Падевый токсикоз пчел, причины и профилактика

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Сейчас кормление медоносных пчел рассматривается не только как способ насыщения и получения энергии, но и как фактор, влияющий на нормальную работу всех систем организма пчелы и на профилактику различных заболеваний. В данном исследовании было изучено качество естественных и искусственных углеводных кормов для медоносных пчел, а также представлены данные об их переваримости в условиях северо-западного региона Европейской части России. Была выявлена связь между переваримостью углеводных кормов и массой прямой кишки рабочих пчел в конце периода зимнего покоя перед первым облетом. Также была представлена методика проведения исследований. Авторы пришли к выводу о перспективности исследования переваримости углеводных кормов, а также определения количества пади и скорости кристаллизации меда, как важных компонентов организации и планирования зимовки медоносных пчел и усовершенствования технологии пчеловодства.

Полный текст

ВВЕДЕНИЕ

Сбалансированное содержание полезных веществ в рационе медоносной пчелы способствует нормальной работе всех систем организма полезных насекомых. Основу углеводного питания составляют сахара нектара и мёда, а пыльца растений и перга обеспечивают белковое, жировое, витаминное и минеральное питание [1, 2, 3]. Состав меда непостоянен и зависит от источника сбора, района произрастания растений, времени сбора, зрелости меда, породы пчел, погодных и климатических условий [4]. В меде любого происхождения основной составной частью являются сахара. Общее содержание моносахаридов составляет в среднем 68–73%, из них фруктозы – 27–44%, глюкозы – 22–41%, сахарозы в цветочном меде содержится от 1 до 8% [5].

Северо-Западный регион России характеризуется богатой медоносной базой. Медоносные пчелы используют для приготовления меда растворы сахаров из возобновляемых биологических ресурсов как растительного, так и животного происхождения. При отсутствии в природе нектара, в качестве источника сахаров медоносные пчелы могут запасать и использовать в питании падь, что приводит к развитию падевого токсикоза, который наиболее выражен в зимний период [6–11].

Падь растительного происхождения (медвяная роса) представляет собой выделение растительных соков отдельными видами растений при определённых условиях, которые накапливается на листьях или хвое деревьев, а затем собираются пчёлами. Медвяная роса отличается от цветочного нектара большим содержанием декстринов, белковых, минеральных веществ и кислот [5, 12–15].

Продуценты пади животного происхождения – равнокрылые насекомые – тли (Aphidodea), листоблошки (Psyllidae), червецы (Coccodea), и других насекомые, питающиеся соками растений. В России описано около 100 видов тлей-падевыделителей [7]. Падь от нектара отличается низким содержанием воды – 24,8%, и очень высоким содержанием декстринов (около 27,4%). Содержание минеральных веществ в нектарном мёде колеблется от 0,04 до 0,20%, а в падевых медах – от 0,20 до 0,62%. В составе пади обнаружена мелицитоза, которая растениями не продуцируется и поэтому является индикаторным компонентом падевого меда [5, 7].

Питание пчёл падевым мёдом в условиях зимовки приводит к резкой перегрузке кишечника полезных насекомых балластными веществами: малопереваримыми декстринами, минеральными солями, дубильными веществами. В свою очередь повышенное содержание в падевом меду калия приводит к увеличению вдвое калий-натриевого соотношения в организме пчёл, нарушению соотношения кальция и фосфора, и как следствие развитию жажды. Падевый токсикоз возникает преимущественно в зимний период хроническое отравление пчёл токсичными компонентами падевого мёда, не только приводит к быстрому физиологическому износу их организма, но и провоцирует опасные заболевания [1, 2, 5, 9, 13]. В настоящее время углеводный корм для зимовки медоносных пчел оценивается по скорости кристаллизации, и наличию примеси пади [1, 2, 16]. В целях замены таких медов, пчелиным семьям скармливается сахарный сироп, но контроль качества полученного корма не производится, как не производится и оценка его переваримости.

Важной особенностью пчеловодства является то, что основной корм медоносных пчел – мед, одновременно является продуктом питания человека [6, 8, 18]. На территории Российской Федерации его качество регламентируется двумя стандартами: ГОСТ 19792–2017 «Мед натуральный» и ГОСТ 31766–2012 «Меды монофлорные» [17, 18]. Данная особенность значительно усложняет как лечебно-профилактические мероприятия, связанные с введением лекарственных средств в организм пчелы непосредственно с кормом, так и пополнения запасов углеводных кормов пчелиных семей заменителями натурального меда [2, 5, 7, 10, 11, 15, 16].

Таким образом, весьма актуальным является разработка новых методов оценки пригодности углеводных кормов медоносной пчелы не только по содержанию в их составе пади и скорости кристаллизации, но и их переваримости.

Цель исследования состоит в том, чтобы обобщить данные о контроле и оценке качества углеводного корма используемого пчелиной семьей в период зимовки по переваримости и токсичности, в том числе с учетом содержания падевых элементов.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследования проводились в соответствии с рекомендуемыми методическими подходами [1, 5, 19]. В период проведения исследований пчелиные семьи были клинически здоровы, ветеринарно-санитарное состояние пасеки отвечало нормативным требованиям. Пчелиные семьи находились в типичных условиях лесного взятка на Карельском перешейке. Объектом исследований служили образцы углеводного корма (меда: цветочного, падевого, сахарного) отобранные в семьях медоносных пчелами карпатской породы (Apis mellifera carpatica).

Для проведения полевых опытов были сформированы контрольная и пять опытных группы пчелиных семей подобранных по принципу аналогов, 5 семей в каждой группе. В июне, июле и августе для исследований были отобраны образцы натурального меда из гнездовых сотов, а образцы сахарного кормового меда, полученного при переработке сахарного сиропа после его созревания, были получены в сентябре. Наличие пади в следуемых образцах меда определяли спиртовой и известковой реакциями [1, 2, 14]. Пчелы для лабораторных опытов брались, в группах пчелиных семей участвовавших в полевых опытах, т. е. корм для І опытной группы в полевых опытах, тестировался на пчелах І опытной группы в лабораторных (садковых) опытах.

Лабораторные опыты по определению переваримости корма проводились в энтомологических садках в термостате при температуре 28 °C, без возможности вылета, что исключало неконтролируемые испражнения насекомых. Пчелы в период опытов имели свободный доступ к питьевой воде. Для лучшего моделирования естественных условий и большей достоверности информации в составы групп были включены плодные матки, отбракованные при бонитировке по возрасту, но не утратившие репродуктивной способности, взятые из той же семьи, что и пчелы.

При лабораторных исследованиях в каждую группу входило 500 пчел осенней генерации, 5 пчелиных маток (по 100 особей и одной матке в каждом из 5 садков).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Натуральный зрелый мед, отобранный в третьей декаде июня, имел в составе пыльцевые зерна представителей семейства бобовые (Fabaceae), крестоцветные (Brassicaceae), розоцветные (Rosaceae), при доминировании (58%) в составе малины обыкновенной (Rubus idaeus). Образцы меда, отобранные в второй декаде июля содержали пыльцевые зерна растений семейства бобовые (Fabaceae), зонтичные (Umbelliferae), кипрейные (Onagraceae), розоцветные (Rosaceae), сложноцветные (Asteraceae), крестоцветные (Brassicaceae), при доминировании (71%) в составе кипрея узколистого (Chamerion angustifolium). Отобранный в первой декаде августа мед, был смешанным по составу и содержал значительное количество пади. Переваримость средней пробы июньского меда в садках І опытной группы составила 98,18%, а июльского меда в садках ІІ опытной группы – 98,13%. Однако, августовский мед, которым питались пчелы в садках ІІІ опытной группы, имел низкую переваримость в 97,51% из-за наличия в его составе пади и не годился для зимовки. Поэтому в дальнейших полевых исследованиях он не использовался. В контрольной группе переваримость сахарного меда была наивысшей – 99,43%.

Из литературных источников известно, что углеводные корма для пчел в зависимости от химического состава могут быть переварены до 99,59% [1]. Однако, из-за использования различных источников нектара, пади, сахарного сиропа при заготовке корма, переваримость меда может существенно различаться. В современном пчеловодстве для замены натурального меда широко используется пищевой сахар и производство из него сахарного меда в качестве корма для пчел.

Сложность получения сахарного меда с гарантированной высокой переваримостью связана с тем, что рабочие пчелы в период его переработки перемещают забираемый из кормушки сахарный сироп внутри гнезда и смешивают его с уже имеемым или приносимым в период кормления из природной среды кормом (нектар, падь). Как следствие в нем может наблюдаться примесь пади, особенно при получении его при теплой погоде в конце лета.

Вследствие вышеперечисленных причин, для получения достоверной информации было принято решение получить образцы сахарного меда полученного при разном количестве скармливаемого сахара (ІV опытная группа – 6 кг, V опытная группа – 12 кг) и испытать их в лабораторных и полевых условиях с целью установления их переваримости и пригодности для питания пчел.

Углеводный корм, полученный при переработке пчелиными семьями 6 кг сахара, получали пчелы в садках ІV опытной группы, его переваримость составила 98,21%, а корм полученный переработке 12 кг получили пчелы V опытной группы, его переваримость составила 98,44%. Несколько лучшую переваримость углеводного корма в V опытной группе и меньшее количество непереваримого остатка (1,56%) в сравнении с ІV опытной группой (1,79%), можно объяснить, тем, что полученный больший объем сахарного сиропа позволил пчелам произвести мед с меньшим содержанием пади и нектара на единицу массы корма. Проведенные лабораторные опыты показали, что меда июньского и июльского сбора (І и ІІ группы), могут успешно использоваться для питания пчелиной семьи в период зимовки, как, и корм полученный путем переработки сахарного сиропа (ІV и V группы).

В период зимовки пчелиные семьи І опытной группы питались преимущественно медом июньского сбора, ІІ опытной группы – июльского, в ІV опытной группе сахарный мед в рационе составлял ¼, а в V опытной группе ½, от общего количества углеводного корма в гнезде. Контрольная группа питалась исключительно готовым сахарным медом, полученным при формировании гнезд на зиму в третьей декаде сентября, и не принимала участия в его переработке.

Перед началом зимнего покоя была измерена масса прямой кишки пчел (мг) в опытных группах она составляла: І – 15,7 ± 0,42, ІІ – 15,4 ± 0,19, ІV – 14,6 ± 0,37, V – 14,1 ± 0,41, а в контрольной группе 13,9 ± 0,26. У рабочих пчел перенесших зимовку масса прямой кишки до весеннего облета составляла: І – 38,9 ± 0,54, ІІ – 40,3 ± 0,76, ІV – 37,7 ± 0,23, V – 36,8 ± 0,18, а в контрольной группе 32,8 ± 0,65, при допустимой нагрузке прямой кишки 40 мг кала. Кристаллизации меда во всех группах отмечено не было. Количество выращенного расплода за 36 суток после облета в среднем на одну семью составило (шт): І – 9872,6 ± 0,18, ІІ – 10040,8 ± 0,32, ІV – 8754,2 ± 0,51, V – 8475,1 ± 0,49, контрольной группе 9214,9 ± 0,27.

ВЫВОДЫ

Эксперименты показали, что углеводный корм наилучшим образом усваивается медоносными пчелами при отсутствии в его составе падевых элементов, что достижимо при получении меда для кормовых целей из качественного сырья – пищевого сахара или нектара.

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что натуральные меда имеющие высокую биологическую ценность с переваримостью 98,13–98,18%, в наибольшей степени соответствуют потребностям медоносных пчел, как в период зимовки, так и при выращивание весеннего расплода. Данный вывод подтверждается цифровыми данными, так по количеству выращенного расплода семьи І (9872,6 ± 0,18 шт) и ІІ (10040,8 ± 0,32 шт) опытных групп, которые превзошли контроль (9214,9 ± 0,27 шт), а так же семьи ІV (8754,2 ± 0,51 шт.) и V (8475,1 ± 0,49 шт.) опытных групп соответственно. Рассматривая полученные результаты, следует учитывать, что чистые цветочные меда, произведенные из нектара растений, высоко ценятся покупателями и в основном идут на реализацию, что делает проведение на них зимовки пчелиной семьи экономически не целесообразной.

В современном пчеловодстве сахарный кормовой мед играет важную роль в связи с вышеупомянутыми причинами. При условии применения научно обоснованной технологии его применения для зимовки пчелиных семей можно достичь сопоставимых результатов, с использованием натурального меда с высокой переваримостью.

Таким образом, проведенные исследования позволяют рассмотреть перспективность изучения переваримости углеводных кормов, а также определения количества пади и скорости кристаллизации меда. Эти данные являются важной составной частью организации и планирования зимовки медоносных пчел, а также совершенствования технологии пчеловодства.

×

Об авторах

Константин Александрович Рожков

Институт трансляционной биомедицины Санкт-Петербургский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: K.RozhkovSpb@yandex.ru

канд. сельскохоз. наук, доцент, научный сотрудник института трансляционной биомедицины

Россия, Санкт-Петербург

Ирина Владимировна Лунегова

Санкт-Петербургский химико-фармацевтический университет Минздрава России

Email: irina.lunegova@pharminnotech.com
ORCID iD: 0000-0001-9181-3987
SPIN-код: 9818-2422

канд. вет. наук, доцент кафедры промышленной экологии

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Кривцов Н. И. Пчеловодство / Н. И. Кривцов, В. И. Лебедев, Г. М. Туников. – Санкт-Петербург: Лань, 2022. – 388 с.
  2. Кузнецов А. Ф. Пчеловодство: гигиена, экология, нормы и современные технологии / А.Ф. Кузнецов, В. Г. Тюрин, К. А. Рожков. – СПб.: «Квадро», 2017. – 407 с.
  3. Хохрин С. Н. Кормление животных с основами кормопроизводства / С. Н. Хохрин, К. А. Рожков, И. В. Лунегова. – СПб.: Проспект Науки, 2021. – 480 с.
  4. Rozhkov K. A. The quality of natural feeds of honey bees in the conditions of the Leningrad region / K. A. Rozh kov, A. I. Tokart // Vestnik NovGU. – 2014. – No. 76. – pp. 34–38.
  5. Гробов О. Ф. Болезни и вредители медоносных пчел: cправочник / О. Ф. Гробов, А. М. Смирнов, Е. Т. Попов. – Москва: Агропромиздат, 1987. – 334 с.
  6. Кочетов А. С. Пчеловодство / А. С. Кочетов, А. Г. Ман напов. – Санкт-Петербург: Лань, 2022. – 188 с.
  7. Осинцева Л. А. Технология, стандартизация, показатели качества и безопасности продукции пчеловодства / Л. А. Осинцева. – 2-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Лань, 2022. – 288 с.
  8. Самсонова И. Д. Биоресурсный потенциал лесных угодий Ленинградской области для медосбора / И. Д. Самсонова, А. Г. Маннапов. // Пчеловодство. – 2021. – № 4. – С. 22–24.
  9. Соловьева Л. Ф. Падевый токсикоз медоносных пчел / Л. Ф. Соловьева // Пчеловодство. – 2009. – № 4. – С. 22–25.
  10. Экспертиза продуктов пчеловодства. Качество и безопасность: учебник / Е. Б. Ивашевская, О. А. Рязанова, В. И. Лебедев, В. М. Позняковский; под общей редакцией В. М. Позняковского. – Санкт-Петербург: Лань, 2020. – 384 c.
  11. Rozhkov K. A. Medicinal plants in adaptive feeding of honeybees / K. A. Rozhkov, I. V. Lunegova, A. F. Kuznetsov // Journal of animal science. 2019. – T.93. – S3. – P. 214.
  12. Состав консервированного гомогената личинок большой вощинной огневки (Galleria mellonella) / К.А. Рожков, А.Ф. Кузнецов, И.В. Лунегова. Патент на изобретение RU2673960 С1, 03.12.2018. Заявка № 2018103283 от 29.01.2018.
  13. Таранов Г. Ф. Корма и кормление пчел. – 2-е изд., перераб. и. доп. – М.: Россельхозиздат, 1986. –160 с,
  14. Хохрин С. Н. Кормление животных с основами кормопроизводства / С. Н. Хохрин, К. А. Рожков, И. В. Лунегова. – СПб.: Проспект Науки, 2021. – 480 с.
  15. Чудаков В. Г. Технология продуктов пчеловодства: учебное пособие / В. Г. Чудаков. – Москва: Колос, 1979. – 160 с.
  16. Рожков К. А. Значение кормов и полноценного кормления в пчеловодстве / К. А. Рожков, А. В. Аристов, Д. А. Саврасов // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. – 2014. – № 3 (42). – С. 94–102.
  17. ГОСТ 19792–2017. Мед натуральный. Технические условия: межгосударственный стандарт: изд. офиц. – Москва: Стандартинформ, 2017. – 12 с.
  18. ГОСТ 31766–2012. Меды монофлорные. Технические условия: межгосударственный стандарт: изд. офиц. – Москва: Стандартинформ, 2014. – 12 с.
  19. Методы проведения научно-исследовательских работ в пчеловодстве / Под ред. Я. Л. Шагуна. – Рыбное: НИИП, 2006. – 154 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Рожков К.А., Лунегова И.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 76969 от 11.10.2019. 


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах