Армянское население Среднего Поволжья в конце XIX – начале XXI в.
- Авторы: Мкртчян Л.Г.1
-
Учреждения:
- Духовно-просветительский центр (воскресная школа) «Айордеац Тун» при Армянской Апостольской церкви «Сурб Хач» (Святого Креста)
- Выпуск: Том 4, № 4 (2022)
- Страницы: 68-76
- Раздел: Отечественная история
- URL: https://journals.eco-vector.com/2658-4816/article/view/569160
- ID: 569160
Цитировать
Полный текст
Аннотация
В настоящей работе анализируется динамика численности армянского населения Среднего Поволжья (Ульяновской, Пензенской, Самарской областей и Республики Татарстан) на протяжении длительного исторического периода – с конца XIX до начала XXI в. Источниками исследования являются материалы Первой всеобщей переписи населения Российской империи (1897 г.), Всесоюзных переписей населения (1926, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 гг.) и Всероссийских переписей населения (2002 и 2010 гг.). Определены важнейшие этапы формирования армянской диаспоры в региональном масштабе. В конце XIX в. армянское население региона было крайне немногочисленно и исчислялось несколькими десятками человек. Заметный рост армянского населения в Среднем Поволжье наблюдается в 1920-е гг. вследствие массовой миграции в годы Геноцида. На этом этапе начинается организационное оформление армянской диаспоры в Среднем Поволжье, создается первое национально-религиозное объединение – армянская религиозная община в Самаре. На протяжении советского периода численность армянского населения Среднего Поволжья постепенно увеличивается преимущественно за счет трудовых миграций. В конце ХХ века темпы роста армянского населения Среднего Поволжья значительно возросли вследствие массовых вынужденных миграций. На протяжении большей части изучаемого периода в составе армянского населения Среднего Поволжья наблюдается численное преобладание жителей Самарской (Куйбышевской) области: в 2010 г. их доля превысила 60,0%. Для современного периода развития армянской диаспоры Среднего Поволжья характерен высокий уровень самоорганизации общины, что облегчает адаптацию новых переселенцев, их интеграцию в принимающее сообщество.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Армянская диаспора (самоназвание «Спюрк») представляет собой уникальный историко-культурный и социокультурный феномен. Именно армянская диаспора, наряду с еврейской и греческой, часто наделяется в исследовательской литературе определением «классическая» - ее основополагающие черты легли в основу парадигматической модели, с которой сверяют остальные народы рассеяния на предмет их соответствия термину «диаспора»1. Костяк сегодняшней классической диаспоры составляют потомки выходцев из Западной Армении, чьи предки сумели спастись во время Геноцида 1915-1923 гг. Армянские диаспоры играют видную роль в экономике, культуре, общественной жизни стран пребывания.
В современном мире численность армян, проживающих вне исторической родины, существенно выше, чем численность населения самой Армении (на начало 2019 г. – 2 965 тыс. чел.)2. По данным Офиса главного уполномоченного по делам диаспоры Республики Армения, в настоящее время численность армянского населения США составляет 1 600 тыс. чел., Франции – 650 тыс. чел., Аргентины – около 120 тыс. чел.3 Самой многочисленной из всех армянских общин за рубежом является армянская диаспора России: согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года, численность армянского населения составляет 1 182 388 человек4.
Известный социолог Э.Р. Григорьян отмечает, что российская армянская диаспора имеет свои характерные черты. Во-первых, она включает «старожильческую» часть российских армян, которые испокон веков проживали в России; во-вторых, армян, которые переезжали в Россию в советские годы; в-третьих, выходцев из Армении, которые переехали в Россию в конце 80-х и в начале 90-х годов ХХ века (после разрушительного Спитакского землетрясения и в разгар армяно-азербайджанского противоборства, бакинских и сумгаитских погромов и т.д.)5. В качестве относительно автономной группы по сравнению с армянами-старожилами РФ исследователи выделяют также «новомигрантов», чей стаж проживания в России составляет не более 19 лет6.
Социокультурный облик армянских диаспор, проблемы их формирования и адаптации в принимающем обществе широко изучаются как в общероссийском масштабе7, так и на региональных уровнях: активно исследуются армянские диаспоры Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Юга России8. Столь же тщательного и всестороннего исследования, по нашему убеждению, заслуживает и история армянского сообщества Среднего Поволжья – региона, чье социокультурное пространство отличается уникальным этнокультурным разнообразием, многовековыми традициями совместного проживания представителей самых разных народов, культур и религий. Историки, этнографы и краеведы уже предприняли важные шаги по изучению армянских диаспор Самарской области9 и Республики Татарстан10, однако комплексного исследования по региону в целом пока не появилось.
В настоящей работе ставится цель проанализировать динамику численности армянского населения Среднего Поволжья на протяжении длительного исторического периода, что позволит определить важнейшие этапы формирования армянской диаспоры в региональном масштабе.
Методика и источники исследования
Источниками нашего исследования являются материалы Первой всеобщей переписи населения Российской империи (1897 г.), Всесоюзных переписей населения (1926, 1939, 1959, 1970, 1979, 1989 гг.) и Всероссийских переписей населения (2002 и 2010 гг.). Сведения о национальном составе населения РФ по результатам Всероссийской переписи населения 2020 года на настоящий момент находятся в разработке. Итоги Всероссийских переписей населения доступны на официальном сайте Росстата, материалы более ранних переписей – на сайте демографического еженедельника «Демоскоп Weekly», издаваемого Институтом демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» имени А.Г. Вишневского11. Таким образом, хронологические рамки исследования охватывают конец XIX – начало XXI в.
При определении территориальных границ исследования мы исходим из исторически сложившейся научной практики. Термин «Среднее Поволжье» широко использовался в научной и научно-популярной литературе на протяжении всего изучаемого периода: он вошел в научный оборот со второй половины XIX века, когда ведущий российский географ П.П. Семенов-Тян-Шанский предложил выделять верхнее, среднее и нижнее течение реки Волга. В границы Среднего Поволжья, как правило, включали Казанскую, Симбирскую и Самарскую губернии, реже – Саратовскую12. Этот подход в целом унаследовала современная наука: согласно Большой Российской энциклопедии, Среднее Поволжье включает в себя Ульяновскую, Пензенскую, Самарскую области и Татарию13. Территориально-административное деление Поволжья неоднократно претерпевало изменения; современные границы этих областей и республик определились только с 1950-х гг.
Результаты и их обсуждение
Анализируя результаты Первой всеобщей переписи населения Российской империи (1897 г.), следует учитывать, что организаторы переписи ставили респондентам вопрос не о национальности, а о родном языке. По данным переписи, армянский язык указали в качестве родного языка в Казанской губернии 36 человек (при общей численности населения губернии более 2 170 тыс. чел), в Самарской губернии – 31 человек (при общей численности 2 751 тыс. чел.); в Симбирской и Пензенской губерниях - всего по 4 человека14. Как видим, на том этапе еще рано было говорить о формировании армянской диаспоры Среднего Поволжья, хотя, например, в Самаре сын армяно-католика купец Егор Никитич Аннаев играл видную роль в экономической жизни и благоустройстве города; известна была в Самаре и обувная фабрика братьев Чавушьянц, занимавшаяся производством «всевозможной кавказской обуви высшей прочности»15.
Материалы Всесоюзной переписи населения 1926 года свидетельствуют о заметном росте численности армянского населения регионов РСФСР. Очевидной причиной этого было массовое переселение вследствие национальной трагедии – Геноцида армян в Османской империи в 1915-1923 гг. Наиболее многочисленным в РСФСР, согласно итогам переписи, было армянское население Северо-Кавказской АССР (162,2 тыс. чел.), Крымской АССР (10,7 тыс. чел.), Московской губернии (6,7 тыс. чел.), Дагестанской АССР (5,9 тыс. чел.) и Астраханской губернии (3 тыс. чел.). На этом фоне более скромными выглядят данные о численности армянского населения Среднего Поволжья: в Самарской губернии на момент переписи проживало 239 армян, в Татарской АССР (бывшей Казанской губернии) – 85 армян, в Пензенской губернии – 59, в Ульяновской (бывшей Симбирской) губернии – 5516. Армянские переселенцы преимущественно селились в городах: из 438 армян Среднего Поволжья лишь 12 на момент переписи проживали в сельской местности. Именно к этому периоду относятся первые опыты самоорганизации армянской диаспоры средневолжских губерний: так, в Самаре в 1918 г. была создана армянская религиозная община «Святой Гевонд», действовавшая до 1930 года17.
О том, что армянские переселенцы активно прибывали в Среднее Поволжье в период «пятилеток индустриализации и коллективизации», красноречиво говорят результаты Всесоюзной переписи населения 1939 г. Армянское население Куйбышевской (бывш. Самарской) области составило 816 чел., Татарской АССР – 440 чел., Пензенской области – 213 чел.18 Нынешняя территория Ульяновской области на том историческом отрезке была включена в состав Пензенской и Куйбышевской областей. Численность армянского населения Среднего Поволжья составила около полутора тысяч чел. – то есть по сравнению с 1926 годом возросла более чем в три раза. Как и в предшествующий период, армянское население проживало преимущественно в городах: так, из 816 чел. армянского населения Куйбышевской области в селах проживало всего 34 человека, тогда как в областном центре, г. Куйбышеве – 462 человека.
Следующая Всесоюзная перепись населения, проведенная в 1959 году, отстоит от предыдущей на 20 лет. Это двадцатилетие включало в себя трагические годы Великой Отечественной войны с массовыми вынужденными миграциями, период послевоенного восстановления народного хозяйства страны. Вербовка квалифицированной рабочей силы на новые всесоюзные стройки продолжалась и в последующие десятилетия, что не могло не сказаться на изменении национального состава населения регионов страны.
С 1959 года и вплоть до распада СССР Всесоюзные переписи населения проводились регулярно, примерно с 10-летним интервалом. Поскольку с 1950-х до начала 1990-х гг. территориально-административное деление РСФСР не претерпело существенных изменений, мы можем начиная с 1959 г. считать сопоставимыми данные по численности армянского населения Среднего Поволжья (см. табл. 1).
Таблица 1
Армянское население Среднего Поволжья по данным Всесоюзных переписей населения 1959-1989 гг.19
Переписи населения | Регионы | В целом по Среднему Поволжью | |||
Татарская АССР | Ульяновская обл. | Пензенская обл. | Куйбышевская обл. | ||
1959 г. Абсолютная численность, чел. |
608 |
212 |
240 |
1027 |
2087 |
1970 г. Абсолютная численность, чел. |
502 |
291 |
354 |
1629 |
2776 |
Темп роста к 1959 г., % |
82,6 |
137,3 |
147,5 |
158,6 |
133,0 |
1979 г. Абсолютная численность, чел. |
1153 |
428 |
557 |
2216 |
4354 |
Темп роста к 1959 г., % |
189,6 |
201,9 |
232,1 |
215,8 |
208,6 |
Темп роста к 1970 г., % |
229,7 |
147,1 |
157,3 |
136,0 |
156,8 |
1989 г. Абсолютная численность, чел. |
1815 |
1448 |
1285 |
4162 |
8710 |
Темп роста к 1959 г., % | 298,5 | 683,0 | 535,4 | 405,3 | 417,3 |
Темп роста к 1970 г., % | 361,6 | 497,6 | 363,0 | 255,5 | 313,8 |
Темп роста к 1979 г., % | 157,4 | 338,3 | 230,7 | 187,8 | 200,0 |
Таким образом, общая численность армянского населения Среднего Поволжья в 1989 г. по сравнению с 1959 г. увеличилась более чем в 4 раза – с 2087 до 8710 человек. При этом значительная часть армянского населения Среднего Поволжья на протяжении этих тридцати лет проживала на территории Куйбышевской области: в 1959 году – 49,2%, в 1970 г. – 58,7%, в 1979 г. – 50,9%, в 1989 г. – 47,8% от общей численности.
Материалы переписи позволяют судить о доле городских и сельских жителей, а также женщин и мужчин в составе армянского населения каждого региона. Показательны данные по Куйбышевской области. По результатам переписи 1959 г. среди ее армянского населения городские жители составляли 925 человек (из них мужчин 597, женщин 328), а сельские жители – 102 человека (мужчин 87, женщин 15). В 1970 году городские жители среди армян Куйбышевской области составляли 1506 человек (мужчин 1145, женщин 361), а сельские жители - 123 человека (мужчин 102, женщин 21). Согласно данным переписи 1979 г., горожане среди армян Куйбышевской области составляли 1987 человек (мужчин 1394, женщин 593), а сельские жители – 229 человек (мужчин 174, женщин 55). Столь явное и устойчивое численное преобладание горожан над сельскими жителями, а мужчин над женщинами позволяет предположить, что армянское население Куйбышевской области вплоть до 1980-х гг. росло преимущественно за счет трудовых миграций, притока рабочей силы в сферы промышленности и строительства.
В конце 1980-х гг. отмечается значительный рост численности армянского населения России, что было связано с трагическими событиями в Армении (Спитакское землетрясение 1988 г.), Азербайджане (события в Баку и Сумгаите 1988-1990 гг.), с началом вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе (с 1988 г.). Приток беженцев устремился в том числе в Среднее Поволжье: уже в декабре 1988 г. Президиумом исполкома Куйбышевского областного Совета народных депутатов было принято решение обеспечить расселение и трудоустройство прибывающих из Армянской ССР пострадавших от Спитакского землетрясения20.
Вследствие притока переселенцев заметно изменилось соотношение городских и сельских жителей, а также мужчин и женщин в составе армянского населения Куйбышевской области: по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г., городские жители среди армян области составили 3313 человек (из них мужчин 2129, женщин 1184), а сельские жители – 849 человек (мужчин 582, женщин 267).
В этот период, впервые после 1930-х гг., вновь начинается создание национальных сообществ армян в принимающих регионах. В 1989-1992 гг. в Самаре действовало областное Армянское национально-культурное общество «Арарат», руководителем которого был вузовский преподаватель В.А. Осипян; целью общества было оказание помощи вынужденным переселенцам из зоны землетрясения и беженцам из Нагорного Карабаха, Баку и Сумгаита21. В 1995 г. были учреждены Самарская областная общественная организация «Армянская Община» и Самарская религиозная организация Армянской Апостольской церкви «Сурб Хач» («Святой Крест»); руководителем общины и председателем приходского совета стал инженер-строитель и предприниматель А.Р. Мартиросян22. Национально-культурная автономия армян Республики Татарстан23 ведет свои истоки с начала 1990-х гг., когда профессиональный историк, выпускник Казанского государственного университета М.Н. Хачатурян (приехавший в Казань в 1989 г.) вместе с единомышленниками основал общество армянской культуры «Луйс»24. В 1990-е годы было создано Пензенское армянское культурное благотворительное общество, которое возглавил уроженец Спитака и выпускник Пензенского инженерно-строительного института С.В. Саакян25. В 1993 году была создана армянская община Ульяновска, которую возглавил В.С. Буниатян26. В начале XXI века региональные армянские общины вошли в состав общероссийской общественной организации «Союз армян России», основанной в 2000 г. и в настоящее время имеющей более 60 региональных отделений27.
Армянская Апостольская церковь на протяжении веков выполняла и продолжает выполнять жизненно важную роль в сохранении и сплочении армянского народа как в диаспоре, так и на исторической родине. В Среднем Поволжье на сегодняшний день действует церковь «Сурб Хач» (Святого Креста) в Самаре (открылась в 2003 г., настоятель – иерей Киракос Агосян) и церковь «Сурб Аствацацин» (Святой Богородицы) в Тольятти (открылась в 2017 г., настоятель – иерей Завен Айрапетян).
С 1990-2000-х гг. мы можем уверенно констатировать наличие в Среднем Поволжье не просто армянского населения, но армянской диаспоры – согласно концепциям современных этнологов и социологов, одним из конституирующих признаков диаспоры является способность к самоорганизации, созданию сообществ с целью социальной поддержки своих членов и сохранения этнической идентичности28.
Наличие в регионах национальных общин облегчило адаптацию новых переселенцев. О росте армянской диаспоры Среднего Поволжья в конце XX – начале XXI в. мы можем судить по результатам Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 гг. (Табл. 2).
Таблица 2
Армянское население Среднего Поволжья по данным Всероссийских переписей населения 2002 и 2010 гг.29
Переписи населения | Регионы | В целом по Среднему Поволжью | |||
Республика Татарстан | Ульяновская обл. | Пензенская обл. | Самарская обл. | ||
2002 г. Абсолютная численность, чел. |
5922 |
4745 |
3670 |
21566 |
35903 |
Темп роста к 1959 г., % |
972,4 |
2238,2 |
1529,2 |
2099,9 |
1720,3 |
Темп роста к 1989 г., % |
326,3 |
327,7 |
285,6 |
518,2 |
412,2 |
2010 г. Абсолютная численность, чел. |
5987 |
4520 |
4103 |
22981 |
37591 |
Темп роста к 1959 г., % |
984,7 |
2132,1 |
1709,6 |
2237,7 |
1801,2 |
Темп роста к 1989 г., % |
329,9 |
312,2 |
319,3 |
552,2 |
431,6 |
Темп роста к 2002 г., % |
101,1 |
95,3 |
112,8 |
106,6 |
104,7 |
Как видим, к 2002 году численность армянского населения Среднего Поволжья по сравнению с 1989 г. увеличилась более чем в 4 раза – с 8710 до 35903 человек. В наибольшей степени выросла численность армян Самарской области – с 4162 до 21566 человек, более чем пятикратно. В 2010 г. по сравнению с 2002 г. численность армянского населения Среднего Поволжья выросла на 4,7%, что может свидетельствовать о существенном замедлении притока новых переселенцев и о приросте численности диаспоры в основном за счет естественного движения населения.
С советских времен сохраняется тенденция численного преобладания жителей Самарской (Куйбышевской) области в составе армянского населения Среднего Поволжья: если в 1989 г. армяне Куйбышевской области составляли 47,8% от общей численности армян Среднего Поволжья, то в 2002 г. их доля достигла 60,1% (21566 человек из 35903), а в 2010 г. – 61,1% (22981 человек из 37591).
Существенно изменилось по сравнению со второй половиной ХХ в. соотношение между женщинами и мужчинами в составе армянского населения Самарской области. Так, если в 1979 году мужчины составляли 70,8% армянского населения области (1568 из 2216 человек), а в 1989 г. – 65,1% (2711 из 4162 человек), то в 2010 г. мужчины составили 55,8% (12826 из 22981 человек). Это свидетельствует о том, что новые переселенцы стали прибывать в область целыми семьями. Не столь разительно изменилось соотношение между городскими и сельскими жителями в составе самарской армянской диаспоры, но и здесь налицо вполне определенная тенденция: если в 1979 году горожане составляли 89,7% армянского населения области, а в 1989 г. – 79,6%, то по данным переписи 2010 г. их доля составила 74,7% (17160 из 22981 человек).
Заключение
Таким образом, в формировании армянского населения Среднего Поволжья можно выделить несколько этапов. В конце XIX в. армянское население региона было крайне немногочисленно и исчислялось несколькими десятками человек. Заметный рост армянского населения в Среднем Поволжье наблюдается в 1920-е гг. вследствие массовой миграции в годы Геноцида. На этом этапе начинается организационное оформление армянской диаспоры в Среднем Поволжье, создается первое национально-религиозное объединение – армянская религиозная община «Святой Гевонд» в Самаре. Численность армянского населения Среднего Поволжья постепенно увеличивается на протяжении советского периода (от 438 человек в 1926 г. до 4354 человек в 1979 г.).
Темпы роста армянского населения Среднего Поволжья значительно возросли в конце ХХ века вследствие массовых вынужденных миграций: в 1989 г. по сравнению с 1979 г. численность армянского населения региона увеличилась двукратно, а в 2002 г. по сравнению с 1989 г. – четырехкратно; по данным 2010 г. армянское население Среднего Поволжья составило 37591 человек. На протяжении большей части изучаемого периода в составе армянского населения Среднего Поволжья наблюдается численное преобладание жителей Самарской (Куйбышевской) области: в 2010 г. их доля превысила 60,0%.
Для современного периода развития армянской диаспоры Среднего Поволжья характерен высокий уровень самоорганизации общины, разнообразие культурных инициатив, направленных на сохранение национальной идентичности.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Кондратьева Т.С. Диаспоры в современном мире: эволюция явления и понятия // Перспективы: Сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы.URL: http://www.perspektivy.info/book/diaspory_v_sovremennom_mire_evolucija_javlenija_i_ponatija_2010-02-27.htm (дата обращения: 22.08.2022).
2 15 новых независимых государств. Численность населения на начало года, 1950-2019, тысяч человек // Демоскоп Weekly. http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/sng_pop.php (дата обращения: 26.08.2022).
3Общины армянской диаспоры // Офис главного уполномоченного по делам диаспоры Республики Армения (официальный сайт). URL: http://diaspora.gov.am/ru/diasporas (дата обращения: 21.08.2022).
4 Тома официальной публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года. Т.4. Национальный состав и владение языками, гражданство // Федеральная служба государственной статистики (официальный сайт). URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-01.pdf (дата обращения: 21.08.2022).
5 Григорьян Э.Р. Армянство России: неиспользуемые ресурсы // Армяне в России. Сборник статей / Под ред. Э.Р. Григорьяна. М.: Ин-т социальных наук, 2013. С.33.
6 Российские армяне. Этносоциологическое исследование. Ереван: Изд-во «Гитутюн», 2016. С.6, 144, 149.
7 Армяне в России. Сборник статей / Под ред. Э.Р. Григорьяна. М.: Ин-т социальных наук, 2013; Российские армяне. Этносоциологическое исследование. Ереван: Изд-во «Гитутюн», 2016.
8 Арутюнян Ю.В. Армяне в Москве (по результатам сравнительного исследования). // Социс. 2001. № 11. С.13-21; Бредникова О., Чикадзе Е. Армяне Санкт-Петербурга: карьеры этничности // Конструирование этничности. Этнические общины Санкт-Петербурга. / Под ред. Воронкова В., Освальд И. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. С. 227-259; Аветикян А.С. Армянская община Астрахани и ее роль в социально-экономической и культурной жизни региона в XVIII - нач. XX в.): Дис. … канд. ист. наук. Саратов, 2006; Хачикян В.А. Армянская колония Астрахани (середина ХVI - начало XX в.): Дис. … докт. ист. наук. Ереван, 1995; Армяне юга России: история, культура, общее будущее: материалы Всероссийской научной конференции (30 мая – 2 июня 2012 г., Ростов-на-Дону) / отв. ред. акад. Г.Г. Матишов. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2012; Армяне Юга России: история, культура, общее будущее: материалы II Международной научной конференции (Ростов-на-Дону, 26–28 мая 2015 г.) / [отв. ред. акад. Г.Г. Матишов]. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2015; Армяне Юга России: история, культура, общее будущее: материалы III Международной научной конференции (г. Ростов-на-Дону, 30–31 мая 2018 г.) / [отв. ред. акад. Г.Г. Матишов]. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2018; Берберян А.А., Тучина О.Р. Исследование самопонимания этнокультурной идентичности в титульном армянском этносе и сопряженной армянской диаспоре в России // Российский психологический журнал. 2016. Т.13. № 3. С.178-196.
9 Каркарьян В.Г. Армяне // Этносы Самарского края. Историко-этнографические очерки / Под ред. Т.И. Ведерниковой. Самара; Тольятти: ПП Современник; ПП Наш Современник, 2003; Мартиросян А.Р. Армения и армяне Самарской губернии. Самара: Linia!, 2003; Агаджанян Л.А. Армянская община в Самаре: история и этнокультурные аспекты развития (середина XIX – XXI век): Дис. … канд. ист. наук. Самара, 2016.
10 Овчинников А.В. Культурная память мигрантов Татарстана (по материалам армянской и азербайджанской диаспор) // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 13 / Отв. ред. В.И. Герасимов. М.: ИНИОН РАН, 2017. Ч. 1. С. 679-682; Титова Т.А. Армяне в городах Татарстана: штрихи к портрету // Диаспоры. 2004. № 1. С. 64-80.
11 Переписи населения // Росстат: Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/vpn_popul (дата обращения: 21.08.2022); Демоскоп Weekly. Приложение. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/pril.php (дата обращения: 21.08.2022).
12 Цыганова Я.М. К истории географического наименования «Среднее Поволжье» // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. 2015. № 11(133). С. 154-158.
13 Поволжье // Большая Российская энциклопедия – электронная версия. URL: https://bigenc.ru/geography/text/3148221 (дата обращения: 21.08.2022).
14 Таблица XIII. Распределение населения по родному языку // Первая Всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Под ред. Н.А. Тройницкого. Т. II: Общий свод по Империи результатов разработки данных Первой Всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 года. СПб., 1905. URL: // http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_lan_97.php?reg=1
15 Памятная книжка Самарской губернии на 1915 год. Самара: Губернская типография, 1915. С.34.
16 Таблица VI. Население по полу, народности // Всесоюзная перепись населения 1926 года. М.: Издание ЦСУ Союза ССР, 1928-1929. Т. 9. С. 34-51; Т. 10. С. 9-13; Т. 11. С. 8-17; Т. 14. С.6-16; Т. 15. С. 8-13; Т. 16. С.8-12; Т. 17. С. 8-25.
17 Мкртчян Л.Г. Армянская религиозная община «Святой Гевонд» г. Самары в 1918-1930 гг. // Материалы межрегиональной научной конференции «Самарский край в истории России». Самара, 2017. С.284-287.
18 Всесоюзная перепись населения 1939 года. Национальный состав населения по регионам России // Демоскоп Weekly. Приложение. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_39.php?reg=73 (дата обращения: 21.08.2022).
19 Переписи населения Российской Империи, СССР, 15 новых независимых государств // Демоскоп Weekly. Приложение. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/pril.php (дата обращения: 21.08.2022).
20 Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Центральный государственный архив Самарской области» (далее – ГУСО ЦГАСО). Ф. Р-2558. Оп. 18. Д. 1306. Л. 4.
21 Общины мигрантов в Самарской области: этнические и конфессиональные особенности. Справочник для государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных структур / Сост. Н.П. Осипова. Самара: [б.и.], 2008. С.22.
22 Скатина Е. Артур Мартиросян: «Главное для меня – историческая родина, моя семья, мои корни и предки» // Самарские судьбы: Сайт для общения творческих людей. 07.11.2020. URL: https://samsud.ru/articles/journal/heroes/artur-martirosyan.html (дата обращения: 26.08.2022).
23 Региональная общественная организация «НКА армян Республики Татарстан». URL: https://arm.addnt.ru/about/ (дата обращения: 25.08.2022).
24 Овчинников А.В. Культурная память мигрантов Татарстана (по материалам армянской и азербайджанской диаспор). С.680-682.
25 Хильчук О. Такие разные пензенские армяне // Региональное информационное агентство Пензенской области. 27.10.2017. URL: https://riapo.ru/penza/culture/takie_raznye_penzenskie_armyane (дата обращения: 25.08.2022).
26 Армянская община Ульяновска (Россия) // Энциклопедия фонда «Хайазг». URL: http://ru.hayazg.info/Армянская_община_Ульяновска_(Россия) (дата обращения: 25.08.2022).
27 Союз армян России: общероссийская общественная организация (официальный сайт). URL: https://sarinfo.org/regions/ (дата обращения 25.08.2022).
28 Социологический словарь / Отв. ред. Осипов Г.В., Москвичев Л.Н., уч.секр. Чернощек О.Е. М.: Норма, 2008. С.119; Тишков В.А. Исторический феномен диаспоры // Этнографическое обозрение. 2000. № 2. С.43-57.
29 Всероссийская перепись населения 2002 г. Итоги переписи. Т. 4. Национальный состав и владение языками, гражданство // Федеральная служба государственной статистики (официальный сайт). URL: http://www.perepis2002.ru/index.html?id=17 (дата обращения: 21.08.2022); Тома официальной публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года. Т.4. Национальный состав и владение языками, гражданство // Федеральная служба государственной статистики (официальный сайт). URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-01.pdf (дата обращения: 21.08.2022).
Об авторах
Луиза Геворговна Мкртчян
Духовно-просветительский центр (воскресная школа) «Айордеац Тун» при Армянской Апостольской церкви «Сурб Хач» (Святого Креста)
Автор, ответственный за переписку.
Email: mkrt4yan.luizaluiza@yandex.ru
педагог
Россия, г. СамараСписок литературы
- Кондратьева Т.С. Диаспоры в современном мире: эволюция явления и понятия // Перспективы: Сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы.URL: http://www.perspektivy.info/book/diaspory_v_sovremennom_mire_evolucija_javlenija_i_ponatija_2010-02-27.htm (дата обращения: 22.08.2022).
- 15 новых независимых государств. Численность населения на начало года, 1950-2019, тысяч человек // Демоскоп Weekly. http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/sng_pop.php (дата обращения: 26.08.2022).
- Общины армянской диаспоры // Офис главного уполномоченного по делам диаспоры Республики Армения (официальный сайт). URL: http://diaspora.gov.am/ru/diasporas (дата обращения: 21.08.2022).
- Тома официальной публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года. Т.4. Национальный состав и владение языками, гражданство // Федеральная служба государственной статистики (официальный сайт). URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-01.pdf (дата обращения: 21.08.2022).
- Григорьян Э.Р. Армянство России: неиспользуемые ресурсы // Армяне в России. Сборник статей / Под ред. Э.Р. Григорьяна. М.: Ин-т социальных наук, 2013. С.33.
- Российские армяне. Этносоциологическое исследование. Ереван: Изд-во «Гитутюн», 2016. С.6, 144, 149.
- Армяне в России. Сборник статей / Под ред. Э.Р. Григорьяна. М.: Ин-т социальных наук, 2013; Российские армяне. Этносоциологическое исследование. Ереван: Изд-во «Гитутюн», 2016.
- Арутюнян Ю.В. Армяне в Москве (по результатам сравнительного исследования). // Социс. 2001. № 11. С.13-21; Бредникова О., Чикадзе Е. Армяне Санкт-Петербурга: карьеры этничности // Конструирование этничности. Этнические общины Санкт-Петербурга. / Под ред. Воронкова В., Освальд И. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998. С. 227-259; Аветикян А.С. Армянская община Астрахани и ее роль в социально-экономической и культурной жизни региона в XVIII - нач. XX в.): Дис. … канд. ист. наук. Саратов, 2006; Хачикян В.А. Армянская колония Астрахани (середина ХVI - начало XX в.): Дис. … докт. ист. наук. Ереван, 1995; Армяне юга России: история, культура, общее будущее: материалы Всероссийской научной конференции (30 мая – 2 июня 2012 г., Ростов-на-Дону) / отв. ред. акад. Г.Г. Матишов. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2012; Армяне Юга России: история, культура, общее будущее: материалы II Международной научной конференции (Ростов-на-Дону, 26–28 мая 2015 г.) / [отв. ред. акад. Г.Г. Матишов]. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2015; Армяне Юга России: история, культура, общее будущее: материалы III Международной научной конференции (г. Ростов-на-Дону, 30–31 мая 2018 г.) / [отв. ред. акад. Г.Г. Матишов]. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2018; Берберян А.А., Тучина О.Р. Исследование самопонимания этнокультурной идентичности в титульном армянском этносе и сопряженной армянской диаспоре в России // Российский психологический журнал. 2016. Т.13. № 3. С.178-196.
- Каркарьян В.Г. Армяне // Этносы Самарского края. Историко-этнографические очерки / Под ред. Т.И. Ведерниковой. Самара; Тольятти: ПП Современник; ПП Наш Современник, 2003; Мартиросян А.Р. Армения и армяне Самарской губернии. Самара: Linia!, 2003; Агаджанян Л.А. Армянская община в Самаре: история и этнокультурные аспекты развития (середина XIX – XXI век): Дис. … канд. ист. наук. Самара, 2016.
- Овчинников А.В. Культурная память мигрантов Татарстана (по материалам армянской и азербайджанской диаспор) // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 13 / Отв. ред. В.И. Герасимов. М.: ИНИОН РАН, 2017. Ч. 1. С. 679-682; Титова Т.А. Армяне в городах Татарстана: штрихи к портрету // Диаспоры. 2004. № 1. С. 64-80.
- Переписи населения // Росстат: Федеральная служба государственной статистики. URL: https://rosstat.gov.ru/vpn_popul (дата обращения: 21.08.2022); Демоскоп Weekly. Приложение. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/pril.php (дата обращения: 21.08.2022).
- Цыганова Я.М. К истории географического наименования «Среднее Поволжье» // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. 2015. № 11(133). С. 154-158.
- Поволжье // Большая Российская энциклопедия – электронная версия. URL: https://bigenc.ru/geography/text/3148221 (дата обращения: 21.08.2022).
- Таблица XIII. Распределение населения по родному языку // Первая Всеобщая перепись населения Российской Империи 1897 г. Под ред. Н.А. Тройницкого. Т. II: Общий свод по Империи результатов разработки данных Первой Всеобщей переписи населения, произведенной 28 января 1897 года. СПб., 1905. URL: // http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_lan_97.php?reg=1
- Памятная книжка Самарской губернии на 1915 год. Самара: Губернская типография, 1915. С.34.
- Таблица VI. Население по полу, народности // Всесоюзная перепись населения 1926 года. М.: Издание ЦСУ Союза ССР, 1928-1929. Т. 9. С. 34-51; Т. 10. С. 9-13; Т. 11. С. 8-17; Т. 14. С.6-16; Т. 15. С. 8-13; Т. 16. С.8-12; Т. 17. С. 8-25.
- Мкртчян Л.Г. Армянская религиозная община «Святой Гевонд» г. Самары в 1918-1930 гг. // Материалы межрегиональной научной конференции «Самарский край в истории России». Самара, 2017. С.284-287.
- Всесоюзная перепись населения 1939 года. Национальный состав населения по регионам России // Демоскоп Weekly. Приложение. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nac_39.php?reg=73 (дата обращения: 21.08.2022).
- Переписи населения Российской Империи, СССР, 15 новых независимых государств // Демоскоп Weekly. Приложение. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/pril.php (дата обращения: 21.08.2022).
- Государственное бюджетное учреждение Самарской области «Центральный государственный архив Самарской области» (далее – ГУСО ЦГАСО). Ф. Р-2558. Оп. 18. Д. 1306. Л. 4.
- Общины мигрантов в Самарской области: этнические и конфессиональные особенности. Справочник для государственных и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных структур / Сост. Н.П. Осипова. Самара: [б.и.], 2008. С.22.
- Скатина Е. Артур Мартиросян: «Главное для меня – историческая родина, моя семья, мои корни и предки» // Самарские судьбы: Сайт для общения творческих людей. 07.11.2020. URL: https://samsud.ru/articles/journal/heroes/artur-martirosyan.html (дата обращения: 26.08.2022).
- Региональная общественная организация «НКА армян Республики Татарстан». URL: https://arm.addnt.ru/about/ (дата обращения: 25.08.2022).
- Овчинников А.В. Культурная память мигрантов Татарстана (по материалам армянской и азербайджанской диаспор). С.680-682.
- Хильчук О. Такие разные пензенские армяне // Региональное информационное агентство Пензенской области. 27.10.2017. URL: https://riapo.ru/penza/culture/takie_raznye_penzenskie_armyane (дата обращения: 25.08.2022).
- Армянская община Ульяновска (Россия) // Энциклопедия фонда «Хайазг». URL: http://ru.hayazg.info/Армянская_община_Ульяновска_(Россия) (дата обращения: 25.08.2022).
- Союз армян России: общероссийская общественная организация (официальный сайт). URL: https://sarinfo.org/regions/ (дата обращения 25.08.2022).
- Социологический словарь / Отв. ред. Осипов Г.В., Москвичев Л.Н., уч.секр. Чернощек О.Е. М.: Норма, 2008. С.119; Тишков В.А. Исторический феномен диаспоры // Этнографическое обозрение. 2000. № 2. С.43-57.
- Всероссийская перепись населения 2002 г. Итоги переписи. Т. 4. Национальный состав и владение языками, гражданство // Федеральная служба государственной статистики (официальный сайт). URL: http://www.perepis2002.ru/index.html?id=17 (дата обращения: 21.08.2022); Тома официальной публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года. Т.4. Национальный состав и владение языками, гражданство // Федеральная служба государственной статистики (официальный сайт). URL: https://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/Vol4/pub-04-01.pdf (дата обращения: 21.08.2022).