EFFECT OF CONCEPT FORMATION ON THE RESULT OF DESIGN DEVELOPMENT

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

In this article is brought up the question of interdisciplinary interaction and a role of a humanitarian component in a modern education system of an architect and a designer. On the basis of examples is given the short analysis of influence of culture of thinking on concept formation.

Full Text

Если определять концепт как компактную «смысловую программу формирования будущей пространственной конструкции», некий импульс для креатива, отправную точку для дизайнера во всех смыслах, то результат проектирования напрямую зависит от базового умения емко и точно охарактеризовать будущее пространство. Умение дизайнера на определенном этапе проектирования превратиться в сочинителя истории требует серьезной гуманитарной подготовки, которая развивает метамышление в целом и способность к эмпатии в частности, эти качества являются ключевыми составляющими в формировании профессиональных компетенций. В результате это дает возможность ясно понимать и осознанно моделировать поведение и ощущения людей в будущем пространстве. В последнее время асоциальность как ключевая проблема современного абитуриента, студента, а порой и молодого специалиста стала носить массовый характер, причиной тому целый комплекс сложившихся обстоятельств. Удивление по поводу того, что в выбранной профессии необходимо иметь общественный темперамент, социальную позицию, высокие коммуникативные навыки повергает современного студента в большое удивление, а порой и сопротивление. Нет необходимости подробно описывать актуальные проблемы современного общества в целом, но проблемы молодежи, в частности общекультурного характера, с которыми приходится сталкиваться в процессе обучения, следует отметить. Высокий уровень индивидуализма, неразвитое ассоциативное мышление, апатичность, стереотипное мышление, низкая мотивация, слаборазвитое воображение являются серьезным препятствием для начала процесса обучения. В результате смены исторических парадигм последние поколения являются продуктом визуальной культуры. Внимание к смыслу слова, умение анализировать, рассуждать, излагать, формулировать, остается серьезной проблемой. Как известно, для процесса создания любого вида творческого продукта, произведения искусства, а объект дизайна в определенном смысле таковым является, строго говоря, необходимы четыре вещи: воображение, эмоции, интуиция, логика. Все вышеперечисленное крайне необходимо для формирования проектного мышления. К моменту начала проектирования у студента должны быть сформированы общекультурные компетенции, такие как культура мышления, умение логически мыслить, грамотно изъясняться, обладать коммуникативными навыками, иметь точку зрения на предмет. Все эти компетенции формируются дисциплинами гуманитарного блока. К сожалению, в большинстве вузов дисциплины этого блока профессионально не ориентированы и, кроме того, прослеживается отсутствие междисциплинарных связей. В результате умение точно формировать цель проекта как нечто нематериальное остается большой проблемой до конца обучения студента вплоть до дипломного проектирования. Все это необходимо учитывать на этапе формирования учебных программ и блоков дисциплин. Система междисциплинарного взаимодействия в связке с эффективными приемами новых педагогических технологий может стать фундаментом, подготавливающим студента к началу проектной деятельности. А начало проектирования это концепт. Одним из методов на практических и семинарских занятиях может быть разработка индивидуальных заданий, направленных на развитие этих навыков, и результатом рубежного контроля при изучении блока или модуля может быть написание и презентация эссе по заданным темам. Новая парадигма образования обучение через всю жизнь – требует от современного человека, специалиста постоянного развития, а от студента – не ограничиваться только изучением дисциплин по программе. Самообразование в сопутствующих профессии сферах искусства должно стать привычкой и хорошим тоном. Расширять и поддерживать общекультурный кругозор возможно только следя за исследованиями, экспериментами и сменой парадигм в таких областях и видах искусств, как философия и литература, культурология, театр, кинематограф, современное искусство и многое другое. В качестве желаемого результата описания места можно привести следующие примеры. Что такое место центра современного искусства для людей? Это место интеллектуального напряжения. Это место, где можно думать, размышлять, беседовать с единомышленниками, получать информацию, где можно воспринимать мир через призму современной культуры и таким образом этому времени соответствовать. В данном примере, характеризующем пространство как место для людей одним, двумя, тремя предложениями, где в сжатой форме отображаются все знаковые процессы поведенческого и эмоционального характера, качества среды в целом, а главное, формулируется конечный результат происходящего как некий уникальный опыт бытия человека. По сути, концепт как философия места – краткая, энергичная версия позиционирования. Например, охарактеризовать два известных в городе заведения общественного питания: бар как он есть и душевный ресторан в центре города. Бар как он есть. Не больше и не меньше. Абсолютный конструктивизм, где аскетичная форма подчинена функции. Функции общения. Демократичного общения, в котором выпивка преодолевает барьеры. Отсутствие диктата в среде обитания, даже малейшей назойливости креативов в интерьере, «творческих» названиях в скромном меню. Все это делает бессмысленным нескромное поведение, облик посетителей. В таком баре все равны как в бане. Бар как он есть. Такими они, вероятно, бывают в НьюЙорке, Лондоне, Берлине. Там, где сама культура диктует нормы поведения, безопасности эмоциональнопсихологической, не говоря уже о физической. Очевидно, что в таком заведении немыслимы битва между мужчинами за женщину в отличие от ночного, городского, не говоря уже о деревенском клубе. В подобном описании прорисовывается среда как таковая, фирменный стиль заведения, отражающий всю суть позиционирования. Характеристика точна и альтернативных вариантов нет – бар как Терминал. Гости этого душевного ресторана наверняка сознают свою особенность, причастность к сообществу людей, отдельных от прочих. Одновременно им важна обособленность и друг от друга. Приватность, камерность. Они если и «уронят» нечаянный взгляд друг на друга, то не с тем, чтобы увидеть нечто особенное, что могло бы их удивить и стать источником впечатления. Напротив, для того чтобы удостовериться, что в заведении, слава богу, как всегда отсутствуют люди, обращающие на себя внимание. И тогда все правильно. Все хорошо. Скромность, тихое, недекларируемое чувство собственного достоинства, готовность уважать права других и уверенность в том, что никто и ничто не посягнет на твои. Возможно, справедливо будет допустить, что для какой-то части аудитории ее собственная «скромность», «просвещенность» и «цивилизм» питает скрываемый снобизм, который, впрочем, существуя по законам «скромности», незаметен окружающим и если обнаруживает себя, то не здесь и не сейчас. Конечно, данные примеры являют собой квинтэссенцию профессионального и жизненного опыта. Но, как известно, развивается то, что тренируется. Умение рассказать историю – значит уже найти точку зрения на проблему. Таким образом, гуманитарное образование в целом и самообразование в частности является неотъемлемой частью профессионального роста будущего специалиста в области архитектуры и дизайна. Умение формировать концепт дает возможность опираться на него как на «контур некоторого события», с которого начинается и сверяется результат дизайн-проектирования. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК Глазычев, В.Л. Дизайн как он есть. Изд. 2-е, доп. [Текст] / В.Л. Глазычев. – М.: Издательство «Европа», 2006. – 320 с. Розенсон, И.А. Основы теории дизайна: учебник для вузов [Текст] / И.А. Розенсон. – СПб.: Питер, 2007. – 219 с. © Левитан Е. В., 2012

×

About the authors

E. V LEVITAN

Самарский государственный архитектурно-строительный университет

Author for correspondence.
Email: vestniksgasu@yandex.ru

доцент кафедры инновационного проектирования

References

  1. Глазычев, В.Л. Дизайн как он есть. Изд. 2-е, доп. [Текст] / В.Л. Глазычев. – М.: Издательство «Европа», 2006. – 320 с
  2. Розенсон, И.А. Основы теории дизайна: учебник для вузов [Текст] / И.А. Розенсон. – СПб.: Питер, 2007. – 219 с

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2012 LEVITAN E.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies