МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ СПОРТСМЕНОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОТЕЧЕСТВЕННОГО КИНЕМАТОГРАФА XXI ВЕКА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Автор, обращаясь к анализу отечественного кинематографа, раскрывает особенности российских художественных фильмов, посвященных теме спорта. Анализ осуществляется через призму транслируемых мифологических образов спортсменов в кинолентах постсоветского периода. В ходе исследования автором выделяются пять ключевых мифообразов - «герой», «жертва», «жрец» («учитель»), «богатырь», «трикстер», каждый из которых отражает определенный набор ценностей.

Полный текст

С момента зарождения кинематографа спортивная тематика стала зани-мать в нем весьма заметное место. Особенность кинофильмов, посвященным спорту, заключается в том, что уже в прошлом столетии они стали выступать в качестве неотъемлемого инструмента конструирования российской культурной идентичности. Спортивный фильм, обладая эмоционально окрашенным содержанием, выступает как мощный инструмент конструирования и репрезентации образа героя эпохи. Фильмы о спорте, как правило, наделяемые воспитательной, пропагандирующей, ценностнообразующей функциями, в большей степени, чем иные киноленты, базируются на закономерностях построения мифов. Мифологичность, сакральность, игровое начало - все эти характеристики, которые Р. Кайуа, французский эссеист, социолог культуры и исследователь мифологии, относил к сфере спорта, - все есть в «спортивном» кинематографе [1]. Идентичную позицию озвучивает в своей книге «Похвала красоте спорта» и Х.У. Губрихт: «Все, что нужно спорту, - это дистанция между спортсменом и зрителем - дистанция, достаточная для зрителя, чтобы уверовать в то, что его кумиры обитают в каком-то другом мире. Это и есть условие, при котором спортсмен становится объектом преклонения и восхищения» [2, с. 10]. Обращая внимание на специфику мифотехнологий в искусстве кино, сле-дует отметить, что оно всегда имело много общего с магическим воздействием. «Заколдованный» зритель всецело оказывался в руках все тех же манипуляторов, воздействующих на сознание и подсознание человека. Основой любого магического воздействия является вера человека в чудо. А.Ф. Лосев, ис- следуя русское коллективное бессознательное, писал, что в России мифы всегда были реальнее действительности, а русская душа по природе своей склонна с созданию иллюзорной, мифологической реальности [см.: 3]. Именно мифологическое мышление становится своего рода фундаментом и механизмом коллективного бессознательного. В свою очередь, швейцарский психоаналитик К.Г. Юнг под данным концептом понимал всеобщее основание душевной жизни каждого отдельного индивида, которое по природе своей сверхлично, а также определенные внутренние, психологические программы, обусловливающие внимание, интерес и восприятие человека. Мы полагаем, что образ спортсмена в отечественном кинематографе мо-жет быть описан такими мифообразами, как «герой», «жертва», «жрец», «богатырь», «трикстер». С этой целью рассмотрим основные особенности отечественного кинематографа через призму транслируемых мифологических образов спортсмена. Для репрезентации в данной статье были выбраны фильмы, созданные в период 2000-2010-х гг. После распада Советского Союза и возникновения нового постсоветского пространства обозначились заметные перемены во всех сферах общественной жизни, в том числе и культурной. В целом в 1990-х гг. отечественная киноиндустрия характеризовалась тем, что на другом полюсе от гипертрофированной жизнерадостности и бестелесности соцреализма зародилось явление, именуемое «некрореализмом», взявшее за основу чрезмерный пессимизм и физиологизм. Киноленты 1990-х - начала 2000-х гг. начиная с перестройки на уровне тенденции стремились захватить раннее табуированные зафасадные, маргинальные пространства, тем самым погрязнув в криминальных сюжетах, отражающих актуальные социальные проблемы, нищету, бандитизм. Первые спортивные киноленты в условиях современной России стали по-являться лишь в первом десятилетии XXI в. Однако наследие прошлых лет продолжало проявляться в особенностях моделирования образа спортсмена вплоть до конца 2000-х гг. В этот период герой-спортсмен нередко оказывается под ударом внешних обстоятельств, тем самым актуализируя образ «жертвы». Так, Егор Головин (Н.С. Валуев) из драмы «Каменная башка» (2008, режиссер Ф.О. Янковский), пережив аварию и получив серьезную травму головы, остается без поддержки со стороны окружающих. Все, что он помнит - это имя погибшей жены и необходимость ежедневных тренировок. Развязка кинокартины не менее драматична - окруженный предателями главный герой не находит спасения и погибает. В целом тема «спортсмен как жертва» в российских кинофильмах о спорте во все времена была востребована среди режиссеров и сценаристов, выступая нередко как одно из ключевых оснований для развития драматичности сюжета. Однако, несмотря на широкую вариативность в демонстрации жертвенности спортсмена, преимущество отдается в первую очередь профессиональным травмам, наносящим ущерб как физическому, так и душевному здоровью героя. В спортивной драме «Чемпионы» (2014, режиссеры - Д.П. Дюжев, А.А. Аксененко и др.) рассказывается трагическая история российской фигуристки Еленой Бережной (Т.А. Арнтгольц), которая во время исполнения 122 вращения на тренировке получила удар по голове коньком партнера, в результате чего была пробита височная кость, а осколки повредили оболочку мозга. В свою очередь, в сюжете телевизионного сериала «Выстрел» (2015, режиссер С. Коротаев) делается акцент на непредсказуемости спортивной карьеры: одна случайная травма может не только лишить спортсмена наград, но и привести к завершению спортивной деятельности в целом. Начиная со второй половины 2000-х гг. в спортивных фильмах начинает намечаться тенденция, связанная с построением кинематографического образа спортсмена на основе образа «герой». В данном контексте стоит упомянуть такие киноленты, как «Легенда № 17» (2013, режиссер Н.И. Лебедев) и «Слава» (2015, режиссер А. Азаров). Так, пройдя основные стадии становления героя, выделенные Дж. Кэмбеллом (Зов - Вверение себя призыву (преодоление отказа) - Пересечение порога (инициирование) - Обретение хранителей - Столкновение с демонами - Развитие внутреннего Я и новых ресурсов - Преображение - Возвращение домой с дарами), Харламов вместе со своей командой в конце концов побеждает канадцев с разгромным счетом 7:3, в то время как Фетисов после ряда поражений выигрывает долгожданный Кубок Стэнли и возвращается на Родину, как в буквальном, так и в фигуральном смысле (имеется в виду последняя стадия на пути героя - «возвращение домой с дарами» [См. подр.: 5]. Следует отметить, что раскрытию проблемы самопожертвования со сто-роны спортсмена в российском кинематографе о спорте уделяется серьезное внимание. К примеру, в фильме «Тяжеловес» герой Федор без толики сомнения подпирает собой падающий автобус, тем самым спасая немалое число человеческих жизней и не задумываясь о том, что такой поступок может привести к серьезным последствиям для его здоровья. Пример «спасителя» в образе героя-спортсмена встречается и в спортивной драме «Чемпионы». В данном случае речь идет о российском фигуристе Антоне Сихарулидзе (К.В. Крюков), который оказывает колоссальную поддержку пережившей серьезную травму головы спортсменке Елене Бережной (Т.А. Арнтгольц), тем самым помогая ей вновь выйти на лед и вернуться в спорт. Благодаря слаженности и титаническим совместным стараниям фигуристы в конце концов завоевывают золотую медаль на Олимпийских играх в Солт-Лейк-Сити. Начиная с конца 2000-х кинофильмы о спорте вновь становятся одним из эффективных инструментов реализации на государственном уровне воспитательных задач, прежде всего, в отношении российской молодежи, в связи с чем мифообраз «жреца» начинает обретает важное значение. Наиболее красочно данный образ представлен в спортивной драме «Чемпионы: Быстрее. Выше. Сильнее». Зрителям демонстрируется образ российского борца А.А. Карелина (С.Ф. Бондарчук), который, несмотря на серьезную травму, принимает мужественное решение выступить на Олимпиаде в Сиднее с целью поддержать молодых спортсменов. Александр Карелин в своем виде спорта видит не только схватку мышц, но и глубокую философию. Сам же герой воплощает в себе такие качества, как целеустремленность, товарище- 123 ство, патриотизм и преданность своему делу, ведь для него «борьба - это не только спорт, это часть жизни». В 2010-х гг. в российском спортивном кино наблюдается обращение к так называемой архаике, которое, в частности, проявляется в появлении фольклорных мотивов. Так, ярко прослеживается образ «богатырь» в образе персонажаспортсмена в двух недавних кинофильмах - «Поддубный» и «Тяжеловес» (2017, режиссер Р. Нестеренко). Тяжеловес Федор Сергеев и борец Иван Поддубный наделены типичными традиционными для былинного богатыря особенностями личности - оба героя бесхитростны, самоотверженны, честны, бескомпромиссны, а также обладают удивительной по своей природе силой (как отмечают исследователи Д.С. Алексеев и А.В. Бекишева, «одним из главных элементов непостижимого в богатыре является его сила, дающая способность побеждать противника, поскольку ее происхождение зачастую носит характер магического и никогда не бывает полностью понятным») [См.: 6]. Очень интересным и часто встречающимся мифообразом в спортивных фильмах постсоветского периода является «трикстер», который наиболее ярко проявляется в кинофильмах, где главное место отводится подросткам. В российских кинолентах о спорте образ «трикстера» олицетворяет герой, которому, в первую очередь, свойственно глубокое личностное противоречие и стремление противостоять трудностям и опасностям, таящимся внутри окружающего его социума, посредством всевозможных уловок и хитростей. Показательным в данном контексте является спортивный кинофильм «Волевой прием» (2016, режиссер Д.Б. Булин), одним из центральных персонажей которого является Максим Кораблев (И.Ю. Алексеев), в молодости профессионально занимавшийся хоккеем, но в силу своей неопытности, юношеского максимализма и необузданного характера вынужденный уйти из спорта и пойти работать в полицию. По сюжету, после одного из задержаний под стражу попадает молодой человек Никита (Е.А. Романцов), которому грозит опасность оказаться в тюрьме. Узнав о том, что Никита серьезно увлекается хоккеем, Максим Кораблев решает помочь молодому таланту реализоваться в спорте и избежать ошибок его собственного прошлого. В киноленте акцент делается на сложном характере молодого спортсмена - будучи из неблагополучной семьи, Никита проводит время в асоциальных кругах, злоупотребляет алкоголем и проявляет девиантное поведение. Только благодаря своему новому наставнику молодой человек встает на верный путь. Тем самым зрителям демонстрируется процесс становления юного хоккеиста, его трансформация из эмоционально неокрепшего молодого человека в сильного перспективного спортсмена. Примечательно, что трансформируется из «трикстера» и сам Максим Кораблев, для которого роль наставника имела терапевтический эффект. Таким образом, анализ постсоветского кинематографа о спорте выявил широкое разнообразие мифообразов, воплощенных в персонажах-спортсменах, благодаря чему герои в фильмах лишены «картонности», они интересны и нетривиальны. С другой стороны, все же преобладающим образом остается «жрец», который либо выполняет сопутствующую роль, либо сменяет в ходе 124 трансформации героя другую заложенную в его основу мифологическую разновидность. Можно сказать, что кинематографический образ спортсмена в первую очередь наделяется воспитательными и ценностнообразующими функциями, выступая носителем социально одобряемых образцов поведения, утверждающих синкретизм физического здоровья и духовных ценностей.
×

Об авторах

Н. Д Лигостаева

Самарский государственный технический университет

Email: ligostaeva2013@mail.ru
аспирант кафедры философии Самара

Список литературы

  1. Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное / Пер. с фр. и вступ. ст. С.Н. Зенкина. М.: ОГИ, 2003. 296 с.
  2. Гумбрехт Х.У. Похвала красоте спорта / Пер. с англ. В. Фещенко. М.: Новое литературное обозрение, 2009. 176 с.
  3. Малышев В.С., Геращенко Л.Л. Перспективы использование в киноискусстве архетипов коллективного бессознательного // Аналитика культурологии. 2014. № 29 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/perspektivy-ispolzovanie-v-kinoiskusstve-arhetipovkollektivnogo-bessoznatelnogo. Дата обращения: 10.07.2018.
  4. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени / Пер. с нем. А.М. Боковикова; предисл. А.В. Брушлинского. М.: Прогресс Универс, 1996. 336 с.
  5. Кэмбелл Дж. Герой с тысячью лицами / Пер. с англ. Киев: София, Ltd., 1997. 336 с.
  6. Алексеев Д.С., Бекишева А. В. Образ богатыря в эпосе Киевской Руси и современный «Супергерой»: сравнительный анализ // Вестник БГУ, 2012. № 6 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/obrazbogatyrya-v-epose-kievskoy-rusi-i-sovremennyy-supergeroy-sravnitelnyy-analiz. [Дата обращения: 01.10.2017].

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Лигостаева Н.Д., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах