PHILOSOPHY AND ITS ROLE IN FORMING A CREATIVE CONTEMPORARY PERSONALITY


Cite item

Abstract

The article considers the role of philosophy in the formation of a creative personality. Reducing the amount of time for studying philosophy and philosophical disciplines in educational institutions today is a crime in relation to our future. Philosophy is the spiritual Treasury of humanity, without the development of which it is impossible to become a creative person

Full Text

Система высшего образования является неотъемлемой составляющей общества и играет определенную роль в общественном прогрессе. Она служит универсальным средством решения многих проблем человека и общества, а именно: влияет на восстановление научного потенциала общества, участвует в общественном воспроизводстве, в процессе социализации индивидов, придает динамику экономическому и социальному развитию общества и способствует социальной мобильности. Понимание этого обстоятельства позволяет определять векторы развития системы высшего образования. Комплексная профессиональная подготовка будущего специалиста невозможна без воспитания в нем как гражданских, так и сугубо человеческих качеств. Именно поэтому проблема гуманизации и гуманитаризации высшего образования все чаще становится предметом интереса как профессиональных исследователей, так и общественности в целом. Процесс гуманизации общества, в том числе и гуманитарная подготовка студентов в вузах, должны базироваться на изучении философии будущими специалистами; это будет способствовать раскрытию духовного потенциала личности и формированию стремления к высшим идеалам, которые заключены в духовных традициях философской мысли. Развитие университетского образования сегодня, стратегия и конкретные методики свидетельствуют о том, что модель классического университета все больше размывается под давлением технократического мышления. Социальный запрос на массовую подготовку узких специалистов в условиях жесткой экономии оборачивается потерей базовых традиционных функций высшего образования, и прежде всего функции культурологической. Мы вынуждены с сожалением констатировать, что философия во многом потеряла свое влияние на развитие высшего образования и авторитет не только в университетской среде, но и в обществе в целом. Сегодня трудно представить ситуацию из жизни современного университета, где бы доклады сугубо философского содержания читались перед нефилософской профессурой, что было обычным делом не только во времена, например, Н.А. Бердяева, но и в советское время. Это лишний раз свидетельствует, насколько глубок кризис, в котором оказалось высшее (университетское) образование. В современном образовательном пространстве философия должна не только выполнять функцию реконструкции догматических когнитивных схем, но и объяснять, расшифровывать изменения и вызовы общества с целью предоставления человеку духовной стойкости в бурном, неспокойном мире. Перспективы человечества в глобальном смысле - в его высокой духовности. Между философией и образованием существует непосредственная связь. Даже можно утверждать, что образование составляет условие существования философии. Философия, как известно, направлена на познание общего. В многообразии вещей и явлений она пытается отыскать прежде всего их всеобщий принцип существования, первоначало (первооснову). Посему философские дисциплины в рабочих планах должны составлять не менее половины времени, ведь без философии как методологической базы не сможет состояться ни один специалист, а без философии как мировоззренческой основы не состоится современная полноценная личность. Начиная изучать философию, студенты технических вузов часто спрашивают: «Для чего нам нужна эта философия?». Такие вопросы нередко можно услышать и от взрослых, солидных людей при обсуждении проблем, связанных с учебными программами и нагрузками учащихся и студентов. Прагматично настроенные сограждане считают, что философия - это ерунда, пустая трата времени, которое можно было бы использовать с большей пользой, получая какие-либо материальные дивиденды, а не занимаясь «пустой болтовней». К сожалению, подобная точка зрения становится доминирующей в современном обществе. Много говоря о получении независимости и свободы, мы на самом деле теряем постепенно не только свободу, но и свое собственное «Я». Ведь что такое человек? «Это биосоциальное существо», - скажут одни, «это творение Божие», - скажут другие, и т. д. Но может ли человек стать личностью, не задумываясь над «проклятыми» вечными вопросами: «Быть или иметь?», «Ради чего живет человек?», «Что хорошо, а что плохо?» и т. п. А ведь именно эти вопросы были главными для философов всех времен и народов. Пытаясь найти ответы на эти вопросы, любомудры задавали тон новым идеям и новым открытиям, вдохновляли соплеменников на поиск определенных идеалов, создавая при этом целые системы по их достижению. Изучая историю философии, сопоставляя достижения тех или иных мировоззренческих систем с общественно-политическими реалиями того периода, когда создавалась та или иная теория, мы можем выстроить логику духовного роста человечества, его развития от первоначального состояния до современности. Ведь только изучение философии дает молодому человеку возможность всестороннего развития, обогащения культурными достижениями человечества и учит мыслить всеобъемлюще, глубоко понимая каждое явление от истоков. Такая универсальность развития влияет на умение овладеть конкретным делом: чем глубже уровень философского понимания, тем выше профессиональный уровень специалиста. И наоборот: чем сильнее нелюбовь к философии, тем примитивнее человек и хуже специалист; вернее, даже не специалист, а просто человек-робот. Парадоксально, но в Украине, где Конституцией провозглашается, что человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются наивысшей социальной ценностью, а права и свободы и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства [2, с. 4], на самом деле делается все, чтобы ограничить свободы, лишив людей права на обучение. Тем самым принижается честь и достоинство каждого гражданина, который становится на путь овладения знаниями. Мы здесь не будем говорить о причинах, которые побуждают делать платными обучение и пользование литературой, а хотим обратить внимание на другую сторону дела, а именно - ограничения, а то и попытку полного изъятия философии и философских дисциплин из вузовской и школьной программ под благородными лозунгами оптимизации учебных программ и якобы расширения прав и свобод юных граждан в выборе предметов, которые они хотели бы изучать. Однако сколько бы чиновники от образования ни оправдывались, но то, что они предлагают, является или свидетельством их профессиональной некомпетентности, или же просто их подрывной деятельностью против будущего. Ведь нормальный специалист просто не может не знать о прямой зависимости уровня развития культуры от уровня философского образования. Один из периодов в развитии человечества - античность - показал, что уважительное отношение к философии способствовало расцвету того общества и именно благодаря гармонии в жизни античного общества древние греки дали человечеству все, что могли, и это легло в основу развития культуры всего человеческого сообщества. К сожалению, нигде в дальнейшей истории развития человечества мы больше не увидим такой гармонии во взаимодействии философии и жизни, потому что дальше человечество шло по пути все большего разграничения этих сфер: философия становилась средством для «умозрительных занятий для избранных», которых совершенно не интересовала результативность их теоретических построений; соответственно и общественная жизнь становилось все более прагматичной и все больше требовала от философов лишь сугубо частных практических (социологически-прикладных) разработок. Все это вместе приводило ко все большему обострению противоречий и все чаще звучало: «...А для чего она вообще нужна, эта ваша философия?». Ответ здесь один: «Ни для чего», если и дальше хотите так жить, вернее, существовать. Но если действительно хотите жить и творить свое бытие по законам высокой человечности, то тогда и ответ будет другим: философия не только возможна, но и необходима. Ее необходимо ввести как можно в большем объеме не только в высших и средних специальных учебных заведениях, но и в средних школах с тем, чтобы каждый гражданин смог получить не только полноценное образование, но и всестороннее развитие и полноценно включился в непростую общественную жизнь. Что же конкретно мы можем предложить учебным заведениям сейчас? Не так много, но кое-что можем. Прежде всего каждый преподаватель должен помнить, что вся совокупность характеристик и черт, присущих человеку, детерминирована общественными условиями его жизни, характером воздействия на него непосредственного окружения, а также спецификой деятельности самого индивида. Отправным пунктом социально-политической и морально-духовной зрелости личности является глубокое осознание внутренней связи своих индивидуальных возможностей со всей совокупностью социальных возможностей. В процессе формирования личностных качеств у студентов надо учитывать взаимосвязь общественных и индивидуальных форм сознания в их развитии. Очень важно, чтобы в процессе преподавания тех или иных дисциплин преподаватель не выпускал из виду ни одного из элементов целостной системы воспитания личности и, используя все возможности своего предмета, наполнял этот процесс полноценным тематическим материалом. При изучении любого предмета необходимо, чтобы каждую тему дисциплины определяли и выкладывали перед студентами как проблемную ситуацию, которая возникла в ходе исторического развития человечества. Следует воспроизводить логику, а не подробную историю возникновения и развития данной проблемы, то есть демонстрировать не готовый результат, а весь путь становления того или иного теоретического положения, которое позже получило закрепление в практике общественного развития. Иначе студент, не поняв, как и почему человечество пришло к тем или иным результатам, не сможет сформировать в себе определенных убеждений, а автоматически превратится в объект для запоминания определенного количества знаний, которым «наполняют» ученика или студента в вузе. Отметим, что вместе с послушным усвоением необходимого количества готового знания «хороший» студент автоматически усваивает и стиль мышления, для которого становится привычным повторять чужие мысли и поклоняться тому, чему принято поклоняться, а заученные законы науки превратятся в абсолютные догмы. Еще одной не менее важной является проблема отсутствия взаимодействия предметов и курсов в процессе обучения как в школе, так и в вузе. И именно философии под силу решить эту проблему благодаря ее плюралистическому характеру и направленности на полную свободу самореализации личности. Мы полностью согласны с мнением С.Ф. Клепка о том, что философия может найти свое место в школе только при перестройке принципов содержания образования. Сегодня же содержание образования строится как линейная, дедуктивная модель, причем почти не учитываются связи по горизонтали. В этой связи философия в линейной модели знаний не может найти себя; только так называемая «древовидная» модель содержания образования сможет локализовать философию в виде учебных дисциплин, курсов или их разделов [1, с. 325-326]. С философской точки зрения мы можем обосновать необходимость и незаменимость любого учебного предмета потому, что любой предмет, который изучают в школе или вузе, родом из философии. И поэтому выглядит очень странным нежелание как со стороны школьной администрации, так и со стороны разного ранга чиновничества ввести философские курсы в школьную программу и расширить ее изучение в вузах. Хотя, с другой стороны, чему же тут удивляться, ведь кому нужны умные, сознательные, самостоятельно мыслящие специалисты и полноценные личности, которые смогут во всем сами разобраться и не позволят больше манипулировать собой кому-либо. Очевидно, что именно это и является основной причиной нелюбви к философии в нашем государстве и вытеснения ее как из школьных, так и из вузовских программ. В процессе развития государства роль «человеческого фактора» - неоспорима. Невозможно даже мечтать о новом обществе, если в этот процесс не включить самих граждан. Поэтому, соответственно, должна проводиться целенаправленная политика по обеспечению понимания и убежденного выбора индивидом именно такой линии поведения, которая бы гарантировала формирование сознательного, всесторонне образованного гражданина, творческой личности. Философия - это именно та духовная сокровищница, без освоения которой такая личность может просто не состояться. Определяющая роль философии в системе высшего образования сегодня должна только расти. Все это еще больше актуализирует миссию университета в классическом его понимании: самоотверженно служить истине, прирастая научными знаниями как таковыми; утверждать дух свободы и свободного мышления; осуществлять комплексное (интеллектуальное и духовное) развитие человека.
×

About the authors

N. G Volyk

National University «Yuri Kondratyuk Poltava Polytechnic»

Email: natgrivolik@gmail.com. natgrivolik@ukr.net
Poltava, Ukraine

References

  1. Клепко С.Ф. Інтегративна освіта і поліморфізм знання / С.Ф. Клепко. - Київ - Полтава - Харків: ПОІПОПП, 1998. - 358 с.
  2. Конституція України. Київ, 1996.

Copyright (c) 2020 Volyk N.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies