Основы хронологии и периодизации истории земель Донбасса в средние века. Часть 1

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Историческая периодизация – система упорядочения исторического процесса на значимые в развитии общества эпохи и периоды. Донбасс – крупный географический регион на юге Днепро-Донского междуречья, состоящий из возвышающегося Кряжа и окружающих равнинных участков. Региональная (локальная) периодизация основана на исследованиях в области истории и археологии и представляется впервые. Опираясь на цивилизационные, археологические и историко-географические критерии типологии (этно-индикаторы, миграционные процессы, военные инвазии, образование и распад степных политий), авторы пришли к заключению о географическом и цивилизационном пограничье региона. Начиная с эпохи Великого переселения народов суть периодов в значительной степени определял доминирующий этнос или политическое образование под властью доминирующего этноса. Хронологические страты внутри предлагаемого варианта периодизации коррелируют с археологическим материалом.

Полный текст

Введение

При определении основ хронологии и периодизации истории земель Донбасса в указанный период мы сталкиваемся с двумя ключевыми проблемами. Первой из них является проблема определения начальных и конечных дат эпохи средних веков как ключевого по протяженности отрезка истории двух последних тысячелетий. Очевидно, что проблема является производной от типологии исторического процесса, при этом понимание основ периодизации по-прежнему напрямую зависит от двух базовых теорий всемирной истории, широко известных и в какой-то степени догматизированных в советской и современной российской научной литературе, – формационной и цивилизационной. Схемы периодизации истории на основе концепции Фергюсона-Моргана1, теории постиндустриального общества Белла-Тоффлера2, эволюции мышления3, экологических трансформаций4 и др. используются не столь широко.

По отношению к истории Донбасса определение границ средних веков в рамках формационной теории до настоящего времени широко используется не столько в научном, сколько в учебном пространстве5. Это служит основой для системного изложения истории с конвенционными границами эпох и периодов.

В рамках цивилизационного подхода исторический процесс рассматривается как состоящий из историй отдельных цивилизаций, при этом понятие «цивилизация» имеет множество контекстов6. В силу географического расположения для территории Донбасса актуальна средневековая цивилизация степной зоны Европы. Стержнем истории данной части Евразии признается история тюрко-язычных кочевников, а отправной точкой отсчета – гуннская инвазия в Европейские степи в 370-е гг. С учетом специфики кочевой экономики и государственности в мире кочевников критерий развития феодальных отношений не является главным в периодизации истории Степи в эпоху средневековья. Эти критерии иные: Степь, тюрки, кочевники, хотя в орбиту данной цивилизации входят не только Степь, не только тюрки и не только кочевники.

При восхождении к мир-системному анализу периодизации истории с ее «арогенной макроэволюцией»7 и планетарными макроциклами периодизация истории средневековой Евразийской Степи, включая земли Донбасса, не столь очевидна. С точки зрения теории крупных «технических, культурных и политических ароморфозов», периодизационный статус имеют масштабные миграции, образование различных империй, политические катаклизмы, революционные перевороты в области техники и пр. Именно они нарушают плавный ход истории, вызывают крупные или глобальные перестройки исторического процесса.

Вторая производная проблема касается соотношения глобального и регионального в историческом процессе и затрагивает вопрос о значимости регионального колорита истории в равной степени в системе оценок формационной или цивилизационной теорий. Вопрос о соотношении всеобщей и локальной истории имеет много значений8, но очевидно нарастание веса цивилизационных критериев при обращении к истории конкретных земель, при переходе к микро-подходам в истории. Реконструкция исторического процесса идеографическими методами, базирующимися на описании неповторимого опыта9, означает конкретно-исторический подход к изучению истории, познание общего через частное, к миру истории «за окном». Именно такой является история земель Донбасса – крупного района на юге Днепро-Донского междуречья, маргинального участка Степи, пограничного как в географическом, так и в цивилизационном смысле. Необходимо учитывать, что локальная история не имеет такой четкой векторности развития, как мировая история10, и обладает значительной индивидуальностью при характеристике отдельных эпох, периодов и границ между ними. Философско-методологические основы периодизации истории затрагивают соотношение онтологического и гносеологического аспектов познания истории как непрерывного событийного ряда11. Они указывают на условность выделяемых эпох12, при этом парадигмы периодизации исторического процесса последовательно менялись во времени13.

Привлекаемый авторами для обоснования региональной периодизации истории эмпирический материал касается особенностей этнической, социальной и экономической истории. Основное количество наблюдений базируется на археологических источниках. Такой подход апробирован для исторических реконструкций отдельных периодов и территорий Восточной Европы при отсутствии или скудности письменных памятников. Средневековые археологические памятники Донбасса изучались С.А. Плетневой14, С.И. Татариновым и А.Г. Копылом15, М.Л. Швецовым16, В.К. Михеевым17, К.И. Красильниковым18, Э.Е. Кравченко19, В.К. Грибом20, А.В. Евглевским и Т.М. Потемкиной21 и др.

Основы хронологии и периодизации истории Донбасса в эпоху Великого переселения народов

Эпоха Великого переселения народов (ВПН) – целостная эпоха в истории народов западной части Евразии. Ее содержанием является переход от поздней античности к раннему средневековью. В этот период истории земли Донбасса в основном были транзитной зоной перемещения кочевых племен и племенных объединений. Ограниченный по территории анклав оседлого населения пеньковской археологической культуры возник только в конце эпохи на берегах Северского Донца.

Вопрос о начале эпохи не имеет однозначного решения. Согласно принятой и устоявшейся в российской историографии концепции эпохи Великого переселения народов, это был длительный процесс миграции скотоводческих племен азиатского происхождения, в результате которого гунны появились в Европе.

В то же время существует альтернативная точка зрения В.П. Будановой, согласно которой ВПН началось во второй половине II в., с началом т.н. Маркоманских войн (166-180 гг.). «Маркоманскими войнами завершился «золотой век» Римской державы, а Барбарикум вступил в эпоху активного формирования «клиентских варварских государств»22. Одними из главных действующих лиц этого времени на северо-востоке римских границ были германские племена и союзы23. Поражением войск Империи под Адрианополем в 378 г. от готов-федератов завершился, по мнению В.П. Будановой, первый «германский» этап ВПН. Процесс «активного врастания Барбарикума в Римский мир» продолжился во время второго «гуннского» этапа ВПН. Он длился более ста лет. К концу V в., после краха гуннского государства, римская власть была восстановлена на северных Балканах, что снова привело к границе Империи на реке Дунай и на сто лет продлило период трансформации. Для римской империи эпоха ВПН заканчивается в VII в. возникновением двуполярной системы, одним полюсом которой являлось Франкское королевство, другим – Византийская империя.

Отправной точкой начала средневековой истории Западной Европы принято считать 476 г. – год падения Западной Римской империи. Но для Восточной Европы эта дата не имеет никакого значения. Для Балкан такой датой некоторые исследователи предлагают считать 700 г. – время выведения римских войск. Другие предлагают в качестве восточно-европейского эквивалента 476 г. – 568 г. (победа аваров над гепидами, миграция лангобардов в Италию). Исчезли «германские» государственные объединения в районе Карпат и традиционная система союзов, на которой основывалась политика Рима в отношении варваров, поскольку пришельцы-авары установили отношения с Империей на совершенно иной основе. Для большинства специалистов ключевым ориентиром является появление в регионе славян около 500 г. (третий «славянский» этап ВПН по терминологии В.П. Будановой)24.

Временной отрезок с 580 по 680 г. следует считать ключевым периодом в создании экономических и социальных структур, которые ознаменовали начало средневековья. К 700 г. политический ландшафт Восточной Европы радикально изменился в связи с образованием трех могущественных государств – Аварского каганата в Центральной Европе, раннесредневековой Болгарии на Балканах и Хазарии в Степях Черного и Каспийского морей.

Таким образом, хронологические рамки данного периода определяются в пределах II - VII вв.

Эпоха Великого переселения народов была периодом неоднократной и резкой смены векторов развития этнополитической истории Азово-Черноморского бассейна. Немногочисленные археологические источники, происходящие из Донбасса, вполне корректно укладываются в три хронологических и содержательных этапа ВПН, выделяемых В.П. Будановой, с учетом региональных особенностей.

Первый этап на землях Донбасса был связан с аланами и готами, которые располагались на периферии Готского племенного союза25. Второй этап маркируется гуннским присутствием26. Для региона Верхнего Дона исследователи предполагают существование надлокальных потестарных структур или даже «малых варварских королевств»27. Донбасский материал пока не позволяет говорить ни о выделении подобных структур, ни о включенности в них какой-либо части территории региона.

Третий этап ассоциируется с племенами пеньковской археологической культуры V-VII вв., которую связывают с раннеславянским населением и их южным степным оногуро-гуннским окружением28, или черняховским, причерноморским, степным кочевническим компонентом29. По мнению исследователей, в настоящее время материал позволяет решить задачи построения схем культурного и хронологического развития отдельных микрорегионов пеньковской и колочинской общностей30.

Экономика номадов II-VII вв. строилась на отгонном скотоводстве с обширным пастбищным парком31. Готские племена были склонны к оседлому образу жизни, но малочисленность готских памятников с территории Донбасса не позволяет установить очаги оседлости готского населения. Экономика племен пеньковской археологической культуры, судя по материалам раскопок стационарных поселений, основывалась на оседлом земледельческо-скотоводческом производстве пищи в рамках замкнутого натурального хозяйства.

Как видно, этнокультурный и этнополитический критерии служат основой для выделения и внутренней периодизации эпохи Великого переселения народов в целом и на землях Донбасса в частности. Как и в раннем железном веке, этапы и периоды истории ВПН могут успешно определяться с помощью этноиндикаторов.

Основы хронологии и периодизации истории Донбасса в эпоху Хазарского каганата (раннее средневековье)

Образованный в середине VII в. (651 г.) на Северном Кавказе Хазарский каганат стал одним из крупнейших государственных образований своего времени. Изучение Хазарии как многоэтничного, многоязычного и многоконфессионального государства имеет давние традиции32.

К периоду, охватывающему в истории Хазарии время с 651 по 737 г., часто применяют такие определения, как «предсалтовский», «досалтовский», «раннесалтовский» и даже «раннехазарский». Культура этого времени получила название «перещепинской»33. А.В. Комар предложил свою хронологию Хазарского каганата второй половины VII - начала VIII в. и разделил ранние степные памятники на несколько хронологических горизонтов34.

Следует признать обоснованным деление истории северо-западных земель Хазарского каганата на два основных периода по критерию стабилизации миграционных процессов в конце 730-х гг. По данным письменных источников, в это время, после поражения хазар от арабов, в бассейн Северского Донца переселились северокавказские аланы, а затем булгары и савиры35. При этом крупный цикл миграционных процессов на юге Днепро-Волжского междуречья и на Северном Кавказе завершился только в 740-х гг. Многочисленные находки арабских дирхемов позволили датировать собственно салтово-маяцкую культуру (СМК) сер.VIII - сер. X в.

Этническая история Северного Приазовья и среднего течения Северского Донца в раннем средневековье имела свои особенности.

В Северном Приазовье, которое относится к степной полосе Донбасса, появление огуро-булгарских племен связано с гуннским вторжением в степи Восточной Европы. Археологические источники фиксируют булгарскую инвазию в донецкие степи концом VII - нач. VIII в. Согласно письменным источникам, толчком к расселению древнебулгарских племен послужили события сер. VII в., развернувшиеся в предгорьях Северного Кавказа, где под ударами хазар распалась Великая Булгария36. Археологические исследования последних лет в нижнем Подонье, на берегах Таганрогского залива и северного побережья Азовского моря позволяют предположить, что эти территории входили в орбиту кочевий отдельных групп булгарского населения уже в конце VII - нач. VIII в.37 Локальные особенности степных памятников VIII-X вв. послужили обоснованием для их выделения в «степную Донецкую салтово-маяцкую этнокультуру праболгар»38. Присутствие хазар в степном массиве Северного Приазовья маркируют прежде всего подкурганные погребения середины VIII в. у сс. Обозное, Астахово, Белояровка39 и некоторые другие памятники. Таким образом, общие хронологические рамки истории Хазарского каганата и СМК в Северном Приазовье и Подонцовье определены в пределах 670-х - 965 гг.

Появление булгарского населения в Подонцовье произошло в последней четверти VIII в., когда СМК достигла пика своего развития40. В среднем течении Северского Донца между местом впадения в него притоков - рек Оскол и Казенный Торец – известны 9 городищ: Осиянская Гора, Царино, Сидоровское, Татьяновское, Святогорское, Теплинское, Кировское, Новоселовское, Райгородское41. Часть памятников представляет собой крупные археологические комплексы, общая площадь которых (с селищами и могильниками) составляет 60-120 га. По данным Э.Е. Кравченко, одно из крупнейших городищ правобережья Северского Донца – Сидоровское, возникло во 2-й пол. VIII в. и достигло расцвета в кон. IX - 1-й пол. X в. В 60-е гг. Х в. оно прекратило свое существование.

После аланской миграции в бассейне Северского Донца и Среднего Дона формируется сложный по пространственной структуре аланский анклав по соседству с анклавами других этносов. На землях Донбасса постепенно складывается единая система из взаимосвязанных экономических районов в Подонцовье и Северном Приазовье42. Со средним течением Северского Донца связана «четвертая фортификационная агломерация»43, характеризующаяся сложным этническим составом населения44. Здесь формируется мозаичная география конфессий: в среде языческого населения появляются группы христиан45 и мусульман46.

Второй этап истории раннего средневековья на землях Донбасса также делится на несколько внутренних хронологических горизонтов, или суб-периодов. Обоснование их, однако, требует дополнительных аргументов. Не вполне ясно, какой след оставили в Донбассе события гражданской войны в Хазарии в начале IX в.

В рамках раннего средневековья в пределах Донбасса экономика и система землепользования эволюционировали во времени. Система расселения и землепользования до аланской миграции в 40-е гг. VIII в. определялась кочевой доминантой в образе жизни огуро-булгарских родоплеменных групп и объединений. Для кочевников степей Евразии этого времени был характерен таборный тип кочевания, в рамках которого происходит перманентное перемещение на значительной площади при наличии большой кормовой базы неосвоенных целинных земель.

Кардинальные изменения в процессе расселения и землепользования на территории Донбасса обусловлены миграцией аланских племен из предгорий Северного Кавказа. Аланы принесли с собой и сформировавшийся еще на Кавказе оседлый образ жизни, и хозяйственный уклад, базировавшийся на развитом земледелии. Оседлая земледельческо-скотоводческая экономика хорошо адаптировалась и получила дальнейшее развитие в природно-климатических условиях новой родины. У алан керамическое, кузнечное и ювелирное производство на тот момент уже приняло характер ремесленного производства. Таким образом, с середины VIII в. Среднее Подонцовье стало зоной оседлости, земледелия и урбанизации. При этом население Подонцовья не практиковало террасовое земледелие, характерное для алан Среднего Дона47.

Степная часть Донбасса в это время по-прежнему была заселена в основном оногуро-булгарскими племенами, хозяйственный уклад которых базировался на отгонном (пастушеском) скотоводстве, носившем сезонный характер, и дополнялся земледелием. Кочевое хозяйство степного населения Хазарского каганата постепенно менялось во времени, при этом системы землепользования отражали изменения в формах скотоводства в связи с ростом оседлости среди кочевого населения. В отличие от бассейна Северского Донца, в Приазовье нет большого количества находок металлических орудий для обработки почвы. Однако находки жерновов ротационных мельниц на поселениях Азовского морского побережья и происходящий из селища у с. Широкино (недалеко от г. Новоазовска) фрагмент ручки амфоры с изображением безполозного кривогрядильного рала косвенно свидетельствуют о распространении на данной территории пашенного земледелия48.

Северо-западные «конфедераты» Хазарии непосредственно граничили с районом расселения славянских племен и развивались в условиях культурного и экономического взаимодействия. По мнению Е.А. Шинакова и коллег, на поздних этапах роменско-боршевской культуры в основном на землях расселения северян сформировалось потестарно-политическое объединение, фактически возник независимый центр становления государственности восточных славян49. Не исключено, что система организации власти алан Дона и смешанного населения Северского Донца оказывала опосредованное влияние на политогенез соседнего славянского мира.

Как видно, доминирующее значение при определении периодов раннего средневековья на землях Донбасса имеют этнополитические критерии и миграционные процессы. Маркер внутренней периодизации раннего средневековья на землях Донбасса – аланская миграция в конце 30-х гг. VIII в. Аланский период истории земель Донбасса нуждается в дробном делении. Костяк населения бассейна Северского Донца составляли в основном аланы50 и неоднородные по своему составу объединения «протоболгар»51. В степной зоне преобладали оногуро-булгарские племена и хазары.

×

Об авторах

Александр Викторович Колесник

Донецкий национальный университет

Email: akolesnik2007@mail.ru

доктор исторических наук

Россия, ДНР

Владимир Константинович Гриб

Донецкий национальный университет

Email: vladgrib@mail.ru

старший научный сотрудник научно-исследовательской части

Россия, ДНР

Валерий Валерий Анатольевич Санжаров Санжаров

Донецкий национальный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: 6253693@gmail.com

кандидат исторических наук

Россия, ДНР

Список литературы

  1. Морган Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. М.: Изд-во Института народов Севера, 1935. 375 с.
  2. Bell D. The Coming of Post-industrial: A venture in social forecasting. New York: Basic Books, 1973. 507 p.; Toffler A. The Third Wave. New York: Morrow, 1980. 544 р.
  3. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. 240 с.
  4. Goodsblom J. Human History and Long-Term Social Processes: Toward a Synthesis of Chronology and Phaseology // The Course the Human History, Economic Growth, Social Process and Civilization. New York: Sharp, 1996. P.15-30.
  5. Колесник А.В., Пирко В.А., Нестерцова С.А., Щербинина Е.В. История родного края. – Донецк, 1998. Ч. 1. Гл. 1-8. С. 8–85; История (история Донбасса от древности до современности): учебное пособие / Под ред. Л.Г. Шепко, В.Н. Никольского. Донецк: ДонНУ, 2018. 689 с.
  6. Морозов Н.М. Понятие «цивилизационный подход» в отечественной историографии на рубеже XX-ХXI вв. // Вестник Челябинского государственного университета. История. 2011. Вып. 47. № 23(238). С.104-114.
  7. Гринин Г.Л., Коротаев А.В. Социальная макроэволюция: Генезис и трансформация Мир-Системы. М.: ЛИБРОКОМ, 2008. С.97.
  8. Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв., социальные теории и историографическая проблема. М.: Кругъ, 2011. С.163-165.
  9. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре: Пер. с нем. / Общ. ред. и предисл. А. Ф. Зотова; Сост. А. П. Полякова, М. М. Беляева; Подгот. текста и перевод. М.: Республика, 1998. 413 с.
  10. Алаев Л.Б. Проблемы периодизации мировой и локальных историй // ЭНОЖ «История». Вып. 2(10). Медиевистика: новые подходы к периодизации. Ч. II. М., 2012. С. 31-42.
  11. Алферов А.А. Исторический процесс и его философская концептуализация: Дисс. д-ра филос. наук. Ростов-на-Дону, 2005.
  12. Ле Гофф Ж. Стоит ли резать историю на куски. СПб: Евразия, 2018. 118 с.
  13. Пронин А.С. Философско-методологические парадигмы периодизации истории: дис. канд. философ. наук. М., 2013. 150 с.
  14. Плетнева С.А. От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура. М.: Издательство «Наука», 1967. 197 с.; Она же. Восточноевропейские степи во второй половине VIII – X вв. // Археология СССР. Степи Евразии в эпоху средневековья. Т.1. М.: Наука, 198 С. 62-75; Она же. Кочевники Средневековья. Поиски исторических закономерностей. М.: Наука, 1982, 186 с.; Она же. Хазары. М.: Наука, 1986. 88 с.; Она же. Половцы. М.: Наука, 1990. 210 с.; Она же. Кочевники южнорусских степей в эпоху средневековья (IV – XIII века). Учебное пособие / отв. редактор А.З. Винников. Воронеж: Издательство Воронежского госуниверситета, 2003. 248 с.; Она же. Древнерусский город в кочевой степи. Воронеж: Изд-во Воронежского гос. университета, 2011. 392 с.
  15. Татаринов С.И., Копыл А.Г. Два праболгарских могильника на Северском Донце // СА, №1. 1986. С. 209-221.
  16. Швецов М.Л. Тюркский мир восточноевропейской степи // Древние культуры Евразии. Материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А.Н. Бернштама. СПб: РАН, 2010. С. 311-321.
  17. Михеев В.К. Подонье в составе Хазарского каганата. Харьков: Вища школа, 1985. 148 с.
  18. Красильников К.И. Новые данные о об этническом составе населения степного Подонцовья VIII – нач. X в. // Степи Европы в эпоху средневековья. Хазарское время. Донецк: ДонНУ, 2001. Т. 2. С. 303-322; Он же. Возникновение оседлости у праболгар Среднедонечья // СА, №4. 1981. С. 11-125; Он же. Новое к этнической теме степного варианта салтовской культуры (по результатам работ на Лысогоровском могильнике в 2004 г.) // Матеріали та дослідження з археології Східної України. Луганськ, 2006. Вип. 5. С. 299-328; Он же. К вопросу о правомерности понятия «степная Донецкая» салтово-маяцкая этнокультура праболгар // Дриновський збірник. Харків-Софія: Акад. вид. ім. проф. Марина Дринова, 2012. Т. V. С. 32-41.
  19. Кравченко Э.Е. Городища среднего течения Северского Донца // Хазарский альманах. 2004. Т. 3. С. 242-276; Он же. Мусульманское население среднего течения Северского Донца и распространение ислама в Восточной Европе в хазарское время // Степи Европы в эпоху средневековья. Хазарское время. Т. 4. Донецк: ДоНУ, 2005-а. С. 153-186; Он же. Мусульманское население среднего течения Северского Донца и распространение ислама в Восточной Европе в хазарское время // Степи Европы в эпоху средневековья. Хазарское время. Т. 4. Донецк: ДоНУ, 2005-а. С. 153-186. Он же. Поселения хазарского времени (Северо-Восточное Приазовье, Донецкий Кряж, степное Подонцовье) // Археологический альманах. 2013. № 30. С. 278-302; Он же. Памятники золотоордынского времени в степях между Днепром и Доном // Генуэзская Газария и Золотая Орда. Казань-Симферополь-Кишинев, 2015. С. 411-479; Он же. Средневековые поселения на территории Донецких степей // Генуэзская Газария и Золотая Орда. Памяти Г. А. Фёдорова-Давыдова / ред. С.Г. Бочаров, А.Г. Ситдиков. Stratum plus, 2019. Т.2. С. 669-690; Он же. Сидоровский археологический комплекс на р. Северский Донец. Казань, 2020. 344 с.
  20. Гриб В.К. Нові матеріали відносно розвитку землеробства у господарській діяльності населення Хазарського каганату // Нові сторінки історії Донбасу: Збірник статей. Кн. 13/14. Донецьк: ДонНУ, 2007-а. С. 356-363; Он же. Экологический аспект в культуре народов Хазарии (на примере памятников Северо-Восточного Приазовья) // Палеопочвы. Палеоэкология. Палеоэкономика. Материалы Всероссийской междисциплинарной научной конференции. Пущино: Товарищество научных изданий КМК, 2017-б. С. 44-48; Он же. Подкурганное погребение хазарского времени из Северо-Восточного Приазовья // Археологические записки. Вып. 9. Ростов-на-Дону: Издательство ООО «Альтаир», 2017-в. С. 314-327.
  21. Евглевский А.В., Потемкина Т.М. Восточноевропейские позднекочевнические сабли // Степи Европы в эпоху средневековья. Т.1. Донецк: ДонНУ, 2000. С. 117-180.
  22. Буданова В.П. Варварский мир эпохи великого переселения народов. М.: Наука, 2000. С.27-31.
  23. Обломский А.М. Карта Скифии по «Гетике» Иордана // Проблемы взаимодействия населения Восточной Европы в эпоху Великого переселения народов / ред. А.М. Обломский. М.: ИА РАН, 2014. С. 13-25.
  24. Curta F. The Long Sixth Century in Eastern Europe. Leiden; Boston: Brill, 2021. С.21-31.
  25. Шепко Л.Г. Северное Приазовье и "готская проблема" // Объединение Германии в контексте мировой истории и культуры: Материалы международной конференции. Донецк, 2000. С.103-109.
  26. Міхлін Б.Ю. Гуннський амулет з Ждановського музею // Археологія. № 5. Київ, 1972. С. 92-95; Гриб В.К., Кравченко Э.Е. Донецкий край в эпоху Великого переселения народов // История (история Донбасса от древности до современности): учебное пособие. Донецк: ДонНУ, 2018. С. 62-72; Красильников К.И., Коваленко П.П. Некоторые комментарии к гуннскому котлу из степного Подонцовья // Археология восточноевропейской лесостепи: сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения А.Г. Николаенко. Белгород: БелГУ, 2018. С. 289-297.
  27. Акимов Д.В. К вопросу об организации властных институтов у населения Верхнего Подонья в гуннское время // История вещей – история и вещи. К 60-летнему юбилею И.О. Гавритухина / ред. А.М. Обломский. М.: ИА РАН, 2020. С. 157-167.
  28. Приходнюк О.М. Пеньковская культура (культурно-хронологический аспект исследования). Воронеж: Воронежский университет, 1998. 170 с.
  29. Акимов Д.В. Структура и иерархия верхнедонских поселений эпохи Великого переселения народов // Европа от Латена до Средневековья: варварский мир и рождение славянских культур. К 60-летию А.М. Обломского / ред. В.Е. Родинкова, О.С. Румянцева. М.: ИА РАН, 2017. С. 135.
  30. Приймак В.В. Некоторые аспекты дискуссии об этнокультурном переломе на Днепровском Левобережье // Европа от Латена до Средневековья: варварский мир и рождение славянских культур. К 60-летию А.М. Обломского. М.: ИА РАН, 2017. С. 70-81.
  31. Curta F. The Long Sixth Century in Eastern Europe. V.1. Leiden; Boston: Brill, 2021. С.188-204.
  32. Плетнева С.А. Кочевники … 2003. С.52-102; Curta F. Eastern Europe in the Middle Ages (500-1300). Leiden; Boston: Brill, 2019. Pp. 128-151.
  33. Артамонов М.И. Болгарские культуры Северного и Западного Причерноморья // Доклады Географического общества СССР. Этнография. 1970. Вып. 15. С. 15-17; Айбабин А.И. Погребения конца VII – первой половины VIII вв. в Крыму // Древности эпохи Великого переселения народов VII-VIII вв. М.: Наука, 1982. С.184.
  34. Комар А.В. Предсалтовские и раннесалтовский горизонты Восточной Европы (вопросы хронологии) // Vita Antiqua. Київ: Есе, 1999. № 2. С.132.
  35. Плетнева С.А. Хазары… С.36.
  36. Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана «Бревиарий» Никифора. М.: Наука, 1980. С. 60-61; 161-162.
  37. Ларенок П.А., Цыбрий С.В., Цыбрий А.В. Раннесредневековый комплекс Терновое III (по материалам раскопок 2004 г.) // Археологические записки. Ростов-на-Дону: Донское археологическое общество, 2011. Вып. 7. С.168-169; Гриб В.К., Швецов М.Л. Грунтовой могильник Ждановский – памятник раннехазарского времени в Северном Приазовье // Степи Восточной Европы в средние века. Сборник памяти С.А. Плетневой. М.: Авторская книга, 2016. С. 159.
  38. Красильников К.И. К вопросу …. С.40.
  39. Гриб В.К. Экологический аспект … 2017-а; Комар О.В., Піоро В.І. Кургани хозарського часу на Луганщині // Vita Antiqua. Київ: Есе, 1999. № 2. С. 150-159.
  40. Комар А.В. Кочевники восточноевропейских степей второй половины VI – первой половины VIII вв. // Западный Тюркский каганат. Атлас. Астана: Service Press, 2013. С. 673-738.
  41. Кравченко Э.Е. Городища среднего течения …
  42. Гриб В.К., Колесник А.В. Ритмы культурогенеза, расселения и землепользования на землях Донбасса в раннем средневековье // Вестник ДонНУ. Серия Б. Гуманитарные науки. Донецк: ДонНУ. 2020. С. 6-17.
  43. Афанасьев Г.Е. О территории Хазарского каганата и хазарского «домена» в IX веке // Дивногорский сборник / ред. А.З. Винников. Воронеж: Научная книга, 2016. С. 57.
  44. Аксенов В.С., Лаптев А.А. Освоение лесостепного Подонцовья в хазарское время: взгляд на проблему // Степи Европы в эпоху средневековья. Хазарское время. Донецк: ДонНУ, 2014. Т.12. С.45.
  45. Швецов М.Л. Конфессиональные отношения на юго-востоке Украины в эпоху средневековья // Наука. Релігія. Суспільство. Донецьк: Інститут штучного інтелекту, 2001. №1. С. 68-76.
  46. Красильников К.И. Новые данные…. 2001. С.318-320; Кравченко Э.Е. Сидоровский … 2020. С. 50-51.
  47. Рябогина Н.Е., Борисов А.В., Иванов С.Н., Занина О.Г., Савицкий Н.М. Природные условия на юге Среднерусской возвышенности в хазарское время (IX-X вв.) // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2013. №3 (22). С.182-194.
  48. Гриб В.К. Нові матеріали….
  49. Шинаков Е.А. Образование Древнерусского государства: сравнительно-исторический аспект. М.: Восточная литература, 2009. 481 с.; Шинаков Е.А., Чубур А.А. О юго-восточной границе северянско-вятичско-радимичского предгосударственного образования в середине – второй половине Х в. // Рогачевские чтения. Воронеж: Пресс-Бургер, 2021. Вып.1. С. 269-275.
  50. Афанасьев Г.Е., Вень Ш., Тун С., Ван Л., Вэй Л., Добровольская М.В., Коробов Д.С., Решетова И.К., Ли Х. Хазарские конфедераты в бассейне Дона (археологические, антропологические и генетические аспекты) // Естественнонаучные методы исследования и парадигма современной археологии. М., 2015. С.146-153.
  51. Ефимова С.Г. Влияние миграционных процессов на формирование антропологического состава средневекового населения юга Восточной Европы // Степи Европы в эпоху средневековья. Т.4. Донецк: ДонНУ, 2005. С.43.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Колесник А.В., Гриб В.К., Санжаров В.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах