Метастазы рака молочной железы в опухоль почки: описание наблюдения

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель исследования — демонстрация уникального наблюдения из практики: синхронных злокачественных опухолей молочной железы и почки с метастазами опухоли в опухоль.

Материалы и методы. Проведены анализ медицинской документации и патологоанатомические исследования операционного материала с применением гистологических и иммуногистохимических методов.

Результаты. Описано клиническое наблюдение метастазирования тринегативного рака молочной железы в синхронную опухоль почки — светлоклеточный почечно-клеточный рак у женщины 59 лет. Метастазы опухоли в опухоль диагностированы по операционному материалу — удаленной почке с новообразованием, проявлявшимся гематурией, анемией и тромбоцитопеническим синдромом.

Заключение. Прижизненная диагностика первично-множественных новообразований и метастатических поражений, в том числе метастазов опухоли в опухоль, достаточно трудна и требует тщательного клинико-морфологического анализа для разработки адекватной тактики хирургического и консервативного лечения.

Полный текст

Введение

Метастазы опухоли в опухоль — крайне редкое явление в онкологической практике. Чаще всего в роли опухоли-донора в подобных наблюдениях выступают рак молочной железы и рак легкого, а в роли опухоли-реципиента — менингиома. До настоящего времени, по данным различных авторов, описано около 150 подобных наблюдений, из которых до 100 приходится на метастазы во внутричерепные менингиомы [1, 2]. Первое описание феномена — бронхогенный рак с метастазами в менингиому — принадлежит B.M. Fried (1930) [3]. Кроме менингиом, по мнению A. Sella и J.Y. Ro [4], к опухолям-реципиентам можно отнести почечно-клеточные карциномы из-за их развитой сосудистой сети.

В соответствии с рекомендациями, сформулированными L.V. Campbell et al. [5] и получившими признание специалистов, для констатации феномена метастазирования опухоли в опухоль необходимо руководствоваться следующими критериями: 1) наличие более чем одного первичного новообразования; 2) новообразование-реципиент должно представлять собой доброкачественную или злокачественную опухоль, а не опухолеподобный процесс; 3) метастазы должны быть истинными фокусами роста опухоли-донора в опухоли-реципиенте, а не следствием прорастания или только раковой эмболии; 4) метастазы в лимфоузлы при нодальных лимфомах не считаются метастазами опухоли в опухоль. Таким образом, метастазирование опухоли в опухоль возможно только при наличии синхронных и метахронных новообразований (полинеоплазий).

К синхронным и метахронным опухолям, ассоциированным с раком почки, обычно относят карциномы мочевого пузыря и простаты, колоректальный рак и рак легкого. Известно также, что рак молочной железы изредка метастазирует в органы мочеполовой системы [6]. Синхронное же развитие карцином молочной железы и почки относится к редким ситуациям в онкологии — в литературе описаны лишь единичные случаи [7, 8], а описания метастазов рака молочной железы в рак почки в доступных источниках нам найти не удалось.

Цель исследования — демонстрация уникального наблюдения из практики: синхронных злокачественных опухолей молочной железы и почки с метастазами опухоли в опухоль.

Материалы и методы

Проанализированы медицинские карты стационарного больного (форма 003/у) и применены патологоанатомические методы изучения операционного материала: макроскопическое описание, гистологическое и иммуногистохимическое исследование. Препараты фиксировали в 10 % забуференном нейтральном формалине и заливали в парафин по стандартному протоколу. Серийные срезы парафиновых блоков окрашивали гематоксилином и эозином, а также после соответствующих процедур (демаскировка антигенов, ингибиция эндогенной пероксидазы) обрабатывали антителами (Dako Inc., Дания) против цитокератинов, виментина и ряда органо- и опухолеспецифических антигенов. Пролиферативную активность анализировали на основании реакции на белок Ki-67 (клон MIB1). Для визуализации продуктов иммуногистохимической реакции применяли полимерную систему EnVision (Dako Inc., Дания), в качестве хромогена использовали диаминобензидин, ядра клеток докрашивали гематоксилином Майера.

Результаты и их обсуждение

Пациентка, 59 лет, поступила в онкоурологическое отделение Городского клинического онкологического диспансера (Санкт-Петербург) с жалобами на общую слабость, наличие крови в моче. Была госпитализирована после консультации онкомаммолога, который рассматривал вопрос о химиотерапии по поводу распространенного рака молочной железы. Ранее за медицинской помощью в связи с опухолью молочной железы не обращалась. На доклиническом этапе во время компьютерной томографии диагностирован рак молочной железы с метастазами в регионарные лимфоузлы, печень и левую почку (cT2N1M1), асцит.

При госпитализации уровень белка СА-125 в сыворотке крови — 7131,7 Ед/мл. Наблюдались признаки печеночной недостаточности (желтушность кожи и слизистых оболочек, гипербилирубинемия, повышение уровня трансаминаз), портальной гипертензии (асцит) и гиперглюкоземии (до 11,4 ммоль/л в капиллярной крови). При дообследовании в стационаре в качестве причины гематурии определена распадающаяся (вторичная?) опухоль левой почки, и консилиумом принято решение об оперативном лечении в объеме эндовидеохирургической нефрэктомии с оценкой состояния печени и ликвидацией асцита после соответствующей предоперационной подготовки. Во время операции, выполненной на 10-й день пребывания в стационаре, была удалена левая почка и эвакуировано до 3,5 л асцитической жидкости.

Операционный препарат: левая почка с опухолью до 5 см в наибольшем измерении в области верхнего полюса, на разрезе охряно-желтого цвета с кистами и кровоизлияниями, не выходящая за пределы псевдокапсулы новообразования. Гистологически: умеренно дифференцированный (grade 2) светлоклеточный почечно-клеточный рак; в опухолевом узле множественные эмболы и метастазы низкодифференцированной аденокарциномы (рис. 1). При иммуногистохимическом исследовании (рис. 2, 3) выявлен фенотипический профиль опухоли почки, соответствующий светлоклеточному раку (RCC+, CD10+, Vimentin+), а эмболы и местастазы в опухоли указывали на рак молочной железы (CK7+, GCDFP-15+, Mammaglobin+).

 

Рис. 1. Метастаз рака молочной железы (стрелки) в светлоклеточную карциному почки. Окраска гематоксилином и эозином, ×200

Fig. 1. Metastasis of breast cancer (arrows) in renal clear cell carcinoma (H&E staining, original magnification: ×200)

 

Рис. 2. Положительная мембранная реакция на CD10 в опухоли почки («звездочки» указывают на неокрашенные хромогеном кластеры метастатических элементов). Иммуногистохимия, ×400

Fig. 2. Positive membrane reaction to CD10 in a kidney tumor: asterisks indicate uncolored chromogen clusters of metastatic elements (Immunohistochemistry, original magnification: ×400)

 

Рис. 3. Положительная реакция на цитокератин 7 в раковом эмболе (Э) в опухоли почки. Иммуногистохимия, ×400

Fig. 3. Positive reaction to cytokeratin 7 in a cancer embolus (Э) in a kidney tumor (Immunohistochemistry, original magnification: ×400)

 

После операции состояние пациентки расценивалось как тяжелое, прогрессировала печеночная недостаточность с гипокоагуляцией (активированное частичное тромбопластиновое время — 62,9 с), тромбоцитопенией (32 · 109/л) и признаками печеночной энцефалопатии. Несмотря на интенсивную терапию из-за нарастающей печеночной и почечной недостаточности состояние продолжало ухудшаться, и на 6-й день после нефрэктомии произошла остановка сердца. По настоянию родственников по «религиозным соображениям» вскрытие не проводили, но удалось получить разрешение на «некропсию»: посмертно были иссечены фрагменты опухоли молочной железы. Гистологическое исследование подтвердило диагноз низкодифференцированной карциномы неспецифического типа (рис. 4), иммуногистохимическое — тройного негативного базальноподобного рака молочной железы (ER, PgR, HER2/neu, CK5/6+) с пролиферативной активностью по Ki-67 до 40 %.

 

Рис. 4. Опухоль молочной железы: низкодифференцированная карцинома неспецифического типа. Окраска гематоксилином и эозином, ×200

Fig. 4. Breast tumor: High-grade carcinoma of non-specific type (H&E staining, original magnification: ×200)

 

Заключение

В последние десятилетия во всех странах мира отмечается резкое увеличение частоты полинеоплазий. Так, в 2015 г. в России было диагностировано 39 195 случаев первично-множественных опухолей (26,8 на 100 тыс. населения), что составило 6,7 % всех впервые выявленных злокачественных новообразований [9]. Данную ситуацию связывают как с наследственной предрасположенностью, реализующейся по мере увеличения продолжительности жизни населения, так и с успешным лечением онкологических заболеваний, что повышает вероятность возникновения синхронных и метахронных опухолей. В то же время прижизненная дифференциальная диагностика первично-множественных новообразований и метастатических поражений, в том числе метастазов опухоли в опухоль, достаточно трудна и требует тщательного клинико-морфологического анализа для разработки адекватной тактики оперативного и консервативного лечения.

×

Об авторах

Елена Васильевна Пономарева

СПбГБУЗ «Городской клинический онкологический диспансер»

Автор, ответственный за переписку.
Email: damian85@mail.ru

врач-патологоанатом высшей категории, заведующая патологоанатомическим отделением

Россия, Санкт-Петербург

Олег Геннадьевич Полушин

СПбГБУЗ «Городской клинический онкологический диспансер»

Email: damian85@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-0366-3662

канд. мед. наук, врач патологоанатомического отделения

Россия, Санкт-Петербург

Демьян Павлович Ковтун

СПбГБУЗ «Городской клинический онкологический диспансер»

Email: damian85@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5526-1385

врач патолого-анатомического отделения

Россия, Санкт-Петербург

Александр Петрович Карлов

СПбГБУЗ «Городской клинический онкологический диспансер»

Email: damian85@mail.ru

врач 5-го онкоурологического отделения

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Moody P, Murtagh K, Piduru S, et al. Tumor-to-tumor metastasis: pathology and neuroimaging considerations. Int J Clin Exp Pathol. 2012;5(4):367-373.
  2. Pham JT, Kim RC, Nguyen A, et al. Intracranial meningioma with carcinoma tumor-to-tumor metastasis: two case reports. CNS Oncol. 2018;7(2):CNS09. https://doi.org/10.2217/cns-2017-0022.
  3. Fried BM. Metastatic Inoculation of a Meningioma by Cancer Cells from a Bronchiogenic Carcinoma. Am J Pathol. 1930;6(1):47-52.
  4. Sella A, Ro JY. Renal cell cancer: Best recipient of tumor-to-tumor metastasis. Urology. 1987;30(1):35-38. https://doi.org/10.1016/0090-4295(87)90568-1.
  5. Campbell LV, Gilbert E, Chamberlain CR, Watne AL. Metastases of cancer to cancer. Cancer. 1968;22(3):635-643. https://doi.org/10.1002/1097-0142(196809)22:3<635::aid-cncr2820220320>3.0.co;2-o.
  6. Pastore AL, Palleschi G, Tubaro A, et al. Synchronous Urinary Tract Metastases from Breast Cancer. Urologia. 2018;76(2):66-68. https://doi.org/10.1177/039156030907600202.
  7. Beisland C, Talleraas O, Bakke A, Norstein J. Multiple primary malignancies in patients with renal cell carcinoma: a national population-based cohort study. BJU Int. 2006;97(4):698-702. https://doi.org/10.1111/j.1464-410X.2006.06004.x.
  8. Jiao F, Yao LJ, Zhou J, et al. Clinical features of multiple primary malignancies: a retrospective analysis of 72 Chinese patients. Asian Pac J Cancer Prev. 2014;15(1):331-334.
  9. Каприн А.Д., Старинский В.В., Петрова Г.В. Состояние онкологической помощи населению России в 2015 году. – М.: МНИОИ им. П.А. Герцена, 2016. – 236 с. [Kaprin AD, Starinskiy VV, Petrova GV. Sostoyanie onkologicheskoy pomoshchi naseleniyu Rossii v 2015 godu. Moscow: MNIOI im. P.A. Gertsena; 2016. 236 p. (In Russ.)]

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Метастаз рака молочной железы (стрелки) в светлоклеточную карциному почки. Окраска гематоксилином и эозином, ×200

Скачать (338KB)
3. Рис. 2. Положительная мембранная реакция на CD10 в опухоли почки («звездочки» указывают на неокрашенные хромогеном кластеры метастатических элементов). Иммуногистохимия, ×400

Скачать (260KB)
4. Рис. 3. Положительная реакция на цитокератин 7 в раковом эмболе (Э) в опухоли почки. Иммуногистохимия, ×400

Скачать (224KB)
5. Рис. 4. Опухоль молочной железы: низкодифференцированная карцинома неспецифического типа. Окраска гематоксилином и эозином, ×200

Скачать (197KB)

© Пономарева Е.В., Полушин О.Г., Ковтун Д.П., Карлов А.П., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 74760 от 29.12.2018 г.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах