RATIONAL ACTIVITY AS A TOOL FOR PENETRATION INTO THE EXTRA-PHYSICAL DIMENSION


Cite item

Full Text

Abstract

The author proves the necessity of applying geometry as a science of the properties and interrelation of ideal figures for penetration into the world outside of physical phenomena. He presents a nonlinear model of the Universe is as a hierarchy of various structures located between the out-of-space Absolute and Non-existence. The paper provides information on mechanism of mutual transition between the levels of Being. It has been established that between the ideal and physical reality there is a certain "semi-real-semi-imaginary" substance (called by K. Jung "the Bardo area"), in the center of which is Nothing. Finally the author admits that the transition to the world of ideal phenomena is possible under the conditions of physical reality by means of “social construction”.

Full Text

Тесна мне бытия печальная темница, - О, если б дверь найти, что к вечности ведёт… Омар Хайям В течение веков человечество стремилось построить «лестницу», связывающую наш материальный мир с Небом (идеально-духовной реальностью) с помощью религиозной веры, интуиции, творческого экстаза либо логики силлогизмов. К сожалению, все эти попытки были малоэффективными. Однако сегодня, в эпоху постнеклассической науки, на наш взгляд, решение этой проблемы стало возможным, тем более что один из авторов этой статьи в момент своей «клинической смерти» побывал во внефизической реальности (описанной Р. Моуди-мл., Э. Кюблер-Росс и др.) и может сопоставить свои личные представления о ней с объективным научным анализом. Для решения этой задачи обратимся к взглядам Аврелия Августина (IV-V вв.). Данный философ полагал, что пространство - это мера протяженности материи, выраженная в смене форм, а время есть мера протяженности души, обладающей разумом [3, с. 210, 215]. Следовательно, пространство и время связаны протяженностью не только между собой, но и с человеческим разумом, способным их познать. На наш взгляд, эти тезисы могут быть использованы в качестве философской платформы проводимого исследования. Основными методами исследования будут являться методы экстраполяции, научного воображения и геометрического анализа (необходимость использования которого отметил ещё Платон в VII книге «Государства»). Кроме того, особую роль, на наш взгляд, играют методы интродукции [7, с. 152-154] и социального конструирования реальности [1, с. 108, 115, 146, 158]. Основные гипотезы исследования состоят в следующем: а) все необходимые условия постижения внефизической реальности уже содержатся в нашем уме (который, по Р. Декарту, одновременно желает, чувствует и понимает) [2, с. 68]; б) наше представление о физическом мире есть искажённое восприятие миров высших измерений [6, с. 10-80]; в) поскольку все тела Вселенной состоят из бесконечного числа мельчайших точек, то наше исследование необходимо начинать именно с анализа их свойств, неисчерпаемых «вглубь» и «вширь»; г) внешние связи точки порождают физическое пространство и могут быть рассмотрены в метрической системе координат, а внутренние формируют идеальное, т.е. неизменяемое пространство. Рассмотрим вначале внешние отношения и связи такой абстрактной точки. Представим себе Вселенную - точку (о ее существовании свидетельствуют найденные в Космосе так называемые «черные дыры» с бесконечно малыми размерами и огромной плотностью вещества и энергии). В ней нет света, движения, пространства и времени, а бытие мыслящего существа в этих условиях связано с физическими страданиями (напоминающими муки грешников в аду). Выйти за пределы такого мира очень трудно. Одномерная Вселенная вполне возможна, если данная точка «нырнёт» вглубь себя, выйдет за пределы своего прежнего существования и превратится в линию. В такой «тоннелеобразной» Вселенной могут жить существа, имеющие форму точки, движущиеся только вперёд и назад и чувственно воспринимающие точку спереди и сзади себя. Такой мир будет одновекторным, однообразным, лишённым свободы и личного выбора. Трёхмерный мир людей будет для этих жителей недоступен чувственно и рационально, и предстанет в виде серии однообразных точек - явлений, не связанных с миром наших природных, социальных и духовных процессов. Двухмерный мир представляет собой аналогичную совокупность бесчисленных линий (вышедших за пределы своего бытия), а живущие там существа воспринимают «свой космос» пространственно плоским. Эти существа будут иметь вид точек, линий, треугольников и т.д. Всё, что существует вне этой плоскости, для них либо не существует, либо представлено в искажённом виде. Так, шар и куб, находящиеся на этой плоскости, воспринимаются ими как «точка» и «квадрат». Соответственной будет и их система «научных» знаний, базирующаяся на исходных чувственных данных. Такие плоские существа весьма подробно описываются в поэмах Й. Вондела и Дж. Мильтона «Люцифер» и «Потерянный рай» (XVII-XVIII вв.). Согласно принципу аналогии жители «трёхмерной» планеты Земля также воспринимают Вселенную в контексте своей чувственности и считают эпифеноменами реальности четырёх и пяти измерений, а все имеющиеся представления о структуре мироздания, пространстве, времени, источниках жизни и т.д. полагают истинными. Но что же собой представляет пространство высших измерений? Попробуем решить эту проблему путем рассуждений. Если линия состоит из множества точек, поверхность - из множества линий, а трёхмерное тело - из бесчисленных поверхностей, то логично предположить, что четырёхмерное пространство - это «след» от движения бесконечного числа трёхмерных тел. О реальности такого предположения свидетельствует вся социальная практика человечества (например, идеальное понятие «стол» выражает свойства всех когда-либо существовавших и потенциально возможных столов). Поэтому мир четырёх измерений будет состоять из идеальных форм, т.е. понятий - вечных, бесконечных и разумных - и познаваться рациональным путем. Мир же пяти измерений возможно выступает «следом» от движения идеальных понятий, где бытийствуют феномены духовного плана - Добро, Истина, Гармония и др., воспринимаемые людьми только на интуитивном уровне. Идеальный мир (т.е. небо), по Платону, есть мир форм - эйдосов, а мир пяти измерений уже является «занебесной сферой», заполненной бесцветной, без очертаний, неосязаемой сущностью, зримой только уму [5, с. 156]. А внепространственный, вневременной и непостижимый Абсолют («Единое», по Плотину) обладает абсолютной потенцией, но актуализируется в момент возникновения Вселенной, объективируясь в духовном, идеальном и материальном мирах. Поскольку геометрическая «точка» играет роль базового фактора мироздания (и самоподобна ему), то выяснение её внутренних идеальных свойств и механизмов также актуально для нашего исследования. Известно, что все точки только внешне похожи, но не тождественны друг другу, обладают собственным потенциалом и способны формировать различные геометрические фигуры (теория множеств Г. Кантора, 1883 г.). При этом точка может рассматриваться как сложная диссипативная система, обладающая способностью одновременно быть «действительной», «мнимой» и «полудействительно-полумнимой» [8, с. 31]. Это предполагает, что она одновременно входит в материальный, идеальный и духовный миры. Возьмём, к примеру, прозрачный шар с толщиной стенки, равной предельно малой точке R (рис. 1). Нарисуем фломастером на его внешней выпуклой поверхности треугольник ABC (сумма внутренних углов которого, по Б. Риману, будет более 180° и стремиться к плюс бесконечности). Таким образом, все объекты данного пространства будут также иметь свойства бесконечности. Для внешнего наблюдателя этот треугольник будет единственной чувственно воспринимаемой реальностью, а его «антипод» (треугольник -A-B-C) станет уже «мнимым». И наоборот, если наблюдатель мысленно переместится внутрь шара, то треугольник -A-B-C станет «действительным», а треугольник ABC превратится в несуществующий, т.е. «мнимый». Рис. 1. Внутренняя структура комплексной точки R, где точка С - это некое Нечто, где происходят процессы возникновения-гибели тел. При этом треугольник -A-B-C «изогнётся» и приобретёт качественно иные свойства (согласно геометрии Н.И. Лобачевского, сумма внутренних углов такого «вогнутого» треугольника станет менее 180° и будет стремиться к нулю, что соответствует свойствам физических тел). Поскольку данный шар можно мысленно разместить в любой точке Вселенной, то одни и те же точки космического пространства будут одновременно и «действительными», и «мнимыми» в зависимости от места нахождения наблюдателя. Это означает, что: а) пространство является продуктом сознания субъекта познания; б) наш физический мир (горы, реки, леса, люди и т.д.) имеет рядом с собой параллельную «зеркальную» реальность, состоящую из тех же точек, но уже с другими свойствами. Но что же собой представляет тот центр «точки», где происходит «изгибание» («кручение») пространства и процесс «возникновения-гибели» тел? Из рис. 1 следует, что между так называемой «действительной» и «мнимой» реальностью находится «полудействительная-полумнимая» субстанция, играющая главную роль в динамике бытия. Именно в точке C любое физическое тело сжимается до нуля (то есть фактически гибнет), а затем вновь возникает в другом пространстве, но уже с иными идеальными свойствами. Из этого же рисунка следует, что именно таким образом любое идеальное тело может вновь «перейти» в мир физических явлений, приобретая видимость материальной действительности (что доказывает возможность «загробного существования» души человека и феномена «реинкарнации»). Данная бесформенная субстанция напоминает «область Бардо» (находящуюся между моментами смерти и нового рождения человека и описанную К. Юнгом в предисловии к «Тибетской книге мёртвых»). Область «Бардо», на наш взгляд, состоит из энергии бесструктурных первостихий (огонь, земля, вода и т.д.), соотносимых с современными представлениями ученых о «темной материи» и «энергии» и приобретающих под объективирующим воздействием устойчивых психических образов и отдельных эманаций человека особую форму и структуру во всех уровнях мироздания (а сами первостихии - «нечто» - располагаются между «Ничто» и уже оформленной реальностью). Можно предположить, что линия А -А связывает два вида пространства и похожа на одномерную сдвоено-эллиптическую поверхность (Ф. Клейн, 1871 г.). Об этом свидетельствуют два примера. Первый - спуск героев Данте, описанный в его «Божественной комедии», по кругам воронкообразного Ада, завершившихся узким кругом (то есть точкой или «поясницей Люцифера»). При этом герои Данте, двигаясь всё время по прямой и с головой, обращённой к поверхности Земли, в области «поясницы Люцифера» перевернулись только один раз и вновь вернулись в прежнее место, откуда начали спуск, и в том же положении, в каком уходили вниз к линии «разлома» пространств. Кроме того, Платон в десятой главе «Государства» описывает историю солдата Эра, погибшего на войне, а затем ожившего через десять дней. Этот солдат объяснил, что, пребывая между Небом и Землёй, он заметил в них по две щели. Через эти щели души людей одновременно поднимались вверх или спускались вниз. Оба эти примера свидетельствуют о том, что взаимопереход между «действительным» и «мнимым» мирами осуществляется по сдвоено эллиптическим траекториям со свойствами «кручения» одномерного пространства (аналогом которого является так называемая «лента Мебиуса»). Но подтверждаются ли данные философии, религии, геометрии, мировой культуры, медицины и т.д. о возможности достижения мира идеально-духовных сущностей современной физикой? Скорее всего, да. Из ОТО следует, что во Вселенной не может быть скоростей больших, чем скорость света, так как при этом любое физическое тело исчезает (превратившись в точку). Но та же формула А. Эйнштейна (где L - длина тела, V - скорость его движения, а C - скорость света) показывает: пока V менее С, то L существует как ограниченное физическое тело; при V = C, L = 0, а при V, большем C, L вновь существует, но уже как идеальная величина. И эта идеальная величина, кажущаяся нам мнимой, будет абсолютно реальной для внешнего наблюдателя. Следовательно, переход не только геометрической точки или фигуры, но и любого физического тела в мир идеальных форм вполне возможен при определенных условиях и, скорее всего, происходит по известной сдвоено эллиптической траектории с моментом кручения [8, с. 50-52]. О скрытом от глаз людей существовании особой полуидеальной реальности, расположенной «на Земле, под самыми небесами», говорил ещё Платон в «Федоне». Он утверждал, что этот мир окрашен в яркие, чистые и прекрасные цвета, а все тела там - совершенные, гладкие, прозрачные и красивого цвета, и что все, кто видит этот мир - счастливы [5, с. 71-72]. Платон также утверждал, что на пути человека в иной мир существует «много распутий и перекрёстков» (где можно заблудиться) и что переход в иной мир происходит не автоматически, а определяется «воспитанием и образом жизни» человека (что заставляет нас вспомнить термин «карма»). Он также полагает, что для успешного перехода в иной мир необходим провожатый - «гений», который отводит умершего в «подобающее ему место» [5, с. 69-70]. Отсюда можно предположить, что и рождение человека на Земле тоже не является случайным и что некоторые люди после своей кончины не смогут автоматически попасть в идеальный мир и застрянут в точке С (Ничто). По этому вопросу в Новом Завете сказано, что легче верблюду пролезть в ушко иглы, чем богатому попасть в рай. Всё вышесказанное позволяет нам по-новому взглянуть на структуру и форму Вселенной. На наш взгляд, она включает в себя множество «саморазвивающихся» миров, начиная от не наблюдаемых нами внепространственных точек (возникших из недр Небытия) и вытекающих из них одно-, двух- и трехмерных пространств. Аналогом такой системы выступает образ книги в твёрдом переплёте, поставленной на стол таким образом, чтобы все её отдельные страницы составляли множество двухмерных плоскостей, пересекающихся в одной одномерной оси (то есть корешке книги), начало которой исходит из «чёрной дыры». При этом наша Вселенная для внешнего наблюдателя имеет форму ровного поля, на котором растет множество «одуванчиков» (состоящих из множества двухмерный плоскостей), одномерные ножки которых подпитываются из энергии физического вакуума, создавая эффект расширяющейся Вселенной. Интересно, что подобные взгляды разделяются некоторыми современными учёными-физиками [4, с. 106, 111, 176]. В структуру же верхних «этажей» мироздания входят реальности четырёх и пяти измерений (которые редко фиксируются приборами и органами чувств), соприкасающиеся с вечным и бесконечным Бытием. Предлагаемая нами модель Вселенной исходит из приоритета не физических явлений, а разума человека, и выражает ее качественную, то есть вечную сторону (в отличие от науки, описывающей, прежде всего, количественные параметры мира). На основании вышесказанного можно сделать следующие выводы и предложения: 1) есть основания полагать, что во время неудачного падения автора статьи с мопеда в детстве его душа (второе «Я») действительно «переместилась» в некую низшую сферу идеального мира («изнанкой» и «зеркальной копией» которого является наше земное существование), сохранив при этом память, способность видеть, слышать и мыслить; и что из мира четырёх измерений можно чувственно воспринимать феномены физической реальности; 2) этот «надлунный мир» (по Аристотелю) является красивым и гармоничным, но в нём нет полноты земного бытия, т.е. пения птиц, жужжания насекомых, переживаний, свободы выбора и др.; 3) наш физический мир, хотя и занимает промежуточное положение в структуре мироздания, но является центром противостояния Бытия-Небытия, и, возможно, определяет характер их взаимоотношений. Об этом в Новом Завете сказано следующее: и что вы разрешите на Земле, то будет разрешено на небе, и что вы свяжете на Земле, то будет связано на Небе [Мф. 18:18]; 4)Аристотелевско-Птолемеевская космология помещает мир идей сразу же за орбитой планеты Уран, то есть за пределами «подлунного» мира. Мы полагаем, что идеальный мир существует в контексте не внешних (метрических) свойств точки, а в системе ее внутренних (топологических) координат, то есть внутри физических тел, в их форме. И хотя идеальный мир находится рядом с физической реальностью, дорога туда проходит по достаточно длинной и извилистой траектории и требует времени (вспомним рассказы людей, побывавших в состоянии «клинической смерти», их полет в «черном тоннеле» и то, что их быстрое перемещение в мир идей и обратно занимает около 15 минут). Следовательно, вход в мир вечности возможен в любой точке Бытия, а взаимопереход между различными пространствами осуществляется через одномерное пространство и Ничто; 5) процесс «вхождения» человечества в миры высших измерений уже идёт, так как биологическая эволюция человека завершилась примерно 100 тыс. лет назад и началась его социально-культурная эволюция. Этот процесс является длительным: только 70 тыс. лет назад возникли представления об идеальном «загробном мире»; примерно 40 тыс. лет назад появилось искусство как способ постижения духовного мира. Вхождение в идеальный мир возможно уже сейчас через постижение идеальных форм для математиков, философов и т.д., так же, как и соприкосновение с духовной реальностью для творческих и религиозных деятелей через ценностные смыслы бытия. Главным условием этого процесса является понимание того, что есть фигуры, которые не могут быть обобщены в трёхмерном пространстве; 6) представленная нами модель Вселенной может выступать основой для сближения двух типов культуры - естественнонаучной и гуманитарной, и методологией анализа природных и социокультурных процессов как единого целого. Её истинность доказывается совпадением со всеми современными научными представлениями: квантовой теорией В. Гейзенберга, ОТО А. Эйнштейна, концепциями суперструн, Большого взрыва и точки сингулярности, открытием «тёмной материи» и «тёмной энергии» (В. Рубин), твисторной теорией Р. Пенроуза, антропным принципом Б. Картера, теорией универсального эволюционизма Н.Н. Моисеева и т.д., а также логикой развития научного знания; 7) любая бесформенная точка является фракталом Бытия; она бестелесна, туманна и неопределенна, но в ней скрыты образы всех вещей (до-бытия, бытия и после-бытия), а она сама обладает высшей действительностью и достоверностью.
×

About the authors

A. P Fedyaev

Kazan State Institute of Culture and Arts

Email: zavaspirantura_kazgik@mail.ru
Kazan, Republic of Tatarstan

R. Kh Fedyaeva

Kazan National Research Technological University

Email: fedyaeva.64@mail.ru
Kazan, Republic of Tatarstan

References

  1. Бергер, П. Социальное конструирование: социология знания / П. Бергер, Т. Лукман. - М., 1995. - 237 с.
  2. Декарт, Р. Размышления о первой философии: соч. в 2-х т. / Р. Декарт. - Т. 2. - М.: Мысль, 1994.
  3. Исповедь блаженного Августина, епископа Гиппонского. - М.: АСТ, 2003. - 440 с.
  4. Непримеров, Н.Н. Десятитомное собрание научных и литературных трудов / Н.Н. Непримеров. - Т. 1. - Казань: ЦИТ, 2003. - 224 с.
  5. Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид / Платон; общ. ред., А.Ф. Лосева; пер. с древнегреч. - М.: Мысль, 1999. - 528 с.
  6. Успенский, П.Д. Tertium organum / П.Д. Успенский. - СПб: Андреев и сыновья, 1992. - 241 с.
  7. Федяев, А.П. Философия и наука: метатеоретический анализ / А.П. Федяев. - Казань, 2013. - 179 с.
  8. Флоренский, П.А. Мнимости в геометрии / П.А. Флоренский. - Изд. 2-е. - М.: УРСС, 2004. - 72 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Fedyaev A.P., Fedyaeva R.K.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies