. 1.
  10. Большой Энциклопедический словарь. М., 2000. http://www.vedu.ru/bigencdic/63537/ [Электронный ресурс] (дата обращения: 01.11.2016).
  11. Роберт П. Город как социальная лаборатория // Социологическое обозрение. 2002.Т. 2.№ 3.С.3-12.
  12. Амин Э., Трифт Н. Внятность повседневного города //Логос. 2002.Т.3. С. 34.
  13. Suttles G. D. The social order of the slum: Ethnicity and territory in the inner city. University of Chicago Press, 1968.P. 266.
  14. Ching F.D. K. Architecture: Form, space, and order. John Wiley & Sons, 2014. P. 464.
  15. Chambers I. Migrancy, culture, identity Routledge //London and New York. 1994. P. 154.
  16. Caygill H. Walter Benjamin: The colour of experience. Psychology Press, 1998. P.163
  17. Колеватых Д. А. Архетипы вчера и сегодня. Современные архетипы в российской архитектуре // Градостроительство и архитектура. 2015. № 3(20). С.31-40. doi: 10.17673/Vestnik.2015.03.4
  18. Михайлов С.М. Дизайн городской среды как вид синтетической деятельности. Исторический аспект // Дизайн ревю. 2009. №. 1-4. С.10-28.
  19. Lynch K. The image of the city MIT Press // Cambridge MA. 1960. P.208.
  20. Allen J. Worlds within cities //City worlds.1999. P. 53-98.
  21. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. М.: Искусство,1985. 176 с.
  22. French R.A. The changing Russian urban landscape // Geography. 1983.P. 236-244.
  23. Города для людей / Ян Гейл; пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2012. 276 с.
  24. Шубович С.А., Соловьева О.С., Панова Л.П. Введение в архитектурный мониторинг городской среды. М., 2009. 67 с.
  25. Витюк Е.Ю. Городская среда как арт-объект // Вестник Томского государственного университета. 2012. №. 364. С.43-48.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© КОЛЕВАТЫХ Д.А., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах