Рецензия на монографию В.А. Бажанова «Культурный мозг – нейронаука – математика. Прислушиваясь к И. Канту»

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В течение последних 20–25 лет в отечественной философии и методологии науки произошли значительные перемены: философы науки активно исследуют новые способы решения проблем, стоящих перед современной методологией, привлекая все больше новых предметных сфер науки. Вместе с тем опыт исследований, накопленный в предыдущий период, продолжает оказывать серьезное влияние на нынешнее состояние философии науки в нашей стране. Автор монографии умело соединяет классические гностические подходы Канта и современные контексты, тем самым раскрывая проблематику социоцентризма. Апелляция в тексте работы к эстетическим областям человеческого знания выглядит абсолютно логично, учитывая избранный автором контекст изучения культурного мозга.

Полный текст

Проблема рецепции и последовательного развития кантианской исследовательской программы в современной нейронауке вызывает существенный интерес в профессиональном сообществе и имеет особую значимость — в свете роли этой интеллектуальной традиции в различных исследовательских коллективах, давших миру выдающихся мыслителей (Э.Г. Целлер, Ш.Б. Ренувье, Э. Кассирер и др.). Предмет изучения В.А. Бажанова сегодня столь же актуален, сколь и необходим для активного обсуждения, учитывая, что зарубежная традиция рассмотрения данной интеллектуальной традиции в современном идейном контексте в большей степени тяготеет не к онтологической проблематике, а к проблематике социальной философии, что существенно ограничивает возможный предмет анализа. Автор ищет ответы на ряд принципиальных вопросов, среди которых: каков эвристический потенциал критической философии; чем отличается процедура абстрагирования от абстракции как таковой; возможно ли числовое познание, если учитывать, что концептуальные основания уже давно интегрированы в современную картину мира и кажутся абсолютно естественными; как нейронаука может быть связана с кажущейся эфемерной сферой музыки; могут ли быть соотнесены гедонистические основания искусства и когнитивные интенции познания? И наконец: каковы условия, при которых исследовательские программы вообще могут демонстрировать свою жизнеспособность в текущей научной традиции?

Следует подчеркнуть, что ряд аспектов проблемы, избранных автором для обстоятельного изучения, были достаточно основательно проработаны в рамках современных когнитивных исследований и прежде всего в рамках социальной и культурной нейронауки. Однако лишь инструментарий философии способен оказать решающую помощь в деле анализа данной проблемы, предоставляя для этого мировоззренческие основания и методологические средства. Так, к примеру, онто-гносеологический подход позволил автору рассмотреть феномен «культурного мозга», включив эту тему в более общую тему законов развития научного знания в контексте культуры и социума.

Монография, на мой взгляд, отличается тщательно продуманной структурой. Работа состоит из четырех разделов. Первый («Кантианские мотивы в науке о мозге») посвящен, по сути, заглавной теме — тенденциям, с помощью которых оформляется упомянутый выше «культурный мозг». Здесь автор обращается к кантианской традиции работы с мышлением. В работе обосновывается мысль, что ментальные конструкции в социальном отношении не всегда можно соотнести с этапом протонауки, в рамках которой связь между программами познания не была институализирована.

Второй раздел монографии («Нейронаука и математика») достаточно обширен с точки зрения не только объема, но и содержания. В нем убедительно демонстрируются глубокие познания автора в части связывания математической и языковой рациональности. Необходимо отметить, что представленная в данном разделе историческая справка (со ссылками на работы различных зарубежных авторов) оформлена на высшем академическом уровне.

Появление третьего раздела («Нейронаука и музыкальное творчество») в академической монографии, если можно так выразиться, является достаточно неожиданным. Дискуссии о том, каким образом музыкальная составляющая соотносима с природным миром, особенно актуальна в последнее десятилетие. С одной стороны, это связано с развитием нейросетей и технологий, позволяющих фиксировать обучаемость машин за счет, например, обучения музыкальной культуре. С другой стороны, идеи, согласно которым, музыка является творческим отражением математической логики, уже стали в какой-то степени классическими. С моей точки зрения, данный раздел является наиболее дискуссионным в монографии, особенно в части обсуждения формирования музыкальной ментальности. Подобные интенции возвращают нас в дискурс XX века, где развитие техники преимущественно рассматривалось через связь с искусством (в смысле «технэ»), но мощная методологическая традиция (будь то отечественная методологическая школа во главе с Г.П. Щедровицким, или же зарубежная, включающая И. Лакатоса) уже показала нам, что лучше не смешивать понятия воспроизводства и развития в рамках бытия человека.

По сравнению с предшествующими трудами В.А. Бажанова заметны рост и усложнение идейного наполнения его концепции нейронауки в плане выявления функциональных свойств идейных концептов натурализма и социоцентризма, а также потенциальной возможности их интеграции. В этой связи особое внимание следует обратить на 4-й раздел монографии — «Ипостаси социоцентризма — эвристическое значение и когнитивные ловушки: нейронаука, эпигенетика, генетика». Кроме новых, теоретико-философских положений, она имеет особую ценность для организации практической — юридической, политической, образовательной — деятельности таких научных структур, какими являются высшие учебные заведения и академические институты, инициативные исследовательские группы и фонды.

С целью прояснения нюансов, связанных с идейными «ловушками», как их называет сам автор, монография предлагает достаточно тонкую дифференциацию социоцентристских подходов. Являясь «зонтичным» понятием, интенция социоцентризма направляет мысль автора, приводя к результатам разных уровней абстрактности — от сущностно глубоких до номиналистски богатых. При этом нужно помнить, что и онтологические феномены, в частности когнитивная способность познающего субъекта, являются социально детерминированными. Отметим, что для заключительного раздела больше характерен подход номинализма — основной идейный тренд социологии знания да и в целом всей англо-саксонской мысли.

Знакомясь с монографией, нельзя не обратить внимание на богатый фактический материал, на котором основаны выводы и рекомендации автора. Автор провел обширную исследовательскую работу, позволившую ему вернуть философии ее онтологическое место в рамках современной картины мира, где техногенное развитие ставит множество сложных вопросов, требующих адекватных философских ответов.

Обобщая изложенное выше, отметим, что монография В.А. Бажанова «Культурный мозг — нейронаука — математика. Прислушиваясь к И. Канту» представляет собой заметное явление в современной философской литературе. Исследование отличается междисциплинарностью и демонстрирует эвристическую плодотворность такого подхода.

2 Бажанов В.А. Культурный мозг – нейронаука – математика. Прислушиваясь к И. Канту. — М.; СПб.: Петроглиф, Центр гуманитарных инициатив, 2021. — 194 с. — (Приложение к журналу «Кантовский сборник»).

×

Об авторах

Роман Олегович Исаев

Самарский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: romanceisaev@gmail.com

кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет»

Россия, Самара

Список литературы

  1. Бажанов В.А. Культурный мозг – нейронаука – математика. Прислушиваясь к И. Канту. Москва; Санкт-Петербург: Петроглиф, Центр гуманитарных инициатив, 2021. 194 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Исаев Р.О., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах