SCIENCE AND PHILOSOPHY IN THE PERSPECTIVE OF DEVELOPMENT (REVIEW OF THE SCIENTIFIC CONFERENCE "INTERDISCIPLINARY RESEARCH: ESSENCE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT" (BORISIAN READINGS))


Cite item

Full Text

Abstract

The article provides a brief summary of the presentations of the participants of the All-Russian Scientific Conference with international participation “Interdisciplinary research: the nature and prospects of development” (Borisov Readings) ”, which was held on September 27-28, 2019 at the Samara Polytechnic. Particular attention is paid to the substantiation of promising areas of interaction between science and philosophy.

Full Text

В сентябре 2019 г. на базе ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» состоялись первые «Борисовские чтения», посвященные памяти выдающегося отечественного ученого, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора философских наук, профессора Вадима Николаевича Борисова (1927-1997). С течением времени приходит понимание ценности ушедшей эпохи и потребность воссоздать по крупицам ее богатую историю, обратившись к переосмыслению и неангажированному научному анализу наиболее значимых ее персональных страниц. Приходится, к сожалению, констатировать, что Вадим Николаевич Борисов так и остался не вполне оцененным ученым. Авторитет в научном сообществе и глубокое уважение к его творческому наследию объединили на мероприятии исследователей из самых разных регионов нашей страны и ближнего зарубежья: Москвы, Новосибирска, Тольятти, Самары, Ульяновска, Санкт-Петербурга, Ставрополя, Нижнего Новгорода, Чебоксар, Красноярска, Воронежа, Казани, Уральска (Республика Казахстан), Минска (Республика Беларусь), Полтавы (Украина). Проблематика философии познания и методологии научного исследования объединила весьма разнообразные по идейной направленности научные доклады, показав продуктивность формата научного диалога и необходимость будущего плодотворного сотрудничества. Проведенную конференцию можно признать символическим событием, укрепляющим преемственные связи внутри философского сообщества. Ее целью была актуализация и развитие теоретического наследия В.Н. Борисова, а также в целом разрабатываемой им проблематики философии и методологии науки, реализованной в Новосибирске и Самаре во второй половине XX в. Открывая конференцию, директор Института социально-гуманитарных наук и технологий Самарского политеха доктор философских наук, профессор А.А. Шестаков в своем приветственном слове подчеркнул, что реализуемый проект рассматривается как международный и имеет своей целью объединить исследования научного познания в отдельную предметную область, придать аналитическим усилиям в этой сфере фундаментальное философское обоснование и вывести их на широкий простор современных междисциплинарных проектов. Пленарное заседание открылось докладом доктора философских наук, профессора Е.Я. Бурлиной (Самара), в котором была продемонстрирована ключевая роль В.Н. Борисова в становлении региональной институциональной философии. Особое внимание было уделено значению усилий В.Н. Борисова в оформлении академического облика не только самарского университета, но и в целом города Самары как одного из мощных центров философской мысли страны. Доктор философских наук Т.В. Борисова (Самара) в cвоем выступлении проанализировала роль междисциплинарного подхода в изучении феномена исторической памяти. В докладе получила всестороннее обоснование та идея, что для придания фундаментального статуса понятию «историческая память» необходимо изменить организацию научного знания. Доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ В.А. Бажанов (Ульяновск) в своем докладе рассмотрел противостояние натурализма и антинатурализма в эпистемологии. Автор акцентировал внимание на том, что с начала XXI века указанное противостояние стало менее выраженным. Причину этого обстоятельства докладчик видит в бурном развитии социальной и культурной нейронауки, которая предложила для теоретического осмысления большую эмпирическую базу. В.А. Бажанов пришел к заключению, что новая познавательная ситуация может быть корректно осмыслена через призму биокультурного соконструктивизма. Доктор философских наук А.М. Орехов (Москва) сосредоточился на реалистском подходе к анализу социально-онтологических проблем социальных наук. В докладе было отмечено, что социальный реализм - это методологическое направление, признающее реальность существования внешнего мира и необходимость его каузального (причинного) объяснения с учетом субъективной составляющей человеческого поведения, но при этом отстаивающее право каждого социального исследователя на свой собственный вариант такого объяснения в рамках общей эволюции социально-гуманитарного знания. Разрабатывая проблемы социальной онтологии, реалисты предлагают: 1) точечным образом возрождать социальную метафизику; 2) отстаивать плюрализм социальных онтологий; 3) делать социальную онтологию «открытой», «незавершенной»; 4) подтверждать социальную онтологию методом фальсификации; 5) использовать иные, нетрадиционные инструменты верификации социальной онтологии («риторику», деконструкцию и т. п.) Сделав предметом специального рассмотрения исторические и методологические аспекты философии науки как отдельной отрасли философского знания, А.А. Шестаков обратился к опыту истории философии, а также исследованиям в области современных когнитивных дисциплин и продемонстрировал основные тенденции в трансформации предметной области философии науки. Доктор философских наук А.В. Голубев (Уральск, Республика Казахстан) в своем выступлении обратился к анализу мировоззренческих и методологических следствий доктрины примордиализма. Теоретические пассажи в своих рассуждениях автор сопровождал яркими примерами развития этнических процессов на постсоветском пространстве. Доктор философских наук М.И. Пантыкина (Тольятти) убедительно показала преимущества феноменологического анализа в контексте изучения как правового субъекта, так и исходной данности правовой жизни. На конференции работали три секции. На заседании секции «Социогуманитарные аспекты развития современного знания» философскому осмыслению были подвергнуты вопросы общей проблематики философии культуры. Так, кандидат философских наук А.Н. Огнев (Самара) в своем выступлении доложил о результатах предпринятой им сравнительной аналитики трактата В.Н. Борисова «Аристотель» в связи с иными подходами отечественных историков философии. Доктор философских наук Р.А. Нуруллин (Казань) обратился к теме соотношения науки и метафизики. Автор показал, что наука без метафизики теряет свое мировоззренческое значение и становится технонаукой, которая не нацелена на серьезные новации и открытия, а ориентирована преимущественно на мелкие инновации и изобретения. Наука без метафизики еще дальше отчуждает человека от общества, поскольку не способна в полной мере дать ему представление о смысле собственного существования в мире и нацеливает лишь на достижение профессиональных целей и гедонизм. Д.Б. Горбатов (Москва), проблематизируя родство музыки и языка, провел сравнение языка с музыкальным высказыванием, выделив уровни их различия: семантический, синтагматический, парадигматический, прагматический и метасемиотический. Доктор философских наук В.И. Кудашов (Красноярск) сосредоточился на роли и возможностях философии в контексте междисциплинарного познания. В эпоху научной специализации философия, претендующая на специфичный тип научности, сохраняет способность к универсальному суждению, то есть умение не просто понимать природу, общество, сознание, но и одновременно рефлексировать эту способность. Благодаря своим уникальным возможностям философия может вполне успешно позиционировать себя в современном научном познании, не притязая на некое «предельное», или абсолютное, знание, а лишь творчески исполняя «роль» в ансамбле междисциплинарной научной коммуникации. Доклад доктора философских наук В.А. Нехамкина (Москва) был посвящен рассмотрению понятия «междисциплинарность», формам этого явления в научном познании вообще и гуманитарном - в частности. Автор обосновал выделение категории «уровни междисциплинарности». Были также зафиксированы методологические особенности каждого уровня, рассмотрены перспективы их развития. Доктор философских наук Е.В. Бакшутова (Самара) провела эмпирическое исследование, изучив лексику российского «Фейсбука». Ее доклад был посвящен проблеме увеличивающейся агрессивности и социальной деструктивности в этом сегменте социальных сетей. Было отмечено, что в социальных сетях возрастают процессы «антикатарсиса» - практики духовного и психологического подавления и угнетения личности. Затронув общую проблематику семиотики, кандидат философских наук В.В. Ходыкин (Самара) основное место в своем докладе уделил теме взаимозависимости семиотических, логико-математических и лингвистических исследований. Особое внимание автор уделил сравнению естественных и искусственных языковых систем. Современному состоянию искусства и его новым эпистемологическим подходам был посвящен доклад кандидата философских наук М.А. Петиновой (Самара). Автор изучает границы искусства с помощью категорий «междисциплинарность» и «трансдисциплинарность», акцентируя тезис о разделении когнитивных процессов мозга на научное (вербальное) и художественное (невербальным) творчество. В докладе в эпистемологическом контексте осмысливаются вопросы влияния музыкального исполнительства на развитие ментальных процессов человеческого мозга. Доклад доктора философских наук Е.А. Тюгашева (Новосибирск) был посвящен экспликации парадигмального ядра исследовательской программы, реализованной В.Н. Борисовым и В.П. Фофановым. Круг идей и представлений, сформулированных В.Н. Борисовым в его работах 1960-1970-х годов, стал парадигмальным ядром выдвинутой В.П. Фофановым новой исследовательской программы по разработке рефлексивной социальной философии. Эта преемственность В.П. Фофановым не осознавалась, но ее наличие выявляется по общности используемых когнитивных модулей. В русской религиозной метафизике, берущей свое начало в философии восточного богословия и концептуальной разработке догмата о Троице как проявлении Бога, одновременно единого и различного в трех Лицах (ипостасях), доктор философских наук В.Т. Фаритов (Ульяновск) видит непревзойденную интеллектуальную высоту, на какую даже не дерзали взойти великие мыслители Кант и Гегель. Кандидат исторических наук И.В. Степанов (Самара) обсуждает тему ошибочности тенденции, согласно которой все явления культуры могут быть отнесены к сфере «медиа». В своем докладе автор предпринимает критический анализ базовых трудов медиатеоретиков и последовательно эксплицирует границы культурных пространств, вне рамок которых медиа не представлены. На секциях «Формальная и неформальная логика в трансдисциплинарных исследованиях» и «Проблема этической экспертизы в изменяющемся мире» предметом дискуссии предстали темы каузальности и детерминизма. Так, доктор философских наук И.В. Дёмин (Самара) акцентировал внимание на проблеме чуда как «иррегулярного события», которое, вовсе не отменяя естественных законов причинности, с необходимостью требует виновника, или творца. Кандидат философских наук А.Е. Сериков (Самара) выявляет причины, повлекшие за собой изменения в представлениях о соотношении понятий «невинность» и «жертва». В своем докладе он раскрывает развитие данных идей от веры в виновность приносимой жертвы в архаичных обществах до понимания ее невинности в христианстве. Доктор философских наук В.М. Маслов (Нижний Новгород) обратился к осмыслению проблемы «знания» в контексте признания постнеклассической рациональностью ценностных оснований эпистемологических утверждений. Суть проблемы в наличии/отсутствии взаимосвязи современных монистического и плюралистического подходов к «знанию». Показательно, что объективным основанием существования монистического и плюралистического подходов к знанию выступает поступательное развитие техногенной цивилизации. Отмечается, что монистический подход, реализуемый в рамках научно-философской традиции, должен сохранить свою мировоззренческую значимость. Это необходимо не только для оптимального решения множества конкретных проблем современности, но и для купирования общих угроз техногенной цивилизации (экологической, военной и т. д.) на пути формирования посттехногенной цивилизации. Доктор философских наук В.Б. Малышев (Самара), опираясь на фундаментальную онтологию М. Хайдеггера, утверждает, что язык обладает бытием и подлинное его воплощение осуществляется не на понятийном уровне, а на поэтическом, т. е. посредством метафор и символов. Обоснование данного тезиса автор связывает с уяснением причин развития культуры как основания бытия человека. Доктор философских наук Е.М. Ковшов (Самара) обосновывает методологическую значимость применения форм и видов социальной рефлексии для уяснения состоятельности различных типов социальных теорий. К методологическим аспектам изучения правовой реальности и ее практических нюансов в своем докладе обратился кандидат философских наук А.В. Колыбанов (Самара). Аспирант И.С. Панин (Самара) в контексте установления маркеров идентичности проанализировал работы классика западной социальной теории Э. Эриксона и представил свое видение данной проблематики. Доктор философских наук А.А. Бодров (Самара) представил доклад о больших данных в парадигме междисциплинарных исследований. Вопросы методологии биологического познания анализировала аспирантка В.Е. Редникина (Самара). Предметом ее осмысления явилась трансдисциплинарная методология на примере современных биологических исследований. Кандидат педагогических наук А.В. Тимофеев (Самара), анализируя цифровизацию образовательного процесса, связал трансформацию системы ценностей человека в условиях цифровизации со своим опытом педагогической деятельности. Кандидат философских наук А.Б. Макаров (Самара) рассмотрел проблему формализации знания на примерах экономической теории и государственного управления. Основной мотив его выступления - сравнение процессов математизации в естественных и социально-гуманитарных науках, а также осмысление методологического опыта математизации в естествознании. Реалиям современного техногенного общества, его генезису и структурным особенностям был посвящен доклад доктора философских наук Н.М. Твердынина (Москва). Автор уделил особое внимание проблеме восприятия человеком техники и технологии, а также уяснению методологического и мировоззренческого значения таких понятий, как «технократизм» и «технофобия». В своем докладе доктор философских наук В.П. Барышков (Санкт-Петербург) проанализировал связи науки и познающего человека (ученого), охарактеризовал роль субъекта и субъективности в научном познании. Старший преподаватель Н.Г. Волик (Полтава, Украина) актуализировала проблему непреходящей ценности философии и ее роли в формировании и развитии личности ученого. Исследованию вопросов социальных рисков был посвящен доклад кандидата философских наук Ю.Л. Баньковской (Минск, Республика Беларусь). Данная проблематика раскрывалась через аналитику влияния научно-технического прогресса на сетевизацию событий в экономике, политике и духовной сфере человеческой жизнедеятельности. Осмыслению мировоззренческих, социально-культурных и индивидуально-личностных факторов в конституировании классического естествознания был посвящен доклад кандидата философских наук В.И. Миськевича (Минск, Республика Беларусь). Подводя итоги изложенному выше, можно констатировать, что конференция «Междисциплинарные исследования: сущность и перспективы развития» представляет собой современный опыт осмысления проблематики философии науки в контексте идей трансдисциплинарности, идентичности, ментальности и самосознания. Лейтмотивом конференции стало неоднократно акцентированное участниками убеждение в том, что необходимо максимально поддерживать развитие региональной философии, отдавая долг уважения ее выдающимся представителям. Диалог разных поколений в философии, коллаборации различных регионов и научных направлений являются одним из ее возможных вариантов, имеющим, будем надеяться, продолжение. Конференция состоялась благодаря информационной и технической поддержке Самарского государственного технического университета.
×

About the authors

A. A Shestakov

Samara State Technical University

Email: shestakovalex@yandex.ru
Samara

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Shestakov A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies