Угрозы культурной безопасности в условиях популяризации сетевой культуры

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Сформированная в информационно-сетевом обществе сетевая культура используется интернет-сообществами в качестве транслятора их ценностей, норм и является источником пропаганды насилия, экстремизма, оказывая негативное воздействие на массовое сознание. Таким образом нивелируются ценности доминирующей культуры, снижается духовный уровень общества, что несет угрозу культурной безопасности страны. С целью предупреждения угроз культурной безопасности автор статьи предлагает создавать условия для укрепления традиционной культуры и духовно-нравственных ценностей, формирующих устойчивые паттерны поведения; через освоение навыков контент-анализа закреплять способность разграничивать подлинную культуру и антикультуру.

Полный текст

Культура как «духовный ландшафт» выполняет роль источника информации и одновременно выступает в качестве механизма передачи культурного и социального опыта, задавая стиль и образ жизни. Социализация и становление личности сопровождаются овладением культурой, ее ценностями, нормами. Вооружая человека средствами взаимодействия, формулируя культурные универсалии, культура становится значимым фактором формирования личности. Универсалии культуры обеспечивают «сортировку изменчивого социального опыта; определяют категориальный строй сознания применительно к конкретной исторической эпохе; формируют обобщённую картину мира» [1, с. 68]. В динамике цивилизационного развития могут формироваться новые культурные универсалии.

В процессе информатизации и компьютеризации на современном этапе цивилизационного развития сформировалось информационно-сетевое общество как социокультурное пространство, в котором не только кардинально изменился быт, производственный процесс, но и сам человек, поменялись его приоритеты, ценности. Развитие информационно-сетевого общества неразрывно связано с конструированием «информационного сектора» и развитием сети услуг. Основатель акторно-сетевой теории Б. Латур интерпретировал Сеть как «совокупность агентов (людей и вещей, техники), взаимодействующих в едином пространстве, деятельность которых направлена на решение общей задачи» [2, c. 203]. В широком понимании Сеть рассматривается как «социокультурная реальность, отличительными особенностями которой являются сетевая структура организации пространства, компьютерные технологии, сетевой тип взаимодействия акторов» [3, с. 134]. Информационно-сетевое общество рассматривается как «новая ступень эволюции человечества» [4], представляющая единство виртуального и реального миров. Акторы, объединённые общей идеей, в сетях осуществляют совместную деятельность, при этом они могут не взаимодействовать в реальной жизни. В сетевом обществе формируется сетевой тип взаимодействия людей, новая сетевая культура, производя новые нормы, ценности, формы взаимодействия в Сети.

Информационно-сетевое общество – это сложный интеграционный механизм, объединяющий разные структуры, социальные институты, общности, группы, слои населения, постоянно расширяющийся в планетарном масштабе. Характерными особенностями информационно-сетевого общества являются: глобальность, открытость, общедоступность, динамичность и протяжённость.

К положительным показателям информационно-сетевого общества следует отнести качественно изменяющийся производственный процесс, развивающуюся сферу услуг, создание новых социальных институтов, формирование нового образа жизни, новой структуры занятости. Возникновение «инфосферы» как знаковой системы фиксируется в разных формах: в 1) вербальной (дистанционное речевое общение (скайп, Zoom); 2) невербальной (знаки, смайлы); 3) электронной (хранение информации на серверах); 4) факсимильной (подписи, документы).

Ученые и философы, занимающиеся исследованием информационно-сетевого общества, расходятся в оценке влияния информации, информационно-коммуникативных технологий, культуры, сформированной в информационно-сетевом обществе, на человека, на его сознание, поведение, отмечая их амбивалентность.

Специфика информационно-сетевого общества в теоретико-методологическом аспекте раскрывается в контексте нескольких подходов. В фокусе экономического – значимым ресурсом экономического развития признаётся информация [5]. В контексте социокультурного – определяется положительное влияние информации на преобразование бытия человека. В рамках технологического подхода сформировались две противоположные позиции: 1) положительное влияние техники и технологий на качественное изменение жизни отмечал А.И. Ракитов; 2) о негативном влиянии информации и информационно-коммуникативных технологий писали Н.Н. Моисеев и В.А. Кутырев. Н.Н. Моисеев сравнивал информационно-коммуникативные технологии с оружием, «не менее страшным по своим последствиям, чем атомная бомба» [6, с. 84]. В русле аксиологического подхода признается ценность информации и одновременно отмечается ее негативное влияние на формирование системы ценностей, детерминант поведения современного поколения.

В связи с этим возникает необходимость осуществить критический анализ информационно-сетевого общества на основе системного подхода с целью выявления существующих угроз культурной безопасности. Последняя как основа национальной безопасности России предполагает защиту и сохранение традиций, ценностей народа, его культурного наследия, обычаев, языка, сохранение и укрепление социальной стабильности. Культурная безопасность имеет целью обеспечение защиты культурных ценностей, культурного наследия от всех опасностей, угроз, вызовов. В рамках данной статьи осуществим попытку выявить угрозы культурной безопасности, возникающие в процессе развития информационно-сетевого общества.

Структурообразующей основой информационно-сетевого общества признается информация как продукт, создающий мощный рынок информационных услуг. Информация не способна оказывать разрушительного воздействия на окружающую среду, природу, но, воплощаясь в знания посредством технологий, обладает способностью оказывать воздействие (как положительное, так и деструктивное) на сознание людей, на формирование системы взглядов, на поведение. В информационно-сетевом пространстве, представляющем совокупность акторов как субъектов информационно-сетевой коммуникации, доминирует система взаимодействия «человек-машина», осуществляются самоорганизующиеся процессы, расширяется сеть виртуальных сообществ, увеличивается число акторов, использующих в качестве «символических посредников» знаки, символы. Активно формируется информационная, электронная культура, феноменами которой являются Интернет, сайты, форумы, онлайн-журналы, соцсети. Электронная культура представляет собой совокупность различных копий духовных и материальных объектов (произведений искусства и литературы, кино), которые создаются специалистами, и к этим накопленным цивилизациями ресурсам, благодаря информационно-коммуникативным средствам, имеет доступ большое количество людей. Информационная культура, которая формируется в информационно-сетевом пространстве, выполняет ряд функций:

  1. Когнитивная функция заключается в том, что расширение информационно-сетевого пространства требует от специалистов постоянного самосовершенствования и повышения уровня образованности, культуры.
  2. В рамках коммуникативной функции между акторами совершаются интерактивные коммуникации.
  3. Интегрирующая функция объединяет всех акторов, создающих, занимающихся переработкой, передачей информации, и всех, кто ее принимает.
  4. Благодаря оптимизирующей функции значительно сокращаются затраты времени на поиск, приём, обработку информации, на её передачу другим акторам.
  5. Регулирующая функция информационной культуры заключается в способности оказывать влияние на поведение людей, на формирование их вкусов и потребностей.

Информационная и электронная культуры, ориентированные на инновации, оказывают положительное воздействие на внутренний мир акторов, способствуют формированию гибкости и динамичности мышления, стимулируя их к интеллектуальному, творческому совершенствованию. Таким образом, увеличивается новый слой элиты, «меритократии» (программистов, специалистов IT, веб-дизайнеров).

В информационно-сетевом обществе центр культурного и духовного влияния на коллективное сознание постепенно сместился с традиционных институтов (религии, философии, искусства, литературы) к экрану телевизора, к монитору компьютера, в Интернет, в социальные сети. В процессе соединения цифровых и компьютерных технологий носителем информации стал экран, сформировалась экранная культура, оказывающая влияние на формирование культурных, духовно-нравственных ценностей, содержащих онтологические, этические, аксиологические аспекты. И экранная, и сетевая культура становится значимым инструментом формирования личности, определяя основные направления её жизнедеятельности.

Активное внедрение информационно-компьютерных технологий в производство и быт позволило в пространстве Всемирной паутины создать огромное количество сетевых сообществ, осуществляющих взаимодействие на расстоянии. В процессе организации сетевой формы социальных коммуникаций сформировался новый тип культуры, получивший название сетевая. Носителем информации сетевой культуры «является сеть, объединяющая миллионы людей по горизонтальному типу взаимодействия» [4, с. 136]. Сетевую культуру часто называют интернет-культурой и характеризуют как обособленное социокультурное явление, созданное интернет-пользователями в современном цивилизационном пространстве. Она выступает как продукт сетевой формы общения, создаёт условия для ее дальнейшего совершенствования.

Информационно-сетевое пространство представляет совокупность самоорганизующихся, самоуправляемых сообществ, групп, объединений, движений, существующих по собственным законам, создающих свои ценности. Все виды и источники информации могут быть использованы ими в информационно-сетевом пространстве в качестве механизмов интеграции, регуляции своих сообществ, а также для деструктивного воздействия на коллективное сознание акторов. В этой связи можно говорить о двойственном характере влияния сетевой и экранной культуры на современную культуру, на сознание и поведение акторов.

Следует признать, что широкое внедрение информационно-компьютерных технологий в повседневную жизнь для большого количества людей имело большую ценность. В условиях расширения информационно-сетевого пространства созданы условия для развития научной, творческой и образовательной деятельности. Миллионы людей обрели множество возможностей: развивать интеллект, повышать образовательный и культурный уровень, путешествовать, быть в курсе всех событий в мире. В информационно-сетевом пространстве складываются благоприятные условия для образования «социально недифференцированных информационных сообществ» [7], в которых происходит социальная коммуникация, раскрываются творческие способности, накапливается культурный опыт, удовлетворяются потребности в полезной информации. Благодаря Интернету, выполняющему функцию инструментального средства в транслировании информационных потоков, человек имеет виртуальный доступ к мировому наследию, культурным ценностям (музеям, выставкам, театральным постановкам, библиотекам), что способствует стиранию границ между элитарной и массовой культурой.

Отмечая положительное влияние экранной и сетевой культуры на развитие научных, образовательных, производственных и других сфер жизнедеятельности, следует отметить и отрицательные стороны. В первую очередь речь идет об усилении противоречий между естественным и искусственным. Расширение границ виртуального пространства способствует «передозировке искусственной среды» [8, с. 103], обостряет противоречия между естественными и искусственными формами существования человека.

Искусственная форма информационно-сетевого пространства встраивает акторов «в процесс инобытия», подменяя реальный мир искусственным, представляющим совокупность «техницизма и виртуальной реальности» [8, с. 108]. Виртуальный мир (искусственно созданная среда) постепенно вытесняет потребность человека в живом общении. Вследствие этого усиливается отчуждение людей друг от друга, нарушается гармония человека и природы. Интернет-зависимость, увлеченность компьютерными играми, имеющими деструктивную направленность, приводят к снижению интеллектуальных способностей, социальной изоляции, потере интереса к жизни. Технизация, виртуализация сужают сферу живого межличностного взаимодействия, постепенно вытесняют потребность в живом общении, в демонстрации добра, любви. В процессе замены природного искусственным человек постепенно утрачивает свою естественность, природность. В этой связи можно говорить о возникших противоречиях между гуманистическими принципами человеческого общества и «бездушной» виртуальной реальностью.

Информация стала мощным ресурсом, воздействующим на сознание акторов, одним из инструментов для управления поведением масс. Как продаваемый и приобретаемый товар, она используется в разных целях: для создания мнения относительно какого-либо политического, исторического, культурного явления, для формирования определённых убеждений, ценностей. Через экран и сети осуществляется «нетеррористическое экономическое» управление коллективным сознанием. В развивающемся обществе потребления господствует культ потребительства, формируя ложные потребности, ценности.

Характерной особенностью сетевой культуры является анонимность, предполагающая отсутствие достоверной привязки (аватара) к конкретному человеку. Поэтому, реагируя на чей-то пост (сообщение, критическое замечание), пользователи сетей, скрываясь за аватаром, позволяют себе безнаказанно унижать, оскорблять других акторов.

Мощный поток разнообразной информации, дезинформации, обрушивающийся на человека в социальных сетях, увеличивает информационную и эмоциональную нагрузку, нивелирует способность человека рационально оценивать и интерпретировать события, происходящие в мире. Интернет, выполняющий функцию инструментального средства в транслировании информационных потоков, регулярно используется деструктивными сообществами для реализации своих целей. Сайты социальных сетей выступают как каналы, через которые осуществляется воздействие на массовое сознание.

Сетевой принцип организации взаимодействия акторов по горизонтальному типу был видоизменен сетевыми сообществами, в которых данный процесс происходит за счет жёстких «вертикально выстроенных структурных иерархий» [9, с. 219]. Деятельность сетевых неформальных сообществ нового типа, созданных в информационно-сетевом пространстве, часто имеет деструктивную направленность, что несет угрозу культурной безопасности страны. Как правило, это контркультуры, отрицающие ценности доминирующей культуры. Транслируя свои нормы, ценности, правила, они пропагандируют насилие, «коммуникативный садизм», форму агрессии, способ оскорбления посредством инвективной лексики.

Представителями контркультур и субкультур проводятся «треш-стримы», демонстрирующие сцены, унижающие человеческое достоинство, насилие над людьми, животными. Они выкладывают в социальные сети шок-контенты (видео, фото, ролики), содержащие оскорбительные тексты, вульгарные непристойные фото и видео. Такая «продукция» оказывает негативное воздействие на психику человека, способствует нивелированию чувства стыда, признанию распущенности нормой, способствует эстетизации насилия, порочности.

Деструктивная деятельность контркультур в соцсетях направлена на разрушение традиционных ценностей и пропаганду аморализма. Пропагандируемые ими антиценности и лжеидеалы, создают препятствия для выбора субъектами конструктивных стратегий для решения важных жизненных проблем. В Сети формируется искусственное пространство, лишённое потребности в нравственных регулятивах, в проявлении милосердия, добра, гуманности.

В Интернете увеличилось количество радикальных, националистических, террористических объединений, движений, течений, сообществ, пропагандирующих иррациональные антигуманные идеи, активно использующие различные техники суггестивного воздействия. Суггестия переводится
с латинского как внушение, следовательно, это форма психологического воздействия на сознание человека, «под влиянием которого происходит некритическое восприятие идей, норм, установок» [10, с. 103], навязанных извне, меняется поведение.

Большую угрозу культурной безопасности создают несистемные оппозиционные организации, деструктивные cетевые сообщества, имеющие цель дестабилизировать обстановку в регионе, стране. Нередко антигосударственная пропаганда в социальных сетях становится триггером протестных движений. Контент, представленный в соцсетях и на сайтах, ориентированный на уязвленных, обиженных, выстраивается с учётом воздействия на их сознание. Дезинформация, размещенная в виде символов, слоганов, роликов, клипов, с использованием звуковых, цветовых эффектов, воздействуя на сознание, вызывает эмоции (восторг, изумление, страх), интерес и желание действовать. Как правило, озвучиваются призывы к демонстрации неповиновения власти. Так, слоган «Против власти – не значит быть против родины», использованный в качестве инструмента манипуляции массовым сознанием оппозицией в социальных сетях, стал призывом к протестным движениям.

Наибольшая угроза культурной безопасности и в целом национальной безопасности исходит от созданных в информационно-сетевом пространстве сайтов террористических организаций, экстремистских группировок под видом тематических или военно-патриотических, на которых ведётся активная пропагандистская деятельность по вербовке новых адептов. Целью таких организаций, групп является привлечение в свои ряды людей, недовольных политикой государства, утративших смысложизненные ориентиры. Через формирование образа врага, призывы к справедливости, осуществляется рейфрейминг как механизм перестройки мышления, поведения всех, кто посетил сайт. Посредством активного воздействия на психику происходит индокринация, насильственное навязывание антигосударственных идей. Результатом является вербовка в организацию, принятие её идеологии, готовность нового адепта к выполнению любого задания. Ставится задача реализации деструктивных действий применительно к врагу, образ которого фокусируется в сознании. В результате возникает не только нравственная и ценностная дезориентация, отчуждение от семьи, общества, но и рушатся смысложизненные ориентиры. После мощного воздействия на сознание человек готов предать Родину, совершить преступление.

Контркультуры, субкультуры, экстремистские сообщества активно пропагандируют в сетях свои ценности, нормы, установки, вступающие в противоречие с традиционными ценностями. Таким образом сетевая культура становится источником пропаганды радикальных идей, оказывающих деструктивное воздействие на мировоззрение, культуру поведения, образ жизни, систему ценностей, формы межличностных коммуникаций и сетевого этикета. Использование сленговых терминов, символов (лайков) способствует стандартизации мышления, снижению интеллектуального
и культурного уровня целого поколения. Трансформация жизненного (реального) пространства акторов в сетевое пространство предполагает одновременное их нахождение в двух мирах: в реальном и виртуальном. В случае приоритета виртуального пространства наблюдается затруднение в адекватном восприятии действительности, что сопровождается отчуждением, нарушением физического и психического состояния, способствует формированию деструктивных чувств.

Интернет (компьютерные игры, сайты, соцсети) и телеэкран, осуществляя эстетизацию насилия, создают условия для признания его нормой, освобождая сознание от нравственной оценки аморальных действий других. Сетевая и экранная массовая культура, нивелирующая моральные нормы, установки, этические табу, проявляя агрессию по отношению к традиционной культуре, лишает личность импульсов к саморазвитию. Пропаганда западной культуры, популяризация западных ценностей, идеалов, образа жизни, негативно воздействующих на сознание и поведение масс, способствуют стандартизации и унификации российской культуры. Все перечисленные тенденции свидетельствуют о существующей угрозе культурной безопасности страны, которая предполагает не только стратегию поддержания безопасности в сфере культуры, предотвращение разрушения духовных основ, нравственных ценностей, повышение роли этических норм, но и укрепление национального самосознания, предотвращение разного рода конфликтов.

В фокусе определения стратегии предупреждения возможных в перспективе угроз и снижения степени напряженности существующих речь идет о необходимости: 1) формирования законодательной базы, в рамках которой будет осуществляться контроль информационно-сетевого пространства с целью недопущения в него деструктивных контентов, оказывающих негативное воздействие на коллективное сознание, их нейтрализации; 2) формирования безопасного информационно-сетевого пространства, распространяющего достоверную информацию; 3) создания в сетях сайтов, движений, организаций, групп, популяризирующих традиционные ценности, традиции.

В целях обеспечения безопасности актуализируется проблематика культурного просвещения и воспитания молодого поколения. В этой связи существует потребность в фильмах об истории своей страны, известных людях (русских офицерах, ученых, педагогах, писателях, художниках, спортсменах, людях труда), прославивших Россию. Необходимо активно использовать потенциал музеев, выставок, театров, демонстрировать лучшие образцы изобразительного, театрального, балетного, киноискусства, формируя эстетические и патриотические чувства.

Сегодня как никогда актуальна информация, оказывающая положительное воздействие на сознание, обладающая такими свойствами, как достоверность, социальная значимость, целостность, непротиворечивость, открытость, не искажающая сведения о культурных, исторических, политических событиях в стране и мире. Человечеством накоплен массив высокохудожественного литературного, театрального материала, фильмографии, популяризирующий традиционные ценности, формирующий гуманистические идеалы, которые, благодаря информационно-компьютерным технологиям, можно активно транслировать на широкую аудиторию.

В рамках стратегии предупреждения угроз культурной безопасности большое значение имеют формирование и закрепление: 1) критического мышления у молодого поколения через освоение навыков контент-анализа; профессиональной этики, этической культуры, гражданской позиции; 2) способности различать подлинную культуру и антикультуру; 3) адекватных устойчивых паттернов поведения, развитие способности принимать рациональные решения; 4) гуманистически ориентированной личности; а также 5) «наполнение деятельности гуманистическим смыслом, через обращение к общечеловеческим ценностям, культурным универсалиям» [9, с. 220]; 6) через «обращение к художественному проектированию… осуществить переход к формированию культуры визуализации социальной среды как системы продвижения общественно полезных практик» [11, с. 126]. Важно не столько хранить культуру как таковую, сколько её генерировать.

×

Об авторах

Надежда Николаевна Исаченко

Тюменский индустриальный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: isachenkonadezhda@mail.ru

кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных наук и технологий

Россия, Тюмень

Список литературы

  1. Степин В.С. Цивилизация и культура. Санкт-Петербург: СПбГУП, 2011. 408 с.
  2. Латур Б. Пастер: война и мир микробов с приложением «Несводимого» / пер. с фр. А.В. Дьякова. Санкт-Петербург: Изд-во Европ. ун-та, 2015. 316 c. (Прагматический поворот; Вып. 7).
  3. Исаченко Н.Н. Роль сетевой культуры техногенной цивилизации в распространении рессентимента // Общество: философия, история, культура. 2019. № 11 (67). С. 134-137.
  4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, культура, общество / пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. Москва: ГУ ВШЭ, 2000. 606 с.
  5. Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. New Jersy: Princeton, 1962. 283 p.
  6. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. Москва: Яз. рус. культуры, 2000. 223 с.
  7. Моисеев Н.Н. Информационное общество: возможности и реальность [Электронный ресурс]. URL: http://www.civisbook.ru/files/File/1993-3-2-Moiseev (дата обращения: 10.10.2023).
  8. Кутырёв В.А. Последнее целование. Человек как традиция. Санкт-Петербург: Алетейя, 2015. 312 с.
  9. Исаченко Н.Н. Cуггестия в культуре сетевых сообществ // Философия и культура информационного общества: Десятая междунар. науч.-практ. конф. Санкт-Петербург, 2022. С. 218-220.
  10. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории (проблемы палеопсихологии). Санкт-Петербург: Алетейя, 2007. 713 с.
  11. Ионесов В.И., Хренов Н.А. Беседа о смыслах и назначении культуры в эпоху социальной турбулентности // Сфера культуры. 2022. № 3 (9). С. 114-128.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Исаченко Н.Н., 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах