DIGITAL HUMANITIES AS AN INNOVATIVE PROJECT OF AN INTERDISCIPLINARY SCIENTIFIC CONVERGENCE


Cite item

Full Text

Abstract

The article is devoted to the essence and specifics of Digital Humanities. Computational turn in Humanities and phenomenon of pancomputationalism are analyzed. Examples of multidisciplinary convergence in the field of interaction between the Нumanities and computer sciences are considered. The ideas and conceptions of A. Turing, J. Serle and S. Raper are used for illustrative purpose.

Full Text

Под воздействием современных цифровых технологий мир меняется практически до неузнаваемости. Полноценными реалиями нашей современности уже стали искусственный интеллект, нейронные сети, компьютерная диагностика, Большие Данные, которые используются в самых разных областях человеческой жизнедеятельности, нанотехнологии, Интернет вещей, умные города и многое другое. К этому можно добавить нарастающее ускорение социального развития, воздействие на человека колоссальных информационных потоков и испытываемую при этом информационную перегрузку, давление со стороны массовой культуры и массового сознания. На фоне всех этих технологически обусловленных изменений неизбежно трансформируется самосознание человека, происходит переосмысление им собственной сущности и смысложизненных ориентиров [1, p. 1041]. Особая роль в этом процессе традиционно отводится комплексу гуманитарных наук, призванных объяснить место человека в мире и его отношение к этому новому, до крайности технологизированному миру. В контексте разворачивающихся сегодня обширных мировоззренческих трансформаций все больший авторитет приобретает такое специфичное направление исследовательской деятельности, как цифровая гуманитаристика (Digital Humanities) или цифровые гуманитарные науки. Они представляют собой особое полидисциплинарное направление в сфере современных гуманитарных исследований, предполагающее формирование качественно новых субъектов исследовательской деятельности. Последние должны не только хорошо разбираться в профильной им социогуманитарной тематике, но и вместе с тем обладать достаточной подготовкой в области информационных технологий, что позволит использовать методологию и концептуальный аппарат информатики в сфере своих непосредственных профессиональных исследовательских интересов [1, с. 73]. Современная цифровая гуманитаристика развивается в тесной связи и взаимодействии с компьютерными науками, на основании которого возникают такие интересные полидисциплинарные направления, как «гуманитарные компьютерные науки» (Humanities’ Computer Science), «компьютерные технологии в гуманитаристике» (Computing in the Humanities) и пр. Осуществляемое в этих областях взаимодействие современного гуманитарного знания и новейших компьютерных технологий может считаться примером эффективной полидисциплинарной конвергенции. Вне данной конвергенции уже просто невозможно представить себе специфику современной цифровой гуманитаристики. Особенно успешно цифровая гуманитаристика развивается в странах западного мира, где цифровые технологии находят свое широкое применение в области большинства проводимых гуманитарных исследований. Здесь целенаправленно проводятся мероприятия консультативного характера, оказывается необходимая техническая поддержка гуманитариям. В современной России также становятся весьма популярными исследования в области искусственной жизни и искусственного интеллекта, цифровой метафизики, цифровых технологий философской рефлексии и пр. Определяющей вехой в становлении цифровой гуманитаристики считается выход в свет в 2010 г. «Манифеста цифровых гуманитарных наук» (автор - М. Дакос). В данном манифесте четко фиксируется тот факт, что цифровая гуманитаристика является полидисциплинарной областью знаний и включает в себя самые разнообразные методы и средства познания, обеспечивающие возможность и эффективность применения цифровых технологий в области современных гуманитарных дисциплин [2]. В этом контексте все чаще можно встретить упоминания и о так называемом «компьютерном повороте» (computational turn), развертывающемся в сфере современного философского знания [3, с. 78]. В современной западной научно-исследовательской литературе фигурирует также понятие «панкомпьютационализма» (pancomputationalism) - так называемой «всеобщей исчисляемости», которая отождествляется с реалиями «вычислительного поворота». По сути, панкомпьютационализм означает признание того, что вся объективная действительность может быть проинтерпретирована при помощи инновационных компьютерных технологий и моделирования. Как следствие, окружающее мироздание начинает восприниматься в качестве масштабной компьютерной программы, имеющей поистине глобальную сферу применения. Если обратиться к предыстории конвергенции гуманитарных и компьютерных технологий, следует отметить вышедшую в 1950 г. статью А. Тьюринга «Вычислительные машины и интеллект», в которой ученый размышлял о возможности осуществления компьютером интеллектуальной деятельности по типу человеческого мышления. Вывод автора состоял в том, что однозначный ответ на этот вопрос невозможен, поскольку, если человечество в процессе такого перекрестного взаимодействия посчитает машину «человеком», машина, тем самым, приобретет статус «мыслящей» [4]. Заслуги А. Тьюринга в сфере развития проблематики моделирования искусственного интеллекта очевидны. Впоследствии в этой области сформировался обширный спектр проблемной тематики, связанной с изучением компьютерной этики и эстетики, этики машины и этики искусственного интеллекта, взаимодействия человека и робота, робота и киборга и т.д. Интерес представляет также сфера прогностического моделирования, связанная с гипотетической возможностью создания машин, интеллект которых окажется выше человеческого разума. В этом контексте все более активно выдвигаются предположения о том, что такие машины начнут самостоятельно проектировать другие, еще более совершенные машины, что приведет, в конечном итоге, к становлению Сверхинтеллекта [5]. Интерес представляет также концепция искусственного интеллекта (Artificial Intelligence) Дж. Серля (1991 г.). В своей концепции ученый выделяет две разновидности искусственного интеллекта - сильную и слабую. Анализируя проявление искусственного интеллекта в его «слабом» выражении, Дж. Серль отмечает следующее: «основная ценность компьютера в изучении сознания состоит в том, что он дает нам некий очень мощный инструмент. Например, он дает нам возможность более строгим и точным образом формулировать и проверять гипотезы. Согласно же сильному AI компьютер - это не просто инструмент в исследовании сознания; компьютер, запрограммированный подходящим образом, на самом деле и есть некое сознание» [6, p. 415]. На основании данных общеизвестного информационного ресурса «Википедия» и при помощи программы Джефи (Gephi) С. Рапер в 2012 г. разработал схематическое визуальное отображение всеобъемлющей сети философских подходов и их отдельных представителей. Рис. 1. Фрагмент графической истории философии, разработанной С. Рапером Данное исследование было проведено с использованием инновационной технологии тематического моделирования, которая предполагает построение комплексной модели совокупности текстовых документов в их соотношении с представленной в данных документах проблематикой. Такое соотнесение позволило выявить новые интересные корреляции и, в частности, проследить изменения степени популярности рассматриваемых в анализируемых философских текстах проблем. В рамках созданной С. Рапером визуализации «каждый философ является узлом в сети, и линии между ними (или ребра в терминологии теории графов) представляют собой линии влияния. Размер узла и текста определяется количеством подключений (как входящих, так и исходящих). Алгоритм, который визуализирует график, также имеет тенденцию помещать более связные узлы в центр диаграммы, поэтому мы видим, что наиболее влиятельные философы в большом тексте сгруппированы в центре» [7]. Создавая свою графическую визуальную схему, С. Рапер пытался определить роль и значимость конкретного мыслителя в общем ходе развития философской мысли, а также выявить существующие между их идеями влияния и взаимодействия. Это спровоцировало закономерную критику в академических научных кругах. Высказывались многочисленные сомнения в эффективности предложенного С. Рапером алгоритма и его способности дать прирост новой значимой информации об истории философии. Однако в целом применение графической платформы в целях визуального отображения истории философии представляется весьма интересным и имеет несомненный инновационный потенциал. Подводя итоги, еще раз подчеркнем наиболее значимые тенденции развития современной цифровой гуманитаристики, которая в настоящее время претерпевает существенные трансформации под воздействием «компьютерного поворота» и все более распространяющейся тенденции панкомпьютационализма. Развертывающиеся в настоящее время полидисциплинарные корреляции, например, интеграция гуманитарного знания с компьютерным моделированием и программированием, может способствовать получению новых интересных результатов как в сфере собственно гуманитарного знания, так и в преподавательской практике по профилю гуманитарных дисциплин. Это видно на примере рассмотренных выше концепций Дж. Серля и С. Рапера. Конечно, здесь существует опасность сужения обширного поля гуманитарной рефлексии до уровня ее конкретных компьютерных приложений. Но в целом, если не впадать в крайности, «компьютерный поворот» в области гуманитарных наук может быть признан продуктивным, способствующим интеграции современной гуманитаристики в реалии эпохи цифровизации.
×

About the authors

N. Yu Guryanov

Samara State Technical University

Email: nik.guryanow@yandex.ru
Samara, Russia

A. V Guryanova

Samara State Technical University

Email: annaguryanov@yandex.ru
Samara, Russia

References

  1. Guryanova, A.V. Technological Prerequisites and Humanitarian Consequences of Ubiquitous Computing and Networking / A.V. Guryanova, E. Khafiyatullina, M. Petinova, V. Frolov, A. Makhovikov // Digital Economy: Complexity and Variety vs. Rationality, Lecture Notes in Networks and Systems, Vol. 87. - Springer International Publishing, 2020. - Pp. 1040-1047.
  2. Можаева, Г.В. Цифровая гуманитаристика: организационные формы и инфраструктура исследований / Г.В. Можаева, П.Н. Можаева-Ренья, В.А. Сербин // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 389. - С. 73-81.
  3. Dacos, M. Manifesto for the Digital Humanities / M. Dacos [Электронный ресурс]. - URL: http://tcp.hypotheses.org/501 (дата обращения: 12.09.2020).
  4. Макулин, А.В. Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере и цифровая философия / А.В. Макулин // Вестник Северного (Арктического) Федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2016. - № 2. - С. 76-86.
  5. Тьюринг, А. Может ли машина мыслить? / А. Тьюринг. - М.: Ленанд, 2016. - 128 с.
  6. Chalmers, D.J. The Singularity: A Philosophical Analysis / D.J. Conscious // Stud. - 2010. - № 17. - Рp. 7-65.
  7. Searle, J. Minds, Brains, and Programs / J. Searle // Behavioral and Brain Sciences - 1980. - № 3 (3) - Pp. 417-457.
  8. Велозу, Т. История философии визуализируется / Т. Велозу [Электронный ресурс]. - URL: http://visualoop.com/blog/505/the-history-of-philosophy-visualized (дата обращения: 12.09.2020).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Guryanov N.Y., Guryanova A.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies