Selfie as a socio-cultural phenomenon

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The review highlights one of the phenomena of mass culture - popularization of selfie. This phenomenon is a consequence of changing social relationships. The article summarizes the main reasons for the creation of selfie. The statistics of publications in the social network Instagram is presented. The concept of esthesis introduced by Michel Maffesoli is considered. In addition, the comparison of the socio-cultural phenomenon of selfie with mental disorder based on the data of the American Psychiatric Association is described. Justification of the fact that selfie is a manifestation of profound changes in the cultural code of the society is given.

Full Text

Современный мир просто невозможно представить без selfie. Сейчас память почти каждого ноутбука, планшета или смартфона хранит далеко не одну фотографию, сделанную самим владельцем. Selfie вокруг нас: они составляют новостные ленты социальных сетей, их посылают нам друзья и родные из своих путешествий, они публикуются на разворотах глянцевых журналов. Политики, знаменитости и другие медийные личности также являются производителями данного медиаконтента. Поэтому selfie – определенно один из феноменов массовой культуры.

Говоря о распространении данного явления, в первую очередь, нужно обратиться к причинам его появления. «Автопортреты в цифровых технологиях становятся термометром скрытых устремлений, желаний, потребностей больших социальных групп» [4]. Соответственно, исследование данного феномена позволит оценить изменения в социуме, порождаемые современной научно-технической революцией. Одна из ключевых предпосылок популяризации selfie – это трансформация общественной среды. Сейчас акторы взаимодействуют совершенно иначе, чем 20-30 или 100 лет назад. Изменился характер социальных взаимоотношений: произошло резкое увеличение количества участников опосредованного и возможного общения, одновременно с этим круг близкого и доверительного общения предельно сузился. Кроме того, значительно увеличилось число участников, вовлеченных в процесс общения.

На момент написания данной статьи (февраль 2021 года) в социальной сети Instagram числится 443 млн публикаций с хештегом #selfie, русскоязычный аналог (#селфи) использовался 14,1 млн раз. При этом существуют синонимичные хештеги, далеко не все фотографии в принципе сопровождаются ими. Отсюда вывод – подобных публикаций намного больше, чем 457,1 млн.

Вот основные причины, из-за которых создаются selfie.

  1. Осознанные:
  • привлечение внимания,
  • способ самопрезентации,
  • демонстрация высокого уровня потребления,
  • повышение самооценки.
  1. Неосознанные:
  • Нарциссизм,
  • самопознание, тиражирование собственного образа,
  • компенсация.

При описании новой формы ориентации человека в обществе постмодерна современный французский социолог Мишель Маффесоли ввел понятие эстезис. Это «непрерывный процесс эстетизации всех жизненных явлений» [1]. Эстетизация развивается в культуре ХХ века и становится ответом на рационализм модерна и строгость тоталитарных режимов индустриальной эпохи.

Однако термин «эстетизация» можно встретить и в психоанализе. Под ним подразумевается механизм, который защищает сознание от травмирующей его действительности. Здесь уместно упомянуть искусство: оно выполняет функцию компенсации, когда достраивает реальность до гармоничного целого. Может быть, популяризация фотографии как нового вида искусства в ХХ веке связана с функционированием данного механизма, с поисками того самого гармоничного целого, которое ранее было доступно лишь избранным.

При потреблении какой-либо услуги (еда в ресторане, путешествие или даже получение образования) главным критерием выступает ее эстетическая привлекательность. Именно ее актор фиксирует с помощью камеры, а затем публикует в социальных сетях. После он находится в ожидании признания себя и своего выбора (в данном случае, выбора услуги) как единственно верного, стремясь получить одобрение в виде нажатия клавиш like или repost его подписчиками, что и было изначальным основанием для его действий.

Казалось бы, что плохого в популяризации selfie? Дело в том, что это не только безобидные фотографии себя. В 2016 году Американская психиатрическая ассоциация официально отнесла selfie к психическим расстройствам [7]. Специалисты утверждают, что оно выражается в непреодолимой мании делать фотографии и опубликовывать их, желая получить обратную связь. Врачи определили три уровня заболевания такого рода: 1. эпизодический (индивид фотографирует себя как минимум три раза в день, но при этом ничего не публикует в социальных сетях), 2. острый (то же минимальное число фотографий, но все они оказываются в Интернете), 3. хронический (в день индивид опубликовывает как минимум шесть selfie).

Кроме того, в последнее время наблюдается рост числа акторов, которые погибли в результате попытки сделать selfie. Согласно статистике британской газеты «The Telegraph», в результате несчастных случаев во время создания selfie за неполный 2015 год погибло 50 человек [8]. Стоит отметить, что это больше, чем от нападения акул. К концу 2015 года эта цифра достигла 94. В погоне за новыми фотографиями индивиды забираются на крыши, срываются с мостов, перестают следить за дорогой (на пешеходных переходах или за рулем автомобиля). Именно это и приводит к необратимым последствиям.

Жан-Поль Сартр писал: «Каждый человек – всегда рассказчик историй, он живет в окружении историй, своих и чужих, и все, что с ним происходит, видит сквозь их призму. Вот он и старается подогнать свою жизнь под рассказ о ней». В данном контексте selfie является идеальным способом иллюстрации рассказа собственной жизни.

Истории всегда создают для других. Тем не менее, существование в рамках истории, придуманной о самом себе, ведет к потере истинного «я», отдалению от первоначальных характеристик личности. Изучая явление selfie через эту призму, стоит обратиться к понятию самости Карла Густава Юнга и Зигмунда Фрейда.

Вывод: selfie – это проявление глубинных изменений в культурном коде социума. Когда-то джентльмен приветствовал даму приподниманием своей шляпы, сейчас же он ставит like под ее фотографией.

×

About the authors

A. Yu. Barzeyeva

Omsk State Medical University

Author for correspondence.
Email: a.barzeeva@mail.ru

студентка 3-го курса факультета компьютерных наук

Russian Federation, Omsk

References

  1. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М.: Интрада; 1998. 255 с.
  2. Овруцкий А. В. Потребление как функция культуры. Известия ИГЭА 2011; 5(79): 220-225.
  3. Соболева А.П. Символические функции еды в современной политике. Власть 2013; 12: 87-90.
  4. Цветкова Н.А. Феномен селфи и символическое мышление. Общество: социология, психология, педагогика 2016; 3: 1-4.
  5. Miller T. & McHoul A. Popular Culture and Everyday Life. London: SAGE Publications; 1998. p. 224
  6. Strinati D. An Introduction to Theories of Popular Culture. London: Routledge; 2004. p. 286.
  7. American psychiatric association makes it official: ‘selfie’ a mental disorder. The Adobo Chronicles. http://adobochronicles.com/2014/03/31/american-psychiatric-association-makes-it-official-selfie-a-mental-disorder. Дата последнего обновления: March 31 2014. Дата последнего доступа: February 12 2020.
  8. More people have died by taking selfies this year than by shark attacks. http://www.telegraph.co.uk/technology/11881900/More-people-have-died-by-taking-selfies-this-year-than-by-shark-attacks.html. Дата последнего обновления: September 22 2015. Дата последнего доступа: February 12 2020.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Scientific Bulletin of the Omsk State Medical University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies