A Review of the Book «The Early Chinese Empires Qin and Han» by Mark E. Lewis

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The review of the book (Lewis M.E. The Early Chinese Empires Qin and Han. Cambridge (MA): The Belknap Press of Harvard University Press, 2007) sums up the contents of the book and reviews its value for the world Han studies as well as those methods and research traditions of Western sinology in Ancient China studies which lay in the very base of the book creation. After paying respect to the advantages of the book, the author of this review discusses the effectiveness of methods used in the book for studying Chinese Ancient history.

Full Text

Структура содержания и его краткий критический обзор

Книга М.Э. Льюиса [1] состоит из вступления (c. 1–5), десяти глав (c. 5–253), заключения (c. 253–267), приложений (c. 267–271), библиографии (c. 292–309) и указателей (c. 309–334)1. Главы имеют следующие названия и содержание.

  1. The Geography of Empire (c. 5) — «География империи». В ней дается общий обзор вмещающего ландшафта и политико-географического районирования древнего Китая от эпохи Восточная Чжоу (XI–III вв. до н.э.) вплоть до конца древности в III в. н.э. с акцентом на геологические и природные особенности региона. Затем в той же главе дается очень краткий обзор политической истории всего рассматриваемого периода с точки зрения китайского регионализма. Выглядит это странно, т.к. это вообще единственное место в книге, где хоть как-то представлена хронология правлений Ханьских императоров. Сделано это, правда, удивительно — сроки правления указаны только для трех из шести (!) императоров периода 202–87 гг. до н.э (отмеченного как «подавление местных властей») — Вэнь-ди, Цзин-ди и У-ди, которые, очевидно, действительно подавляли «местные власти». Более того, далее ряд носителей высшей власти (Чжао-ди, Сюань-ди, Юань-ди, правившие с 87 по 33 г. до н.э.) не упомянуты вообще2. При описании Восточной Хань, бывшей, по мнению М. Льюиса с 25 по 168 г. н.э. «в изоляции», упоминания удостоились только императоры Гуан-у-ди и Хэ-ди, остальные никак отмечены не были. После чего автор описывает период «милитаризма и раскола», 169–220 гг., где роль субъектов для императоров вообще не предусмотрена, а центральное место в повествовании предсказуемо занимают восстание Желтых повязок и действия их лидеров.
  2. A State Organized for War (c. 30) — «Государство, созданное для войны». Де-факто в этой главе рассматривается причина успеха Цинь как завоевателя Китая, и кроется он, по мнению автора, как несложно догадаться, прежде всего, в строгой военной организации государства, построенного на фундаменте реформ Шан Яна и поставившего своей дальнейшей целью (уже при первом императоре Цинь — Шихуане) силовой диктат над остальными царствами посредством всеобщей унификации и стандартизации. Мысль, скажем прямо, далеко не новая, а глубина анализа процесса, на наш взгляд, в данной главе довольно поверхностна.
  3. The Paradoxes of Empire (c. 51) — «Парадоксы империи». Де-факто в этой главе описывается обустройство Цинь как первой империи, ее дальнейшая гибель и победа Хань, причем без какого-либо подробного описания войн Чу и Хань в 209–202 гг., все сводится к цитатам диалогов Лю Бана (будущего основателя Ханьской империи Гао-цзу), взятых в виде цитат из Ши цзи.
  4. Imperial Cities (c. 75) — «Города империи». Описываются ханьские столицы Чанъань и Лоян, приводятся карты.
  5. Rural Society (c. 102) — «Аграрное общество». По сути, глава посвящена экономике империи, хозяйственному укладу населения и даже такой сугубо инфраструктурной вещи, как строительство стен.
  6. The Outer World (c. 128) — «Внешний мир». Как не трудно догадаться, глава описывает внешние сношения Китая в период первых империй по направлениям севера (сюнну), запада (цяны и ухуани) и юга (Корея и Вьетнам).
  7. Kinship (c. 155) — «Родственные связи». Глава посвящена внутрисемейным отношениям и главным образом основана на материале Ли Цзи — базового письменного источника, посвященного внутрисемейным ритуалам.
  8. Religion (c. 178) — «Религия». Глава поднимает одну из важнейших тем в раннеимперском Китае — тему жертвоприношений и культов, однако вновь, увы, делает это достаточно поверхностно. Кроме того, в главе присутствует описание религиозных движений, что, конечно же, опять связано с политической нестабильностью конца Восточной Хань 169–220 гг. н.э.
  9. Literature (c. 206) — «Литература». По сути, этот раздел перечисляет базовые письменные источники раннеимперского периода, никак специально не анализируя их и не привязывая этот гипотетический анализ к логике изложения исторической информации в данной книге. Отдельно мы об этом скажем ниже, при разборе методологии исследования.
  10. Law (c. 227) — «Закон» (или же «Правосудие»). Раздел явно написан на базе классических работ Энтони Хульсеве [4, 5] и рассматривает различные аспекты права и правоприменения.

Как видно из перечня глав и их краткого содержания, книга не имеет связного сюжета и построена по тематическому принципу энциклопедии — каждая глава освещает отдельную тему и никак не связана с предыдущей. В этом смысле структура книги явно схожа с «Кембриджской историей Китая» [6], которая также имела широкий охват тем, однако там книгу все же «скреплял» единый хронологический скелет обзора политической истории периода, который хоть и в кратком виде, но был. Здесь же эту роль призваны выполнить введение и первая глава, формально посвященная географии, но в силу их малого объема они воспринимаются «отдельно» от остальных глав, поэтому главы эти читаются как десять больших энциклопедических статей или, если угодно, статей в научном сборнике, объединенных единой тематикой периода. Из-за этого, несмотря на безупречное внешне оформление, с четким научным аппаратом, производящее с первого взгляда абсолютно «академическое» впечатление, целостного, монографического вида книга не принимает, а видится именно как справочник по той или иной сфере жизни первых империй, и из-за этого очень похожа по ощущениям от чтения на научно-популярное издание. Мы не беремся давать этому факту какую-либо оценку, но ощущение диссонанса от несоответствия абсолютно академичного, более присущего целостным монографиям оформления и «популярно-энциклопедического» содержания не пропадает. Необходимо, однако, подчеркнуть, что два этих обстоятельства — четкое оформление3 и энциклопедический охват тем — как раз и являются главными достоинствами книги, позволяющими использовать ее как справочник по различным сферам жизни ранних империй, на который легко ссылаться строго академически. Собственно, автор данной рецензии использует книгу именно так. Однако, к сожалению, ряд важных претензий все же остается, о чем мы скажем ниже.

Библиография и научные традиции

Данная книга — идейный наследник трудов классиков западного китаеведения, американских синологов Дерка Бодде (1909–2003), Ганса Френкеля (1916–2003), Уильяма Скиннера (1925–2008), голландца Энтони Хульсеве (1910–1993), работавшего в США шведского ученого Ганса Билленштейна (1920–2015), британца Майкла Леве (род. 1922) и (в меньшей степени) австралийца Ричарда де Креспини (род. 1936), что явно следует из ее библиографии (с. 292–308), в значительной степени состоящей из ссылок на разделы тома «Кембриджской истории Китая» [6], в написании которой большинство упомянутых ученых принимали непосредственное участие, а М. Леве, написавший большинство разделов, выступил также ответственным редактором. При этом обращает на себя внимание полное отсутствие в библиографии книги трудов Гомера Дабса (1892–1969) и Бертона Уотсона (1925–2017) [7–11], осуществивших первые переводы на английский язык Ши цзи [12] и Хань шу [13] — базовых источников по синхронным тематике книги периодам. Вероятно, это вызвано тем, что М. Льюис в достаточной степени владеет китайским языком – в книге он, в основном, ссылается, собственно, на китайские оригиналы. Однако все же, учитывая то, что переводы Г. Дабса и Б. Уотсона выступали основной опорой при написании собственно «Кембриджской истории Китая» по периоду Цинь и Хань, не увидеть их в библиографии книги «Ранние китайские империи Цинь и Хань» несколько странно. Также удивительно почти полное отсутствие в данной библиографии трудов еще одного ведущего американского ученого немецкого происхождения Мартина Керна (род. 1962) — представлена только одна работа [14], тогда как по рассматриваемому периоду на момент выхода книги у активно пишущего М. Керна вышел еще ряд работ [15, 16], непосредственно пересекающихся по тематике с рассматриваемой работой М. Льюиса. И это при том, что сам М. Керн писал на работу М. Льюиса рецензию [16], а одна из работ М. Керна (1999) практически совпадает по тематике с работой М. Льюиса, которая в библиографии рассматриваемой книги есть [17]. При этом о принципиальном игнорировании при написании данной книги работ ученых одного с ним поколения говорить не приходится — труды американских ученых Стефана Дюранта (род. 1944) [18, 19], Мишель Нилан (род. 1950) [20–23] и Эдварда Шоннеси (род. 1952) [24] в библиографии работы присутствуют.

Особняком стоят труды работавших в США китайских ученых. И если исследование Чжан Гуанчжи (1931–2001) [25], фигура которого повлияла на изучение китайской древности в т.ч. и в западной науке, фактически привнеся в нее саму идею районирования Китая, должно быть отнесено к наследию как китайской, так и американской науки, то прочие китайские авторы из библиографического списка рецензируемой книги, жившие и работавшие в США, не сумели подобно Чжану перейти от дискрипции к аналитике, оставшись в рамках описательной модели изложения источников. Кстати, отдельно заметим, что на китайском языке автор использует почти исключительно только источники, научных работ, написанных в КНР, в библиографическом списке нам удалось обнаружить буквально две, и обе они представляют собой пояснения к эпиграфическим текстам, а не работы на самостоятельные темы [26, 27]4.

Методологические проблемы и критические замечания

Подводя итог и заостряя внимание на достоинствах и недостатках, отметим, что данная книга представляет собой очень интересный, крайне репрезентативный пример продукта «классического» западного ханеведения.

Во-первых, о достоинствах.

  1. Данная книга5, внешне выглядит фундаментально, все формальные показатели полностью соответствуют академическому статусу, в полном порядке научный аппарат. Визуально ничто не позволяет усомниться в качестве книги.
  2. Упомянутый выше «энциклопедический характер» действительно бывает полезен для ознакомления с ситуацией в той или иной сфере общественной жизни.

Теперь перейдем к слабым сторонам работы, их, увы, больше.

  1. Автор в принципе не ставит перед собой собственно исследовательских, подлинно аналитических задач, все время де-факто оставаясь в рамках дескриптивистской модели работы, с опорой на уже сделанные предшественниками описания. Описание фактуры как таковое, безусловно, необходимо, но тут оно становится самоцелью. Из-за этого книга де-факто не может предложить специалисту по Древнему Китаю что-то действительно новое, по-настоящему ценное, не привнося ничего, чего нельзя было бы извлечь из источников по истории периода, владея языком оригинала. Из-за этого в глазах специалиста прекрасно формально выверенная книга энциклопедического формата начинает смотреться как достаточно скучный «научпоп». Из этой же проблемы — нежелания или неумения автора поставить исследовательскую задачу вытекают проблемы с методологией исследования.
  2. Это отсутствие внятной методики анализа и изложения исторического процесса, в основе которой обычно заложен четкий хронологический «скелет», поскольку базовое требование к любому специалисту при изложении истории — как можно полнее добиться непрерывности рассказа о ней. Те «провалы» и «перескоки» в изложении истории, которые позволяет себе допускать М. Льюис, говорят, прежде всего, о практически полном отсутствии базовой культуры понимания изложения исторического процесса, проще говоря, слабой подготовке М. Льюиса как ученого-историка. Из слабости этой подготовки вытекает и следующая причина.
  3. Это катастрофически слабая источниковедческая часть. Глава «Литература», собравшая все письменные памятники Хань в одном месте книги, не имеет прямого отношения к источниковедческому исследованию, призванному, например, досконально и скрупулезно понять взаимоотношения двух базовых источников по истории периода — Ши цзи и Хань шу и не утверждать сгоряча, что первый всегда однозначно более древний источник, чем второй6.
  4. Отсутствие в арсенале у исследователя понятных и простых точных (например, количественного) методов анализа исторической информации7 и как следствие — неумение «писать историю» и движение вслед за китайской парадигмой, приводящее к объединению периодов Цинь и Хань на манер китайской историографии, в результате чего, например, полностью скрывается со сцены период острого противостояния между Чу и Хань в 209–202 гг. до н.э. за объединение империи, а также происходит потеря целых десятилетий (!) во второй половине Западной Хань и на всем протяжении Хань Восточной. Последнюю на фоне Западной Хань автор книг просто забывает — ее часто вообще нет в изложении, как будто и не было в реальности двухсот лет истории.

Подводя итог, с некоторым удивлением отметим, что на данный момент в западном ханеведении де-факто отсутствуют относительно новые монографические работы, которые можно назвать действительно полезными для использования на мировом уровне. Приходится признать, что данная отрасль науки стагнирует, что придает достижениям отечественной науки в этой области совершенно особый вес.

1 В 2016 г. вышел перевод книги на русский язык [2].

2 Справедливости ради заметим, что подобного рода удивительные провалы в рассказе о данном периоде встречаются и в отечественной историографии, см. например: [3], где в разделе «Империя Хань после У-ди» сказано следующее: «Слабые и безвольные преемники У-ди оказались не в состоянии контролировать власть на местах». Это все, что сообщает вузовский учебник о периоде 87–1 гг. до н.э.

3 Туда же нужно отнести и относительно актуальную западную библиографию, подробнее об этом ниже.

4 Это очень красноречиво свидетельствует об отношении М.Э. Льюиса к работам, написанным в КНР, и будем честны, довольно рельефно высвечивает проблемы всей китайской исторической науки, но это уже тема для отдельного исследования.

5 Или подобные ей, как все та же Кембриджская история Китая [6].

×

About the authors

Victor V. Bashkeev

Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences

Author for correspondence.
Email: martartofaw@gmail.com
ORCID iD: 0000-0002-2785-1281
SPIN-code: 8749-6692
Russian Federation, Moscow

References

  1. Lewis ME. The Early Chinese Empires Qin and Han. Cambridge (MA): The Belknap Press of Harvard University Press; 2007.
  2. Lewis ME. Imperii Drevnego Kitaya [The Early Chinese Empires Qin and Han]. Belousov S, trans. Moscow, 2016. (In Russ).
  3. Istoria Kitaya: Uchebnik [History of China: Textbook]. Meliksetov AV, editor. Moscow: Vysshaya shkola, 2002. (In Russ).
  4. Hulsewé AFP. Remnants of Han Law. Leiden: Brill; 1955;1.
  5. Hulsewé AFP. Remnants of Ch’in Law: An Annotated Translation of the Ch’in Legal and Administrative Rules of the 3rd Century B.C. Leiden: Brill, 1985.
  6. Cambridge History of China. The Ch’in and Han Empires. 221 BC. — A.D. 220. Loewe M, editor. Cambridge: Cambridge University Press; 1986;1.
  7. Dubs H, trans., comment. The History of the Former Han Dynasty by Pan Ku. The Imperial Annals (Chapters I–V). Baltimore: Waverly Press; 1938;1.
  8. Dubs H, trans., comment. The History of the Former Han Dynasty by Pan Ku. The Imperial Annals (Chapters VI–X). Baltimore: Waverly Press; 1944;2.
  9. Dubs H, trans., comment. The History of the Former Han Dynasty by Pan Ku. The Imperial Annals (Chapters XI–XII and the Memoirs of Wang Mang). Baltimore: Waverly Press; 1955(3).
  10. Watson B. Records of The Grand Historian of China. New York: Columbia University Press; 1961.
  11. Watson B. Records of the Grand Historian: Han Dynasty I & II; Qin dynasty. New York: Columbia University Press; 1993.
  12. Sima Qian. Shiji [Records of the Grand Historian] Beijing; 1959. (In Chinese)
  13. Ban Gu. Han shu [History of Han]. Beijing; 1962. (In Chinese)
  14. Kern M. The Stele Inscriptions of Ch’in Shih-huang: Text and Ritual in Early Chinese Imperial Representation. New Haven (CT): American Oriental Society; 2000.
  15. Kern M. Religious Anxiety and Political Interest in Western Han Omen Interpretation: The Case of the Han Wudi Period (141–87 B.C.). Studies in Chinese History. 2000;(10):1–31.
  16. Kern M. “Feature: Writing and Authority in Early China” by Mark Edward Lewis. China Review International. 2000;7(2):336–376.
  17. Lewis ME. The Feng and Shan Sacrifices of Emperor Wu of the Han. In: McDermott J, editor. State and Court Ritual in China. Cambridge: Cambridge University Press; 1999.
  18. Durrant SW. Ssu’ma Ch’ien’s Portrayal of the First Ch’in Emperor. In: Imperial Rulership and Cultural Change in Traditional China. Brandauer FP, Chun-Chieh Huang, eds. Seattle: University of Washington Press; 1994.
  19. Durrant SW. The Cloudy Mirror: Tension and Conflict in the Writings of Sima Qian. Albany: SUNY Press; 1995.
  20. Nylan M. The Chin-wen/Ku-wen Controversy in Han Times. T’oung Pao. 1994;80(1):82–144.
  21. Nylan M. Confucian Piety and Individualism in Han China. Journal of the American Oriental Society. 1996;116(1):1–27.
  22. Nylan M. Han Classicists Writing in Dialogue about their Own Tradition. Philosophy East and West. 1997;47(2):133–188.
  23. Nylan M. A Problematic Model: The Han ‘Orthodox Synthesis’ Then and Now. In: Imagining Boundaries: Changing Confucian Doctrines, Texts, and Hermeneutics. Chow Kai-wing, Ng On-cho, J.B. Henderson, eds. Albany: SUNY Press; 1999.
  24. Shaughnessy EL. Military Histories of Early China: A Review Article. Early China. 1996;21:159–182.
  25. Chang Kwang-chih. The Archaeology of Ancient China. New Haven (CT): Yale University Press; 1986. 450 p.
  26. Gao Wen. Han bei ji shi [Collected Explanations of Han Inscriptions]. Kaifeng: Henan University Press; 1985. 528 p. (In Chinese)
  27. Ma Jixing. Mawangdui gu yi shu kaoshi [Critical Elucidation of the Ancient Medical Texts from Mawangdui]. Changsha; 1992. (In Chinese)
  28. Bashkeev VV. The first results of textological analysis of Gao-di-ji Shan from Han-shu in Comparison with Corresponding Chapters from Shi-ji. Society and State in China. 2018;48(2):432–449. (In Russ).
  29. Bashkeev VV. About Structure of Presentation of Events in Section Diji of Han Shu. On the basis of chapter Gao-di-ji Sia Data. Society and State in China. 2019;49(1):87–107. (In Russ).
  30. Ulyanov MYu. Textual Aspects of the Study of Chunqiu Zuozhuan: To Problem of Distinguishing and Characterizing Structural-Genre Groups. Society and State in China. 2011;41(1):43–59. (In Russ).
  31. Ulyanov MYu. Structure of the “Commenting Complex” of Chunqiu Zuozhuan (Commentary of Zuo to Chunqiu): Balance of “Historical” and “Canonical”. In: Rosenberg collection: Oriental Studies and Materials. Saint Petersburg; 2014. P:248–270. (In Russ).
  32. Bashkeev VV, Ulyanov MYu, Tseluyko MS. Podkhody k issledovaniyu politicheskikh protsessov v opisanii drevnei i srednevekovoi istorii Kitaya i stran Yugo-Vostochnoi Azii. In: Otgolosok proshedshego v budushchem. Moscow: Izdatelstvo PSTGU; 2012. P:47–71. (In Russ).
  33. Deopik DV. Opyt kolichestvennogo analiza drevnei vostochnoi letopisi “Chun Qiu” [Experience of Quantitative Analysis of the Ancient Eastern Chronicle “Chun Qiu”]. In: Konfutsyeva letopis Chun Qiu (Chun Qiu /Springs and Autumns/ by Confucius). Monastyrev N, trans., Karapetyants AM, editor. Moscow: Vostochnaya literatura; 1999. P:195–234. (In Russ).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Bashkeev V.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 79035 от 28.08.2020 г.


This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies