ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ АРХИТЕКТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ И ЗДАНИЙ

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается актуальность сохранения и адаптив- ного использования исторических зданий и сооружений. В качестве ключевой идеи сформулировано положение о важнейшей роли промышленных предприятий в исто- рии формирования города Самары, важности данных по- строек как ценных объектов наследия и необходимости их сохранения и развития. Рассмотрены зарубежные аналоги, на основе которых выявлены принципы и при- емы архитектурных решений приспособления истори- ческих зданий и комплексов для современного использо- вания. Делается вывод, что в городах России, в том числе Самаре, существует множество объектов, нуждающих- ся в сохранении, восстановлении и повторном использо- вании. Накопленный зарубежный опыт может помочь в составлении теоретическо-практической базы для со- хранения наследия.

Полный текст

В настоящее время растёт интерес к сохранению, восстановлению и современному использованию объектов архитектурного наследия. Еще совсем недавно данное направление находилось на далекой периферии общественного сознания, сегодня же на обновление объектов и территорий расходуются средства, сравнимые с затратами на новое строительство. Недавний отток населения и городской активности от центров исторических городов повсеместно сменился волной обратного тяготения. Сегодня есть возможность интегрировать в городскую историческую среду новые технологии в сочетании с новыми архитектурными и дизайнерскими решениями для повышения презентационных качеств пространства. Приспособление к современному использованию объектов архитектурного наследия способствует сохранению исторической городской застройки. В Самаре реконструкция исторической застройки кварталов приобретает первостепенное значение ввиду большого количества неэксплуатируемых зданий и комплексов, в том числе промышленной архитектуры, длительного отсутствия работ по сохранению, а также исчезновения цельной исторической среды города. Городская исто- 73 Градостроительство и архитектура | 2018 | Т. 8, № 1 К.С. Лёшина, Е.А. Сысоева, П.В. Сластенин рическая застройка представлена деревянной и каменно-деревянной архитектурой конца XIX - начала XX в., зданиями эпохи модерна, высокопрофессиональными стилизациями эклектики, наследием советского авангарда и сталинской классики. В структуре городской застройки расположены значительные территории бывших промышленных предприятий. История становления и развития города Самары в значительной степени была историей развития его промышленности. Предприятия являлись важнейшими элементами городской среды и активно влияли на формирование ее планировочной структуры - размещение жилья, объектов общегородского центра, трассировку транспортных и инженерных коммуникаций. Уже давно назрела необходимость в исследовании уникальной исторически сложившейся промышленной застройки Самары, ее инвентаризации и постановке на учет охранных органов с определением регламентов ее реконструкции. Очевидно, что значительная часть промышленных объектов перестроена, утрачена или находится на стадии разрушения, поэтому то, что сохраняется, нуждается в безотлагательной оценке своего потенциала для развития. Спасение архитектурного наследия, промышленных объектов в том числе, - первоочередная задача для Самары. Если сохранится текущая динамика разрушения, то город присоединится к сонму городов, лишенных индивидуального облика, с беспорядочной планировкой и застройкой, разбавленной небольшим количеством объектов культурного наследия. Бывшие промышленные здания и комплексы могут стать важными точками городского возрождения [1-4]. В ходе исследования было рассмотрено множество архитектурных аналогов перепрофилирования исторических зданий и комплексов, на основе которых были выявлены принципы и приемы архитектурной адаптации. Данная информация может стать теоретической базой при разработке научно-проектной документации по приспособлению исторических зданий и комплексов для современного использования, в том числе объектов промышленной архитектуры. Можно выделить пять наиболее распространенных архитектурно-строительных комплексов мероприятий по сохранению исторических зданий и комплексов, включающих набор принципов и методов адаптации: • реставрация (возврат к первоначальному замыслу, предполагающий применение старых строительных материалов, приемов и технологий с дальнейшим использованием объекта в прежних целях либо его музейным экспонированием); • воссоздание (возобновление или «макетирование»; восстановление утраченных элементов среды в случае приобретения ею прежних эстетических достоинств); • реновация (обновление, укрепление сооружения, применение упрочняющих конструктивных элементов и строительных материалов; восстановление комплексов с использованием средовых объектов под функции, не противоречащие сохранению его облика и планировки); • реконструкция (перестройка; наиболее свободный режим строительных работ, подчиненный задачам нового функционирования, допускающий снос ветхих строений, перепланировку. На уровне отдельных объектов не исключает использование новых строительных материалов); • модернизация (изменение, усовершенствование объекта, подразумевает капремонт с инженерным благоустройством, приспособлением под новые функции, с изменением принципов структурирования градостроительной среды под новые социально-экономические требования) [5]. Ярким примером реставрации может служить дворец Сан-Тельмо (San Telmo Palace Restoration, Испания, 2010), который был построен в XVII в. и является одним из символических зданий севильской архитектуры барокко. Проект адаптации включил в себя полное сохранение объемно-планировочного решения здания, а также восстановление фасадов. В настоящее время объект используется в качестве резиденции председателя андалузского автономного правительства [6]. Примером воссоздания является Цистерцианская женская обитель (Convento Das Bernardas, Португалия, 2012), в которой автор сохранил эстетику, свойственную цистерцианским постройкам, и восстановил замкнутую композицию монастыря [7]. В качестве примера реновации можно рассмотреть кирпичные здания бывшего промышленного здания старого угольного рудника Винтерслаг («C-Mine», Бельгия, 2010), которые являются памятниками архитектуры. Проект предполагал приспособление объекта под центр дизайна, ресторан, зал для общественных мероприятий и туристический центр, знакомящий посетителей с историей местных угольных шахт [8]. К реновации можно также отнести адаптацию бывших казарм с целью создания репрезентативного образца промышленного и военного наследия Мадрида (Daoíz Y Velarde Cultural Center, Испания, 2013). Идеей было сохранить существующую геометрию плана, пилообразную структуру кровли и кирпичный фасад, а также внести новую функцию культурного центра с возможностью использования пространства для различных мероприятий [9]. Примером реконструкции является комплекс военно-морской верфи (Theatre De Kampanje, Нидерланды, 2015) с новыми общественными функциями, такими как арт-центр, офисы, рестораны и концертный зал [10]. Ярким примером модернизации является проект бывших хозяйственных построек с целью создания комплекса здравоохранения для пожилых людей (Leszczynski Antoniny Manor Intervention, Польша, Градостроительство и архитектура | 2018 | Т. 8, № 1 74 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ 2015). Проект включал восстановление и расширение трех бывших хозяйственных построек с целью создания комплекса здравоохранения для пожилых людей. Стояла масштабная техническая задача: под зданием бывшей конюшни разработать подвал (которого там никогда не было), чтобы разместить все техническое оснащение комплекса [11]. Архитектурно-художественные особенности адаптации обусловлены взаимодействием старого и нового в здании или комплексе, которые основываются на следующих принципах: контекст (сохранение принципов существующего здания или комплекса), нюанс (незначительные отличия в применении основных архитектурных решений сохраняемой и изменяемой частей здания) или контраст (намеренное противопоставление принципа дополнения по отношению к существующему зданию). Принцип контекстного сочетания в основном используется при реставрации, воссоздании и реновации, поскольку существует необходимость сохранения объекта в первоначальном виде, его свойств и замысла. Примером является Вокзал Беналуа, принадлежащий организации, которая ведет сотрудничество Испании с другими странами Средиземноморья. Авторы не изменяли композиционные и эстетические характеристики места, а только лишь применили упрочняющие конструктивные элементы и перекрыли внутреннее пространство полупрозрачной ярко-синей кровлей [12]. Принцип нюансного сочетания в основном используется при воссоздании, реновации и реконструкции, поскольку остается основная идея здания или комплекса, но возможны изменения структуры или деталей. В качестве примера можно рассмотреть академический культурный центр Сан-Пабло (San Pablo Academic And Cultural Center, Мексика, 2012). Данный объект имел малую историческую ценность, вследствие чего был искажен множественными дополнениями и изменениями с течением времени. Сохраняя «дух места», архитекторы восстанавливают здание, но в ином материале, как бы показывая зрителю истинное и ложное [13]. Принцип контрастного сочетания в основном используется при реновации, реконструкции и модернизации, поскольку объект скорее всего уже не несет архитектурную, градостроительную или историческую ценность. Ярким примером может служить реабилитация бывшей тюрьмы Паленсии в культурный центр (Rehabilitation Of Former Prison Of Palencia As Cultural Civic Center, Испания, 2011). Предложением архитекторов было намеренное превращение места отчужденности людей в место встреч и мероприятий, что является идейным и функциональным противопоставлением существующему зданию. Интерьер полностью видоизменился с целью размещения новой независимой структуры и создания контраста между красным фактурным кирпичом экстерьера и белой гладкой поверхностью интерьера [14]. Сочетание данных методов и принципов адаптации более подробно рассмотрено на рис. 1. Проанализированные зарубежные аналоги свидетельствуют о том, что, кроме трех основных принципов, существует множество приемов, которые являются неотъемлемыми элементами архитектурной адаптации. Среди них можно выделить следующие: • Частичное внедрение новой архитектуры (создание новой структуры рядом/над/под/вокруг старого здания. Выявление новой структуры за счет использования контрастных архитектурно-планировочных решений/ новых материалов/ пропорций и др.). • Безрамное остекление (использование в разработке форм реконструктивных дополнений простых архитектурных тем. Чаще всего в их роли выступают стены и крупные плоскости остекления. Их предназначение в новом композиционном сочетании - быть фоном для старой архитектуры). • Выявление конструктивной системы (сохранение, полная/частичная замена морально и физически устаревших элементов несущих и ограждающих конструкций, перекрытий, перегородок, их усиление. «Обнажение» конструкций). • Консервация элементов здания (размещение фрагментов сохранившихся фасадов в кладке новых стен в качестве декоративных элементов, включение отдельных деталей декора фасадов (скульптуры, капителей, наличников окон), обычно найденных на месте строительства и ино гда указывающих на функциональную специализацию новостроя или специально сохраненных). • Противопоставление внешнего и внутреннего (контрастное сочение внешнего и внутреннего пространства старого здания за счет использования новых интерьерных решений и материалов). • Включение открытых пространств в границы здания (создание крытых внутренних дворов, переходов). • Работа со светом (внедрение световых фонарей, искусственного освещения). • Современные элементы в старом контексте (акцентирование внимания на контрастных современных деталях). • Гомогенизация пространства (выкрашивание одним цветом). • Акцентирование на новых конструкциях (внедрение новых конструктивных систем: фасад, атриум, лестницы). • Внедрение современного благоустройства и др. Как правило, может использоваться одновременно несколько приемов. Их количество и вариативность меняются в связи с быстрыми темпами роста технологических процессов и появлением новых материалов. Примеры вышеописанных приемов представлены на рис. 2. 75 Градостроительство и архитектура | 2018 | Т. 8, № 1 К.С. Лёшина, Е.А. Сысоева, П.В. Сластенин Рис. 1. Принципы архитектурной адаптации устаревших зданий Градостроительство и архитектура | 2018 | Т. 8, № 1 76 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ, РЕСТАВРАЦИЯ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Рис. 2. Приемы архитектурной адаптации устаревших зданий Вывод. В исторических центрах российских городов, в том числе в Самаре, существует огромное количество строений, ожидающих своей очереди быть замеченными, сохранёнными и приспособленными для современного использования. В работах по сохранению нуждаются комплексы промышленных объектов конца XIX - начала XX в., когда архитектурным решениям фасадов подобных сооружений и комплексов уделялось не меньше внимания, чем внешнему архитектурному облику городских особняков. Не будет преувеличением сказать, что российское архитектурное наследие эпохи индустриализации и конструктивизма по-своему уникально. Снос или предание забвению этих зданий будет одинаково невосполнимой потерей. Зарубежный опыт перепрофилирования устаревших объектов к настоящему времени довольно велик, на его основе были выявлены основные принципы и приемы архит ектурной адаптации. Накопленный опыт по данной тематике может стать основой теоретической и рекомендательной базы для перепрофилирования неиспользуемых объектов, которые, в свою очередь, станут своеобразным историческим, культурным и художественно-эстетическим воплощением того или иного исторического 77 Градостроительство и архитектура | 2018 | Т. 8, № 1 К.С. Лёшина, Е.А. Сысоева, П.В. Сластенин периода. Именно они сохранят «дух места» и придадут многозвучность и многозначность городским пространствам, претендуя стать важным элементом устойчивого развития и сохранения наследия.
×

Об авторах

Ксения Сергеевна ЛЁШИНА

Самарский государственный технический университет

Email: vestniksgasu@yandex.ru

Елена Александровна СЫСОЕВА

Самарский государственный технический университет

Email: vestniksgasu@yandex.ru

Петр Викторович СЛАСТЕНИН

Самарский государственный технический университет

Email: vestniksgasu@yandex.ru

Список литературы

  1. Каркарьян В.Г. Река Волга - город Самара: путешествие сквозь века / СГАСУ. Самара, 2010. 250 с.
  2. Синельник А.К. Градостроительная история Самарского края. Самара, 2000. 192 с.
  3. Самогоров В. А., Сысоева Е. А., Чёрная Ю. Д. Деревянная и каменно-деревянная архитектура Самары конца XIX - начала XX веков. Самара: Книга, 2011. 400 с.
  4. Головин А. Г., Самогоров В. А. Архитектурно-планировочная реконструкция промышленных предприятий исторической части города. Самара, 1990. 64 с.
  5. Вавилонская Т.В. (Баранова). Стратегия обновления архитектурно-исторической среды: монография / СГАСУ. Самара, 2008. 243 с.
  6. San Telmo Palace Restoration / Vázquez Consuegra [Электронный ресурс]: http://www.archdaily.com/642519/ san-telmo-palace-restoration-for-the-presidential-seat-oftheregional-government-of-andalusia-vazquez-consuegra/ (дата обращения: 24.04.2017).
  7. Eduardo Souto De Moura 2009-2014. Domesticar La Arquitectura. Domesticating Architecture. Croquis. 2015. №176.
  8. Культурный центр на месте рудника [Электронный ресурс]: http://archi.ru/world/31062/kulturnyi-centrnameste-rudnika/ (дата обращения: 24.04.2017).
  9. Daoíz y Velarde Cultural Centre [Электронный ресурс]: http://miesarch.com/work/652/ (дата обращения: 24.04.2017).
  10. Theatre de Kampanje / van Dongen-Koschuch [Электронный ресурс]: https://www.archdaily. com/776209/theatre-de-kampanje-van-dongen-koschuch/ (дата обращения: 24.04.2017).
  11. Leszczynski Antoniny Manor Intervention / NA NO WO architekci [Электронный ресурс]: https:// www.archdaily.com/781567/leszczynski-antoniny-manorinterventionna-no-wo-architekci/ (дата обращения: 24.04.2017).
  12. Manuel ocaña casa mediterraneo headquarters [Электронный ресурс]: https://divisare.com/ projects/299276-manuel-ocana-david-frutos-casamediterraneoheadquarters/ (дата обращения: 24.04.2017).
  13. San Pablo Centro Académico y Cultural [Электронный ресурс]: http://oaxaca-chapulines.blogspot. ru/2012/01/san-pablo-centro-academico-y-cultural.html/ (дата обращения: 24.04.2017).
  14. Civic Centre in Palencia by Exit Architects and Eduardo Delgado Orusco [Электронный ресурс]: https:// www.dezeen.com/2012/04/20/civic-centre-in-palencia-byexitarchitects/ (дата обращения: 24.04.2017).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ЛЁШИНА К.С., СЫСОЕВА Е.А., СЛАСТЕНИН П.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах