Mark Lewis的书评 (M.E.Lewis) “The Early Chinese Empires Qin and Han“

封面


如何引用文章

全文:

详细

美国著名的中国古代学者(Lewis M.E.The Early Chinese Empires Qin and Han.Cambridge (MA): The Belknap Press of Harvard University Press, 2007) 研究工作对世界范围内的科学价值及其背后的科学和方法传统。在分析了本书的内容并赞扬了其优点后,评论家对西方汉学史学研究中国古代方法论的某些方面进行了批评(M.E. Lewis是其中的突出代表,作为美国“古典”汉学的先驱之一)并提出了一个问题,其有效性是用来获取中国古代知识的。

全文:

Структура содержания и его краткий критический обзор

Книга М.Э. Льюиса [1] состоит из вступления (c. 1–5), десяти глав (c. 5–253), заключения (c. 253–267), приложений (c. 267–271), библиографии (c. 292–309) и указателей (c. 309–334)1. Главы имеют следующие названия и содержание.

  1. The Geography of Empire (c. 5) — «География империи». В ней дается общий обзор вмещающего ландшафта и политико-географического районирования древнего Китая от эпохи Восточная Чжоу (XI–III вв. до н.э.) вплоть до конца древности в III в. н.э. с акцентом на геологические и природные особенности региона. Затем в той же главе дается очень краткий обзор политической истории всего рассматриваемого периода с точки зрения китайского регионализма. Выглядит это странно, т.к. это вообще единственное место в книге, где хоть как-то представлена хронология правлений Ханьских императоров. Сделано это, правда, удивительно — сроки правления указаны только для трех из шести (!) императоров периода 202–87 гг. до н.э (отмеченного как «подавление местных властей») — Вэнь-ди, Цзин-ди и У-ди, которые, очевидно, действительно подавляли «местные власти». Более того, далее ряд носителей высшей власти (Чжао-ди, Сюань-ди, Юань-ди, правившие с 87 по 33 г. до н.э.) не упомянуты вообще2. При описании Восточной Хань, бывшей, по мнению М. Льюиса с 25 по 168 г. н.э. «в изоляции», упоминания удостоились только императоры Гуан-у-ди и Хэ-ди, остальные никак отмечены не были. После чего автор описывает период «милитаризма и раскола», 169–220 гг., где роль субъектов для императоров вообще не предусмотрена, а центральное место в повествовании предсказуемо занимают восстание Желтых повязок и действия их лидеров.
  2. A State Organized for War (c. 30) — «Государство, созданное для войны». Де-факто в этой главе рассматривается причина успеха Цинь как завоевателя Китая, и кроется он, по мнению автора, как несложно догадаться, прежде всего, в строгой военной организации государства, построенного на фундаменте реформ Шан Яна и поставившего своей дальнейшей целью (уже при первом императоре Цинь — Шихуане) силовой диктат над остальными царствами посредством всеобщей унификации и стандартизации. Мысль, скажем прямо, далеко не новая, а глубина анализа процесса, на наш взгляд, в данной главе довольно поверхностна.
  3. The Paradoxes of Empire (c. 51) — «Парадоксы империи». Де-факто в этой главе описывается обустройство Цинь как первой империи, ее дальнейшая гибель и победа Хань, причем без какого-либо подробного описания войн Чу и Хань в 209–202 гг., все сводится к цитатам диалогов Лю Бана (будущего основателя Ханьской империи Гао-цзу), взятых в виде цитат из Ши цзи.
  4. Imperial Cities (c. 75) — «Города империи». Описываются ханьские столицы Чанъань и Лоян, приводятся карты.
  5. Rural Society (c. 102) — «Аграрное общество». По сути, глава посвящена экономике империи, хозяйственному укладу населения и даже такой сугубо инфраструктурной вещи, как строительство стен.
  6. The Outer World (c. 128) — «Внешний мир». Как не трудно догадаться, глава описывает внешние сношения Китая в период первых империй по направлениям севера (сюнну), запада (цяны и ухуани) и юга (Корея и Вьетнам).
  7. Kinship (c. 155) — «Родственные связи». Глава посвящена внутрисемейным отношениям и главным образом основана на материале Ли Цзи — базового письменного источника, посвященного внутрисемейным ритуалам.
  8. Religion (c. 178) — «Религия». Глава поднимает одну из важнейших тем в раннеимперском Китае — тему жертвоприношений и культов, однако вновь, увы, делает это достаточно поверхностно. Кроме того, в главе присутствует описание религиозных движений, что, конечно же, опять связано с политической нестабильностью конца Восточной Хань 169–220 гг. н.э.
  9. Literature (c. 206) — «Литература». По сути, этот раздел перечисляет базовые письменные источники раннеимперского периода, никак специально не анализируя их и не привязывая этот гипотетический анализ к логике изложения исторической информации в данной книге. Отдельно мы об этом скажем ниже, при разборе методологии исследования.
  10. Law (c. 227) — «Закон» (или же «Правосудие»). Раздел явно написан на базе классических работ Энтони Хульсеве [4, 5] и рассматривает различные аспекты права и правоприменения.

Как видно из перечня глав и их краткого содержания, книга не имеет связного сюжета и построена по тематическому принципу энциклопедии — каждая глава освещает отдельную тему и никак не связана с предыдущей. В этом смысле структура книги явно схожа с «Кембриджской историей Китая» [6], которая также имела широкий охват тем, однако там книгу все же «скреплял» единый хронологический скелет обзора политической истории периода, который хоть и в кратком виде, но был. Здесь же эту роль призваны выполнить введение и первая глава, формально посвященная географии, но в силу их малого объема они воспринимаются «отдельно» от остальных глав, поэтому главы эти читаются как десять больших энциклопедических статей или, если угодно, статей в научном сборнике, объединенных единой тематикой периода. Из-за этого, несмотря на безупречное внешне оформление, с четким научным аппаратом, производящее с первого взгляда абсолютно «академическое» впечатление, целостного, монографического вида книга не принимает, а видится именно как справочник по той или иной сфере жизни первых империй, и из-за этого очень похожа по ощущениям от чтения на научно-популярное издание. Мы не беремся давать этому факту какую-либо оценку, но ощущение диссонанса от несоответствия абсолютно академичного, более присущего целостным монографиям оформления и «популярно-энциклопедического» содержания не пропадает. Необходимо, однако, подчеркнуть, что два этих обстоятельства — четкое оформление3 и энциклопедический охват тем — как раз и являются главными достоинствами книги, позволяющими использовать ее как справочник по различным сферам жизни ранних империй, на который легко ссылаться строго академически. Собственно, автор данной рецензии использует книгу именно так. Однако, к сожалению, ряд важных претензий все же остается, о чем мы скажем ниже.

Библиография и научные традиции

Данная книга — идейный наследник трудов классиков западного китаеведения, американских синологов Дерка Бодде (1909–2003), Ганса Френкеля (1916–2003), Уильяма Скиннера (1925–2008), голландца Энтони Хульсеве (1910–1993), работавшего в США шведского ученого Ганса Билленштейна (1920–2015), британца Майкла Леве (род. 1922) и (в меньшей степени) австралийца Ричарда де Креспини (род. 1936), что явно следует из ее библиографии (с. 292–308), в значительной степени состоящей из ссылок на разделы тома «Кембриджской истории Китая» [6], в написании которой большинство упомянутых ученых принимали непосредственное участие, а М. Леве, написавший большинство разделов, выступил также ответственным редактором. При этом обращает на себя внимание полное отсутствие в библиографии книги трудов Гомера Дабса (1892–1969) и Бертона Уотсона (1925–2017) [7–11], осуществивших первые переводы на английский язык Ши цзи [12] и Хань шу [13] — базовых источников по синхронным тематике книги периодам. Вероятно, это вызвано тем, что М. Льюис в достаточной степени владеет китайским языком – в книге он, в основном, ссылается, собственно, на китайские оригиналы. Однако все же, учитывая то, что переводы Г. Дабса и Б. Уотсона выступали основной опорой при написании собственно «Кембриджской истории Китая» по периоду Цинь и Хань, не увидеть их в библиографии книги «Ранние китайские империи Цинь и Хань» несколько странно. Также удивительно почти полное отсутствие в данной библиографии трудов еще одного ведущего американского ученого немецкого происхождения Мартина Керна (род. 1962) — представлена только одна работа [14], тогда как по рассматриваемому периоду на момент выхода книги у активно пишущего М. Керна вышел еще ряд работ [15, 16], непосредственно пересекающихся по тематике с рассматриваемой работой М. Льюиса. И это при том, что сам М. Керн писал на работу М. Льюиса рецензию [16], а одна из работ М. Керна (1999) практически совпадает по тематике с работой М. Льюиса, которая в библиографии рассматриваемой книги есть [17]. При этом о принципиальном игнорировании при написании данной книги работ ученых одного с ним поколения говорить не приходится — труды американских ученых Стефана Дюранта (род. 1944) [18, 19], Мишель Нилан (род. 1950) [20–23] и Эдварда Шоннеси (род. 1952) [24] в библиографии работы присутствуют.

Особняком стоят труды работавших в США китайских ученых. И если исследование Чжан Гуанчжи (1931–2001) [25], фигура которого повлияла на изучение китайской древности в т.ч. и в западной науке, фактически привнеся в нее саму идею районирования Китая, должно быть отнесено к наследию как китайской, так и американской науки, то прочие китайские авторы из библиографического списка рецензируемой книги, жившие и работавшие в США, не сумели подобно Чжану перейти от дискрипции к аналитике, оставшись в рамках описательной модели изложения источников. Кстати, отдельно заметим, что на китайском языке автор использует почти исключительно только источники, научных работ, написанных в КНР, в библиографическом списке нам удалось обнаружить буквально две, и обе они представляют собой пояснения к эпиграфическим текстам, а не работы на самостоятельные темы [26, 27]4.

Методологические проблемы и критические замечания

Подводя итог и заостряя внимание на достоинствах и недостатках, отметим, что данная книга представляет собой очень интересный, крайне репрезентативный пример продукта «классического» западного ханеведения.

Во-первых, о достоинствах.

  1. Данная книга5, внешне выглядит фундаментально, все формальные показатели полностью соответствуют академическому статусу, в полном порядке научный аппарат. Визуально ничто не позволяет усомниться в качестве книги.
  2. Упомянутый выше «энциклопедический характер» действительно бывает полезен для ознакомления с ситуацией в той или иной сфере общественной жизни.

Теперь перейдем к слабым сторонам работы, их, увы, больше.

  1. Автор в принципе не ставит перед собой собственно исследовательских, подлинно аналитических задач, все время де-факто оставаясь в рамках дескриптивистской модели работы, с опорой на уже сделанные предшественниками описания. Описание фактуры как таковое, безусловно, необходимо, но тут оно становится самоцелью. Из-за этого книга де-факто не может предложить специалисту по Древнему Китаю что-то действительно новое, по-настоящему ценное, не привнося ничего, чего нельзя было бы извлечь из источников по истории периода, владея языком оригинала. Из-за этого в глазах специалиста прекрасно формально выверенная книга энциклопедического формата начинает смотреться как достаточно скучный «научпоп». Из этой же проблемы — нежелания или неумения автора поставить исследовательскую задачу вытекают проблемы с методологией исследования.
  2. Это отсутствие внятной методики анализа и изложения исторического процесса, в основе которой обычно заложен четкий хронологический «скелет», поскольку базовое требование к любому специалисту при изложении истории — как можно полнее добиться непрерывности рассказа о ней. Те «провалы» и «перескоки» в изложении истории, которые позволяет себе допускать М. Льюис, говорят, прежде всего, о практически полном отсутствии базовой культуры понимания изложения исторического процесса, проще говоря, слабой подготовке М. Льюиса как ученого-историка. Из слабости этой подготовки вытекает и следующая причина.
  3. Это катастрофически слабая источниковедческая часть. Глава «Литература», собравшая все письменные памятники Хань в одном месте книги, не имеет прямого отношения к источниковедческому исследованию, призванному, например, досконально и скрупулезно понять взаимоотношения двух базовых источников по истории периода — Ши цзи и Хань шу и не утверждать сгоряча, что первый всегда однозначно более древний источник, чем второй6.
  4. Отсутствие в арсенале у исследователя понятных и простых точных (например, количественного) методов анализа исторической информации7 и как следствие — неумение «писать историю» и движение вслед за китайской парадигмой, приводящее к объединению периодов Цинь и Хань на манер китайской историографии, в результате чего, например, полностью скрывается со сцены период острого противостояния между Чу и Хань в 209–202 гг. до н.э. за объединение империи, а также происходит потеря целых десятилетий (!) во второй половине Западной Хань и на всем протяжении Хань Восточной. Последнюю на фоне Западной Хань автор книг просто забывает — ее часто вообще нет в изложении, как будто и не было в реальности двухсот лет истории.

Подводя итог, с некоторым удивлением отметим, что на данный момент в западном ханеведении де-факто отсутствуют относительно новые монографические работы, которые можно назвать действительно полезными для использования на мировом уровне. Приходится признать, что данная отрасль науки стагнирует, что придает достижениям отечественной науки в этой области совершенно особый вес.

1 В 2016 г. вышел перевод книги на русский язык [2].

2 Справедливости ради заметим, что подобного рода удивительные провалы в рассказе о данном периоде встречаются и в отечественной историографии, см. например: [3], где в разделе «Империя Хань после У-ди» сказано следующее: «Слабые и безвольные преемники У-ди оказались не в состоянии контролировать власть на местах». Это все, что сообщает вузовский учебник о периоде 87–1 гг. до н.э.

3 Туда же нужно отнести и относительно актуальную западную библиографию, подробнее об этом ниже.

4 Это очень красноречиво свидетельствует об отношении М.Э. Льюиса к работам, написанным в КНР, и будем честны, довольно рельефно высвечивает проблемы всей китайской исторической науки, но это уже тема для отдельного исследования.

5 Или подобные ей, как все та же Кембриджская история Китая [6].

×

作者简介

Victor V. Bashkeev

Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences

编辑信件的主要联系方式.
Email: martartofaw@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-2785-1281
SPIN 代码: 8749-6692
俄罗斯联邦, Moscow

参考

  1. Lewis ME. The Early Chinese Empires Qin and Han. Cambridge (MA): The Belknap Press of Harvard University Press; 2007.
  2. Lewis ME. Imperii Drevnego Kitaya [The Early Chinese Empires Qin and Han]. Belousov S, trans. Moscow, 2016. (In Russ).
  3. Istoria Kitaya: Uchebnik [History of China: Textbook]. Meliksetov AV, editor. Moscow: Vysshaya shkola, 2002. (In Russ).
  4. Hulsewé AFP. Remnants of Han Law. Leiden: Brill; 1955;1.
  5. Hulsewé AFP. Remnants of Ch’in Law: An Annotated Translation of the Ch’in Legal and Administrative Rules of the 3rd Century B.C. Leiden: Brill, 1985.
  6. Cambridge History of China. The Ch’in and Han Empires. 221 BC. — A.D. 220. Loewe M, editor. Cambridge: Cambridge University Press; 1986;1.
  7. Dubs H, trans., comment. The History of the Former Han Dynasty by Pan Ku. The Imperial Annals (Chapters I–V). Baltimore: Waverly Press; 1938;1.
  8. Dubs H, trans., comment. The History of the Former Han Dynasty by Pan Ku. The Imperial Annals (Chapters VI–X). Baltimore: Waverly Press; 1944;2.
  9. Dubs H, trans., comment. The History of the Former Han Dynasty by Pan Ku. The Imperial Annals (Chapters XI–XII and the Memoirs of Wang Mang). Baltimore: Waverly Press; 1955(3).
  10. Watson B. Records of The Grand Historian of China. New York: Columbia University Press; 1961.
  11. Watson B. Records of the Grand Historian: Han Dynasty I & II; Qin dynasty. New York: Columbia University Press; 1993.
  12. Sima Qian. Shiji [Records of the Grand Historian] Beijing; 1959. (In Chinese)
  13. Ban Gu. Han shu [History of Han]. Beijing; 1962. (In Chinese)
  14. Kern M. The Stele Inscriptions of Ch’in Shih-huang: Text and Ritual in Early Chinese Imperial Representation. New Haven (CT): American Oriental Society; 2000.
  15. Kern M. Religious Anxiety and Political Interest in Western Han Omen Interpretation: The Case of the Han Wudi Period (141–87 B.C.). Studies in Chinese History. 2000;(10):1–31.
  16. Kern M. “Feature: Writing and Authority in Early China” by Mark Edward Lewis. China Review International. 2000;7(2):336–376.
  17. Lewis ME. The Feng and Shan Sacrifices of Emperor Wu of the Han. In: McDermott J, editor. State and Court Ritual in China. Cambridge: Cambridge University Press; 1999.
  18. Durrant SW. Ssu’ma Ch’ien’s Portrayal of the First Ch’in Emperor. In: Imperial Rulership and Cultural Change in Traditional China. Brandauer FP, Chun-Chieh Huang, eds. Seattle: University of Washington Press; 1994.
  19. Durrant SW. The Cloudy Mirror: Tension and Conflict in the Writings of Sima Qian. Albany: SUNY Press; 1995.
  20. Nylan M. The Chin-wen/Ku-wen Controversy in Han Times. T’oung Pao. 1994;80(1):82–144.
  21. Nylan M. Confucian Piety and Individualism in Han China. Journal of the American Oriental Society. 1996;116(1):1–27.
  22. Nylan M. Han Classicists Writing in Dialogue about their Own Tradition. Philosophy East and West. 1997;47(2):133–188.
  23. Nylan M. A Problematic Model: The Han ‘Orthodox Synthesis’ Then and Now. In: Imagining Boundaries: Changing Confucian Doctrines, Texts, and Hermeneutics. Chow Kai-wing, Ng On-cho, J.B. Henderson, eds. Albany: SUNY Press; 1999.
  24. Shaughnessy EL. Military Histories of Early China: A Review Article. Early China. 1996;21:159–182.
  25. Chang Kwang-chih. The Archaeology of Ancient China. New Haven (CT): Yale University Press; 1986. 450 p.
  26. Gao Wen. Han bei ji shi [Collected Explanations of Han Inscriptions]. Kaifeng: Henan University Press; 1985. 528 p. (In Chinese)
  27. Ma Jixing. Mawangdui gu yi shu kaoshi [Critical Elucidation of the Ancient Medical Texts from Mawangdui]. Changsha; 1992. (In Chinese)
  28. Bashkeev VV. The first results of textological analysis of Gao-di-ji Shan from Han-shu in Comparison with Corresponding Chapters from Shi-ji. Society and State in China. 2018;48(2):432–449. (In Russ).
  29. Bashkeev VV. About Structure of Presentation of Events in Section Diji of Han Shu. On the basis of chapter Gao-di-ji Sia Data. Society and State in China. 2019;49(1):87–107. (In Russ).
  30. Ulyanov MYu. Textual Aspects of the Study of Chunqiu Zuozhuan: To Problem of Distinguishing and Characterizing Structural-Genre Groups. Society and State in China. 2011;41(1):43–59. (In Russ).
  31. Ulyanov MYu. Structure of the “Commenting Complex” of Chunqiu Zuozhuan (Commentary of Zuo to Chunqiu): Balance of “Historical” and “Canonical”. In: Rosenberg collection: Oriental Studies and Materials. Saint Petersburg; 2014. P:248–270. (In Russ).
  32. Bashkeev VV, Ulyanov MYu, Tseluyko MS. Podkhody k issledovaniyu politicheskikh protsessov v opisanii drevnei i srednevekovoi istorii Kitaya i stran Yugo-Vostochnoi Azii. In: Otgolosok proshedshego v budushchem. Moscow: Izdatelstvo PSTGU; 2012. P:47–71. (In Russ).
  33. Deopik DV. Opyt kolichestvennogo analiza drevnei vostochnoi letopisi “Chun Qiu” [Experience of Quantitative Analysis of the Ancient Eastern Chronicle “Chun Qiu”]. In: Konfutsyeva letopis Chun Qiu (Chun Qiu /Springs and Autumns/ by Confucius). Monastyrev N, trans., Karapetyants AM, editor. Moscow: Vostochnaya literatura; 1999. P:195–234. (In Russ).

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Bashkeev V., 2022

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名-非商业性使用-禁止演绎 4.0国际许可协议的许可。

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 79035 от 28.08.2020 г.


##common.cookie##