Том 2, № 3 (2020)
- Год: 2020
- Статей: 13
- URL: https://journals.eco-vector.com/2658-7750/issue/view/4321
Статьи
МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ КАК ВАЖНАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
Аннотация
Ни для современной России, ни для всего современного мира, пожалуй, нет более важной проблемы, чем возможность цивилизованного, мирного диалога между культурами, народами, правительствами и отдельными людьми. Философский дискурс, опрос и проверка любого суждения - поскольку критическое размышление является главной функцией философии - всегда в конечном счете направлено на общее благо или это не философский дискурс. Философские школы, общества и организации, продвигающие идею всеобщего диалога, способствуют смягчению конфликтов, решению проблем, связанных с языковыми и идеологическими барьерами, укреплению профессиональных и дружеских связей и реализации совместными усилиями достойного, мирного и справедливого мирового порядка.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Философия». 2020;2(3):6-34
6-34
СЕТЕВОЙ КОНФЛИКТ КАК ФАКТОР ДЕСТАБИЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
Аннотация
В работе рассматривается специфика функционирования сетевых конфликтов в современном обществе, качественно изменяющих сферу социального взаимодействия субъектов. Социальные противоречия выступают фактором социального риска, приводящего к непредсказуемым последствиям в существовании и развитии реальности. Необходимость их исследования обусловлена глобальным воздействием сетевых конфликтов на процессы трансформации общества и значимостью выработки механизмов социальной регуляции.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Философия». 2020;2(3):35-42
35-42
ЭПИДЕМИЯ КОРОНОВИРУСА КАК УГРОЗА БЛАГОПОЛУЧИю ЧЕЛОВЕКА ЧЕРЕЗ ЕГО САМОВОСТРИЯТИЕ
Аннотация
Рассматривается восприятие коронавируса как угрозы человеческому благополучию. На основе проанализированных подходов установлено, что проблема благополучия личности имеет теоретическую актуальность в плане уточнения содержания понятия. В работе проанализировано восприятие коронавируса россиянами.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Философия». 2020;2(3):43-48
43-48
ТРАНСФОРМАЦИЯ КАТЕГОРИИ «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ» В УСЛОВИЯХ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА
Аннотация
Рассмотрены факторы, которые оказывают влияние на изменение содержания категории «ответственность» в постиндустриальном обществе. Развитие техники и технологий увеличивают возможности индивидов в преобразовании условий жизни. Тенденции развития общества под влиянием научно-технического прогресса проанализированы в работах российских и зарубежных ученых. Формирование постиндустриального общества повышает роль коллективных субъектов, принимающих активное участие в инновационных преобразованиях. Развитие производительных сил общества увеличивает зону рисков. В этих условиях возрастает значение индивидуальной ответственности, а также появляются предпосылки для становления коллективной ответственности. Коллективная ответственность предполагает становление новых форм взаимодействия в корпорациях. В статье проанализированы особенности рефлексивной ответственности. Они проявляются в организации действий по выявлению заинтересованных сторон, в активном обсуждении возможных последствий. Рефлексивная ответственность основывается на коммуникативной рациональности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Философия». 2020;2(3):49-62
49-62
Социокультурные изменения в контексте политической территориальности и геополитической интеграции
Аннотация
Вопрос территориальности давно перестал быть специализированным, если речь идёт о научных исследованиях последних 10-15 лет. Его осмысление требует междисциплинарного и особого подхода, который сможет предоставить не только экономическую и политическую интерпретацию, но и дифференцировать территориальность с социологической и философской точки зрения. В статье автор рассматривает вышеназванный объект через призму ретроспективного подхода, отсылающего к истории возникновения территориальности как особой сферы взаимодействия политических акторов. Выдвигается гипотеза о том, что территориальность является фактором, тесно связанным с социокультурными изменениями в аспекте взаимодействия институциональных и институциональных форм геополитической интеграции
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Философия». 2020;2(3):63-67
63-67
ФИЛОСОФИЯ КОММУНИКАЦИИ В ЯПОНСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Аннотация
На данный момент общение является очень важной частью человеческой жизни. Однако считается, что только лингвистика и филология действительно исследуют такой объект, как «общение». Это заблуждение. В этом исследовании мы показываем, как меняется общение в зависимости от контекста деятельности. В данном случае мы рассматриваем феномен так называемых «научных кафе».
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Философия». 2020;2(3):68-72
68-72
Апология гегелевской диссертации «Об орбитах планет»
Аннотация
Гегелевская диссертация «Об орбитах планет» обычно рассматривается либо как неудачная попытка умозрительного философа сказать свое слово в астрономии, либо как малозначительные подготовительные материалы к будущей «философии природы». Однако диссертация Гегеля совсем не об астрономии и не совсем о философии природы; она о возможной в будущем «большой физике», основанной на иных принципах, чем традиционная европейская наука. Под предлогом критики ньютоновской «силы всемирного тяготения» Гегель прокладывает путь к «философии духа», ближайшим итогом которого оказались «Феноменология духа» и «Наука логики». Гегелевский вариант трактовки планетарных орбит вне парадигмы европейской науки способствует повышению эвристичности новейших исследований, особенно по части энергоинформационного обмена в природе.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Философия». 2020;2(3):73-84
73-84
НИЦШЕ И ХРИСТИАНСТВО: АПОФАТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В СВЕТЕ КРИЗИСА ЕВРОПЕЙСКОЙ МЕТАФИЗИКИ
Аннотация
Предметом исследования является отношение философии Ф. Ницше с христианством в контексте кризиса европейской метафизики. Проблема состоит в том, что предложенная Ницше критика христианства затрагивает преимущественно его западные формы. В статье предпринимается попытка анализа концептуальных разработок Ф. Ницше в перспективе православной версии христианства. Осуществляется сопоставительный анализ антиметафизических тенденций философии Ницше с апофатическим богословием Восточной Церкви. Опираясь на работы таких современных авторов, как Х. Яннарас, Дж. Агамбен и Р. Сафрански, автор делает вывод о тенденции поворота к христианству в исследовании и рецепции философского наследия Ницше. В статье используются методологические принципы и установки историко-философского исследования, в частности метод историко-философской реконструкции, методы философской компаративистики. Основным выводом проведенного исследования является тезис об апофатическом характере философии религии Ф. Ницше. Автор обосновывает положение, что Ницше, выступая критиком западных форм христианства и европейской метафизики, приходит не к атеизму, но к апофатическому пониманию Бога, близкому к святоотеческому наследию Восточной Церкви.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Философия». 2020;2(3):85-97
85-97
НАУКА БЕЗ МЕТАФИЗИКИ ЛИШАЕТ ЧЕЛОВЕКА СМЫСЛА СУЩЕСТВОВАНИЯ
Аннотация
В статье показывается, что наука без метафизики теряет свое мировоззренческое значение и становится технонаукой, которая не нацелена на крупные новации и открытия, а направлена прежде всего на мелкие инновации и изобретения. Наука без метафизики еще дальше отчуждает человека от общества, так как не способна в полной мере дать ему представление о смысле своего существования в мире и нацеливает молодое поколение лишь на достижение профессиональных целей и гедонизм.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Философия». 2020;2(3):98-105
98-105
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОНТОГНОСЕОЛОГИИ
Аннотация
Рассматриваются условия возникновения онтогносеологии как метода. Дается общая характеристика ее сущности, делается общий обзор философских предпосылок, необходимых для ее появления. Устанавливается как дифференциация, так и смежность онтологии и гносеологии и указывается, при каких условиях эта смежность становится возможной. Делается вывод о последовательной смене двух периодов в истории философии: онтогносеологическом и социально-этическом. Вводится понятие «онтогносеологический стиль мышления» и описывается его отношение к соответствующему методу.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Философия». 2020;2(3):106-112
106-112
Теория и эксперимент в биологии: Теоретическая биология как проблема современной биологии
Аннотация
В биологических и биомедицинских исследованиях подавляющее большинство ресурсов сосредоточено на проведении экспериментов. И только небольшое количество научных ресурсов направлено на разработку гипотез и предварительное моделирование. Последствием такого противоречия является то, что большая часть проведенных экспериментов не имеет научного значения и ценности. С учетом ограниченных ресурсов, доступных для исследований, перенаправление значительного их количества от экспериментальной к теоретической и модельной деятельности окажет большее влияние на разрешение научных задач. Эмпиризм отличается от других концепций познания тем, что почти полностью полагается на опыт в качестве основного источника познания. Он основан исключительно на эксперименте и наблюдении. Сила эмпиризма заключается в его конкретной привязанности к физической реальности изучаемой системы. Однако его слабые стороны становятся все более очевидными по мере увеличения сложности системы. Например, в биологических системах, где мы часто сталкиваемся с множеством интерактивных, динамических, нелинейных процессов, встроенных в составные координационные структуры, становится практически невозможным интуитивно понять основные принципы и теоретические рамки, с помощью которых система работает.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Философия». 2020;2(3):113-129
113-129
ДВЕ ИСТОРИОГРАФИИ РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Аннотация
В результате продолжающегося культивирования иовчуковско-щипановской версии историографии истории русской философии терпит ущерб репутация этого научного направления. Решающую роль в его формировании играли не партийные чиновники, а те, кто добывал новое знание. Среди них преобладают отвергнутые системой И.К. Луппол, Л.О. Пипер, И.В. Фролов, Я.Д. Бетяев, Л.С. Гордон, А.И. Казарин, Л.А. Петров. Полезно актуализировать результаты исследований по мысли XVIII в. У.Я. Когана, В.И. Чучмарева. Важнейший пробел - невнимание к творчеству Л.Б. Светлова (Лехтблау), которым введено в научный оборот множество текстов малоизвестных и забытых русских мыслителей. Насущной задачей является создание фактографически обоснованной, освобожденной от идеологических шор историографии истории русской философии.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Философия». 2020;2(3):130-136
130-136
ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ: ОПЫТ СИСТЕМНОЙ ТИПОЛОГИИ
Аннотация
В статье обсуждаются актуальные вопросы социально-философского учения об общественном сознании. Предложено дифференцировать виды, формы и уровни общественного сознания. Форма общественного сознания характеризуется как внешняя рефлексия социума, проецирующая на мир определенный вид общественных отношений.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Философия». 2020;2(3):137-149
137-149