The Press as a Source of Studying the Visual Heritage of Soviet Everyday Life

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The purpose of the study. The article undertakes a historiographical and source-based analysis of the potential of the Soviet periodical press as a source of studying the visual heritage of Soviet everyday life. Conclusions. Magazine and newspaper periodicals in the USSR were an important part of the media space, defined and updated the information agenda, broadcast normative meanings and images, performed propaganda and educational functions, formed public tastes and requests, conducted a dialogue with the readership. In modern historiography, the idea of the political and ideological bias of the Soviet periodical press and the limited possibilities of using this historical source is widespread. As a source of research on visual subjects of the Soviet period, periodicals can be in demand in the context of studying «correct» and deviant labor practices, standards of material consumption, leisure activities of Soviet citizens. Based on the established historiographical and source-based approaches to the analysis of the content of journal periodicals, the article records a high degree of relevance of this type of source in the context of studying the visual heritage of Soviet everyday life.

Full Text

ВВЕДЕНИЕ Изучение массива советской газетной и журнальной периодики, содержащихся в нём разнообразных следов «ткани человеческих отношений», в виде лексем, идеологем, мифологем, вербальных и визуальных образов, официальных и общественных дискурсивных практик представляют несомненный интерес для исследователей, поскольку в нём отражается многоаспектная, динамическая картина повседневного существования в социокультурном пространстве разных групп советского социума. На основе критерия административной принадлежности советскую периодическую печать подразделяют на восемь групп: «издания центральной партийной печати; центральных органов советской власти; профессиональных союзов; центральных органов Коммунистического союза молодежи; периодические издания общественных организаций; издания научных учреждений и обществ; местные издания; многотиражные издания» [Источниковедение, 2015: 431]. Такая структура определяла содержание и стилистику газетных и журнальных публикаций. Объем официальных материалов определялся статусом издающих органов. Информация «зашитая» в визуальных образах газетной и журнальной периодики позволяет исследователям более точно реконструировать социокультурный ландшафт, выявить динамику изменений в социокультурном пространстве, реконструировать ценностные предпочтения и модели поведения населения. ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ РАКУРС Комплекс источников, позволяющих обратиться к изучению визуального наследия советской повседневности, отличается масштабностью и разнообразием. К визуальным материалам, позволяющим реконструировать специфику советской эпохи, относятся архитектурные и кинематографические произведения, живопись, мода и пр. Одним из важных письменных источников, содержащим визуальные свидетельства о советском прошлом, является советская пресса, включающая журналы и газеты. Под повседневностью подразумевается «совокупность привычных социальных взаимодействий, укладов жизни, правил обихода, это - ткань человеческих отношений» [Пушкарева, 2008: 9]. Она не ограничена деятельностью простых людей и не сводится к частной жизни, повседневный мир советского человека включал: социальные формальные и неформальные институты; практики повседневного поведения и адаптации; формы сознания и речевые дискурсы. В информационном пространстве периодики аспекты советской повседневности отражались в различных материалах. Специфика прессы, как комплексного, синтетического источника, содержащего в себе материалы различных типов (изобразительные, письменные) и видов (заметка, фельетон, карикатура, фотография и пр.) отмечалась исследователями [Каменская, 2017: 37-45; Пушкарев, 1975: 226; Источниковедение, 1997: 621; Рынков, 2010: 44-50]. Дискуссионным в рамках отечественной историографической традиции является вопрос о сущностной специфике прессы, как информационного источника. Одни исследователи указывают на широкий информационный потенциал прессы, оперативно фиксирующей трансформации советской событийности и настоятельно рекомендуют привлекать материалы периодики в процессе разработки научных проблем самой обширной тематики [Гуревич, 2004; Митина, 2015; Суржикова, 2008; Славко, 1995]. Другие авторы акцентируют внимание на предвзятости советской прессы, ее подконтрольности партийным органам, вследствие чего действительность, конструируемая на страницах журналов и газет, искажалась, являясь не столько «зеркалом» событийности, сколько инструментом формирования у населения идеологически «правильной» картины мироустройства [Источниковедение 1997; Источниковедение, 2004; Кабанов, 1997]. При работе с периодикой Г.М. Ипполитов предлагает учитывать ряд специфических условий: «Её насыщенность в информационном отношении, богатую фактографию, телеграфный стиль подачи; актуальность информации к моменту выхода в свет изданий, оперативность материалов "на злобу дня", осуществляемую подачей основного массива информации не в аналитическом, а в фактографическом, констатирующем ключе; принадлежность периодики к какой либо политической силе либо к официальным государственным органам, наличие относительно независимых изданий; выполнение функции публикации официальных документов» [Ипполитов, 2011: 506]. Следует констатировать, что значительная часть советской газетной и журнальной периодики находится ещё в состоянии потенциального источника. Как верно отмечает Н.Г. Георгиева: «Переход источника к актуализированному состоянию требует проведения трех этапов источниковедческих процедур: эвристического, текстологического и герменевтического, т.е. поиска и репрезентативного отбора, научной критики, выстраивания интерпретационных моделей использования источника и его адаптация к целям и задачам исследования». [Георгиева, 2016: 163, 177, 178], ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ Анализ советской прессы с целью исследования визуального наследия советской повседневности носит междисциплинарный характер и находится на пересечении истории, лингвистики, филологии, когнитивистики, политологии, культурологии, антропологии и т. д. Содержащиеся в ней визуальные образы являются субъективным отражением картины мира, присущей коллективным представлениям, функционирующим в прошлом. С позиции исторической имагологии под образом понимают «совокупность характерных черт, целостность, а не набор случайных штрихов. Представление об объекте формируется благодаря образу именно потому, что сам образ завершен, несет в себе достаточную для этого информацию» [Желтикова, 2013: 76-77]. Такая трактовка позволяет выделить в совокупном образе три смысловые группы: «Эмоционально-чувственную (чувственные образы, восприятия, переживания, эмоциональные реакции, аффекты, волевые импульсы, желания, эмоциональные комплексы, фобии, филии, мании), когнитивную (обобщенные представления, понятия, нейтральные суждения, нормы, мнения, предписания), имажинативно-фантазийную (придуманные фантастические образы, верования, утопические идеи, иррациональные предписания, идеализации)» [Лапина, 2019: 29-30]. Инструментальное использование имагологической терминологии: «миф», «инокультурный стереотип», «имаготип», «имагема», «имаготема» позволяет выявлять качественные характеристики визуальных образов повседневности в периодической печати, проследить их эволюцию и трансформацию на протяжении советского периода истории. На наш взгляд, оценка источниковедческих возможностей периодической печати во многом определяется спецификой разрабатываемой темы и целями исследования. Применительно к изучению визуальных сюжетов советского периода периодическая печать как исторический источник может рассматриваться в рамках нескольких исследовательских полей. Во-первых, периодическая печать являлась инструментом, применяемым в рамках мобилизационной экономики для мотивации и стимулирования трудовой активности граждан, формирования системы образов-стереотипов «правильных» и «девиантных» моделей трудовых и поведенческих стратегий. В качестве сюжетов данной группы можно отметить фотографии (портреты передовиков и ударников предприятий, изображения трудовых процессов и пр.), рисунки (на страницах региональных газет 1920-х гг. часто встречаются нарисованные изображения отличившихся трудящихся), карикатуры (сатирические изображения, стигматизирующие трудовые девиации). Фокусировка исследовательского внимания на означенных визуальных сюжетах снимает заявленную в историографии проблему истинности и полноты информации, публикуемой на страницах советской прессы, так как оптика исследования в данном случае ориентирована не на поиск фактов, сокрытых под «слоем» пропаганды, а на анализ визуальных образов труда, являющихся продуктом пропагандистского, политико-экономического, идеологического воздействия. Визуальные сюжеты трудовой тематики акцентировали внимание читателей на направлениях экономической политики, утверждали этические нормы, формировали образы «героев» и «врагов», конструировали представления граждан о трудовых стандартах и аномалиях. Во-вторых, на страницах советской прессы конструировались визуальные стандарты материального потребления граждан. Одним из источников визуальных стандартов потребления являются сюжеты женских изданий и советских журналов мод («Работница», «Крестьянка», «Журнал мод», «Модели сезона», «Силуэт», «Рижские моды», «Божур», «Кобета и жиче», «Советская женщина», «Ателье», «Журнал для женщин», «Искусство одеваться», «Шейте сами» и др.). В означенных изданиях транслировались не только стандарты материального потребления (зачастую достаточно далекие от фактических советских реалий), но и презентовались образы советской женской идентичности. В женских изданиях представлен нормативный взгляд на роль советской женщины в общественном производстве, бытовых практиках. Это образ женщины-труженицы, преуспевающей на работе, в коллективе, семье, успешно выполняющей социальные роли матери, жены, хозяйки, которую отличает образованность, естественная красота, скромность, созидательная социальная энергия. Также на основании анализа визуального контента советских модных изданий можно проследить динамику трансформаций уровня жизни населения, появление новых видов потребительских товаров и услуг. Важную роль в качестве источника реконструкции стандартов материального потребления играют рекламные сюжеты, помещенные на страницах советской прессы. Данные изображения могли быть представлены как рисунками (газеты), так и рекламными плакатами (журналы). Специфика означенных сюжетов определяется их коммерческой направленностью и несущественной идеологической значимостью, что сводит к минимуму возможность намеренного редакционного искажения текстов, либо замалчивания части их содержания. В то же время анализ рекламных сюжетов в прессе позволяет выявить региональную специфику декларируемых потребительских стандартов, динамику их изменений. В-третьих, на страницах советской прессы публиковались визуальные сюжеты, посвященные тематике досуга и отдыха советских людей. Отдых являлся неотъемлемым сегментом жизни советского человека. Широко популяризируемой в советском дискурсе еще с середины 1930-х гг. становится идеологема «культурность», проецируемая на различные аспекты повседневной жизни (гигиену, поведение в обществе, досуг) [Клинова, 2017]. Практики «культурного» советского отдыха, естественно, исключали такие девиантные «пережитки» как пьянство и другие «некультурные» злоупотребления. В фотосюжетах СМИ отдых советского человека презентовался посредством разнообразных форм. Отдых трудящихся в рабочий перерыв, как правило, представлял собой организованный досуг в красном уголке, за чтением газет, журналов, игрой в шахматы, шашки. Отдых после рабочего дня мог быть представлен домашним отдыхом (чтение, вышивка, игра в шахматы, на музыкальных инструментах, просмотр телевизора), отдыхом вне дома (участие в художественной самодеятельности, занятия спортом и пр.). «Не правильные» практики проведения досуга являлись темами карикатурных сюжетов прессы, героями которых были пьяницы, любители азартных игр и пр. Анализ визуальных сюжетов данной тематики позволяет выйти на проблему трансформации образа жизни советских граждан, распространения в социуме городских стандартов досуга. В качестве общепризнанного в визуальной социологии и визуальной антропологии метода работы с визуальными источниками можно назвать наблюдение [Мазур, 2015; Блок, 1986; Штомпка, 2007]. Возможность «прямого» наблюдения исключается, но опосредованное наблюдение с опорой на свидетельства вполне возможно. Изучение содержания визуальных источников требует целенаправленного, организованного прослеживания важных для наблюдателя-исследователя информационных элементов. Эта исследовательская стратегия может быть обозначена как «критическое наблюдение», предполагающее отказ от роли зрителя и выполнение функций наблюдателя, нацеленного на вычленение нужной ему информации, которая важна с точки зрения изучаемой темы. Критическое наблюдение не является единственным методом работы с визуальными материалами прессы. На страницах прессы могли быть помещены различные изображения: фитогеографии, рисунки, карикатуры. Выбор методических инструментов детерминирован спецификой визуальных источников. Как справедливо замечает А.С. Чернавский: «При анализе фотоснимка недостаточно поверхностного фактологического рассмотрения, необходимы процедуры более глубокого проникновения и анализа визуального содержимого» [Чернавский, 2012: 182]. Методика работы с фотографическими материалами достаточно подробно изложена в работе П. Штомпки [Штомпка, 2007: 72-94]. Среди перечисленных им методов анализа фотодокументов применительно к изучению фотоизображений в советской прессе могут быть использованы: семиотический анализ - направленный на выявление знаков и символов, транслируемых образом; структурный анализ - ориентированный на выявление различных уровней, скрытых в образе общественных и культурных значений; дискурсивный анализ - целью которого является выявление адресата изображения, а также значений, которые воссоздает «получатель» образа. В то же время метод герменевтического анализа (направленный на выявление автора фото, его мотивации и намерений) не представляется актуальным применительно к фотографиям в прессе. В газетах 1920-х-1940-х гг. (особенно регионального уровня) фотопортреты передовиков, представляют собой изображения, взятые из документов трудящихся, где автор фото, по понятным причинам, не упоминается. В репортерских фотосюжетах, выявление мотивации и намерений автора не представляется релевантным задачам изучения советской повседневности. Применительно к рекламным и модным сюжетам, помещенным в прессе, также могут быть применены семиотический, структурный и дискурсивный анализ. Материалы прессы (газеты, журналы) являются массовым историческим источником, что позволяет применить к визуальным сюжетам, в них содержащимся, количественные методы исследования. В советский период одним из первых опытов развернутого анализа газетных фотографий было исследование тематики престижа профессий, проводимое в рамках проекта «Общественное мнение» [Массовая информация, 1980]. Изучение газетных фотоснимков с помощью контент-анализа проводились ещё в 1980-е гг. И.Д. Фомичевой, Э.Я. Марковским [Фомичева, 1983; Фомичева, Марковская, 1986]; в 2000-е гг. к данной теме обратилась Л.Н. Федотова [Федотова, 2001]. Количественно-качественные методы анализа газетных фотографий были применяли Е.А. Орех и Я. Плампер при анализе изображений Сталина в советской прессе [Орех, 2012; Плампер, 2010], Е.В. Каменская при анализе журнальных иллюстраций, посвященных городам Китая в 1950-х гг. [Каменская, 2019]. Метод контент-анализа фотографий и карикатур в газетах и журнале «Крокодил» 1940-х-1960-х гг. использовался авторами при исследовании проблем советской внешнеполитической пропаганды, образов советских партийных и хозяйственных управленцев, медийной визуализации досуга советских трудящихся [Клинова, Трофимов, 2017; Клинова, 2019]. Количественно-качественный метод анализа применялся к рекламным объявлениям, презентуемым в прессе [Семенова, Корсунская, 2010], использовался в прикладных и научных исследованиях торговой, социальной и политической рекламы [Дэвис, 2003]. В целом, использование количественно-качественных методов анализа позволяет выявить частотность тех или иных визуальных сюжетов, помещенных в СМИ, востребованность отдельных элементов образов, проследить их эволюцию в рамках исследуемого периода. В силу того, что означенные визуальные сюжеты представлены на страницах прессы, методы работы с ними могут быть расширены. Р. Барт, рассуждая о специфике работы с визуальными материалами, отмечал, что: «лингвистическая предпосылка присутствует в каждом образе: как заголовок, подпись, сопутствующая статья в прессе» [Барт, 1989: 38]. Не вызывает сомнения, что при анализе визуальных сюжетов в печатных СМИ необходимо учитывать содержание лексического контекста, сопровождающего визуальное изображение. При анализе текстового содержания материалов советской прессы возможно использовать лингвистический анализ, включающий в себя смысловой, стилистический и интерпретационный анализ, а также контент-анализ, направленный на получение количественного описания символического содержания текста. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В целом обращение на аналитическом уровне к советской газетной и журнальной периодики позволяет зафиксировать высокую релевантность этого вида источника по истории советской повседневности. Содержащиеся в нем разнообразные следы «ткани человеческих отношений», в виде визуальных образов, официальных и общественных дискурсивных практик создают многоаспектную, динамическую картину повседневного существования разных групп советского социума.
×

About the authors

Marina A. Klinova

Ural State University of Economics

Email: klinowa.m@yandex.ru
Dr. Sci. (Hist.), Associate Professor, Professor of the Department of Creative Management and Humanities Yekaterinburg, Russian Federation

Andrey V. Trofimov

Ural State University of Economics

Email: 2519612@rambler.ru
Dr. Sci. (Hist.), Professor; Professor of the Department of Creative Management and Humanities Yekaterinburg, Russian Federation

References

  1. Barth R. The Rhetoric of the image // Roland Barth. Selected works. Semiotics. Poetics. M.: Progress, 1989. 616 p.
  2. Blok M. The apology of history or the craft of a historian. M.: Science. 1986. 254 p.
  3. Georgieva N.G. Historical source studies: conceptual, terminological and methodological problems: a textbook for the humanities departments of universities. Moscow: Prospect, 2016. 192 p.
  4. Gurevich S.M. Newspaper: yesterday, today, tomorrow. M.: Aspect press; 2004. 288 p.
  5. Davis J. Research in advertising: theory and practice M.: Publishing house "Williams", 2003. 864 p.
  6. Zheltikova I.V. The image of the future as an image // Scientific notes of the Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences. 2013. No.5. Pp.75-80.
  7. Ippolitov G.M. Classification of sources in problem-thematic historiographical studies and some methodological approaches to their analysis // Proceedings of the Samara Scientific Center of the Russian Academy of Sciences, vol. 13, №3 (2), 2011. Pp. 501-509.
  8. Source studies of the modern history of Russia: theory, methodology, practice. Moscow: ROSSPEN, 2004. 741 p.
  9. Source studies: Theory. History. Method. M.: Russian State Humanit. un-t, 1998. 702 p.
  10. Source studies: Textbook / I.N. Danilevsky, D. A. Dobrovolsky, R.B. Kazakov, etc.; ed. by M.F. Rumyantsev. M.: Publishing House of the Higher School of Economics, 2015. 685 p.
  11. Kabanov V.V. Source studies of the history of Soviet society: course of lectures. Moscow: RSUH, 1997. 385 p.
  12. Kamenskaya E.V. Periodical press as a historical source: specifics and possibilities of use // Man, society, power. To the 100th anniversary of the Russian Revolution of 1917. Yekaterinburg. 2017. Pp. 37-45.
  13. Kamenskaya E.V. Cities of China of the 1950s on the pages of the Soviet press (based on the materials of the Ogonek magazine) // Russia - China: History and culture: a collection of articles and reports of participants of the XII International Scientific and Practical Conference (October 10-12, 2019). Kazan: Feng Publishing House, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan, 2019. - Pp. 204-211.
  14. Klinova M.A. "Cultural rest" of the Soviet man: based on the materials of photographs in the domestic media of the post-war period // Man in the world of culture: problems of science and education (XIV Kolosnitsyn readings). Materials of the international scientific conference. Yekaterinburg. 2019. Pp. 162-165.
  15. Klinova M.A. The concept of "culture" in social policy of the second half of the 1930s // Man. 2017. No. 4. Pp. 94-105. (95)
  16. Klinova M.A., Trofimov A.V. Constructing a negative image of the "business executive" on the pages of the magazine "Crocodile" in 1953-1964. // Humanities in Siberia. 2017. vol. 24. No. 3. Pp. 78-82
  17. Lapina A.A. Historical imagology: the problem of methods and categories // Scientific notes of the Orel State University. 2019. No. 4 (85). Pp. 28-32.
  18. Mazur L.N. Visualization of history: a new turn in the development of historical knowledge // Quaestio Rossica. 2015. No. 3. Pp. 161-178.
  19. Mass information in the Soviet industrial city: The experience of a comprehensive sociological study / Under the general editorship of B. A. Grushin, L. A. Onikov. M.: Politizdat, 1980. 446 p.
  20. Mitina R.V. Perm newspapers as a source of study of the First World War: post-Soviet historiography // Bulletin of the Perm University. Ser. History. 2015. No.4 (31). Pp. 72-81;
  21. Orekh E.A. The image of the Soviet leader: visual messages of the first half of the XX century (based on the materials of central and local newspapers) // Power structures and domination groups. S-Pb.: Publishing House of SPSU, 2012. Pp. 473-493;
  22. Plumper Ya. Alchemy of power: The Cult of Stalin in the visual arts. Moscow: UFO, 2010. 496 p.
  23. Pushkarev L.N. Classification of Russian written sources on national history. Moscow: Nauka, 1975. 281 p.
  24. Pushkareva N.L. The history of everyday life: subject and methods // Social history: Yearbook, 2007. Moscow: ROSSPEN, 2008. 368 p.
  25. Rynkov V. M. Periodical press: a place in the system of historical sources // Domestic archives. 2010. No. 3. Pp. 44-50.
  26. Semenova A.V., Korsunskaya M.V. Media content analysis: problems and application experience. Moscow: Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences, 2010. 324 p.
  27. Slavko T.I., Rusina Yu.A. Source studies of the national history of the Soviet period. Yekaterinburg, Ural Publishing House. un-ta, 1995. 236 p.
  28. Surzhikova N.V. Collisions of the Ural captivity in the mirror of the regional press (1914-1917) // Problems of national history: sources, historiography, research: collection of scientific. articles. St. Petersburg.; Kiev; Minsk, Nestor-Istoriya, 2008. Pp. 90-121.
  29. Fedotova, L.N. Content analysis - a sociological method of studying mass communication media. Moscow: Scientific World, 2001. 214 p.
  30. Fomicheva I.D. Methodology of formalized analysis of photographs // Modern methods of mass communication media research. Tallinn, 1983. Pp. 145-149.
  31. Fomicheva I.D., Markovsky E.Ya. The experience of qualitative and quantitative analysis of newspaper photography // Sociological studies of the effectiveness of journalism. Moscow: Publishing House of Moscow State University, 1986. Pp. 94-103.
  32. Chernavsky A. S. The photographic image as a subject of interpretation // Methodology of modeling and forecasting of the modern world. No. 3. 2012. Pp. 182 - 196.
  33. Shtompka P. Visual sociology. Photography as a research method. Moscow: Logos, 2007. 168.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies