Современные подходы и перспективные направления в профилактике и лечении повреждения органа слуха шумом высокой интенсивности у военнослужащих

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Специфика военного труда, действие вредных, а подчас и опасных факторов в виде импульсного шума, ударной волны, постоянного шума высоких уровней приводят к риску развития акутравматического повреждения органа слуха у военнослужащих. Актуальность проблемы обусловлена отсутствием единой теории патогенеза заболевания, низкой эффективностью существующих в настоящее время подходов к лечению и недостаточной реализацией системы профилактических мероприятий, направленных на сохранение слуха и укрепление здоровья лиц, работающих в условиях повышенной шумовой нагрузки. Действие шума высокой интенсивности вызывает нарушение микроциркуляции во внутреннем ухе и как следствие приводит к развитию гипоксии. В результате указанных выше процессов происходят изменение биоэнергетики клеток, накопление активных форм кислорода и азота, приводящих к окислительному стрессу, а затем к их программируемой и/или некротической гибели. Помимо повреждения волосковых клеток происходит и необратимое повреждение нейронов спирального ганглия. По данным современных исследований установлено, что ключевая роль в регуляции кислородного гомеостаза в условиях гипоксии отводится молекуле индуцированного ею фактора. Это, несомненно, стимулирует поиск препаратов, действующих на нее как на молекулу-мишень, с целью купирования тугоухости шумовой этиологии. В статье приводятся данные о частоте акутравматического повреждения органа слуха шумом высокой интенсивности у военнослужащих, а также современные представления о патогенезе заболевания. Особое внимание уделено анализу подходов к лечению острой сенсоневральной тугоухости и перспективам профилактического и лечебного применения антигипоксантов.

Полный текст

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проблема акустического повреждения органа слуха сохраняет свою актуальность из-за отсутствия единой теории патогенеза заболевания, низкой эффективности существующих в настоящее время подходов к лечению и недостаточной реализации системы профилактических мероприятий, направленных на сохранение слуха и укрепление здоровья лиц, работающих в условиях повышенной шумовой нагрузки [1].

По данным литературы, шумы, превышающие 90 дБ, относят к высокоинтенсивным [2]. Акутравматическое повреждение органа слуха шумами высокой интенсивности отмечается у работников различных отраслей промышленности, но больше характерно для военного труда [3–5]. Принятие на вооружение новых образцов оружия и военной техники, низкий уровень гигиенической компетентности личного состава в применении средств индивидуальной защиты органа слуха приводят к снижению военно-профессионального потенциала и увеличению заболеваемости органа слуха военнослужащих [6, 7]. По данным J. Labarere et al., острая акустическая травма у военнослужащих встречается с частотой 156 случаев на 100 000 человек [8]. В результате проведения кросс-секционного анализа у военнослужащих Франции за период с 2007 по 2014 г. было зарегистрировано 10487 акустических травм. В работе установлено, что возраст пострадавших не превышал 25 лет и мужчины имели почти в два раза больший риск поражения, чем женщины. Факт травмы чаще всего устанавливался при проведении военных учений [9]. Постоянное повышение порогов слуха среди военнослужащих после базовой подготовки в стрельбе из баллистического оружия составляет около 13 % [10].

К сожалению, диагностика и лечение данной патологии не проводятся своевременно, что приводит к стойким нарушениям слуха и инвалидизации пострадавших [11, 12].

Актуальной задачей является разработка лекарственных средств с целью медикаментозной коррекции нарушений слуха шумовой этиологии [13]. Основной терапевтической стратегией является разработка препаратов, оказывающих патогенетическое влияние на молекулярном уровне [14].

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Согласно современным клиническим рекомендациям, для купирования острой тугоухости у взрослых применяются следующие лекарственные средства: глюкокортикостероиды, вазоактивные препараты, антигипоксанты и антиоксиданты, витамины, ноотропы [15].

Впервые обоснованность применения глюкокортикостероидов при острой сенсоневральной тугоухости была доказана в результате проведенного двойного слепого исследования W.R. Wilson et al. [16]. Эта группа препаратов в настоящее время считается «золотым» стандартом в лечении данной патологии.

Используются различные способы введения препаратов данной группы: пероральный, внутривенный, транстимпанальный, транстубарный или их комбинации. Обращает на себя внимание тот факт, что в настоящее время нет единого мнения о дозе, пути введения препаратов и продолжительности лечения.

Y.S. Chang et al. в своей работе обосновали необходимость раннего начала лечения и эффективность перорального и интратимпанального введения стероидов для лечения пациентов с акустической травмой, возникшей после учебных стрельб [17]. N. Choi et al. рекомендуют для лечения акутравматического повреждения органа слуха шумом высокой интенсивности пероральный курсовой прием преднизолона в дозе 60 мг в день в течение 10 дней с последующим уменьшением дозы препарата [18]. Однако в ряде публикаций авторы ставят под сомнение эффективность системного применения глюкокортикостероидов из-за отсутствия статистически значимого различия между группой, получающей их, и группой, получающей плацебо, а также при сравнении с группами, получающими другие лекарственные препараты [19].

Патологические изменения в кортиевом органе на фоне избыточной шумовой нагрузки связывают с нарушением микроциркуляции, причиной которого является спазм лабиринтной артерии [20]. В связи с этим показано применение вазоактивных препаратов, которые способствуют улучшению кровоснабжения улитки и нормализации реологических показателей крови.

Некоторые авторы предлагают первым этапом осуществлять курсовое (в течение 10 дней) парентеральное введение глюкокортикостероидов с периферическими вазодилататорами с последующим пероральным приемом последних от 1 до 3 мес. Так, A. Mardassi et al. при лечении 64 военнослужащих с акустической травмой, применяя данную схему, наблюдали восстановление порогов слуха в 52 (81 %) случаях [21]. Хороший лечебный эффект отмечен при применении комбинации вазоактивной терапии (ксантинола никотинат, пентоксифиллин) в сочетании с витаминами группы B. У пациентов с I и II степенями тугоухости (62 %) восстановление слуха было полным [22].

Нарушения микроциркуляции во внутреннем ухе при акутравматическом воздействии приводят к отеку сосудистой полоски, гипоксии и окислительному стрессу [23]. Активные формы кислорода и азота запускают в клеточные пути гибели (некроз, апоптоз) волосковых клеток, что клинически проявляется сенсоневральной потерей слуха [24]. В связи с этим обосновано профилактическое (отопротективное) и лечебное применение антиоксидантов и антигипоксантов при воздействии шума огнестрельного оружия [25, 26].

Первые антигипоксанты (гутимин, амтизол) были синтезированы и изучены под руководством профессоров В.М. Виноградова и Л.В. Пастушенкова на кафедре фармакологии Военно-медицинской академии имени С.М. Кирова [27]. Но, к сожалению, несмотря на высокую эффективность, они имели нестабильную лекарственную форму и в настоящее время не производятся.

В настоящее время в мировой литературе большое внимание уделяется изучению гипоксией индуцированного фактора (HIF), за открытие которого Грег Семенца, Питер Рэклифф и Билл Кейлин в 2019 г. были удостоены Нобелевской премии по физиологии и медицине [28]. В условиях гипоксии две субьединицы, HIF-1α и HIF-1β, проникают в ядро клетки и регулируют экспресcию сотен генов мишеней, участвующих в ангиогенезе, эритропоэзе, углеводном обмене, клеточной пролиферации и т. д. [29]. В исследовании J.H. Pak установлено, что в условиях прекондиционирования дихлоридом кобальта происходит повышение экспрессии HIF-1α и реализуется защитное действие на орган Корти при шумовом воздействии [30]. В процессе экспериментальных исследований по изучению антигипоксанта (производного триазино-индола) на модели акустической травмы нами установлено дозозависимое увеличение экспрессии HIF в волосковых клетках и спиральном ганглии как при его профилактическом, так и лечебном применении. В то же время отмечалась нормализация электрофизиологических показателей слуха у экспериментальных животных (мыши) [31].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, на основании анализа литературных данных можно сделать вывод о том, что для лечения и профилактики повреждения органа слуха при шумовом воздействии используются несколько основных групп лекарственных препаратов, действие которых направлено на различные патогенетические звенья заболевания. Одни из них (вазоактивные препараты, антиоксиданты, витамины) хотя хорошо изучены и вполне безопасны, но недостаточно эффективны. Другие же (глюкокортикостероиды) имеют большое количество противопоказаний и побочных эффектов.

Перспективной группой препаратов, которые требуют дальнейшего изучения и внедрения в клиническую практику для предотвращения функциональных дегенеративных изменений в структурах периферического отдела слухового анализатора при акутравматическом воздействии, являются антигипоксанты.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Источник финансирования. Финансирование данной работы не проводилось.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов, связанных с публикацией настоящей статьи.

Этическая экспертиза. Проведение исследования одобрено локальным этическим комитетом ФГБВОУ ВО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» МО РФ.

Вклад авторов. Все авторы внесли существенный вклад в проведение исследования и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию перед публикацией.

×

Об авторах

Владимир Владимирович Дворянчиков

Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи

Email: vmedalor@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-0925-7596
Scopus Author ID: 55543501700

докт. мед. наук, профессор, директор

Россия, Санкт-Петербург

Максим Сергеевич Кузнецов

Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова

Автор, ответственный за переписку.
Email: mskuznecov2@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5057-3486
SPIN-код: 7146-3659
Scopus Author ID: 57219744469

канд. мед. наук, докторант кафедры оториноларингологии

Россия, 194044, Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 6

Андрей Евгеньевич Голованов

Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова

Email: lor_vma@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7277-103X
SPIN-код: 4674-3318

канд. мед. наук, доцент, заместитель начальника кафедры оториноларингологии

Россия, Санкт-Петербург

Лев Александович Глазников

Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова

Email: glaznikov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-7895-0765

докт. мед. наук, профессор, профессор кафедры оториноларингологии

Россия, Санкт-Петербург

Александр Леонидович Пастушенков

Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова

Email: palunov@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1151-9900
SPIN-код: 2959-3820
Scopus Author ID: 25628566800
ResearcherId: G-5656-2015

канд. мед. наук, доцент кафедры фармакологии и фармации

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Панкова В.Б., Федина И.Н. Профессиональные заболевания лор-органов. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021. 544 с.
  2. Профессиональная патология / Под ред. Н.Ф. Измерова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. 784 с.
  3. Аденинская Е.Е., Горблянский Ю.Ю., Хоружая О.Г. Сравнительный анализ особенностей профессиональной нейросенсорной тугоухости у работников различных отраслей экономики // Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. 2013. T. 94, № 6. С. 87–91.
  4. Yehudai N., Fink N., Shpriz M., Marom T. Acute Acoustic Trauma among Soldiers during an Intense Combat // J. Am. Acad. Audiol. 2017. Vol. 28, No. 5. P. 436–443. doi: 10.3766/jaaa.16043
  5. Ахметзянов И.М., Зинкин В.Н., Логаткин С.М., и др. Импульсный шум при стрельбе из стрелкового оружия и средств ближнего боя как фактор военного труда // Военно-медицинский журнал. 2012. Т. 333, № 6. С. 52–58.
  6. Логаткин С.М., Кузнецов С.М., Терентьев Л.П., и др. Гигиеническая компетентность военнослужащих артиллерийских подразделений в области применения средств индивидуальной защиты органа слуха // Вестник Российской Военно-медицинской академии. 2016. № 3. С. 94–98.
  7. Хасиев Н.Д., Мячин Д.В. Профессиональная патология военнослужащих, обусловленная воздействием шума // Известия Российской Военно-медицинской академии. 2020. Т. 39, № S1. С. 263–265. doi: 10.17816/rmmar43451
  8. Labarère J., Lemardeley P., Vincey P., et al. Traumatismes sonores aigus en population militaire. Bilan d’une année de surveillance épidémiologique // Presse médicale. 2000. Vol. 29, No. 24. P. 1341–1344.
  9. Medina-Garin D.R., Dia A., Bedubourg G., et al. Acute acoustic trauma in the French armed forces during 2007–2014 // Noise Health. 2016. Vol. 18, No. 85. P. 297–302. doi: 10.4103/1463-1741.195802
  10. Marshall L., Lapsley Miller J.A., Heller L.M., et al. Detecting incipient inner-ear damage from impulse noise with otoacoustic emissions // J. Acoust. Soc. Am. 2009. Vol. 125, No. 2. P. 995–1013. doi: 10.1121/1.3050304
  11. Дворянчиков В.В., Миронов В.Г., Григорьев С.Г., и др. Характеристика современной боевой травмы уха // Военно-медицинский журнал. 2020. Т. 341, № 6. С. 16–20.
  12. Бабаев С.Ю., Козаренко Е.А., Митрофанова Н.Н., и др. Лечение акустической травмы, полученной после стрельб, в условиях многопрофильного госпиталя // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Медицинские науки. 2018. № 2 (46). С. 120–130.
  13. Ding T., Yan A., Liu K. What is noise-induced hearing loss? // Br. J. Hosp. Med. (Lond.). 2019. Vol. 80, No. 9. P. 525–529. doi: 10.12968/hmed.2019.80.9.525
  14. Moser T. Molecular Understanding of Hearing – How Does This Matter to the Hearing Impaired? // Laryngorhinootologie. 2018. Vol. 97. P. 214–230. doi: 10.1055/s-0043-121595
  15. Сенсоневральная тугоухость у взрослых. Клинические рекомендации. М., 2016. 27 с.
  16. Wilson W.R., Byl F.M., Laird N. The efficacy of steroids in the treatment of idiopathic sudden hearing loss. A double-blind clinical study // Arch. Otolaryngol. 1980. Vol. 106, No. 12. P. 772–776. doi: 10.1001/archotol.1980.00790360050013
  17. Chang Y.S., Bang K.H., Jeong B., et al. Effects of early intratympanic steroid injection in patients with acoustic trauma caused by gunshot noise // Acta Otolaryngol. 2017. Vol. 137, No. 7. P. 716–719. doi: 10.1080/00016489.2017.1280850
  18. Choi N., Kim J.S., Chang Y.S. Comparison of oral steroid regimens for acute acoustic trauma caused by gunshot noise exposure // J. Laryngol. Otol. 2019. Vol. 133, No. 7. P. 566–570. doi: 10.1017/S002221511900121X
  19. Conlin A.E., Parnes L.S. Treatment of sudden sensorineural hearing loss: I. A systematic review // Arch. Otolaryngol. Head Neck Surg. 2007. Vol. 133, No. 6. P. 573–581. doi: 10.1001/archotol.133.6.573
  20. Pogson J.M., Taylor R.L., Young A.S., et al. Vertigo with sudden hearing loss: audio-vestibular characteristics // J. Neurol. 2016. Vol. 263, No. 10. P. 2086–2096. doi: 10.1007/s00415-016-8214-0
  21. Mardassi A., Turki S., Mbarek H., et al. Acute acoustic trauma: how to manage and how to prevent? // Tunis Med. 2016. Vol. 94, No. 11. P. 664.
  22. Zivić L., Zivić D., Stojanović S. Sudden hearing loss our experience in treatment with vasoactive therapy // Srp. Arh. Celok. Lek. 2008. Vol 136, No. 3–4. P. 91–94. doi: 10.2298/sarh0804091z
  23. Kurabi A., Keithley E.M., Housley G.D., et al. Cellular mechanisms of noise-induced hearing loss // Hear. Res. 2017. Vol. 349. P. 129–137. doi: 10.1016/j.heares.2016.11.013
  24. Fetoni A.R., Paciello F., Rolesi R., et al. Targeting dysregulation of redox homeostasis in noise-induced hearing loss: Oxidative stress and ROS signaling // Free Radic. Biol. Med. 2019. Vol. 135. P. 46–59. doi: 10.1016/j.freeradbiomed.2019.02.022
  25. Rosenhall U., Skoog B., Muhr P. Treatment of military acoustic accidents with N-Acetyl-L-cysteine (NAC) // Int. J. Audiol. 2019. Vol. 58, No. 3. P. 151–157. doi: 10.1080/14992027.2018.1543961
  26. Altschuler R.A., Halsey K., Kanicki A., et al. Small arms fire-like noise: effects on hearing loss, gap detection and the influence of preventive treatment // Neuroscience. 2019. Vol. 407. P. 32–40. doi: 10.1016/j.neuroscience.2018.07.027
  27. Виноградов В.М. Некоторые итоги и перспективы изучения гутимина — одного из первых антигипоксических средств. Фармакология амидиновых соединений. Кишинев: Штиинца, 1972. С. 106–114.
  28. Semenza G.L. Pharmacologic Targeting of Hypoxia-Inducible Factors // Annu. Rev. Pharmacol. Toxicol. 2019. Vol. 59. P. 379–403. doi: 10.1146/annurev-pharmtox-010818-021637
  29. Karagiota A., Kourti M., Simos G., et al. HIF-1α-derived cell-penetrating peptides inhibit ERK-dependent activation of HIF-1 and trigger apoptosis of cancer cells under hypoxia // Cell. Mol. Life Sci. 2019. Vol. 76, No. 4. P. 809–825. doi: 10.1007/s00018-018-2985-7
  30. Pak J.H., Yi J., Ryu S., et al. Induction of Redox-Active Gene Expression by CoCl2 Ameliorates Oxidative Stress-Mediated Injury of Murine Auditory Cells // Antioxidants (Basel). 2019. Vol. 8, No. 9. P. 399. doi: 10.3390/antiox8090399
  31. Pastushenkov V.L., Buynov L.G., Kuznetsov M.S., et al. HIF-1α as a Target Molecule in the Use of Triazino-Indole Derivative on the Acoustic Trauma Model // Audiol. Res. 2021. Vol. 11, No. 3. P. 365–372. doi: 10.3390/audiolres11030034

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Дворянчиков В.В., Кузнецов М.С., Голованов А.Е., Глазников Л.А., Пастушенков А.Л., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 77760 от 10.02.2020.


Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах