The relationship between cognition and freedom in the idea of human purpose (according to I.G. Fichte)

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

In the philosophy of I.G. Fichte the formation of methodology from subjective idealism to objective idealism is realized. The existence of one's own self is made evident by the discovery of its boundary. Knowledge of the boundary frees a person from the feeling of unfreedom. Therefore, the process of cognition is thought of as a form of existence, becoming, and destiny of man. The self that is aware of itself and the boundary of its existence, i.e. the world, is the absolute self. The existence of the absolute I in being is the condition for the beginning of the process of cognition, and at the same time the absolute I in human consciousness is the highest form of self-consciousness, on which the attribute of human existence is freedom. Freedom is morality itself, to achieve it, it is necessary to identify the understanding of freedom and will. The will is "the law of the supersensible world." Since the will is inseparably connected with action, then, understanding freedom as a due, man becomes free, in other words, for him the goal-setting, rather than the value of the act performed, becomes in the first place. Thus man becomes a step above nature and directs it.

Full Text

Успехи современной цивилизации базируются на достижениях науки, но в то же время на протяжении XX-XXI вв. научно-техническая среда становится источником вызовов самой цивилизации, человечеству в планетарном масштабе. В ситуации антропного кризиса проявляются на прочность идеи гуманизма. Фундамент для переосмысления ценностей и установления места человека в мире формируется философским мировоззрением, атрибутами которого являются принцип единства мира, требования самосознания и понимания другого. Научное мышление вооружает человека полезными истинами и технологиями, но сама «полезность» нуждается в философской критике, поскольку между жизнью и экономической эффективностью проявляются фундаментальные противоречия.  Метафизическая философская традиция позволяет ставить универсальные вопросы о человеке и жизни. Конечная жизнь конкретного человека (эмпирическая данность – bios) рассматривается как репрезентант онтологически первичного истока (zoe), в деятельности конкретной личности проявляется определенная онтологическая позиция, например, сущность деятельности врача - это не искусность манипуляций с телом или оказание экономически выгодных услуг, а охранение жизни в соответствии с принципом альтруизма и требованием бытия [3].

Конструирование понятия субъект, осуществленное в немецкой классической философии, позволяет ставить многоплановые вопросы к состоянию человека в современности. В данной статье рассмотрены идеи И.Г. Фихте с целью определить принцип бытия человека и направление совершенствования.

И.Г. Фихте (вслед за И. Кантом) сосредоточивает внимание на понятии субъекта. Основной целью его учения является развитие целостной теории человеческого знания и действия. Задачей его теории является: «дать революционное обоснование требования разума рационального господства человека над природой и обществом»; объект должен стать чуждым для субъекта. «Субъект у Фихте становится процессом, деятельностью, постоянной активностью, конкретным диалектическим единством, органически создающимся, производящимся вместе с его отдельными моментами» [1]. Основной тезис характеризуется производством совокупности знаний и действий человека.

Только в наукоучении человек становится взаимосвязан с миром. Поскольку философ утверждает возможность осознания самого себя и саморазвития с различных сторон, только при условии развития мира как будущего. Человек становится в конфронтацию по отношению к действительности, однако в то же время он находится под ее влиянием. Человек должен проникнуть в действительность, а действительность должна обратиться в ничто в человеке. И.Г. Фихте отвергает существующих самих по себе, субъект, деятельно направленный на объект, и объект, деятельно направленный на субъект. Он уничтожает и субъект, и объект, а оставляет только деятельность и бытие, представленные в едином целом. Другими словами, философ постулирует существование деятельного бытия.

Мы приходим к тому, что наукоучение характеризует свободу в качестве причины и цели действия и реальности. Объективная реальность есть непрерывный творческий процесс «Я»; творчество «Я» всегда выходит как за границы «данного», так и за то, что уже было создано. Процесс созидания «Я» – это постоянный переход. Данный процесс позволяет человеку создавать самого себя; саморазвитие человека происходит в совокупном становлении субъекта и объекта, человека и реальности. Человеческое саморазвитие идентифицируется с историческим процессом, содержанием исторических событий, причинами их возникновения и целями. И.Г. Фихте конкретизировал необходимость наукочения так: «Благодаря принятию и всеобщему распространению наукоучения среди тех, кому оно требуется, весь человеческий род избавится от слепого случая и от власти судьбы. Все человечество получит свою судьбу в свои собственные руки, оно станет подчиненным своей собственной идее, оно с абсолютной свободой сделает отныне из себя самого все, что только оно из себя пожелает сделать» [1]. 

«Я» становится абсолютным законом разума. Поскольку «Я», безусловно, является разумным, то соответственно все, что находится во взаимосвязи с человеком, должно тоже быть разумным. Так, «Я», начиная от отдельного, приходит ко всеобщему и сохраняет в себе постоянство выхода за рамки «данного». Потому «Я» – это только то, что чем оно станет (созидающее беспокойство). Основной идеей философа было создать контролирование над постоянно изменяющимся процессом, который создает «Я». Так происходит переход философии свободы в теорию практики. Свобода проявляется в качестве независимой деятельности субъекта, а именно как преобразование необходимости в свободу. А такое преобразование – это развитие практики в качестве исторического процесса, общественных взаимоотношений, а также подчинения природы человеку.

Фихтевское наукоучение есть попытка развития тезиса им о целостности теории и практики, а также о свободе как познанной необходимости. Основными элементами теоретического вклада И.Г. Фихте, связанными со свободой, являются: 1. первичным и главным свойством философского мышления есть активность человек, 2. активность человека есть не только проявление нравственного, но и общественного.

Использование дедуктивного принципа в наукоучении проявлено в качестве диалектического понятия как развития единичного (конкретного) в глобальное (всеобщее). Природа сливается с «не-Я» (абстрактным).

И.Г. Фихте – это один из первых мыслителей в истории философии, который узрел сущность формы общественно-исторической диалектики: диалектика исторического развития и диалектика общественного развития.

Абсолютное «Я» – это сверхсубъект, находящийся у истоков каждого субъекта и объекта. Поэтому он имеет взаимосвязь с человеческой личностью (эмпирическим «я»), однако само абсолютное «Я» не является конкретной личностью в силу того, что носит характер бесконечности. Даже при таких совершенных сверхъестественных взаимоотношениях существуют реальные связи, объективная действительность является началом возникновения сознания человека, природа, проявленная в «Не-Я», есть то условие, благодаря которому вообще возможны и осуществляются эти реальные взаимосвязи, и только человеческая среда является созданием самого человека. Создание человеческой среды человеком И.Г. Фихте характеризует в тезисе о примате практического разума над теоретическим; основоположения «Наукоучения» характеризуют развитие человеческого сознания как познания, так и исторической деятельности.

Однако стоит указать то, что эта историческая деятельность в тоже время является тем объектом, который познает «Я», созидая и познавая себя, потому проявляет себя как в активности, так и в пассивности в один и тот же момент времени, и в практическом, и в гносеологическом понимании. «Действительное существование Я основывается на абсолютном факте непосредственного самосозерцания знания» [7]. Деятельность субъекта, выраженная в познании: созерцая, чистое «Я» создает предметы, предметы находятся в подчинении эмпирическому «Я» благодаря его созерцанию и представлению, также происходит самоутверждение предметов, потому что «знание вещи вытекает из тебя, составляя свою собственную сущность» [5].

Перерастание «Я» в «Не-Я» происходит телеологическим образом точно так же, как и зарождение «Не-Я». Человеческому самосознанию просто необходимо порождение «Не-Я», поскольку само самосознание существует и утверждается только в действии (активное начало). Благодаря тому, что происходит осознание различия «Я» и «Не-Я», «Я» становится самосознанием. Объект и субъект тесно взаимосвязаны. В связи с тем, что субъект осуществляет собственные практические нужды, он становится индивидуальным «Я». Сами же практические нужды могут осуществляться только при условии, что существует предметная область, так происходит слияние теоретического и практического отношений, благодаря которым существует единое творческое отношение в мире.

Диалектика взаимоотношений «Я» и «Не-Я» проявляется как в порождении «Не-Я», так и в его преодолении, поскольку само «Не-Я» противостоит тому, чтобы оказаться средством для «Я»; противостоит «Я» и стремится самоутвердиться. Таким образом, И.Г. Фихте говорит о том, что если не совершить акт преодоления «Не-Я» как некоего ограничивающего объекта, то не осуществится утверждение «Я» (субъекта) самим себя. Трактовка практического понимания, с точки зрения этического рассмотрения, сохраняется: философ включает общность всех поступков людей и производимой ими деятельности в моральную практику. Предметная область, или арена приложения духовных сил, является взаимоотношениями, складывающимися между «Я» и «Не-Я» (между человеком и природой).

Моральный характер также присущ и практическому умозаключению перехода от «Я» к «Не-Я». Понятие «моральный мир» есть первооснова и первоначало понятия «чувственный мир». Мир природы существует исключительно в субъективном сознании – «Я». Сами представления предметов, образующиеся в сознании различных людей, отличны от самих предметов, потому что есть те вещи, которые могут быть неизвестным эмпирическому «Я», однако в бытии абсолютного «Я» сливаются и бытие субъекта, и бытие вещей.

Для более полного понимания моральной практики необходимо задать точный вопрос: существует ли объективный (внешний) мир исключительно в сознании субъективной («я») эмпирии или он может существовать независимо от субъекта? Однако точного ответа И.Г. Фихте не дает: в 1800 году он пишет, что «сознание вещи вне нас, безусловно, не есть что-нибудь большее, чем продукт нашей собственной способности представления» [5]. А уже в 1810 году говорит о том, что «не индивид как таковой созерцает объекты материального мира, а Единая жизнь созерцает их» [7]. Мы можем сделать только предположение, что мыслитель был склонен думать, что внешний мир существует независимо от субъекта. Но в тоже время И.Г. Фихте по-прежнему остается в некоторых границах субъективного идеализма, ибо внешний мир также остается для субъекта в некоем созерцающем переживании несмотря на то, что существует объективно. В прежнем положении остается и теория познания у И.Г. Фихте: «Мое созерцание само есть пространство», субъективное представление, суждения и умозаключения всегда активны; познавательные способности человека проистекают из его интеллектуально-интуитивной деятельности абсолютного «Я», он не говорит о том, что человек имеет способность собственным воображением создавать мир, так происходит исключение границ между действиями познавательной способности и объекта приложения этой способности, поскольку и действия, и приложения являются всего лишь воображением «Я».

Мораль, по И.Г. Фихте, включает в себя как познавательную, так и творящую активность. Характерное для «Я» стремление проходит стадию преобразования и становится как можно ближе к реальности, познанию, творчеству, нравственности, деятельности, благодаря которым и происходит утверждение «Я» самим собой. В стадии преобразования существуют пределы, которые необходимо превзойти, – это природа, иными словами «Не-Я». Абсолютное Я (высший субъект) создает природу в действительности для того, чтобы сотворить средства. «Высший субъект творит природу буквально, но ради создания космического средства моральной самореализации себя через поведение эмпирических личностей» [4].  Творческая деятельность порождает мораль и нравственность; заключается она в активном воздействии на материальный мир, а не как действительное творение мира. Однако не стоит думать, что И.Г. Фихте приписывает любую активность к морали. Философ считает, что правильное или неправильное понимание эмоционально-моральных мотивов и стимулов есть основа активности; также он считает, что этический дуализм И. Канта (чувственно-«легальные» и рационально-«моральные» стороны человека) тоже должен быть побежден тем, что происходит переход чувственных влечений в долг.

Таким образом, И.Г. Фихте старается привести человека к цели, развернутой в понятии «нравственность», с помощью познавательной и практической активности.

В «Системе учений о нравственности согласно принципам наукоучения» (1798 г.) И.Г. Фихте развивал этику. Он пытался показать необходимость в назначении человека и ученого, что именно это назначение есть суть задачи философии – науки о человеке.

Итак, чем же является человек, по мнению И.Г. Фихте? «Это организованный продукт природы» [4]. Так он говорит о том, что в человеке наличествует «творческая сила в органической природе…постоянный переход в другие формы» [4]. В человеке осуществляется часть природы, проявленная в форме низших и высших страстей, необходимости и свободы. От низших к высшим и от необходимости к свободе осуществляется переход, хотя разница между этими сторонами противоположностей проявлена только во внешнем; само же различие – это не более, чем рассмотрение одного и того же состояния под разными углами зрения.

Рассматривая человека во всей полноте его проявлений, мы можем сказать, что он является и объектом, и субъектом одновременно. Если ранее мы говорили о том, что человек как субъект всегда активен, то сейчас мы говорим, что и как объект он всегда проявляет активность, потому можно с уверенностью говорить, что потребности человека зарождаются в нем, а также «входят» и взаимодействуют с внешним миром. Потому стоит говорить о том, что человек – это не совокупность объективного и субъективного, а «субъект и объект в их тождестве». «Поэтому объективная необходимость, осознанная человеком как самодетерминация, превращается в субъективную свободу» [4].  Действительная свобода (независимость) должна быть достигнута путем усердной и постоянной преемственности субъективных актов.

Субъективные акты есть моральные акты, которые благодаря категорическому императиву, имеют способность влиять на материальный мир. И.Г. Фихте выделяет несколько определений категорического императива, которые находятся в совокупности единой идеи:

  1. «… не будь никогда в отношении твоих определений воли в противоречии с самим собой» [6] – «я» и действия «я» есть цель;
  2. «голос совести, веление: здесь ограничивай свою свободу, здесь признавай и чти чужие цели» [5] – необходимо воспринимать эмпирические «я» как реально существующие и сохранять их свободу;
  3. человек должен быть активным, поскольку благодаря воле человек преодолевает «Не-Я» и сами активные действия – это моральные акты;
  4. «ты должен стать свободным! Выполняй это твое предназначение!» [4] Только свободное «я» может преобразоваться в истинную личность, взаимосвязанную с «Я»;
  5. категорический императив в качестве требования: человек должен поступать так, как требуют того его внутренние убеждения.

Таким образом, важным является то, чтобы человек стремился к свободе при создании условия, что воля к свободе есть закон всеобщего поведения, ибо свобода есть не только условие морали, но и сама мораль. Таково конечное определение понятия «категорический императив». И.Г. Фихте не раз писал о том, что его философия и есть учение о свободе. Безгранично совершенствование свободы «я», однако благодаря существованию других «я», которые также стремятся к свободе, образуются естественные рамки.

Каково же моральное содержание актов, которые взаимосвязаны с категорическим императивом? Ответ на этот вопрос выражается в общей совокупности изменяющихся взглядов философа: «личный эгоизм всех «я» должен совпасть с целями человеческого рода, тогда эгоизм будет служить нравственности, станет разумным, и необходимость будет способствовать свободе, то есть самодеятельности, самостоятельности (Selbstandigkeit) и независимости всех людей» [4]. Стоит отметить, что мыслитель, наставляя на путь достижения свободы, совсем не имел в виду совершенно любую активность, которая имеет последствия в виде всеобщего разрушения или слепого бунта. Активность, в понимании И.Г. Фихте, носит характер антиавторитарности, но в тоже время существует закон, иными словами, необходима героическая добрая активность. Но необходимо помнить, что мыслитель рассматривает активность с исторической точки зрения. Свобода может быть достигнута только в рамках истории, которой присуще совершенно разное ее понимание и реализация в силу разных исторических этапов. Тогда, когда необходимость становится познанной, свобода становится присущей только индивиду, но никак не к исторически развивающемуся роду.

Поскольку процесс достижения свободы требует раскрепощения от внешней зависимости и одоление ее, учитывая то, что этот процесс является активным, следовательно, также требует преодоления «Я» «Не-Я». «Не-Я» – это природа, которая является ограничением для «Я», но в тоже время она является неотъемлемой частью морального развития каждого «Я».

Окружающий человека материальный мир, который сотворен абсолютным мышлением, должно быть преодолено всеми «Я». Овладение человеком внешнего мира в течение исторического процесса есть «всемирный процесс скачкообразного возрастания этической культуры человечества» [4]. Но человек должен помнить, что мир материальных вещей включает в себя как «Не-Я», так и «все неразумное» (зло, жестокость, угнетение, религиозные и политические преследования и так далее). Благодаря тому, что победа над подобными преградами происходит постепенно, проявляет, что «чувственность должна культивироваться» для того, чтобы достичь свободы. «Если долг без чувства – нудная обязанность, то чувство без долга – слепой и грубый порыв» [4]. Соединение и взаимоотношение чувства и долга происходит только посредством культуры. Итак, «Я» в процессе развития общества и его социализации предстоит преодолеть как природу вообще, так и свою собственную природную сущность. ««От природы» человек естественно себялюбив, он печется о собственном благе. Нравственная же задача связана с расширением этой заботы на других, что составляет базовое содержание морали» [2].

Результатом будет то, что понятия «легальный» поступок и «моральный» станут тождественны, точно также произойдет уподобление разума и чувства, долга и желания, теории и практики. «Воля есть тот пункт, в котором умопостижение и созерцание или реальность тесно сплетаются» [7]. Конечным является то, что умопостижение и созерцание совпадают. Однако такое завершение носит двойственный характер: с одной стороны, в связи с тем, что это окончание находится в будущем, приводит нас к вознесению как над аскетическим пониманием принципа долга, так и грубой прагматичностью («мораль и счастье стоят в беспредельном движении «через» «Не-Я» вперед, все дальше и дальше по пути свободы»); с другой стороны, этот конечный этап идеализирован, поскольку любая активность человека становится исключительно духовной и происходит проникновение и распад необходимости в свободе, из этого вытекает преобразование практического разума в теоретический разум. И.Г. Фихте сводит мышление к действию, что порождает обратный процесс – редуцирование действия к мышлению, которое возвращается к самому себе.

Таким образом, предназначение человека И.Г. Фихте раскрывает в нескольких планах. Во-первых, человек есть часть природы, представляет собой организованный продукт природы. Во-вторых, на протяжении своей истории в практической деятельности человек подчиняет природу. Если подчинение природы вовне, в «не-Я», очевидно и подтверждается возрастанием возможностей человека в отношении использования и преобразования природы, то в отношении самого себя, «Я», задача господства разума над страстями решается каждым индивидом заново в актах самосознания. В-третьих, человек обречен находиться в состоянии выбора между долгом исполнения нравственного закона и жаждой практического успеха. Именно удержание этого противоречия, сохранение актуальности нравственного императива позволяет придавать направление человеческой воле, двигаться в будущее к большему обретению свободы. Совершенствование человека – обретение большей свободы – реализуется в актах самосознания: осмысления себя в противоречиях между теорией и практикой, моралью и счастьем, свободой и необходимостью.

×

About the authors

K. A. Pantaflyuk

Omsk State Medical University

Author for correspondence.
Email: s.needs@yandex.ru

ассистент кафедры философии

Russian Federation, Omsk

References

  1. Бур М., Иррлиц Г. Притязание разума. Из истории немецкой классической философии и литературы. М.: «Прогресс»; 1978. с. 327.
  2. Максименко Л.А., Зенец Н.Г., Варова Н.Л. Биологический метафизический сциентизм в решении проблемы альтруизма и эгоизма. Вестник Томского государственного университета 2018; 427: 79-90.
  3. Максименко Л.А., Лобова Т.Г. Феномен жизни в фокусе медицинской этики: возможность интерпретации. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2016; 11 (73): 88-92.
  4. Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века. М.: Высшая школа; 1976. с. 584.
  5. Фихте И.Г. Назначение человека. СПб.: Типография Монтвида; 1905. с. 133.
  6. Фихте И.Г. О назначении ученого. М.: ОГИЗ; 1935. с. 140.
  7. Фихте И.Г. Факты сознания: лекции, читанные в Берлинском университете в зимний семестр 1810-1811 г. Иоганном-Готтлибом Фихте. Наукословие, изложенное в общих чертах. Санкт-Петербург: Типография Акц. О-ва Брокгауз-Ефрон, 1914. с. 152.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2021 Scientific Bulletin of the Omsk State Medical University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies