PHILOSOPHY OF COEVOLUTION


Cite item

Abstract

This article deals with the problem of the Genesis of the term "coevolution": its history of application in biology with the further extension of this term to other Sciences and philosophy in particular. The historical stages of coevolution are analyzed and their features are revealed. In conclusion, conclusions are made about the future prospects for the development of the co-evolutionary approach.

Full Text

Трансформации современного мира, беспрецедентные вызовы, которые встали перед человечеством сегодня, обнажили много проблем, в том числе проблемы экологии. Некоторые исследователи рассматривают причину вспышки пандемии как ответ природы на вмешательство в нее человека. Разрушен баланс между планетой и населением, именно это нарушение и привело к появлению новых опасных вирусов. Изменение климата, глобальное потепление, исчерпание ресурсов - дело рук Homo Sapiens. Но именно разум и открыл человеку очевидное: находясь в среде своего естественного обитания, воздействуя на нее нужно быть готовым к последствиям, которые неизбежны и отчасти катастрофичны (!). Со времен знаменитого Римского клуба (1968 г.) одной из первоочередных задач является сохранение экологии нашей планеты. Так, например, 1 января 2016 года официально вступила в силу «Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», принятая в сентябре 2015 года под эгидой Организации Объединенных Наций. Она включила в себя 17 целей, среди которых экологии и защите окружающей среды посвящены 5 из них [1]. Решение этой архиважной проблемы носит всеобщий, глобальный характер. Философское осмысление проблемы взаимосвязи «человек - природа - общество» имеет содержательную историю, в рамках которой оформился новый термин «коэволюция». Впервые этот термин стал использоваться в биологии: с латинского со - приставка, обозначающая совместность; evolutio - развертывание. Самое простое его значение можно трактовать следующим образом: коэволюция - это процесс взаимного эволюционного изменения, которое происходит между парами или группами видов, когда они взаимодействуют друг с другом [2]. Впервые подобное взаимодействие описал ещё Чарльз Дарвин в своей книге «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятных рас в борьбе за жизнь» на примере взаимодействия насекомых и цветущих растений (1859 г.). В научный оборот термин был введен П. Эрлихом и П. Рейвеном в 1964 году, когда учеными-биологами была опубликована совместная работа «Бабочки и растения: исследование коэволюции» в научном журнале «Эволюция» [3]. Но появившись в биологии, данный термин не остался узкоспециальным, а получил широкое распространение и в других научных областях, став общенаучной категорией. Можно сказать, что именно в философском ракурсе он обрел новый смысл, в котором широко используется в настоящее время. Так, с точки зрения философского подхода коэволюция - это совместное развитие биосферы и человеческого общества [4]. В естественных науках коэволюция рассматривается как совокупная, взаимно адаптивная изменчивость частей в рамках любых биосистем (от молекулярного и клеточного уровня вплоть до биосферы в целом). Как пример можно вспомнить отношения «хищник - жертва» или же «паразит - хозяин». Результат же такой «совместной жизни» может привести либо к сохранению биосистемы в изначальном виде, либо же к её совершенствованию. В отечественной традиции первым, кто использовал этот термин в своих работах, был русский советский биолог и генетик Н.В. Тимофеев-Ресовский. В 1968 году он выступил с концепцией коэволюции природы и общества, в которой ученый пытался найти наиболее благоприятную пропорцию между биосферой и интересами человечества. В свою очередь это должно было стать «золотой» серединой между двумя крайностями: «человек властвует над природой» и «человек смиряется перед ней» [4]. Дальнейшим изучением и обоснованием теории коэволюции занимались такие исследователи, как: Э.В. Грусов, С.Н. Родин, Р.С. Карпинская, И.К. Лисеев, А.П. Огурцов, И.И. Будыко, П.Ю. Уваров, В.П. Казначеев, В.М. Шадриков и др. Среди крупных публикаций можно отметить работы «Философия природы: коэволюционная стратегия» (А.П. Огурцов, Р.С. Карпинская, И.К. Лисеев), «Идея коэволюции» (С.Н. Родин) и др. Так, в своей работе, Р.С. Карпинская, И.К. Лисеев и А.П. Огурцов описывают единую концепцию коэволюции, которая позволяет рассматривать разрозненные исследования и их результаты на единой теоретической основе. Они применяют данный термин к различным наукам социобиологии, гносеологии, культурологии. Формулируя принципы коэволюционной стратегии, авторы расшифровывают ее как выражение философии природы. В свою очередь эта философия и её совершенствование заключаются в применении идей коэволюционного подхода к ряду эволюционных проблем: проблемы эволюции биологических видов, исследование проблем глобального развития, анализ сопряженной биологической и культурной эволюции, взаимосвязь в историческом развитии естественно-научных и философских знаний [5]. Также стоит отметить академика Н.Н. Моисеева, который внес весьма значительный вклад в исследование этой темы и считается классиком по данной проблематике. Так, в своей статье «Коэволюция природы и общества пути ноосферогенеза», акад. Н.Н. Моисеев отмечал, что человечество является частью биосферы, и необходимое условие для его будущего - это развитие и реализация принципа коэволюции. Если же оно будет нарушено, то любой живой вид (и человечество в том числе) может деградировать или же погибнуть. Изучение коэволюции природы и человека требует систематических исследований, которые должны помочь установить, как деятельность людей влияет на свойства и характеристики биосферы. Автор также подчеркивал, что «наука об обеспечении коэволюции и есть та комплексная дисциплина, которая должна дать людям знание о том, что необходимо для продолжения существования человечества на Земле и дальнейшего развития его цивилизации» [6]. Рассмотрев данные примеры можно сделать вывод, что общая концепция коэволюции строится на принципах, которые говорят о том, что человечество должно не только изменять природу, дабы приспособить её к своим потребностям, но и обязательно само должно гибко трансформироваться, не игнорируя «требования» биосферы. Коэволюционный подход позволяет под определенным углом взглянуть на историю. За время существования взаимодействия человечества и природы можно выделить несколько основных этапов. Архаичный - первый, самый древний этап. В это время деятельность человека ещё не наносила природе невосполнимый вред и не имела такого вредоносного воздействия. Человек старался жить в гармонии со всем, что его окружало. Особенностью этого периода можно назвать присваивающую экономику: основной деятельностью были собирательство, охота, рыболовство (использовались примитивные орудия труда). Переходу на следующий этап способствовали такие события, как «приручение» огня и отбор (хоть ещё и не такой осознанный) ценных и полезных видов растений и животных. Аграрный или второй этап коэволюции природы и общества связан с переходом к оседлому образу жизни. Равновесие между человеком и окружающей его природой ещё не нарушено, начинается процесс отчуждения человека от природы. Однако, даже несмотря на это, природа для человека всё также не изучена и остается той силой, от которой исходит опасность. Главную роль в попытке примирить человека с природой играет мифотворчество, которое в этот период достаточно широко распространено [7]. Третий этап, промышленный, тесно связан с промышленной революцией XVIII века. Основной задачей для человека стала задача подчинения природы, ее покорение. Новоевропейский антропоцентризм вознес человека на вершину, с которой природа видится как материал для создания наиболее комфортных условий жизни. По этой причине начинает расти антропогенное воздействие человека на окружающую среду, появляются машины и техника. Именно в этот период дают о себе знать первые признаки нарушения баланса в отношениях «человек - природа» [7]. Следующий этап - четвертый - имеет примерные границы XIX-середины ХХ века. В это время окружающая среда начинает рассматриваться исключительно как источник ресурсов для развития цивилизации. В результате обнаруживается нарушение экологического баланса между людьми и природой, ухудшение экосистемы [8]. Покоряя планету новыми средствами, созданными благодаря научно-техническому прогрессу, человек продолжал и продолжает усугублять экологическую ситуацию. Грандиозные преобразования, связанные с научно-технической революцией, поставили человечество на грань выживания и внесли значительные сомнения в вопрос о возможности коэволюционного развития природы и общества. Современный этап - пятый - напрямую связан с тем, что человечество вынуждено осознать необходимость перехода от потребительского отношения к планете к реализации целей, которые позволят перейти к ноосферному мышлению [7]. Следует помнить, что биосфера нашей планеты на протяжении всего своего существования являлась такой системой, которая могла сама себя регулировать и развиваться. Антропосферу следует рассматривать лишь как промежуточное звено в геологической истории Земли. Также, изучив исторические этапы коэволюции «человек - природа», стоит отметить, что первые локальные нарушения баланса происходили именно в ходе формирования антропосферы, становясь всё серьезнее и опаснее в процессе её развития по причине увеличение потребностей человека. И здесь неизбежна мысль о том, что дальнейшее развитие человечества и его существование может быть гарантировано только в условиях совместного согласованного существования - коэволюции. Человек должен прекратить потребительски относится к ресурсам нашей планеты, должен осознавать их конечность, планировать не только свои возможности и потребности, но и потребности потомков. Но констатации факта недостаточно, необходимо полное преобразование не только всей системы ценностей, но и всех социальных норм и правил поведения людей. Поэтому в данных условиях программа коэволюции «человек-природа» становится остро необходимой. Скрепой теории считается единство всех биогенетических и физических процессов, протекающих на нашей планете [8]. Исходя из вышесказанного, мы можем отметить, что концепция коэволюции может считаться в какой-то мере стратегией для дальнейшего развития человеческого общества и его самосохранения. Данная стратегия предполагает объединение биосферы и ноосферы в единый, сложный и целостный «механизм». Техносфера прямо влияет на баланс в системе «человек - природа». В результате развития этой сферы возникает новый «техногенный круговорот». С одной стороны, это способствует уменьшению зависимости людей от биосферы, но с другой - эта зависимость, наоборот, возрастает. В настоящее время различные знания интегрируются между собой и образуют новые междисциплинарные связи. Данная тенденция отражает особенность современной парадигмы мышления. Примером может служить новое философское направление - экософия (неологизм, образованный от термина «экологическая философия»). Направление ставит целью изучения проблемы гармоничного развития человечества и природы. Но само это направление - лишь первая ступень в длинной лестнице, которая является своеобразным переходом к ноосфере. Широкое распространение экософии в дальнейшем будет способствовать становлению совершенно другого мировоззрения, когда сознание человека начнет взаимодействовать с биосферой Земли - экософии [7]. Экософия рассматривается как один из разделов экологии. На данный момент можно сказать, что экософия представляет собой несколько направлений: - глубинная экология, в которой разрабатываются особые способы слияния человека с природой; - персоналистическая экология, которая обосновывает идею руководства природой, сотрудничества с ней и расширения её возможностей, на основе христианского мировосприятия отстаивает идею совершенствования человека путём соединения с природой и её творцом. В целом экософия рассматривает человеческую мысль как разновидность психической энергии. Именно её излучение может являться силой (разрушительной или созидательной). Отечественная экософия придерживается идеи единства человека с природой, за существование которой он несет ответственность. Со времен русского космизма отечественные философы считают, что для осуществления такого партнерства необходимо сформировать у людей экологическую ответственность. Именно этот моральный императив должен стать ценностью для всего человечества в его отношениях с биосферой [8]. Тако‭‬й по‭‬дхо‭‬д вызывает нео‭‬бхо‭‬димо‭‬сть радикально‭‬го‭‬ изменения фило‭‬со‭‬фии и мето‭‬до‭‬ло‭‬гии эко‭‬ло‭‬гическо‭‬го‭‬ о‭‬бразо‭‬вания, о‭‬сно‭‬вывающего‭‬ся на принципиально‭‬ но‭‬во‭‬м, хо‭‬листическо‭‬м, системно‭‬м представлении о‭‬б о‭‬кружающем мире, и о‭‬ месте само‭‬го‭‬ чело‭‬века в это‭‬м мире. Миссией и фило‭‬со‭‬фией тако‭‬го‭‬ о‭‬бразо‭‬вания в со‭‬временно‭‬м мире до‭‬лжно‭‬ стать фо‭‬рмиро‭‬вание аргументиро‭‬ванно‭‬го‭‬ и ясно‭‬го‭‬ знания о‭‬б о‭‬сно‭‬вных зако‭‬но‭‬мерно‭‬стях, принципах ко‭‬эво‭‬люцио‭‬нно‭‬го‭‬ равно‭‬весия чело‭‬века, о‭‬бщества и приро‭‬ды [7, с. 159].‬‬‬ Подводя итоги, следует сказать, что развитие теории коэволюции в конечном итоге должно привести к становлению и утверждению в общественном сознании экологической или биосферной этики, в основу которой будет заложено уважение ко всему живому по аналогии с восточным гилозоизмом. Благодаря этому произойдет отказ от культуры потребления и человек осознает, что природа является его нравственной ответственностью. Это знание, в свою очередь, будет ограничивать свободу действий человека по отношению к природе, но в то же время позволит ограничить потребности, сведя их к разумному минимуму.
×

About the authors

T. G Stotskaya

Samara State Technical University

Email: stotskaya@yandex.ru
Samara, Russia

E. A Yakovleva

Samara State Technical University

Email: yakovlevaea13@gmail.com
Samara, Russia

References

  1. Генеральная Ассамблея ООН. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года [без передачи в главные комитеты (A/70/L.1)] 70/1. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. - 2015. - С. 44.
  2. Encyclopedia Britannica [Электронный ресурс]. -URL: https://www.britannica.com/ science/coevolution (дата обращения 27.10.2019 г.).
  3. Эрлих, П. Бабочки и растения / П. Эрлих // Эволюция. - 1964. - № 18. - Р. 586-698.
  4. Новейший философский словарь [Электронный ресурс]. - URL: https://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/fil_dict/369.php (дата обращения 27.10.2019 г.).
  5. Маслова, Е.В. Проблема социально-философского смысла и образовательного значения идеи коэволюции / Е.В. Маслова [Электронный ресурс]. - URL: http://cheloveknauka.com/problema-sotsialno-filosofskogo-smysla-i-obrazovatelnogo-znacheniya-idei-koevolyutsii (дата обращения 27.10.2019 г.).
  6. Моисеев, Н.Н. Коэволюция природы и общества пути ноосферогенеза / Н.Н. Моисеев [Электронный ресурс]. - URL: http://spkurdyumov.ru/ evolutionism/koevolyuciya-prirody-i-obshhestva/ (дата обращения 27.10.2019 г.).
  7. Серёжкина, А.А. Сущностные основания становления парадигмы коэволюции / А.А. Серёжкина [Электронный ресурс]. - URL: http://www.dslib.net/filosofia-texniki/suwnostnye-osnovanija-stanovlenija-paradigmy-kojevoljucii.html (дата обращения 27.10.2019 г.).
  8. Алиев, Ш.М. Реализация идеи коэволюции в процессе самоорганизации сложных систем / Ш.М. Алиев // Общие вопросы. Юг России: экология, развитие. - Дагестан, 2011. - С. 6-9.
  9. Стоцкая, Т.Г. Новая парадигма: философия коэволюции / Т.Г. Стоцкая // Философия. Наука. Культура: сборник научных статей к 60-летию проф. А.А. Шестакова. - Самара: ООО «Офорт»: СГАСУ, 2015. - С. 152-160.

Copyright (c) 2021 Stotskaya T.G., Yakovleva E.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies