Русские революционеры и русские старообрядцы: от симпатии к репрессиям. Часть 1. Постановка проблемы. Первый период

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Целью настоящей работы и является выяснение реальности или мифологичности положения об активном участии старообрядцев в антиправительственном движении во второй половине XIX — начале XX в. Анализ источников показал, что старообрядцы никогда не занимали противогосударственную позицию, проявляя лишь свою лояльность по отношению к государственной власти. В течение рассматриваемого периода они отвергали притязания революционеров на сотрудничество. Только в годы Гражданской войны староверы оказались на стороне одной из противоборствующих сторон, что в условиях отсутствия единой верховной власти не может быть оценено как антигосударственная деятельность. Вскоре после победы большевиков старообрядцы заняли однозначно благожелательную позицию по отношению к советской власти, несмотря на предшествовавшие жестокие репрессии. В то же время русская революционная интеллигенция в течение второй половины XIX в. сохраняла иллюзии в отношении старообрядчества и безуспешно пыталась привлечь его к борьбе с самодержавием.

Полный текст

Доступ закрыт

Об авторах

Валерий Всеволодович Керов

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: vvkerov@gmail.com
ORCID iD: 0000-0003-4853-1102

доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры социальной и экономической истории России

Россия, Москва

Список литературы

  1. Керов В.В. «Народное освобождение совершилось ещё не окончательно»: старообрядцы и Третьеиюньская монархия // Российская история. 2023. № 4. С. 136–152.
  2. Керов В.В. Русская история сквозь призму старообрядческого фактора // Российская история. 2014. № 4. С. 203–213.
  3. Клюкина Ю.В. Старообрядцы и политические партии (1905–1917) // Проблемы истории России. Екатеринбург: Волот, 2003. Вып. 5: На перекрестках эпох и традиций. С. 327–348.
  4. Мануил, игум. (Чибисов А. В.) Белокриницкая иерархия в 1846–1988 гг.: этапы истории. Кострома: ДиАр, 2017. 464 с.
  5. Перекрестов Р.И. Из истории взаимоотношений старообрядцев с кружком А.И. Герцена // Старообрядчество: история, культура, современность. М.: Музей истории и культуры старообрядчества, 2012. Вып. 14. С. 32–33.
  6. Перекрестов Р.И. Ксенос. Клинцы: Изд-во «Клинцовская гор. тип.», 2013. Кн. 1. 608 с.
  7. Пыжиков А.В. Грани русского раскола. Заметки о нашей истории от XVII века до 1917 года. М.: Древохранилище, 2013. 646 с.
  8. Саркисянц М. Россия и мессианизм. К «русской идее» Н.А. Бердяева / пер. с нем. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 272 с.
  9. Шахназаров О. Л. Корни русского социализма // Вопросы философии. 2007. № 6. С. 24–37;
  10. Шахназаров О. Л. Отношение к собственности у старообрядцев (до 1917 года) // Вопросы истории. 2004. № 4. С. 53–70;
  11. Шахназаров О. Л. Старообрядчество и большевизм // Вопросы истории. 2002. № 4. С. 72–98;
  12. Юхименко Е. М. Старообрядческий центр за Рогожской заставою. М.: Языки славянской культуры, 2005. 239 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах