The Armenian population of the Middle Volga region at the end of the 19th – the beginning of the 21st century

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The paper is devoted to the dynamics of the Armenian population in the Middle Volga region (Ulyanovsk, Penza, Samara oblasts and the Republic of Tatarstan) over a long historical period: from the end of the 19th to the beginning of the 21st century. The sources of the study are the materials of the First General Population Census of the Russian Empire (1897), the All-Union Population Censuses (1926, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989) and the All-Russian Population Censuses (2002 and 2010). The author defines the most important stages in the formation of the Armenian diaspora on a regional scale. At the end of the XIX century. the Armenian population of the region was rather small and amounted to several dozen people. A noticeable increase in the Armenian population in the Middle Volga region was observed in the 1920s due to mass migration during the Genocide. At this stage, the organizational formation of the Armenian diaspora in the Middle Volga began, the first national-religious association was created in Samara. During the Soviet period, the number of the Armenian population of the Middle Volga region gradually increased mainly due to labor migrations. At the end of the 20th century, the growth rate of the Armenian population of the Middle Volga region increased significantly due to mass forced migrations.  For most of the studied period, the Armenian population of the Middle Volga region was dominated by residents of the Samara (Kuibyshev) oblast: in 2010, their share exceeded 60.0%. The modern period of development of the Armenian diaspora in the Middle Volga region is characterized by a high level of self-organization of the community, which facilitates the adaptation of new settlers, their integration into the host community.

Full Text

Введение

Армянская диаспора (самоназвание «Спюрк») представляет собой уникальный историко-культурный и социокультурный феномен. Именно армянская диаспора, наряду с еврейской и греческой, часто наделяется в исследовательской литературе определением «классическая» - ее основополагающие черты легли в основу парадигматической модели, с которой сверяют остальные народы рассеяния на предмет их соответствия термину «диаспора»1. Костяк сегодняшней классической диаспоры составляют потомки выходцев из Западной Армении, чьи предки сумели спастись во время Геноцида 1915-1923 гг. Армянские диаспоры играют видную роль в экономике, культуре, общественной жизни стран пребывания.

В современном мире численность армян, проживающих вне исторической родины, существенно выше, чем численность населения самой Армении (на начало 2019 г. – 2 965 тыс. чел.)2. По данным Офиса главного уполномоченного по делам диаспоры Республики Армения, в настоящее время численность армянского населения США составляет 1 600 тыс. чел., Франции – 650 тыс. чел., Аргентины – около 120 тыс. чел.3 Самой многочисленной из всех армянских общин за рубежом является армянская диаспора России: согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года, численность армянского населения составляет 1 182 388 человек4.

Известный социолог Э.Р. Григорьян отмечает, что российская армянская диаспора имеет свои характерные черты. Во-первых, она включает «старожильческую» часть российских армян, которые испокон веков проживали в России; во-вторых, армян, которые переезжали в Россию в советские годы; в-третьих, выходцев из Армении, которые переехали в Россию в конце 80-х и в начале 90-х годов ХХ века (после разрушительного Спитакского землетрясения и в разгар армяно-азербайджанского противоборства, бакинских и сумгаитских погромов и т.д.)5. В качестве относительно автономной группы по сравнению с армянами-старожилами РФ исследователи выделяют также «новомигрантов», чей стаж проживания в России составляет не более 19 лет6.

Социокультурный облик армянских диаспор, проблемы их формирования и адаптации в принимающем обществе широко изучаются как в общероссийском масштабе7, так и на региональных уровнях: активно исследуются армянские диаспоры Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Юга России8. Столь же тщательного и всестороннего исследования, по нашему убеждению, заслуживает и история армянского сообщества Среднего Поволжья – региона, чье социокультурное пространство отличается уникальным этнокультурным разнообразием, многовековыми традициями совместного проживания представителей самых разных народов, культур и религий. Историки, этнографы и краеведы уже предприняли важные шаги по изучению армянских диаспор Самарской области9 и Республики Татарстан10, однако комплексного исследования по региону в целом пока не появилось.

В настоящей работе ставится цель проанализировать динамику численности армянского населения Среднего Поволжья на протяжении длительного исторического периода, что позволит определить важнейшие этапы формирования армянской диаспоры в региональном масштабе.

Методика и источники исследования

Источниками нашего исследования являются материалы Первой всеобщей переписи населения Российской империи (1897 г.), Всесоюзных переписей населения (1926, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 гг.) и Всероссийских переписей населения (2002 и 2010 гг.). Сведения о национальном составе населения РФ по результатам Всероссийской переписи населения 2020 года на настоящий момент находятся в разработке. Итоги Всероссийских переписей населения доступны на официальном сайте Росстата, материалы более ранних переписей – на сайте демографического еженедельника «Демоскоп Weekly», издаваемого Институтом демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» имени А.Г. Вишневского11. Таким образом, хронологические рамки исследования охватывают конец XIX – начало XXI в.

При определении территориальных границ исследования мы исходим из исторически сложившейся научной практики. Термин «Среднее Поволжье» широко использовался в научной и научно-популярной литературе на протяжении всего изучаемого периода: он вошел в научный оборот со второй половины XIX века, когда ведущий российский географ П.П. Семенов-Тян-Шанский предложил выделять верхнее, среднее и нижнее течение реки Волга. В границы Среднего Поволжья, как правило, включали Казанскую, Симбирскую и Самарскую губернии, реже – Саратовскую12. Этот подход в целом унаследовала современная наука: согласно Большой Российской энциклопедии, Среднее Поволжье включает в себя Ульяновскую, Пензенскую, Самарскую области и Татарию13. Территориально-административное деление Поволжья неоднократно претерпевало изменения; современные границы этих областей и республик определились только с 1950-х гг.

Результаты и их обсуждение

Анализируя результаты Первой всеобщей переписи населения Российской империи (1897 г.), следует учитывать, что организаторы переписи ставили респондентам вопрос не о национальности, а о родном языке. По данным переписи, армянский язык указали в качестве родного языка в Казанской губернии 36 человек (при общей численности населения губернии более 2 170 тыс. чел), в Самарской губернии – 31 человек (при общей численности 2 751 тыс. чел.); в Симбирской и Пензенской губерниях - всего по 4 человека14. Как видим, на том этапе еще рано было говорить о формировании армянской диаспоры Среднего Поволжья, хотя, например, в Самаре сын армяно-католика купец Егор Никитич Аннаев играл видную роль в экономической жизни и благоустройстве города; известна была в Самаре и обувная фабрика братьев Чавушьянц, занимавшаяся производством «всевозможной кавказской обуви высшей прочности»15.

Материалы Всесоюзной переписи населения 1926 года свидетельствуют о заметном росте численности армянского населения регионов РСФСР. Очевидной причиной этого было массовое переселение вследствие национальной трагедии – Геноцида армян в Османской империи в 1915-1923 гг. Наиболее многочисленным в РСФСР, согласно итогам переписи, было армянское население Северо-Кавказской АССР (162,2 тыс. чел.), Крымской АССР (10,7 тыс. чел.), Московской губернии (6,7 тыс. чел.), Дагестанской АССР (5,9 тыс. чел.) и Астраханской губернии (3 тыс. чел.). На этом фоне более скромными выглядят данные о численности армянского населения Среднего Поволжья: в Самарской губернии на момент переписи проживало 239 армян, в Татарской АССР (бывшей Казанской губернии) – 85 армян, в Пензенской губернии – 59, в Ульяновской (бывшей Симбирской) губернии – 5516. Армянские переселенцы преимущественно селились в городах: из 438 армян Среднего Поволжья лишь 12 на момент переписи проживали в сельской местности. Именно к этому периоду относятся первые опыты самоорганизации армянской диаспоры средневолжских губерний: так, в Самаре в 1918 г. была создана армянская религиозная община «Святой Гевонд», действовавшая до 1930 года17.

О том, что армянские переселенцы активно прибывали в Среднее Поволжье в период «пятилеток индустриализации и коллективизации», красноречиво говорят результаты Всесоюзной переписи населения 1939 г. Армянское население Куйбышевской (бывш. Самарской) области составило 816 чел., Татарской АССР – 440 чел., Пензенской области – 213 чел.18 Нынешняя территория Ульяновской области на том историческом отрезке была включена в состав Пензенской и Куйбышевской областей. Численность армянского населения Среднего Поволжья составила около полутора тысяч чел. – то есть по сравнению с 1926 годом возросла более чем в три раза. Как и в предшествующий период, армянское население проживало преимущественно в городах: так, из 816 чел. армянского населения Куйбышевской области в селах проживало всего 34 человека, тогда как в областном центре, г. Куйбышеве – 462 человека.

Следующая Всесоюзная перепись населения, проведенная в 1959 году, отстоит от предыдущей на 20 лет. Это двадцатилетие включало в себя трагические годы Великой Отечественной войны с массовыми вынужденными миграциями, период послевоенного восстановления народного хозяйства страны. Вербовка квалифицированной рабочей силы на новые всесоюзные стройки продолжалась и в последующие десятилетия, что не могло не сказаться на изменении национального состава населения регионов страны.

С 1959 года и вплоть до распада СССР Всесоюзные переписи населения проводились регулярно, примерно с 10-летним интервалом. Поскольку с 1950-х до начала 1990-х гг. территориально-административное деление РСФСР не претерпело существенных изменений, мы можем начиная с 1959 г. считать сопоставимыми данные по численности армянского населения Среднего Поволжья (см. табл. 1).

 

Таблица 1

Армянское население Среднего Поволжья по данным Всесоюзных переписей населения 1959-1989 гг.19

Переписи населения

Регионы

В целом по Среднему Поволжью

Татарская АССР

Ульяновская обл.

Пензенская обл.

Куйбышевская обл.

1959 г.

Абсолютная численность, чел.

 

 

 

608

 

 

 

212

 

 

 

240

 

 

 

1027

 

 

 

2087

1970 г.

Абсолютная численность, чел.

 

 

 

502

 

 

 

291

 

 

 

354

 

 

 

1629

 

 

 

2776

Темп роста к 1959 г., %

 

82,6

 

137,3

 

147,5

 

158,6

 

133,0

1979 г.

Абсолютная численность, чел.

 

 

 

1153

 

 

 

428

 

 

 

557

 

 

 

2216

 

 

 

4354

Темп роста к 1959 г., %

 

189,6

 

201,9

 

232,1

 

215,8

 

208,6

Темп роста к 1970 г., %

 

229,7

 

147,1

 

157,3

 

136,0

 

156,8

1989 г.

Абсолютная численность, чел.

 

 

 

1815

 

 

 

1448

 

 

 

1285

 

 

 

4162

 

 

 

8710

Темп роста к 1959 г., %

298,5

683,0

535,4

405,3

417,3

Темп роста к 1970 г., %

361,6

497,6

363,0

255,5

313,8

Темп роста к 1979 г., %

157,4

338,3

230,7

187,8

200,0

 

Таким образом, общая численность армянского населения Среднего Поволжья в 1989 г. по сравнению с 1959 г. увеличилась более чем в 4 раза – с 2087 до 8710 человек. При этом значительная часть армянского населения Среднего Поволжья на протяжении этих тридцати лет проживала на территории Куйбышевской области: в 1959 году – 49,2%, в 1970 г. – 58,7%, в 1979 г. – 50,9%, в 1989 г. – 47,8% от общей численности.

Материалы переписи позволяют судить о доле городских и сельских жителей, а также женщин и мужчин в составе армянского населения каждого региона. Показательны данные по Куйбышевской области. По результатам переписи 1959 г. среди ее армянского населения городские жители составляли 925 человек (из них мужчин 597, женщин 328), а сельские жители – 102 человека (мужчин 87, женщин 15). В 1970 году городские жители среди армян Куйбышевской области составляли 1506 человек (мужчин 1145, женщин 361), а сельские жители - 123 человека (мужчин 102, женщин 21). Согласно данным переписи 1979 г., горожане среди армян Куйбышевской области составляли 1987 человек (мужчин 1394, женщин 593), а сельские жители – 229 человек (мужчин 174, женщин 55). Столь явное и устойчивое численное преобладание горожан над сельскими жителями, а мужчин над женщинами позволяет предположить, что армянское население Куйбышевской области вплоть до 1980-х гг. росло преимущественно за счет трудовых миграций, притока рабочей силы в сферы промышленности и строительства.

В конце 1980-х гг. отмечается значительный рост численности армянского населения России, что было связано с трагическими событиями в Армении (Спитакское землетрясение 1988 г.), Азербайджане (события в Баку и Сумгаите 1988-1990 гг.), с началом вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе (с 1988 г.). Приток беженцев устремился в том числе в Среднее Поволжье: уже в декабре 1988 г. Президиумом исполкома Куйбышевского областного Совета народных депутатов было принято решение обеспечить расселение и трудоустройство прибывающих из Армянской ССР пострадавших от Спитакского землетрясения20.

Вследствие притока переселенцев заметно изменилось соотношение городских и сельских жителей, а также мужчин и женщин в составе армянского населения Куйбышевской области: по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г., городские жители среди армян области составили 3313 человек (из них мужчин 2129, женщин 1184), а сельские жители – 849 человек (мужчин 582, женщин 267).

В этот период, впервые после 1930-х гг., вновь начинается создание национальных сообществ армян в принимающих регионах. В 1989-1992 гг. в Самаре действовало областное Армянское национально-культурное общество «Арарат», руководителем которого был вузовский преподаватель В.А. Осипян; целью общества было оказание помощи вынужденным переселенцам из зоны землетрясения и беженцам из Нагорного Карабаха, Баку и Сумгаита21. В 1995 г. были учреждены Самарская областная общественная организация «Армянская Община» и Самарская религиозная организация Армянской Апостольской церкви «Сурб Хач» («Святой Крест»); руководителем общины и председателем приходского совета стал инженер-строитель и предприниматель А.Р. Мартиросян22. Национально-культурная автономия армян Республики Татарстан23 ведет свои истоки с начала 1990-х гг., когда профессиональный историк, выпускник Казанского государственного университета М.Н. Хачатурян (приехавший в Казань в 1989 г.) вместе с единомышленниками основал общество армянской культуры «Луйс»24. В 1990-е годы было создано Пензенское армянское культурное благотворительное общество, которое возглавил уроженец Спитака и выпускник Пензенского инженерно-строительного института С.В. Саакян25. В 1993 году была создана армянская община Ульяновска, которую возглавил В.С. Буниатян26. В начале XXI века региональные армянские общины вошли в состав общероссийской общественной организации «Союз армян России», основанной в 2000 г. и в настоящее время имеющей более 60 региональных отделений27.

Армянская Апостольская церковь на протяжении веков выполняла и продолжает выполнять жизненно важную роль в сохранении и сплочении армянского народа как в диаспоре, так и на исторической родине. В Среднем Поволжье на сегодняшний день действует церковь «Сурб Хач» (Святого Креста) в Самаре (открылась в 2003 г., настоятель – иерей Киракос Агосян) и церковь «Сурб Аствацацин» (Святой Богородицы) в Тольятти (открылась в 2017 г., настоятель – иерей Завен Айрапетян).

С 1990-2000-х гг. мы можем уверенно констатировать наличие в Среднем Поволжье не просто армянского населения, но армянской диаспоры – согласно концепциям современных этнологов и социологов, одним из конституирующих признаков диаспоры является способность к самоорганизации, созданию сообществ с целью социальной поддержки своих членов и сохранения этнической идентичности28.

Наличие в регионах национальных общин облегчило адаптацию новых переселенцев. О росте армянской диаспоры Среднего Поволжья в конце XX – начале XXI в. мы можем судить по результатам Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 гг. (Табл. 2).

 

Таблица 2

Армянское население Среднего Поволжья по данным Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 гг.29

Переписи населения

Регионы

В целом по Среднему Поволжью

Республика Татарстан

Ульяновская обл.

Пензенская обл.

Самарская обл.

2002 г.

Абсолютная численность, чел.

 

 

 

5922

 

 

 

4745

 

 

 

3670

 

 

 

21566

 

 

 

35903

Темп роста к 1959 г., %

 

972,4

 

2238,2

 

1529,2

 

2099,9

 

1720,3

Темп роста к 1989 г., %

 

326,3

 

327,7

 

285,6

 

518,2

 

412,2

2010 г.

Абсолютная численность, чел.

 

 

 

5987

 

 

 

4520

 

 

 

4103

 

 

 

22981

 

 

 

37591

Темп роста к 1959 г., %

 

984,7

 

2132,1

 

1709,6

 

2237,7

 

1801,2

Темп роста к 1989 г., %

 

329,9

 

312,2

 

319,3

 

552,2

 

431,6

Темп роста к 2002 г., %

 

101,1

 

95,3

 

112,8

 

106,6

 

104,7

 

Как видим, к 2002 году численность армянского населения Среднего Поволжья по сравнению с 1989 г. увеличилась более чем в 4 раза – с 8710 до 35903 человек. В наибольшей степени выросла численность армян Самарской области – с 4162 до 21566 человек, более чем пятикратно. В 2010 г. по сравнению с 2002 г. численность армянского населения Среднего Поволжья выросла на 4,7%, что может свидетельствовать о существенном замедлении притока новых переселенцев и о приросте численности диаспоры в основном за счет естественного движения населения.

С советских времен сохраняется тенденция численного преобладания жителей Самарской (Куйбышевской) области в составе армянского населения Среднего Поволжья: если в 1989 г. армяне Куйбышевской области составляли 47,8% от общей численности армян Среднего Поволжья, то в 2002 г. их доля достигла 60,1% (21566 человек из 35903), а в 2010 г. – 61,1% (22981 человек из 37591).

Существенно изменилось по сравнению со второй половиной ХХ в. соотношение между женщинами и мужчинами в составе армянского населения Самарской области. Так, если в 1979 году мужчины составляли 70,8% армянского населения области (1568 из 2216 человек), а в 1989 г. – 65,1% (2711 из 4162 человек), то в 2010 г. мужчины составили 55,8% (12826 из 22981 человек). Это свидетельствует о том, что новые переселенцы стали прибывать в область целыми семьями. Не столь разительно изменилось соотношение между городскими и сельскими жителями в составе самарской армянской диаспоры, но и здесь налицо вполне определенная тенденция: если в 1979 году горожане составляли 89,7% армянского населения области, а в 1989 г. – 79,6%, то по данным переписи 2010 г. их доля составила 74,7% (17160 из 22981 человек).

Заключение

Таким образом, в формировании армянского населения Среднего Поволжья можно выделить несколько этапов. В конце XIX в. армянское население региона было крайне немногочисленно и исчислялось несколькими десятками человек. Заметный рост армянского населения в Среднем Поволжье наблюдается в 1920-е гг. вследствие массовой миграции в годы Геноцида. На этом этапе начинается организационное оформление армянской диаспоры в Среднем Поволжье, создается первое национально-религиозное объединение – армянская религиозная община «Святой Гевонд» в Самаре. Численность армянского населения Среднего Поволжья постепенно увеличивается на протяжении советского периода (от 438 человек в 1926 г. до 4354 человек в 1979 г.).

Темпы роста армянского населения Среднего Поволжья значительно возросли в конце ХХ века вследствие массовых вынужденных миграций: в 1989 г. по сравнению с 1979 г. численность армянского населения региона увеличилась двукратно, а в 2002 г. по сравнению с 1989 г. – четырехкратно; по данным 2010 г. армянское население Среднего Поволжья составило 37591 человек. На протяжении большей части изучаемого периода в составе армянского населения Среднего Поволжья наблюдается численное преобладание жителей Самарской (Куйбышевской) области: в 2010 г. их доля превысила 60,0%.

Для современного периода развития армянской диаспоры Среднего Поволжья характерен высокий уровень самоорганизации общины, разнообразие культурных инициатив, направленных на сохранение национальной идентичности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Кондратьева Т.С. Диаспоры в современном мире: эволюция явления и понятия // Перспективы: Сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы.URL: http://www.perspektivy.info/book/diaspory_v_sovremennom_mire_evolucija_javlenija_i_ponatija_2010-02-27.htm (дата обращения: 22.08.2022).

2 15 новых независимых государств. Численность населения на начало года, 1950-2019, тысяч человек // Демоскоп Weekly. http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/sng_pop.php (дата обращения: 26.08.2022).

3Общины армянской диаспоры // Офис главного уполномоченного по делам диаспоры Республики Армения (официальный сайт). URL: http://diaspora.gov.am/ru/diasporas (дата обращения: 21.08.2022).

4 Тома официальной публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года. Т.4. Национальный состав и владение языками, гражданство // Федеральная служба государственной статистики (официальный сайт). URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-01.pdf (дата обращения: 21.08.2022).

5 Григорьян Э.Р. Армянство России: неиспользуемые ресурсы // Армяне в России. Сборник статей / Под ред. Э.Р. Григорьяна. М.: Ин-т социальных наук, 2013. С.33.

6 Российские армяне. Этносоциологическое исследование. Ереван: Изд-во «Гитутюн», 2016. С.6, 144, 149.

7 Армяне в России. Сборник статей / Под ред. Э.Р. Григорьяна. М.: Ин-т социальных наук, 2013; Российские армяне. Этносоциологическое исследование. Ереван: Изд-во «Гитутюн», 2016.

8 Арутюнян Ю.В. Армяне в Москве (по результатам сравнительного исследования). // Социс. 2001. № 11. С.13-21; Бредникова О., Чикадзе Е. Армяне Санкт-Петербурга: карьеры этничности // Конструирование этничности. Этнические общины Санкт-Петербурга. / Под ред. Воронкова В., Освальд И. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. С. 227-259; Аветикян А.С. Армянская община Астрахани и ее роль в социально-экономической и культурной жизни региона в XVIII - нач. XX в.): Дис. … канд. ист. наук. Саратов, 2006; Хачикян В.А. Армянская колония Астрахани (середина ХVI - начало XX в.): Дис. … докт. ист. наук. Ереван, 1995; Армяне юга России: история, культура, общее будущее: материалы Всероссийской научной конференции (30 мая – 2 июня 2012 г., Ростов-на-Дону) / отв. ред. акад. Г.Г. Матишов. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2012; Армяне Юга России: история, культура, общее будущее: материалы II Международной научной конференции (Ростов-на-Дону, 26–28 мая 2015 г.) / [отв. ред. акад. Г.Г. Матишов]. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2015; Армяне Юга России: история, культура, общее будущее: материалы III Международной научной конференции (г. Ростов-на-Дону, 30–31 мая 2018 г.) / [отв. ред. акад. Г.Г. Матишов]. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2018; Берберян А.А., Тучина О.Р. Исследование самопонимания этнокультурной идентичности в титульном армянском этносе и сопряженной армянской диаспоре в России // Российский психологический журнал. 2016. Т.13. № 3. С.178-196.

9 Каркарьян В.Г. Армяне // Этносы Самарского края. Историко-этнографические очерки / Под ред. Т.И. Ведерниковой. Самара; Тольятти: ПП Современник; ПП Наш Современник, 2003; Мартиросян А.Р. Армения и армяне Самарской губернии. Самара: Linia!, 2003; Агаджанян Л.А. Армянская община в Самаре: история и этнокультурные аспекты развития (середина XIX – XXI век): Дис. … канд. ист. наук. Самара, 2016.

10 Овчинников А.В. Культурная память мигрантов Татарстана (по материалам армянской и азербайджанской диаспор) // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 13 / Отв. ред. В.И. Герасимов. М.: ИНИОН РАН, 2017. Ч. 1. С. 679-682; Титова Т.А. Армяне в городах Татарстана: штрихи к портрету // Диаспоры. 2004. № 1. С. 64-80.

11 Переписи населения // Росстат: Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/vpn_popul (дата обращения: 21.08.2022); Демоскоп Weekly. Приложение. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/pril.php (дата обращения: 21.08.2022).

12 Цыганова Я.М. К истории географического наименования «Среднее Поволжье» // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. 2015. № 11(133). С. 154-158.

13 Поволжье // Большая Российская энциклопедия – электронная версия. URL: https://bigenc.ru/geography/text/3148221 (дата обращения: 21.08.2022).

14 Таблица XIII. Распределение населения по родному языку // Первая Всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Под ред. Н.А. Тройницкого. Т. II: Общий свод по Империи результатов разработки данных Первой Всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 года. СПб., 1905. URL: // http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_lan_97.php?reg=1

15 Памятная книжка Самарской губернии на 1915 год. Самара: Губернская типография, 1915. С.34.

16 Таблица VI. Население по полу, народности // Всесоюзная перепись населения 1926 года. М.: Издание ЦСУ Союза ССР, 1928-1929. Т. 9. С. 34-51; Т. 10. С. 9-13; Т. 11. С. 8-17; Т. 14. С.6-16; Т. 15. С. 8-13; Т. 16. С.8-12; Т. 17. С. 8-25.

17 Мкртчян Л.Г. Армянская религиозная община «Святой Гевонд» г. Самары в 1918-1930 гг. // Материалы межрегиональной научной конференции «Самарский край в истории России». Самара, 2017. С.284-287.

18 Всесоюзная перепись населения 1939 года. Национальный состав населения по регионам России // Демоскоп Weekly. Приложение. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_39.php?reg=73 (дата обращения: 21.08.2022).

19 Переписи населения Российской Империи, СССР, 15 новых независимых государств // Демоскоп Weekly. Приложение. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/pril.php (дата обращения: 21.08.2022).

20 Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Центральный государственный архив Самарской области» (далее – ГУСО ЦГАСО). Ф. Р-2558. Оп. 18. Д. 1306. Л. 4.

21 Общины мигрантов в Самарской области: этнические и конфессиональные особенности. Справочник для государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных структур / Сост. Н.П. Осипова. Самара: [б.и.], 2008. С.22.

22 Скатина Е. Артур Мартиросян: «Главное для меня – историческая родина, моя семья, мои корни и предки» // Самарские судьбы: Сайт для общения творческих людей. 07.11.2020. URL: https://samsud.ru/articles/journal/heroes/artur-martirosyan.html (дата обращения: 26.08.2022).

23 Региональная общественная организация «НКА армян Республики Татарстан». URL: https://arm.addnt.ru/about/ (дата обращения: 25.08.2022).

24 Овчинников А.В. Культурная память мигрантов Татарстана (по материалам армянской и азербайджанской диаспор). С.680-682.

25 Хильчук О. Такие разные пензенские армяне // Региональное информационное агентство Пензенской области. 27.10.2017. URL: https://riapo.ru/penza/culture/takie_raznye_penzenskie_armyane (дата обращения: 25.08.2022).

26 Армянская община Ульяновска (Россия) // Энциклопедия фонда «Хайазг». URL: http://ru.hayazg.info/Армянская_община_Ульяновска_(Россия) (дата обращения: 25.08.2022).

27 Союз армян России: общероссийская общественная организация (официальный сайт). URL: https://sarinfo.org/regions/ (дата обращения 25.08.2022).

28 Социологический словарь / Отв. ред. Осипов Г.В., Москвичев Л.Н., уч.секр. Чернощек О.Е. М.: Норма, 2008. С.119; Тишков В.А. Исторический феномен диаспоры // Этнографическое обозрение. 2000. № 2. С.43-57.

29 Всероссийская перепись населения 2002 г. Итоги переписи. Т. 4. Национальный состав и владение языками, гражданство // Федеральная служба государственной статистики (официальный сайт). URL: http://www.perepis2002.ru/index.html?id=17 (дата обращения: 21.08.2022); Тома официальной публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года. Т.4. Национальный состав и владение языками, гражданство // Федеральная служба государственной статистики (официальный сайт). URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-01.pdf (дата обращения: 21.08.2022).

×

About the authors

Luiza G. Mkrtchyan

Spiritual and educational center (Sunday school) «Ayordeats Tun» at the Armenian Apostolic Church «Surb Khach» (Holy Cross)

Author for correspondence.
Email: mkrt4yan.luizaluiza@yandex.ru

teacher

Russian Federation, Samara

References

  1. Кондратьева Т.С. Диаспоры в современном мире: эволюция явления и понятия // Перспективы: Сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы.URL: http://www.perspektivy.info/book/diaspory_v_sovremennom_mire_evolucija_javlenija_i_ponatija_2010-02-27.htm (дата обращения: 22.08.2022).
  2. новых независимых государств. Численность населения на начало года, 1950-2019, тысяч человек // Демоскоп Weekly. http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/sng_pop.php (дата обращения: 26.08.2022).
  3. Общины армянской диаспоры // Офис главного уполномоченного по делам диаспоры Республики Армения (официальный сайт). URL: http://diaspora.gov.am/ru/diasporas (дата обращения: 21.08.2022).
  4. Тома официальной публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года. Т.4. Национальный состав и владение языками, гражданство // Федеральная служба государственной статистики (официальный сайт). URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-01.pdf (дата обращения: 21.08.2022).
  5. Григорьян Э.Р. Армянство России: неиспользуемые ресурсы // Армяне в России. Сборник статей / Под ред. Э.Р. Григорьяна. М.: Ин-т социальных наук, 2013. С.33.
  6. Российские армяне. Этносоциологическое исследование. Ереван: Изд-во «Гитутюн», 2016. С.6, 144, 149.
  7. Армяне в России. Сборник статей / Под ред. Э.Р. Григорьяна. М.: Ин-т социальных наук, 2013; Российские армяне. Этносоциологическое исследование. Ереван: Изд-во «Гитутюн», 2016.
  8. Арутюнян Ю.В. Армяне в Москве (по результатам сравнительного исследования). // Социс. 2001. № 11. С.13-21; Бредникова О., Чикадзе Е. Армяне Санкт-Петербурга: карьеры этничности // Конструирование этничности. Этнические общины Санкт-Петербурга. / Под ред. Воронкова В., Освальд И. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. С. 227-259; Аветикян А.С. Армянская община Астрахани и ее роль в социально-экономической и культурной жизни региона в XVIII - нач. XX в.): Дис. … канд. ист. наук. Саратов, 2006; Хачикян В.А. Армянская колония Астрахани (середина ХVI - начало XX в.): Дис. … докт. ист. наук. Ереван, 1995; Армяне юга России: история, культура, общее будущее: материалы Всероссийской научной конференции (30 мая – 2 июня 2012 г., Ростов-на-Дону) / отв. ред. акад. Г.Г. Матишов. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2012; Армяне Юга России: история, культура, общее будущее: материалы II Международной научной конференции (Ростов-на-Дону, 26–28 мая 2015 г.) / [отв. ред. акад. Г.Г. Матишов]. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2015; Армяне Юга России: история, культура, общее будущее: материалы III Международной научной конференции (г. Ростов-на-Дону, 30–31 мая 2018 г.) / [отв. ред. акад. Г.Г. Матишов]. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2018; Берберян А.А., Тучина О.Р. Исследование самопонимания этнокультурной идентичности в титульном армянском этносе и сопряженной армянской диаспоре в России // Российский психологический журнал. 2016. Т.13. № 3. С.178-196.
  9. Каркарьян В.Г. Армяне // Этносы Самарского края. Историко-этнографические очерки / Под ред. Т.И. Ведерниковой. Самара; Тольятти: ПП Современник; ПП Наш Современник, 2003; Мартиросян А.Р. Армения и армяне Самарской губернии. Самара: Linia!, 2003; Агаджанян Л.А. Армянская община в Самаре: история и этнокультурные аспекты развития (середина XIX – XXI век): Дис. … канд. ист. наук. Самара, 2016.
  10. Овчинников А.В. Культурная память мигрантов Татарстана (по материалам армянской и азербайджанской диаспор) // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 13 / Отв. ред. В.И. Герасимов. М.: ИНИОН РАН, 2017. Ч. 1. С. 679-682; Титова Т.А. Армяне в городах Татарстана: штрихи к портрету // Диаспоры. 2004. № 1. С. 64-80.
  11. Переписи населения // Росстат: Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/vpn_popul (дата обращения: 21.08.2022); Демоскоп Weekly. Приложение. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/pril.php (дата обращения: 21.08.2022).
  12. Цыганова Я.М. К истории географического наименования «Среднее Поволжье» // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. 2015. № 11(133). С. 154-158.
  13. Поволжье // Большая Российская энциклопедия – электронная версия. URL: https://bigenc.ru/geography/text/3148221 (дата обращения: 21.08.2022).
  14. Таблица XIII. Распределение населения по родному языку // Первая Всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Под ред. Н.А. Тройницкого. Т. II: Общий свод по Империи результатов разработки данных Первой Всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 года. СПб., 1905. URL: // http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_lan_97.php?reg=1
  15. Памятная книжка Самарской губернии на 1915 год. Самара: Губернская типография, 1915. С.34.
  16. Таблица VI. Население по полу, народности // Всесоюзная перепись населения 1926 года. М.: Издание ЦСУ Союза ССР, 1928-1929. Т. 9. С. 34-51; Т. 10. С. 9-13; Т. 11. С. 8-17; Т. 14. С.6-16; Т. 15. С. 8-13; Т. 16. С.8-12; Т. 17. С. 8-25.
  17. Мкртчян Л.Г. Армянская религиозная община «Святой Гевонд» г. Самары в 1918-1930 гг. // Материалы межрегиональной научной конференции «Самарский край в истории России». Самара, 2017. С.284-287.
  18. Всесоюзная перепись населения 1939 года. Национальный состав населения по регионам России // Демоскоп Weekly. Приложение. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_39.php?reg=73 (дата обращения: 21.08.2022).
  19. Переписи населения Российской Империи, СССР, 15 новых независимых государств // Демоскоп Weekly. Приложение. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/pril.php (дата обращения: 21.08.2022).
  20. Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Центральный государственный архив Самарской области» (далее – ГУСО ЦГАСО). Ф. Р-2558. Оп. 18. Д. 1306. Л. 4.
  21. Общины мигрантов в Самарской области: этнические и конфессиональные особенности. Справочник для государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных структур / Сост. Н.П. Осипова. Самара: [б.и.], 2008. С.22.
  22. Скатина Е. Артур Мартиросян: «Главное для меня – историческая родина, моя семья, мои корни и предки» // Самарские судьбы: Сайт для общения творческих людей. 07.11.2020. URL: https://samsud.ru/articles/journal/heroes/artur-martirosyan.html (дата обращения: 26.08.2022).
  23. Региональная общественная организация «НКА армян Республики Татарстан». URL: https://arm.addnt.ru/about/ (дата обращения: 25.08.2022).
  24. Овчинников А.В. Культурная память мигрантов Татарстана (по материалам армянской и азербайджанской диаспор). С.680-682.
  25. Хильчук О. Такие разные пензенские армяне // Региональное информационное агентство Пензенской области. 27.10.2017. URL: https://riapo.ru/penza/culture/takie_raznye_penzenskie_armyane (дата обращения: 25.08.2022).
  26. Армянская община Ульяновска (Россия) // Энциклопедия фонда «Хайазг». URL: http://ru.hayazg.info/Армянская_община_Ульяновска_(Россия) (дата обращения: 25.08.2022).
  27. Союз армян России: общероссийская общественная организация (официальный сайт). URL: https://sarinfo.org/regions/ (дата обращения 25.08.2022).
  28. Социологический словарь / Отв. ред. Осипов Г.В., Москвичев Л.Н., уч.секр. Чернощек О.Е. М.: Норма, 2008. С.119; Тишков В.А. Исторический феномен диаспоры // Этнографическое обозрение. 2000. № 2. С.43-57.
  29. Всероссийская перепись населения 2002 г. Итоги переписи. Т. 4. Национальный состав и владение языками, гражданство // Федеральная служба государственной статистики (официальный сайт). URL: http://www.perepis2002.ru/index.html?id=17 (дата обращения: 21.08.2022); Тома официальной публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года. Т.4. Национальный состав и владение языками, гражданство // Федеральная служба государственной статистики (официальный сайт). URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-01.pdf (дата обращения: 21.08.2022).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Mkrtchyan L.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies