Актуализация проблемы развития технологических умений студентов в процессе освоения художественной керамики: тезаурусный подход

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

При освоении технологии художественной керамики в гуманитарных вузах особое значение придаётся проблеме оптимизации процесса развития профессиональных умений и навыков учащихся. Признавая важность и неотъемлемость системного, синергетического и семиотического подходов в образовательном пространстве высшей школы, автор обосновывает необходимость повышения эффективности преподавательской деятельности и решения трудностей в восприятии технических знаний студентами декоративно-прикладных направлений посредством тезаурусного подхода. Данный инновационный методологический инструментарий позволяет сбалансировать технологический и художественный аспекты преподавания специальных дисциплин.

Полный текст

Художественная керамика как разновидность декоративно-прикладного искусства имеет богатое историческое наследие, внесшее существенный вклад в культурную сферу человечества. С течением времени керамические произведения становились не только выразителями эстетических предпочтений, но и отражением мировоззрения, вкусов и идеалов своих эпох.

Несмотря на многовековую историю художественной керамики и ее, на первый взгляд, кажущуюся простоту, технология производства керамических объектов всегда была сложной. Искусство их создания включает в себя множество тонких и трудоемких этапов, начиная от выбора подходящих материалов до самого процесса обжига и глазурования.

В последние годы мы наблюдаем не только сохранение, но даже усложнение технологии керамического производства. Это связано с постоянным внедрением новых методов, использованием современных материалов, дающих художникам и мастерам больше возможностей для творчества, но при этом требующих глубоких знаний и профессионального мастерства. Развитие технологий и прикладные исследования в области керамики доказывают, что это искусство не только сохраняет свою актуальность, но и становится территорией постоянных открытий и экспериментов.

Дисциплина для изучения технологии керамики входит в программы вузовской подготовки художников-керамистов под разными названиями: «Технология» и «Химические технологии при производстве изделий из керамики» (СПГХПА им. А.Л. Штиглица), «Технология и материаловедение» (РГХПУ им. С.Г. Строганова), «Технология и конструирование» (Сибирский федеральный университет), «Технология и материаловедение» (Гжельский государственный университет), «Материаловедение» (УрГАХУ). «Технология керамики» является неотъемлемым элементом учебных программ художественных вузов, специализирующихся на подготовке художников-дизайнеров и других специалистов, связанных с изобразительным искусством. Например, художественная керамика включена в учебные программы подготовки дизайнеров и иллюстраторов по направлению 54.03.01 Дизайн, в том числе Казанского федерального университета [1], Северо-Кавказской государственной академии [2], Владивостокского государственного университета экономики и сервиса [3] и многих других высших учебных заведений.

Изучение технологии керамики в вузах представляет собой уникальное и разнообразное поле, где не только название дисциплины, но и её содержание могут существенно различаться. Данное обстоятельство, в свою очередь, обусловливает, с одной стороны, многообразие подходов к организации профессионального образовательного процесса, что отражается на учебных планах, а с другой – вызывает определённую терминологическую неясность.

Нередко содержание курса сильно зависит от компетентности преподавательского состава, направленности вуза и времени, выделенного на изучение дисциплины. Преподаватели, обладающие опытом в области изготовления керамики, способны внести в учебный процесс свои знания и практические навыки. Важно также учитывать, что разнообразие в наименованиях и содержании дисциплины по технологии керамики отражает богатство подходов и специфику образовательных учреждений, поскольку именно творческие вузы могут включить в программу более широкий спектр тем, связанных с креативным использованием керамических материалов.

Р.М. Варцава еще в 1989 г. подчеркнула, что единой системы подготовки по технологии художественной керамики на момент исследования не существовало ни в одном учебном заведении. В большинстве случаев на местах осуществлялись поиски возможностей преподавания, ориентированного на творческую инициативу педагогов. К примеру, преподаватели активно изыскивали специальные материалы и оборудование, а также разрабатывали собственные задания для студентов, стремясь обеспечить качественное обучение в данной области [4, с. 6].

С тех пор прошло более трех десятков лет, но ситуация в сфере подготовки студентов художественных направлений мало изменилась. По-прежнему отсутствует общепринятая система, при которой обучение в этой области, как правило, остается результатом индивидуальных усилий преподавателей и выработкой образовательных стратегий на местах. Это подчеркивает актуальность проблемы в развитии структурированной и единой системы обучения технологии керамики. Данная технология играет ключевую роль в творческой деятельности художника-керамиста, обусловливая технический аспект создания произведений, напрямую «отвечающий» за выражение художественной идеи. Однако, несмотря на важность этого момента, в современной практике обучения часто преобладает традиционный подход, ориентированный на репродукцию. Такой способ преподавания керамики вступает в противоречие с концепциями культурно-ориентированного образования, предполагающими стимулирование не только репродуктивной, но и творческой деятельности учащихся. Эволюция образовательных подходов в этой области искусства может предоставить возможность переосмыслить традиционные методы и внедрить инновационные формы обучения, которые акцентируют внимание на развитии творческого мышления и индивидуального выражения.

Преподавание технологии керамики представляет собой особый вызов из-за сложности материала, требующего технического бэкграунда. Хотя студенты художественных направлений в первую очередь являются творческими людьми, они часто сталкиваются с необходимостью разбираться в технических аспектах процесса. Эта сложность и создаёт противоречие между художественным творчеством и техническим пониманием материала.

В поисках решения данной проблемы преподаватели часто выбирают стратегию упрощения материала, сводя все к решению конкретных художественных задач. Однако, когда курс технологии керамики слишком облегчается, появляется риск упущения важных технических аспектов, что может снизить качество художественного выражения. С другой стороны, избыток технических и химических понятий может создать барьер для творческого развития студентов, делая усвоение курса трудным. Этот баланс между техническими аспектами и художественным творчеством является ключевым вопросом в разработке эффективных программ обучения технологии керамического искусства.

Для более глубокого понимания проблемы преподавания технологии керамики представляется необходимым обратить внимание на обширный корпус литературы, посвящённой развитию творческих способностей [5-18] и технологических умений [19-26] у студентов. Исследования, которые фокусируются на различных аспектах художественного процесса, предоставляют ценный инсайт о проблематике интеграции творческих и технических компонентов при обучении керамике. Но, несмотря на такое, казалось, обилие литературы, поиск эффективных подходов и методик преподавания технических дисциплин для студентов, обучающихся на художественных специальностях, стал вызовом, не получившим должного ответа. Дело в том, что основное внимание исследователей в данной области сосредотачивается на обратной задаче – обучении технических специалистов гуманитарным дисциплинам, что вновь уводит от полноценной разработки оптимальных и эффективных подходов к преподаванию технологии керамики для студентов художественных специальностей.

В связи с отсутствием общепринятых подходов, мы вынуждены обращаться к исторически сложившимся, заложенным в учебниках по художественной керамике. Последние предоставляют нам базовый материал, накопленный опыт и традиции в области преподавания технологии керамики, становясь отправной точкой для формирования собственных стратегий обучения и позволяют выявить эволюцию подходов к преподаванию данной дисциплины.

Хочется отметить, что самые полные и всесторонние руководства были созданы в 70–80-е гг. XX в. [27-34]. Эти работы дают глубокое понимание как технических, так и художественных аспектов процесса создания керамических изделий. Однако современные учебники, как доказывает наш личный практический опыт, склоняются к упрощению материала [35], либо имеют характер научно-популярных изданий [36; 37]. Старые учебники, несмотря на свою полноту, ориентированы в основном на технологов производства и в полной мере удовлетворить потребности художников-керамистов не способны. Таким образом, современные преподаватели и студенты сталкиваются с вызовом найти баланс между количеством информации и ее доступностью, чтобы обеспечить эффективное и всестороннее обучение технологии керамики.

Несмотря на активное исследование проблем, связанных с преподаванием художественной керамики в различных специализациях профессионального художественного образования, область технологии керамики остаётся недостаточно исследованной в педагогической сфере. В большинстве случаев академические исследования сосредотачиваются на аспектах художественных, уделяя меньше внимания техническим и технологическим в процессе обучения.

Анализ литературы по художественной керамике обнаруживает отсутствие специализированных работ, посвященных проблемам обучения керамике в училищах и институтах. В публикациях педагогической направленности выявлен недостаток глубоких исследований методической и технологической базы данного вида искусства. Под разными ракурсами это подтверждают труды Р.М. Варцава [4], О.Г. Араслановой [38] и В.В. Седых [39]. В подавляющем большинстве научные исследования в данной области склоняются к освещению вопросов, связанных с приобщением к декоративному искусству и керамике, фокусируются на решении проблем народного искусства в системе обучения и воспитания детей. Методические рекомендации по керамике, присутствующие в литературе, ограничиваются обобщённым и констатирующим характером, не предоставляя глубокого понимания методологии преподавания и технологических аспектов в профессиональном педагогическом контексте. Это указывает на потребность в дальнейших исследованиях и разработке специализированных методик преподавания художественной керамики в учебных заведениях.

Таким образом, можно констатировать, что в современном профессиональном образовании существуют противоречия в подходах к преподаванию технологии керамики. С одной стороны, имеется стремление к развитию творческих способностей студентов, актуализирующее художественные аспекты обучения, с другой – наблюдается тенденция к упрощению и технической стандартизации, что может снижать важность технологических навыков. Синтез художественного и технического образования требует новых педагогических подходов с учетом адаптации содержания дисциплины к восприятию студентами художественных направлений технических аспектов обучения, что создает потребность в более глубоком исследовании технологии обучения керамике в профессиональной образовательной среде. Таким образом возникает проблема оптимизации процесса развития технологических умений обучающихся.

Для решения вышеупомянутой проблемы уделим внимание ее теоретико-методологическим основам, позволяющим структурировать процесс развития технологических умений студентов. Это станет отправной точкой для разработки новых стратегий обучения, учитывающих не только образовательную специфику, но и особенности восприятия, потребности учащихся художественных направлений, а также создаст основу для инновационных подходов к обучению технологии керамики в контексте их творческих интересов.

Принципиальным представляется тезаурусный подход [40], обоснованный в работах Валерия Андреевича и Владимира Андреевича Луковых и нашедший широкое применение в социологических и социолого-исторических исследованиях. Этот подход, основанный на систематизации и классификации ключевых понятий и их взаимосвязей, по справедливому мнению авторов, применим и в педагогической сфере.

В рамках нашего исследования мы выдвигаем гипотезу о значительном потенциале тезаурусного подхода в таком образовательном процессе, где эффективность освоения материала по большей части зависит от количества практического опыта. Предполагаем, что тезаурусный подход может предоставить студентам уникальные инструменты для систематизации знаний и более глубокого понимания предмета. Центральным утверждением в данной методологии является идея о том, что тезаурусы представляют собой субъектно организованное гуманитарное знание и в общем виде трактуются как «полный систематизированный свод освоенных социальным субъектом знаний, существенных для него как средство ориентации в окружающей среде, а сверх этого также знаний, которые непосредственно не связаны с ориентационной функцией, но расширяют понимание субъектом себя и мира» [38, с. 67]. По мнению Луковых, понимание – это процесс усвоения и интеграции знаний в личный тезаурус, представляющий собой форму гуманитарного знания.

В контексте обсуждаемого подхода мы предлагаем рассмотреть тезаурус не только как систему «понятие–понятие», но также как взаимодействие понятий с впечатлениями, формулами, образами и другими элементами. Этот подход особенно актуален в областях, где формирование тезауруса осуществляется опытным путем, и возникают трудности из-за существенных различий между тезаурусом ученика и тезаурусом предмета. Так, тезаурусный подход может быть успешно применён, к примеру, в области керамики, музыки (звукорежиссура, саунд-дизайн), промышленного дизайна и архитектуры, где восприятие и творческое мышление играют важную роль. В этих областях знания формирование тезауруса может осуществляться через взаимодействие различных типов понятий и их сочетание с разнообразными впечатлениями и образами.

В тезаурусном подходе, используемом для оценки уровня обучения, применяется триада И.М. Ильинского [41], где ключевым элементом является понимание, расположенное в вершине треугольника, а знание и умение образуют основание. Уникальность этой триады заключается в том, что каждый угол треугольника притягивает к себе два других, подчеркивая взаимосвязь между пониманием, знанием и умением. Наша принципиальная позиция в том, что именно развитие умений представляет собой наиболее эффективный способ улучшения качества и результативности деятельности художника-керамиста. Эти умения обеспечивают необходимую базу для реализации творческих идей и повышают эффективность работы, а технологические навыки дополняют и обогащают творческий процесс, предоставляя керамисту уникальные инструменты и перспективы.

В отличие от классической последовательности «знание – умение – навык» (ЗУН) в триаде «понимание – знание – умение» (ПЗУ) существуют сложные взаимосвязи, опирающиеся на субъективную структуру тезауруса. Луковы подчеркивают, что тезаурус может влиять на восприятие информации, отмечая, что недопонимание может возникнуть, если определенная информация не соответствует текущему тезаурусу.

Для студента, который изучает художественное искусство, дизайн или керамику и стремится сочетать технические аспекты с индивидуальным видением, тезаурус может стать важным инструментом. Он рассматривает мир вокруг себя как область своего «господства» и проявляет особый интерес к доступному ему сегменту мира. Из этого сегмента он выбирает элементы, которые могут быть использованы для решения задач и преодоления препятствий. При этом художник предпочитает дифференцированное «мобильное» знание, где степень желаемого знания зависит от их релевантности, а не от стремления к полному освоению всех элементов.

В этом контексте тезаурус представляет собой не только набор информации, но и систему, способную мгновенно активироваться при необходимости. В момент мобилизации всей функциональной системы для решения важной задачи тезаурус может стать ценным инструментом для художника. Он поможет художнику обобщить информацию, выделить основные понятия и связи между ними, а также сформулировать задачи более четко и точно. Луковы называют это тезаурусной генерализацией [40, с. 158]. Тезаурус становится неотъемлемой частью когнитивной инфраструктуры, активируемой в нужный момент для решения задач, и позволяет художнику сохранять свободу и независимость в творческом процессе, не ограничивая себя постоянным вниманием к техническим деталям.

Формирование словаря технолого-художественных терминов в процессе обучения керамике – это важная задача, которая стоит перед преподавателем. Задачи по проектированию и методологии преподавания потенциального содержания тезауруса, его иерархии лежат в сфере ответственности педагога, хотя окончательный вид тезауруса, по мнению Луковых, субъективен. Как утверждают Луковы в своей монографии [40], иерархия знаний в тезаурусе выстраивается относительно идентификационных моделей. Исходя из этого можно предположить, что формирование идентификационной модели тезауруса студентов-художников преподавателем может оказать значительное влияние на структуру иерархии знаний ученика. Выступая в качестве ориентирующего инструмента, данная модель становится основой для систематизации и структурирования знаний в тезаурусе студента. В процессе её разработки педагог влияет на способы организации и восприятия информации учащимися. Таким образом, преподаватель, учитывая особенности студента и специфику обучения, может способствовать более эффективному и системному восприятию и усвоению знаний. Это в свою очередь позволит реально влиять на процесс развития технологических умений студента и повысит качество и глубину его понимания предмета.

Безусловно, тезаурусный подход не может быть применен вне связи с традиционными подходами, на которых базируется образование. Так, процесс развития технологических умений (через формирование идентификационной модели) фундируется системным подходом, в соответствии с которым преподаватель стремится установить связи с образовательной программой. Используя концепции системного подхода, разработанные такими учеными, как И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин [42], он объединяет технологические и художественные концепции в рамках образовательного процесса для подготовки студентов художественных направлений, создавая целостный образовательный опыт. Кроме того, важную роль в формировании модели играет синергетический подход, описанный А.И. Бочкаревым [43], Е.Н. Князевой и С.П. Курдюмовым [44]. Этот подход направлен на создание условий для взаимодействия различных знаний и концепций, что способствует построению сетевого тезауруса, объединяющего технологические и художественные аспекты в процессе обучения керамике.

Семиотический подход, опирающийся на работы Ю.М. Лотмана [45], способствует определению знакового слоя тезауруса, обозначению и установлению связей между художественными концепциями и технологическими последовательностями. Понимание того, как художественные образы взаимодействуют с техническими аспектами в процессе создания керамических произведений, обеспечивает глубокое осмысление содержания и значимости учебного материала.

Концепции исследовательского подхода в обучении, представленные такими учеными, как П. Брандвейн, М.В. Кларин, Дж. Шваб [26; 46] и др., акцентируют внимание на активной роли студента в процессе обучения, реализующейся через самостоятельные исследования, анализ и обобщение информации. Процесс присвоения знаний становится более глубоким и осмысленным, что способствует наполнению тезауруса.

Таким образом, наряду с традиционными для профессионального образования подходами, тезаурусный подход способствует эффективному преодолению трудностей в восприятии технических знаний студентами художественных дисциплин и, как следствие, оптимизации процесса развития технологических умений студентов при изучении художественной керамики. Формирование субъектных тезаурусов каждым студентом является существенным моментом, превращаясь в переходное звено, которое связывает технологическую информацию с художественными образами потенциальных произведений.

Субъектность при формировании тезауруса позволяет адаптировать его к своему восприятию, стилю и потребностям. Структурированный с учётом индивидуальных особенностей он становится инструментом, который способствует гармоничному соединению технологических и художественных аспектов в процессе обучения. Таким образом, трудности, возникающие при восприятии студентами художественных дисциплин технических знаний, могут быть успешно преодолены.

Преподаватель, выступая в роли организатора обучения, играет ключевую роль в формировании тезауруса, используя педагогические подходы, концепции и принципы. Это позволяет ему сознательно воздействовать на формирование идентификационной модели, которая воплощается в учебных программах, методических пособиях и других образовательных материалах. Такой комплексный подход, вероятно, может обеспечить успешное взаимодействие технологических и художественных аспектов в обучении студентов художественной керамике.

×

Об авторах

Александр Николаевич Воронков

Самарский государственный институт культуры

Автор, ответственный за переписку.
Email: khristobalhunta@mail.ru

аспирант, преподаватель кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства Самарского государственного института культуры

Россия, ул. Фрунзе, 167, Самара, 443010

Список литературы

  1. Художественная керамика: программа дисциплины ФТД.Б.1. Направление подготовки 54.03.01 Дизайн; Рег. № 02318719 / сост. К.Х. Карамова; Казан. (Приволж.) федер. ун-т, Ин-т филологии и межкультур. коммуникации. Казань, 2017. 10 с.
  2. Рабочая программа дисциплины художественная керамика: направление подготовки 54.03.01 Дизайн / сост. З.Ю. Хубиева, К.Т. Зарманбетов; Северо-Кавказ. гос. акад. Черкесск, 2021. 16 с.
  3. Рабочая программа дисциплины (модуля) керамика: направление подготовки 54.03.01 Дизайн / сост. Г.Г. Добрынина; Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса. Владивосток, 2020. 10 с.
  4. Варцава Р.М. Содержание и методы преподавания художественной керамики на художественно-графических факультетах педагогических институтов: дис. … канд. пед. наук / Моск. гос. пед. ин-т им. В.И. Ленина. Москва, 1989. 256 с.
  5. Дащинская Т.Н., Дащинский В.Е., Холманский А.С. Социокультурные и психофизические основания художественного творчества [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=5918 (дата обращения: 20.02.2024).
  6. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. Москва: Совет. радио, 1979. 154 с.
  7. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. Москва: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1996. 768 с.
  8. Ершов П.М. Скрытая логика страстей, чувств и поступков. Дубна: Феникс+, 2009. 712 с.
  9. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнао. 1992. Т. 13, № 2. С. 107-117.
  10. Коган Л.Н. Художественный вкус. Москва: Мысль, 1966. 274 с.
  11. Львова И.А. Методика формирования художественно проектной деятельности специалистов в области дизайн-образования: дис. … канд. пед. наук / Калуж. филиал Моск. гуманит.-экон. ин-та. Калуга, 2010. 214 с.
  12. Рудик Г.А. Игровые ситуации на уроках специальных предметов: метод. рекомендации / Всесоюз. науч.-метод. центр проф.-техн. обучения молодежи. Москва: ВНМЦПТО, 1991. 60 с.
  13. Устюгова Е.Н. Романтическая душа в поисках формы. Санкт-Петербург: История эстетики, 2011. 164 с.
  14. Lowenfeld V. Creativity and art education // School Art. 1959. Vol. 5, № 2. P. 5-15.
  15. Сергеев Б.Ф. Ум хорошо… Москва: Молодая гвардия, 1984. 192 с.
  16. Симонов П.В. Созидающий мозг. Москва: Наука, 1993. 108 с.
  17. Тютюнник В.И. Начальный этап онтогенеза субъекта творческого труда: автореф. дис. ... д-ра психол. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. Москва, 1994. 348 с.: ил.
  18. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского). Москва: Тривола, 1994. 168 с.
  19. Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления (Процесс и способы решения технических задач). Москва: Педагогика, 1975. 348 с.
  20. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. Москва: Высш. шк., 1990. 120 с.
  21. Бугакова Н.Ю. Научные основы развития инженерной проектной деятельности студентов технического вуза: дис. … д-ра пед. наук / Балт. гос. акад. рыбопромыслового флота. Калининград, 2001. 242 с.
  22. Валеева Н.Ш., Самойлова Н.И. Формирование профессиональной компетентности у будущих инженеров: зарубежный и отечественный опыт. Казань: КГТУ, 2005. 116 с.
  23. Добряков А.А. Инженерно-психологическое обеспечение творческих форм проектно-конструкторской деятельности: дис. … д-ра психол. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. Москва, 1997. 380 с.
  24. Никитина Л.Л., Шагеева Ф.Т., Иванов В.Г. Технология формирования проектной компетенции специалистов легкой промышленности в условиях инженерного вуза: монография. Казань: РИЦ «Школа», 2007. 256 с.
  25. Столяренко Л.Д., Гулиев М.А., Ганиева Р.Х. Психология и педагогика для технических вузов. 3-е изд. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. 510 с.
  26. Schwab J.J., Brandwein P.F. The teaching of science. Cambridge, 1962.152 p.
  27. Августинник А.И. Керамика. Ленинград: Стройиздат, 1975. 592 с.
  28. Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий. Москва: Высш. шк., 1979. 216 с.
  29. Дудеров Ю.Г. Расчеты по технологии керамики. Москва: Стройиздат, 1973. 80 с.
  30. Иванов И.И. Основы технологии изготовления художественной керамики. Москва: Высш. шк., 1986. 126 с.
  31. Лукич Г.Е. Конструирование художественных изделий из керамики: учеб. пособие. Москва: Высш. шк., 1979. 182 с.
  32. Миклашевский А.И. Технология художественной керамики. Ленинград: Стройиздат, 1971. 302 с.
  33. Мороз И.И. Фарфор, фаянс, майолика: учеб. пособие. Киев: Техника, 1975. 352 с.
  34. Савченков А.Ф. Организация и планирование производства фарфоро-фаянсовых изделий / под ред. Ю.В. Максимчук. Москва: Легкая индустрия, 1975. 208 с.
  35. Художественная керамика: учеб. пособие для вузов / сост. А.В. Ткаченко, Л.А. Ткаченко. 2-е изд. Москва: Юрайт, 2021. 244 с.
  36. Дроздов А.А., Хлебцевич Н.Ю. Керамика для начала. Москва: МЦНМО, 2020. 88 с.
  37. Поверин А.И. Гончарное дело. Москва: Культура и традиции, 2002. 168 с.
  38. Арасланова О.Г. Формирование технологических умений у будущих педагогов в вузе: дис. … канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2007. 167 с.
  39. Седых. В. В. Развитие композиционных способностей студентов в процессе освоения художественной керамики: дис. … канд. пед. наук / Ин-т худож. образования РАО. Москва, 2010. 228 с.
  40. Луков В.А., Луков В.А. Тезаурусы. Субъектная организация гуманитарного знания. Москва: Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2008. 785 с.
  41. Ильинский И.М. «Знание – понимание – умение» как формула перспективной научной и образовательной политики // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 1. С. 5-17.
  42. Садовский В.Н., Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. Москва: Знание, 1968. 50 с.
  43. Бочкарев А.И. Проектирование синергетической среды в образовании: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Поволж. технол. ин-т сервиса. Москва, 2000. 52 с.
  44. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования // Высшее образование в России. 1994. № 4. С. 31-36.
  45. Лотман Ю.М. Семиосфера. Санкт-Петербург: Искусство-СПБ, 2010. 704 с.
  46. Кларин М.В. Инновационные модели обучения. Исследование мирового опыта: монография. Москва: Луч, 2016. 640 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Воронков А.Н., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах