The Review of the Monograph by V.A. Bazhanov “Cultural Brain – Neuroscience – Mathematics. Listening to I. Kant”

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Over the past 20–25 years, significant changes have taken place in the Russian philosophy and methodology of science: philosophers of science are actively exploring new ways to solve the problems facing modern methodology, attracting more and more new subject areas of science. At the same time, the research experience accumulated in the previous period continues to have a serious impact on the current state of the philosophy of science in our country. The author of the monograph skillfully combines the classical gnostic approaches of Kant and modern contexts, thereby revealing the problems of sociocentrism. The appeal in the text of the work to the aesthetic areas of human knowledge looks absolutely logical, given the context of the study of the cultural brain chosen by the author.

Full Text

Проблема рецепции и последовательного развития кантианской исследовательской программы в современной нейронауке вызывает существенный интерес в профессиональном сообществе и имеет особую значимость — в свете роли этой интеллектуальной традиции в различных исследовательских коллективах, давших миру выдающихся мыслителей (Э.Г. Целлер, Ш.Б. Ренувье, Э. Кассирер и др.). Предмет изучения В.А. Бажанова сегодня столь же актуален, сколь и необходим для активного обсуждения, учитывая, что зарубежная традиция рассмотрения данной интеллектуальной традиции в современном идейном контексте в большей степени тяготеет не к онтологической проблематике, а к проблематике социальной философии, что существенно ограничивает возможный предмет анализа. Автор ищет ответы на ряд принципиальных вопросов, среди которых: каков эвристический потенциал критической философии; чем отличается процедура абстрагирования от абстракции как таковой; возможно ли числовое познание, если учитывать, что концептуальные основания уже давно интегрированы в современную картину мира и кажутся абсолютно естественными; как нейронаука может быть связана с кажущейся эфемерной сферой музыки; могут ли быть соотнесены гедонистические основания искусства и когнитивные интенции познания? И наконец: каковы условия, при которых исследовательские программы вообще могут демонстрировать свою жизнеспособность в текущей научной традиции?

Следует подчеркнуть, что ряд аспектов проблемы, избранных автором для обстоятельного изучения, были достаточно основательно проработаны в рамках современных когнитивных исследований и прежде всего в рамках социальной и культурной нейронауки. Однако лишь инструментарий философии способен оказать решающую помощь в деле анализа данной проблемы, предоставляя для этого мировоззренческие основания и методологические средства. Так, к примеру, онто-гносеологический подход позволил автору рассмотреть феномен «культурного мозга», включив эту тему в более общую тему законов развития научного знания в контексте культуры и социума.

Монография, на мой взгляд, отличается тщательно продуманной структурой. Работа состоит из четырех разделов. Первый («Кантианские мотивы в науке о мозге») посвящен, по сути, заглавной теме — тенденциям, с помощью которых оформляется упомянутый выше «культурный мозг». Здесь автор обращается к кантианской традиции работы с мышлением. В работе обосновывается мысль, что ментальные конструкции в социальном отношении не всегда можно соотнести с этапом протонауки, в рамках которой связь между программами познания не была институализирована.

Второй раздел монографии («Нейронаука и математика») достаточно обширен с точки зрения не только объема, но и содержания. В нем убедительно демонстрируются глубокие познания автора в части связывания математической и языковой рациональности. Необходимо отметить, что представленная в данном разделе историческая справка (со ссылками на работы различных зарубежных авторов) оформлена на высшем академическом уровне.

Появление третьего раздела («Нейронаука и музыкальное творчество») в академической монографии, если можно так выразиться, является достаточно неожиданным. Дискуссии о том, каким образом музыкальная составляющая соотносима с природным миром, особенно актуальна в последнее десятилетие. С одной стороны, это связано с развитием нейросетей и технологий, позволяющих фиксировать обучаемость машин за счет, например, обучения музыкальной культуре. С другой стороны, идеи, согласно которым, музыка является творческим отражением математической логики, уже стали в какой-то степени классическими. С моей точки зрения, данный раздел является наиболее дискуссионным в монографии, особенно в части обсуждения формирования музыкальной ментальности. Подобные интенции возвращают нас в дискурс XX века, где развитие техники преимущественно рассматривалось через связь с искусством (в смысле «технэ»), но мощная методологическая традиция (будь то отечественная методологическая школа во главе с Г.П. Щедровицким, или же зарубежная, включающая И. Лакатоса) уже показала нам, что лучше не смешивать понятия воспроизводства и развития в рамках бытия человека.

По сравнению с предшествующими трудами В.А. Бажанова заметны рост и усложнение идейного наполнения его концепции нейронауки в плане выявления функциональных свойств идейных концептов натурализма и социоцентризма, а также потенциальной возможности их интеграции. В этой связи особое внимание следует обратить на 4-й раздел монографии — «Ипостаси социоцентризма — эвристическое значение и когнитивные ловушки: нейронаука, эпигенетика, генетика». Кроме новых, теоретико-философских положений, она имеет особую ценность для организации практической — юридической, политической, образовательной — деятельности таких научных структур, какими являются высшие учебные заведения и академические институты, инициативные исследовательские группы и фонды.

С целью прояснения нюансов, связанных с идейными «ловушками», как их называет сам автор, монография предлагает достаточно тонкую дифференциацию социоцентристских подходов. Являясь «зонтичным» понятием, интенция социоцентризма направляет мысль автора, приводя к результатам разных уровней абстрактности — от сущностно глубоких до номиналистски богатых. При этом нужно помнить, что и онтологические феномены, в частности когнитивная способность познающего субъекта, являются социально детерминированными. Отметим, что для заключительного раздела больше характерен подход номинализма — основной идейный тренд социологии знания да и в целом всей англо-саксонской мысли.

Знакомясь с монографией, нельзя не обратить внимание на богатый фактический материал, на котором основаны выводы и рекомендации автора. Автор провел обширную исследовательскую работу, позволившую ему вернуть философии ее онтологическое место в рамках современной картины мира, где техногенное развитие ставит множество сложных вопросов, требующих адекватных философских ответов.

Обобщая изложенное выше, отметим, что монография В.А. Бажанова «Культурный мозг — нейронаука — математика. Прислушиваясь к И. Канту» представляет собой заметное явление в современной философской литературе. Исследование отличается междисциплинарностью и демонстрирует эвристическую плодотворность такого подхода.

2 Бажанов В.А. Культурный мозг – нейронаука – математика. Прислушиваясь к И. Канту. — М.; СПб.: Петроглиф, Центр гуманитарных инициатив, 2021. — 194 с. — (Приложение к журналу «Кантовский сборник»).

×

About the authors

Roman O. Isaev

Samara State Technical University

Author for correspondence.
Email: romanceisaev@gmail.com

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy and Social and Humanitarian Sciences, Samara State Technical University

Russian Federation, Samara

References

  1. Bazhanov VA. Kul’turnyi mozg – neironauka – matematika. Prislushivayas’ k I. Kantu. Moscow; Saint Petersburg: Petroglif, Tsentr gumanitarnykh initsiativ, 2021. 194 p. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Isaev R.O.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies