К вопросу о методах исследования кровяного давления

Обложка


Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Доступ платный или только для подписчиков

Аннотация

Во вторник 8 ноября 1905 года в 20-й аудитории состоялось 4-е очередное научное совещание клинического военного госпиталя под председательством приват-доцента Н.И. Кульбина. На котором был предложен метод измерения кровяного давления. Звуки в стетоскопе в настоящее время известны, как тоны Короткова.

Полный текст

На основании своих наблюдений докладчик пришел к тому выводу, что вполне сжатая артерия при нормальных условиях не дает никаких звуков. Воспользовавшись этим явлением, он предлагает звуковой метод определения кровяного давления на людях. Рукав Rivva-Rocci накладывается на среднюю 1/3 плеча: давление в рукаве быстро повышается до полного прекращения кровообращения ниже рукава. Затем, предоставив ртути манометра падать детским стетоскопом выслушивают артерию тотчас ниже рукава. Сперва не слышно никаких звуков. При падении ртути манометра до известной высоты появляются первые короткие тоны, появление которых указывает на прохождение части пульсовой волны под рукавом. Следовательно цифры манометра, при которых появился первый тон, соответствуют максимальному давлению. При дальнейшем падении ртути в манометре слышатся систолические компрессионные шумы, которые переходят снова в тоны (вторые). Наконец, все звуки исчезают. Время исчезновения звуков указывает на свободную проходимость пульсовой волны; другими словами, в момент исчезания звуков минимальное кровяное давление в артерии превысило давление в рукаве. Следовательно, цифры манометра в это время соответствуют минимальному кровяному давлению. Опыты на животных дали положительные результаты. Первые звуки-тоны появляются (на 10-12 mm.) раньше, нежели пульс, для ощущения которого (r. v. radialis) требуется прорыв большей части пульсовой волны.

Прив. доц. А. Я. Иванов. Как Вы объясняете происхождение звуков ниже рукава в начале и в конце выслушивания?

Докладчик. В данном случае давление в рукаве близко к минимальному давлению в артерии, но в рукаве оно все же больше; при проскальзывании кровяной волны сосуд разлипается и дает короткий хлопающей тон.

Прив. доц. А. Я. Иванов. Какую Вы наблюдали разницу между максимальным и минимальным давлением в плечевой артерии?

Докладчик. Цифры у меня получались чрезвычайно разные, но в норме между 25—35 mm. и больше.

В. Г. Божовский. Насколько я понял из вашего весьма интересного доклада, происхождение звуковых явлений (звуков, шума) при вашем весьма простом опыте вы объясняете чисто местными причинами. Механизм образования шумов понятен и не требует особых объяснений, но относительно развития звуков на месте я никак не могу согласиться с вами. Ваше объяснение происхождения звуков ниже рукава, как результата резких колебаний в давлении, при всей своей заманчивости не хочет считаться главным, и, вероятно, единственным источником звуков в аппарате кровообращения, — сердцем. Звуки, которые можно выслушивать в некоторых сосудах, более или менее крупных, несомненно, передаются по току крови, как среды весьма легко их проводящей, от захлопывания полулунных заслонок аорты. В ближайших к сердцу сосудах при целости последних мы выслушиваем тон при систоле сердца, после захлопывания заслонок, а в случае их нарушения, недостаточности, этот тон заменяется шумом, как на месте выслушивания аорты, так и в сосудах, напр. сонной и др. Как тон, так и шум считаются в сосуд проведенными, а не местными. Ниже рукава Вы не выслушиваете никаких звуковых явлений, когда он сдавливает плечо, вероятно, до полного исчезания просвета плечевой артерии. В опытах на животных Вы не выслушивали ничего даже и тогда, когда из перерезанного отрезка артерии при ослаблении давления в рукаве начинают показываться первые капли крови. Звук, шумы и опять звуки вы начинаете выслушивать, как только ток крови начинает, так сказать, более или менее обозначаться, т. е. тогда, когда кровяная волна делается настолько большой, что оказывается способной проводить те звуки, которые образуются в сердце. Ваше предположение о местном, в сосуде, происхождении звуков предполагает, надо думать, какие-либо активные силы. В кровеносных сосудах мы, кроме гладкой мышечной мускулатуры, никакой другой активной силы не знаем. А ее в таком сосуде, как плечевая артерия, слишком мало, вернее, совершенно нет, чтобы на счет нее можно было бы отнести происхождение в сосуде звуков. Во-вторых, по времени, развитие звуков в Вашем опыте падает на диастолу сосуда, а состояние это надо рассматривать, как пассивное, а не активное. Кроме того, кровяное давление, колебаниями которого Вы пытаетесь объяснить развитие звуков, есть понятие собирательное: помимо известного напряжения сосудов кровяное давление, его колебания в ту или другую сторону, создаются энергией, силой сердечных сокращении. В виду всего сказанного мне кажется, что даже, если бы имелось основание говорить и о местном образовании звуков в сосудах, то все-таки никоим образом нельзя отвергать их развития в сердце. Пока, повторяю, этот источник единственный.

Докладчик. Прежде всего я должен сказать, что звук-тон в данном случае есть ни что иное, как тот же компрессионный шум, но шум настолько кратковременный, что воспринимается нашим ухом, как звук-тон; действительно, проскальзывание ничтожной части пульсовой волны совершается в такой малый промежуток времени (дробная доля 1"), что было бы удивительно, если бы такое проскальзывание давало шум. Но я имею основания также предполагать, что и разлипание стенок сжатого сосуда также участвует в образовании этих звуков-тонов. Если же допустить, что тоны образуются в сердце и только проводятся, то как более выгодные условия для проведения их — было бы полное отсутствие сдавления пульсовой волны, т. е., выслушивая артерию без всякого надавливания, мы должны были бы слышать звуки-тоны, чего при нормальных, условиях не наблюдается. Наконец, полное исчезновение звуков при полном сдавлении просвета сосуда также говорить против того, что звуки проводятся, а не образуются на месте (Аутореферат).

И. П. Шаповаленко. Образование шума и звука при постепенном сжатии артерии стетоскопом известно давно. (Компрессионные шум и звук). При вашем опыте было постепенное открытие сжатой, предварительно артерии и звуковые явления получались, естественно, в обратном порядке, при чем замечался еще один слабый звук, следующий за появлением шума. Первый звук, до шума, судя по вашим опытам на собаке, появляется вслед за прохождением через сжатую артерию первых капель крови гораздо раньше появления пульса на art. radialis и потому по появлению этого 1-го звука, конечно, точнее можно определить кровяное давление прибором Rivva-Rocci, чем по пульсу. Интересно было бы теперь, выслушивая артерию, произвести наблюдения с прибором д-ра Ускова. Его прибором, по-видимому, записывается тот же момент, когда в вашем опыте появляется первый звук. Последней также, как и шум при сравнении, местного происхождения, т. к. выше он не выслушивался.

Прив. доц. Н. И. Кульбит. Полного примирения теорий тут не произошло. Некоторые происхождение звуков объясняют иначе, чем докладчик. Вопрос этот, конечно, не может считаться исчерпанным. Насколько применим ваш способ?

Докладчик. Я работал с нормальными сосудами. Быть может, в патологических случаях эти звуки и образуются самими сосудами.

×

Об авторах

Н. С. Коротков

Клиника проф. С. П. Федорова

Автор, ответственный за переписку.
Email: izvestiavmeda@mail.ru
Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Эко-Вектор, 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 77760 от 10.02.2020.