THE PROBLEM OF INTUITION IN SCIENTIFIC KNOWLEDGE


Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the analysis of the phenomenon of intuition. The classification of types of intuitive knowledge is offered. Special attention is paid to the analysis of the understanding of the phenomenon of intuition by the type of rationality.

Full Text

В научном познании помимо рациональных методов исследования участ-вует интуиция, которая также является познавательной способностью человеческого сознания. Представители совершенно разных направлений науки признавали большую эвристическую роли интуиции. Известно множество научных открытий, появление которых сами ученые объясняли посредством понятий «интуитивное озарение», «инсайт». Интерес к изучению различных аспектов феномена интуиции проявляли психологи, физиологи, философы. Нельзя не вспомнить знаменитую установку философов жизни (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), отказывавших разуму в праве быть проводником познания и настаивавшим на интуиции как на единственно возможном подобном пути. В современных философских исследованиях данный вопрос также явля-ется актуальным [1]. Роль интуиции переосмысливается в связи с тем, что общество перешло на новую информационную стадию развития. Очевидно, что в настоящих реалиях познавательная деятельность нуждается в качественно новых компетенциях, таких как научное предвидение, генерация новых оригинальных концепций. Интуиция в этой связи может расширить познавательные способности человека, перевести их на новый уровень. В связи с этим представляется важным провести анализ гносеологических механизмов интуиции, выяснить её роль в научном познании, определить критерии её возникновения. Анализ существующего опыта познавательной деятельности приводит к следующему выводу: логическое мышление не стоит рассматривать как оппозицию интуитивному познанию. Познавательная деятельность не может осуществляться только в процессе индуктивного или дедуктивного мышления. В процессе познания значительное место отводится научной интуиции, придающей познавательному процессу творческий импульс. Существование такой интуиции даёт основание полагать, что есть закономерности, на которые она опирается, вне зависимости от сферы её применения. Именно тесная взаимообусловленность, связь между логическим (рациональным) и интуитивным является той почвой, на которой строятся научные открытия и изобретения. Знаменитый французский физик А. Пуанкаре в книге «Наука и метод» пишет об этом: «Посредством логики доказывают «...» посредством интуиции изобретают» [2, с. 243]. Традиционно считается, что причина многообразных феноменальных проявлений интуиции лежит в неисчерпаемости так называемого внутреннего cogito субъекта познания. Оно находит проявление как волевая актуализация определенной ценности, другими словами, как ценностное отношение к предметам и явлениям окружающего мира. Окружающий мир, по мнению философов, представляет собой гносеологическую, онтологическую и аксиологическую структуру, а не разрозненную «груду беспорядочных нагромождений» [3, с. 17]. На сегодняшний момент выделяют следующие виды интуиции: 1. Интуиция, являющаяся результатом процесса появления и развития т.н. «предзнания», она указывает на неявное наличие явления или сущности. Эта сущность, подобно бытию, может проявляться и не будучи видимой. Предмет познания являет субъекту познания свой образ, в результате ученый получает некое предзнание о нем. 2. Интуиция как «озарение» познающего, побуждающая к последующему познанию предмета и прояснению подробностей, связанных с ним. На интуицию такого рода оказывает влияние сфера деятельности познающего субъекта. Данная интуиция вбирает в себя и работу подсознания, профессиональный и жизненный опыт познающего в области исследования, которые были получены им осознанно. Эвристическая интуиция представляет собой феномен проявления инту-иции в науке. Существует несколько научных направлений, в которых понимание природы интуиции не вписывается в рамки гносеологии и онтологии. Прежде всего, к числу этих направлений можно отнести некоторые интуитивистские трактовки в математике и интуиционизм. Очевидно, что в такой трактовке феноменальное проявление интуиции в математике можно понимать как математическую интуицию. Эта теория даёт возможность перехода от эвристической теории интуиции к аксиологической. Выделенный вид аксиологической интуиции сыграл значительную роль в деонтологическом интуитивизме, неореализме, русском идеал-реализме и немецкой феноменологии. Эвристическая интуиция представляет собой когнитивный процесс, основанный на взаимодействии абстрактных понятий и чувственных образов. Благодаря эвристической интуиции возможно создание совершенно новых образов и понятий, принципиально отличных от тех, которые получены путём синтеза известных чувственных образов или понятий. Такое определение эвристической интуиции артикулирует её гносеологический аспект. 131 Концепция эвристической интуиции основана на идее образования аб-страктных и чувственных образов. Понятия и чувственные представления всегда отличны друг от друга. Промежуточные связи, соединяющие их, отсутствуют. Эвристическая интуиция является интуицией в рассудочном понимании, основу которого составляют методы комбинаторики в области взаимосвязи чувственного и понятийного. Отечественные исследователи А.С. Кармин и Е.П. Хайкин подразделяют интуицию на концептуальную и эйдетическую, что, по их мнению, в отличие от деления на чувственную и интеллектуальную, выражает более узкое понимание гносеологического содержания видов интуиции. Под эйдетической интуицией в гносеологии понимают возникновение новых образов на основе известных понятий. Концептуальная интуиция является процессом формирования новых понятий на основе известных образов. Эти два типа интуиции и являются формами взаимосвязи чувственного и логического научного познания [4, с. 33]. Слово «эйдетизм» происходит от греческого eidos, что означает образ, т.е. явление, близкое к очень яркой образной памяти. Понятие «эйдетизм» в психологии означает умение сохранять в памяти живой образ предмета достаточно долго после его исчезновения из поля зрения. Таким образом, эйдетическая интуиция представляет собой оперирование чувственными образами, предопределенными понятиями. Понятия отвечают за объективную значимость результата научной интуиции. Благодаря эйдетической интуиции субъект познания получает наглядное представление об объекте познания. Концептуальная же интуиция помогает понять смысл и значение объекта познания. В конкретных областях научной деятельности механизм действия научной интуиции может проявляться по-разному. В качестве примера эйдетической интуиции в науке можно привести открытие английским физиологом XVII в. Уильямом Гарвеем двух кругов кровообращения. За основу ученый взял аналогию сердца и насоса. Гарвей, исследуя движение крови по сосудам, использовал систему водонапорных труб. Немецкий химик Фридрих Кекуле обосновал структуру молекулы бензола похожим способом (1865 г.). Структура молекулы бензола пришла ему во сне в виде образа змеи, кусающей свой хвост. Отталкиваясь от этого образа, Кекуле открыл кольцевую структуру молекулы бензола. Данные примеры иллюстрируют действие эйдетической интуиции, основанной на воображении и образном мышлении. Наглядным примером концептуальной интуиции является открытие Иоганном Кеплером эллиптической траектории движения планет (1609 г.). Астроном описал эллиптическую траекторию движения планет Солнечной системы, приняв за отправную точку полученные результаты о движении планеты Марс. Новая концепция И. Кеплера возникла на основе уже известных данных. Приведённые выше примеры подтверждают, что, изучая особенности внутреннего когнитивного процесса, можно глубже понять процесс научного исследования, ведущий к открытию нового знания. В результате рациональную и методологическую сторону научной деятельности необходимо допол- 132 нить характеристикой когнитивных особенностей интеллекта учёного, в частности личной интуицией субъекта познания. Итак, концептуальная и эйдетическая интуиция являются двумя уровнями интуитивного познания. Этапы познавательного процесса в контексте концептуальной и эйдетической интуиции аналогичны. Их основой является исходный образ, чувственнонаглядный или понятийный. На следующем этапе появляется вспомогательный образ, не являющийся чувственно-наглядным или понятийным. В дальнейшем в познавательном процессе, содержащем образ-модель или понятиемодель, формируется новый образ или понятие. Правильная комбинация “исходного” и “вспомогательного” образов сопровождает завершение интуитивного познания. Оценивая состояние современной науки, можно констатировать следую-щее: сформированный в классической европейской философии тип рациональности, основанный на идеалах разума, меняется. Сегодня разум является онтологической и идеологической основой культуры и мышления в совокупности с интуитивно-образным прозрением, телесностью и другими проявлениями субъективности личности. «Не подлежит сомнению тот факт, что мир находится на пороге новой парадигмы. Эта смена, судя по всему, будет иметь невиданные масштабы, поскольку в корне изменит все наши воззрения на мир, природу и человека. Вполне возможно, что она устранит пропасть между древней наукой, восточной мистикой и западным прагматизмом» [5, с. 16]. В современной неклассической философии понимание интуиции пере-осмысливается. Сейчас интуиция связывается уже не с идеей разума и интеллекта, как в классической философской традиции, а с состоянием дискурса. Интуиция, как ее интерпретирует неклассическая философия, соответствует целостности жизни, изменчивой и противоречивой. Если в классической философии она понималась как процесс, не связанный с мышлением, точнее, параллельный ему, то теперь интуиция превратилась в мышлениеустремление. Интуиция в таком понимании выводит человечество к пределу рационального - пределу языка, знака, символа. Интуиция в неклассической философии становится методом ценностного отношения к жизни, который соответствует идеалу рациональности в современном его понимании. В неклассическом дискурсе произошло расширение границ классической рациональности за счёт придания положительного характера иррациональным, бессознательным, интуитивным формам познания, отказу от понятийного осмысления жизни. На основании такого понимания интуиции вполне оправдано введение термина «органическая» интуиция. Современная наука стремится к безличному описанию процессов, событий, вещей и так далее. Это обостряет расчленение термина «интуиция» на множество жизненных практик, вызывает попытки выйти за пределы мышления к до-символическому пониманию реальности. Способами описания такой реальности являются «интуитивные» практики, обращенные к бытию. Интуиция переходит от гносеологической природы к способу отношения и описания «органической» действительности. 133 Трансформация дискурсивной реальности в неклассической философии соотносится с преобразованиями рациональности. На это указывают изменения терминологии философии, размывание границы существовавшей ранее понятийной определенности вследствие выработки многообразных специфичных понятий, утрата принципов организации и самой структуры философского дискурса, заинтересованность нехарактерными проблемами. Эти изменения говорят о смене предшествующего типа рациональности и формировании нового [11]. Примером интуиции как метода ценностного отношения к жизни и её влияния на познание является научная деятельность В.И. Вернадского (1863- 1945 гг.). Мировосприятие Вернадского, в интерпретации исследователя Д.С. Солодухина, определяется субъективным опытом ученого [см. подр. 6]. Он отмечает существенное влияние обыденного знания, художественного переживания и интуиции на научную деятельность В.И. Вернадского. Исследователь предполагает, что учёный даже на рефлексивном уровне допускал рационально-иррациональный обмен. Предполагается, что саму рациональность Вернадский понимал расширенно и включал в неё ряд интуитивноиррациональных методов, при этом считая логико-рациональную составляющую доминантной частью процесса познания. В.И. Вернадский писал об ограниченности умозрительной составляющей науки и личности и стремился, по мнению Д.С. Солодухина, использовать эвристический потенциал иных когнитивных человеческих ресурсов. Таким образом проявлялась взаимосвязь научной картины мира и мировоззрения. Чувство живого сыграло главную роль в научной деятельности ученого. В научной деятельности Вернадский применял как дискурсивные, так и интуитивные способности. Для описания механизмов действия интуиции в когнитивном процессе используются теоретические модели, в которых интуиция понимается как данность, или как пограничное явление на стыке рациональности и иррациональности. Сложность описания деятельности интуиции связана с взаимосвязью интуитивного и научно-рационального в когнитивном процессе. Тем не менее на уровне научного открытия интуитивная сторона творчества проявляется с достаточной очевидностью. Интересно сравнение В.И. Вернадским проявления интуиции со вспышкой молнии: «Поразительно, как быстро исчезают из сознания эти освещающие, как молния темноту, создания интуиции, и как много их помещается в единицу времени» [7, с. 194]. Похожее сравнение интуиции со вспышкой можно встретить у основоположника западного интуитивизма Анри Бергсона: «Это почти угасший светильник, который вспыхивает лишь изредка, только на несколько мгновений. На нашу личность, на нашу свободу, на место, занимаемое нами в природе как целом, на наше происхождение и, быть может, также на наше назначение он бросает свет слабый и мерцающий, но, тем не менее, пронзающий ночную тьму, в которой оставляет нас интеллект» [8, с. 261]. Можно обратить внимание, что оба мыслителя практически одинаково описывают интуицию как источник света, озаряющий темноту. 134 Интуитивная способность, как правило, вызывается необходимостью принятия решения при недостаточности данных об изучаемой проблеме. Интуиция способна дать конкретное решение проблемы, которое при этом подкреплено чувством уверенности в том, что оно является истинным. Она всё же носит вероятностный характер. Это означает, что существует возможность получения как истинного, так и ошибочного знания. Главным условием возникновения интуитивного знания является высокий уровень профессиональной подготовки учёного. Низкий уровень профессиональной подготовки исследователя снижает возможность проявления интуиции. Но даже если возникнет достоверное интуитивное знание, вероятность того, что интуиция будет реализована, не абсолютна. Для возникновения интуиции требуется глубокое знание изучаемого предмета. Механизмы интуиции имеют бессознательный характер. Однако она ос-новывается на ранее полученных знаниях о предмете. Озарение возникает лишь на почве приобретённого опыта освоения знаний и аналитической работы, которая создаёт предпосылку для возникновения новых идей. По этому поводу профессор Макгиллского университета Марио Бунге отмечает: «Прозрение, общее восприятие и другие формы интуиции приходят в качестве результата тщательного анализа проблем, в качестве вознаграждения за терпение и часто за самозабвенный предварительный труд» [9, с. 159]. Продукт интуиции нуждается в проверке разумом и опытным путём. Моменту озарения всегда предшествует кропотливая работа и попытки найти решение проблемы логическим путём. Когда решение невозможно найти, используя рациональные средства, возникает иной подход, базирующийся на подсознательном. Интуитивное решение возникает благодаря тому, что в подсознании перестают действовать запреты и блоки, которые обычно ограничивают сознательную деятельность человека. Однако в подсознании может соединиться несоединимое, именно это и обеспечивает принципиально новые решения. Момент перехода найденного решения в область сознания переживается как вспышка озарения. Возникает ощущение, что решение возникло ниоткуда. Наличие поисковой ситуации также является важным условием возникно-вения интуиции. Не стоит останавливаться на этапе постановки проблемы, необходимо не прекращая заниматься ее решением. Ещё одним условием является наличие подсказки. Именно таким путём были сделаны многие научные открытия. Связь интуиции с работой подсознания, ее сходство как с разумом, так и с чувством влияет на сложность её понимания. В процессе интуитивного познания человек осознает только начало и конец процесса, то есть сформулированную проблему и ее решение. Процесс поиска решения проблемы скрыт в подсознании, поэтому знание, полученное интуитивно, воспринимается как озарение. Если процесс дискурсивного мышления можно разбить на этапы продвижения от постановки проблемы к решению, то для интуитивного мышления сделать это невозможно, так как оно представляет собой мгновенный скачок из начального в конечный пункт когнитивного процесса. Поэтому в истории интуицию часто воспринимали как сакральное знание. 135 Вопрос о роли интуиции в научном познании заключается в поиске исходных положений конкретной науки, основания и фундаментальные положения которой не могут возникнуть исключительно применением индуктивного метода или систематизации эмпирического опыта. На поиск фундаментальных положений науки влияет весь предыдущий опыт получения знания учёного. Его личность и субъективный опыт накладывают отпечаток на гипотезу и научную теорию. Совершить научное открытие или выдвинуть гипотезу можно лишь опираясь на знание предмета исследования. Научному открытию способствует интеллектуальная интуиция конкретного учёного. Не зря некоторые открытия носят имя своего основателя, например, теорема Пифагора, теория Дарвина, законы Ньютона. Итак, фундаментальные открытия в науке совершаются в процессе взаимодействия чувственного и логического познания. Их взаимосвязь обеспечивается интуицией. Однако она не является единственным и автономным способом получения нового знания. Интуиция представляет собой одну из составляющих сложного процесса познания, но имеет смысл лишь в комплексе с рациональными и эмпирическими методами. Можно говорить о некоторых преимуществах интуитивного познания пе-ред рассудочным. Интуитивное познание позволяет преодолевать стеснительные рамки привычных логике и здравому смыслу представлений. Интуиция помогает познавать предмет целиком. При этом различные части предмета понимаются на основе целого и из целого, в отличие от рассудочного знания, имеющее дело только с некоторыми сторонами предмета. Оно пытается построить бесконечный ряд из общих понятий, присоединяя их друг к другу, но из-за того, что такой ряд невозможно выстроить, рассудочное знание остается неполным. Интуитивное знание имеет абсолютный характер, оно созерцает вещь в ее сущности, в отличие от рассудочного, имеющего относительный характер, состоящего только из символов. В интуиции присутствует творческая изменчивость, непостоянство действительности. Рассудочное же знание оперирует неподвижными и общими положениями вещей. Интуитивное знание является высшим проявлением интеллектуального единства. В процессе интуиции разум мыслит и созерцает одновременно. Оно не является чувственным познанием единичного, скорее, интеллектуальным созерцанием всеобщих и необходимых связей предмета.
×

About the authors

T. G Stotskaya

Samara State Technical University

Email: stotskaya@yandex.ru
Samara

References

  1. Королёва Н.Н. Научная интуиция как философская концепция: дис. … канд. философ. наук: 09.00.01. Уфа, 2003. 133 с.
  2. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. М.: Эдиториал УРСС, 2004. 320 с.
  3. Маслова А.В. Рациональность и интуиция в научном познании: дис. … канд. философ. наук: 09.00.01. М., 2016.
  4. Кармин А.С., Хайкин Е.П. Творческая интуиция в науке. М.: Знание, 1971. 250 с.
  5. Гуревич П.С. Поиск новой рациональности (по материалам трех всемирных конгрессов) // Рациональность как предмет философского исследования. М. : Институт философии Российской академии наук, 1995.
  6. Солодухин Д.В. Роль интуиции в жизни и учении В.И. Вернадского // Эпистемология и философия науки. 2014. № 4. С. 155-170.
  7. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Академический проект, 2014. 214 с.
  8. Бергсон А. Творческая эволюция. М.: Канон-Пресс, 1998. 310 с.
  9. Бунге М. Интуиция и наука. М.: Прогресс, 1967. 187 с.
  10. Машенцев А.В. Интуиция и ценностная ориентация в познании: дис. … канд. философ. наук: 09.00.01. Санкт-Петербург, 2003. 197 с.
  11. Олюшина М.В. Интуиция и дискурс: Историческая типология и современное состояние: дис.. канд. философ. наук: 09.00.01. Санкт-Петербург, 2003. 179 с.
  12. Стоцкая Т.Г., Шестаков А.А., Мингулов Х.И. Роль математической гипотезы в становлении неклассического естествознания // Вестник Тверск. гос. ун-та. Сер. «Философия». - 2014. - № 3. - С. 68-74.

Copyright (c) 2019 Stotskaya T.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies