Биохимические и биологические свойства влагалищной жидкости

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В обзоре представлены современные данные о биохимическом составе влагалищного содержимого при физиологических и некоторых патологических состояниях. Содержимое влагалища впервые рассматривается как биологическая жидкость.

Полный текст

-------------- с 56 стр

антикоагулянионов Mg2+ в физиологических условиях этот показатель в 4 раза выше, чем в сыворотке крови [33].

Сам процесс транссудации носит пассивный характер, при этом установлено, что эпителий влагалища активно реабсорбируют ионы Na+ и воду, вследствие чего и формируется трансвагинальная разница потенциалов [28].

Среднее количество белка во ВЖ составляет 18мг/л. Существенных отличий в содержании белка у нормальных женщин и женщин, подвергшихся операции с удалением матки, не выявлено [29]. По нашему мнению, этот факт свидетельствует, что концентрация белка во влагалище имеет транссудационное происхождение и зависит от состояния слизистой оболочки влагалища.

При электрофоретическом разделении определяется альбумин, альфа -1-антитрипсин, альфа-2- гаптоглобин, алъфа-2-макроглобулин, бета-липопротеиды, орозому- коид, церулоплазмин, а также иммуноглобулины групп A, G, М, лактоферрин и трансферрин.

Альфа-2-гаптоглобин, альфа-2- макроглобулин бета-липопротеиды, орозомукоид и иммуноглобулин группы М, вероятно, продуцируются железами слизистой матки, поскольку эти белки при электрофоретическом разделении не обнаружены у женщин, подвергшихся операции гистерэктомии [37].

IgA и IgG поступают во влагалище из крови или частично синтезируются в слизистой влагалища. Роль этих белков велика, поскольку они участвуют в формировании неспецифического иммунитета влагалища и обеспечивают защиту от болезнетворных микроорганизмов [38].

Средние значения концентрации мочевины во ВЖ приблизительно в два раза превышают показатели в сыворотке крови. Содержание мочевины во ВЖ в середине второй и середине первой фаз составляет 21 и 10 мг/г соответственно [28].

Молочная, уксусная, а также летучие жирные кислоты с короткой углеродной цепочкой (СЗ - С6) также являются важными составляющими содержимого влагалища. Они образуются из углеводов, попадающих во ВЖ из клеток эпителия. Лактобактерии ферментируют углеводы до алифатических жирных кислот. Эти кислоты являются нормальной физиологической составляющей ВЖ и обеспечивают поддержание кислотности влагалищного содержимого [34]. В норме pH соответствует кислому диапазону и находится в пределах 3.8 - 4.5 [2].

Во ВЖ определены 14 аминокислот: аланин, аргинин, аспарагиновая кислота, глицин, гистидин, лейцин, изолейцин, пролин, серин, таурин, треонин, триптофан и валин [18].

В состав ВЖ входят микроорганизмы. Микробный состав одновременно во многом определяет состав ВЖ и одновременно определяется биохимическим составом ВЖ.

Содержимое влагалища является своеобразным "индикатором" физиологических и патологических состояний в области женской половой сферы. Количественный и качественный состав ВЖ может изменяться при различных заболеваниях, под воздействием нерационального применения антибиотиков широкого спектра действия, при “гормональных стрессовых ситуациях”, связанных с искусственным прерыванием беременности, под влиянием неблагоприятных факторов внешней среды др. В настоящее время большинством авторов констатируется увеличение частоты бактериального вагиноза (БВ) [1, 3, 5]. Основным химическим критерием этого заболевания является сдвиг кислотности в щелочную сторону (> 4.5) [17]. В свою очередь изменение кислотности приводит к созданию неблагоприятных условий для жизнедеятельности нормальной микрофлоры влагалища, главным образом — лактобактерий и, напротив, благоприятствует размножению полиморфного микробного сообщества (мобилюнкус, бактероиды, пептококки, пептострептококки, вейллонеллы и др.) [12, 40, 20].

В процессе метаболизма анаэробных: микроорганизмов образуется ряд веществ, относящихся к классу летучих аминов (метиламин, диметиламин, триметиламин, фе- нил-этиламин, путресцин, кадаверин) и летучие короткоцепочечные жирные кислоты [22]. Эти соединения имеют неприятный запах “гнилой рыбы”, так называемый аминовый запах. В норме эти соединения присутствуют во ВЖ, но в очень малых концентрациях. Для обнаружения этих метаболитов применяется аминовый тест, дансиловый метод (определение в водном растворе) [25] и парафазный анализ или газовая хроматография [24].

Одним из маркеров ВЖ является фермент пролинаминопептидаза, обнаруживаемый в 95% случаев; в норме активность этого фермента не определяется. Вероятно, пролинаминопептидаза также является продуктом жизнедеятельности микроорганизмов влагалища при некоторых патологических состояниях.

Развитие устойчивости к кандидозу обусловлено образованием антител к маннозосодержащей составляющей секреторной аспарагиновой протеиназы — основного фактора вирулентности Candida albicans [11, 14].

Кроме пролинаминопептидазы во ВЖ установлена активность еще двух ферментов, определяющих патогенез воспалительных заболеваний влагалища. Это сиалидазаимуциназа [31]. Сиалидаза обеспечивает способность микроорганизмов разрушать ткани за счет деструкции макромолекул, содержащих сиаловую кислоту. Отмечено, что у больных бактериальным вагинозом активность этого фермента повышается в 82% случаев, а в норме или после успешного лечения она практически не определяется. Установлено, что сиалидаза является продуктом таких микроорганизмов, как бактероиды, хламидии, гардне- реллы,мобилюнкус, микоплазмы [9].

Муциназа рассматривается как наиболее специфичный для БВ фермент. Его высокая активность связана только с присутствием характерных для БВ микроорганизмов [31].

В развитии осложнений беременности (преждевременные роды, разрыв амниотических оболочек и др.) наряду с вышеуказанными ферментами важная роль принадлежит фосфолипазе А2, как ферменту, активирующему простагландиновый синтез. При микст-инфекциях активность фосфолипазы А2 во ВЖ достоверно выше, чем при моноинфекции [32].

Важным компонентом активации простагландинового синтеза является повышение при БВ и при урогенитальной инфекции содержания эндотоксина [39]. Гемолитический эндотоксин (цитолизин) массой 59 кД относится к так называемым сульфгидрильным цитолизинам, которые при контакте с клеточной мембраной вызывают разрушение клетки [36]. Эндотоксин продуцируется грам-положителъными бактериями и по своим биологическим параметрам похож на тетатоксин Cl. perfringens и гемолизин Esche richia coli. Установлено, что его действие блокируется осмотическими протекторами и экзогенными липидными мембранами [13]

Особое место занимают иммунологические аспекты изучения ВЖ, а именно: гуморальный и клеточный иммунитет, вопросы иммунизации и сенсибилизации, иммунофермент ноя диагностика заболеваний и патологических состояний [4].

Установлено наличие секреторных иммуноглобулинов А, М, G во ВЖ [21]. Иммуноглобулины секретируются плазматическими клетками, располагающимися в субэпителиальном слое маточных труб, эндо- и эктоцервикса, матки и влагалища [26]. Значительная часть иммуноглобулина G попадает во ВЖ из кровеносной системы [7]. У женщин после гистерэктомии иммуноглобулин М во ВЖ не определяется. Хроматографически установлено, что в цервикальной слизи - 80%, а во ВЖ 55% IgA находится в полимерном состоянии [26].

В динамике менструального цикла наивысшее содержание IgG во ВЖ определяется сразу после окончания менструации с последующим постепенным снижением этого показателя [4 5].

Клеточный иммунитет церви- ко-вагинального секрета представлен лимфоцитами и клетками макрофагально-фагоцитарного ряда. При низких значениях pH отмечается угнетение пролиферативной функции лимфоцитов, однако фагоцитарная активность моноцитов не претерпевает существенных изменений [ 19].

Во ВЖ выявлены халид-ионы (хлориды, иодиды, тиоцианаты), миелопероксидаза нейтрофилов и пероксидаза эозинофилов. Кроме того, Lactobacillus acidophilus способны образовывать перекись водорода. Эти компоненты определяют кислородзависимую бактерицидностъ и вирицидность ВЖ [24].

Установлено, что при гонорейной инфекции в результате применения гоновакцины во ВЖ повышается уровень IgA и G к протеину I Neisseriahonorrhae, при этом пул IgA был количественно больше, a IgG дольше сохранялся повышенным [23].

Влагалищная жидкость являет - ся источником ВИЧ-инфекции [30, 42]. У ВИЧ-инфицированных женщин во ВЖ уровень иммуноглобулинов G, A, Mk gp 160 в 7, 5 и 2.5 раза выше, чем в серонегативном контроле. Содержание IgG коррелировало с уровнем в сыворотке крови. Это еще раз подтверждает наличие транссудации IgG сыворотки крови во ВЖ [30].

Примечательно, что ВЖ является даже более значимой, чем сыворотка крови в плане диагностики новообразований репродуктивного аппарата женщины. Повышение уровня канцерэмбрионального антигена (СЕА) обнаружено при кон- диломатозе шейки матки и интраэпителиальной неоплазии [42]

Установлено, что наличие альфа-фетопротеина во ВЖ позволяет диагностировать разрыв амниотического пузыря и истечение околоплодных вод на более ранней стадии. Оказалось, что чувствительность этого метода намного выше других, а специфичность составляет 100 %. Так, в норме содержание АФП составляет 9 нг/мл; при разрыве - 5500 нг/мл [41]. Также определение АФП во ВЖ более эффективно, чем определение активности диаминоксидазы [10] и плацентарного лактогена [35].

Таким образом, ВЖ может рассматриваться как интегральная среда , в которой представлены основные звенья регионального гомеостаза, по которым можно судить о состоянии женской репродуктивной системы. Кроме того, ВЖ необходимо рассматривать не только с диагностической точки зрения, но и как патогенетическое звено заболеваний влагалища, источник восходящей инфекции и последующих осложнений.

С этих позиций коррекция биоценоза должна проводиться не только антибактериальными средствами, но и терапией, влияющей на метаболизм микроэкосистемы влагалища, включая ВЖ, микрофлору, эпителий.

×

Об авторах

О. Л. Молчанов

Военно-медицинская академия

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com

кафедра акушерства и гинекологии

Россия, Санкт-Петербург

Е. Ф. Кира

Военно-медицинская академия

Email: info@eco-vector.com

кафедра акушерства и гинекологии

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Анкирская А. С. // Акуш. и гинекол.-1995. -№. -С.13-16.
  2. Дозорцева Г. В. Биологические и биохимические защитные факторы влагалищной жидкости.-Минск, Госиздат. - 1948.
  3. Кира Е.Ф. //Акуш. и гинекол.- №8. -С.10-13.
  4. Кира Е. Ф. и др. // Иммунологические аспекты бактериального вагиноза.-Новосибирск. -1992. - С.207-208.
  5. Кира Е. Ф.// Акуш. и гинекол. — 1993 . - №5 -С 39-41.
  6. Цвелев Ю.В., Кира Е.Ф., Кочеровец В. И., Баскаков В.П. Анаэробная инфекция в акушерско- гинекологической практике. — СПб-1995-С. 345.
  7. Bouvet J.P., Beleo L., Pires R., Pillot J. // Infect, immun.-1994.-Vol. 62.- № 9. - P. 3957-3961.
  8. Briese V, Barton G., Strache R.R., Buftner H.H.,. Voss P.// Zentrallbl. Gynecol.-1989. - Bd. 111. - N 4.
  9. -S. 223-229.
  10. Briselden A.M., Moncla B.J., Stevens C.E., Hillier S.L.// J. Clin. Microbiol-1992-Vol. 30, N3.-P. 663-666.
  11. Broe D., Van-Dongen J., Cowley D. et al.// Clin. Chem. — 1992-Vol. 38, N5.-P. 784.
  12. 77. Cassone A., Boccanera M,, Adriani D. et al.// Infect. immun. - 1995-Vol.63, N7.-P. 2619-2624.
  13. Catlin B.W. // Clin. Microbiol. Rev.-1992.-Vol.5, N3.-P.213-237.
  14. Cauci S., Monte R., Ropele A f., Missero C. et al. // Mol. Microbiol. - 1993.-Vol.9, N8.—P.1143-1155.
  15. De-Bernardis P., Agatensi L., Ross I.K. etal.// J. Infect. Dis.- -Vol.161, N6.-P. 1276-1283.
  16. De-Bernardis P., CassoneA., Sturtevant J.et al. // Infect-lmmun. — 1995-Vol. 63, N5.-P. 1887-1892.
  17. Dusitsin, N., Gregorie, A.T.etal. // J. Obstet. Gynecol.-1987-Vol.29,
  18. Fox K.K., Behets P.M.// Postgrad.Med. -1995-Vol. 98, N3.-P.87-90.
  19. Gregoire, A.T., Lang, W.R. Ward, K.//Ann. N.Y. Acad. Sci- 1959.-Vol.83, P.1985.
  20. Hill J. A., Anderson D.J.// Am. J.
  21. Obstet. Gynecol.-1992.—Vol. 188, N2.- P. 720-728.
  22. HillierS.L.// Am. J. Obstet.Gynecol.-1993. -Vol. 169, N2.-P. 455-459
  23. Hocini H., Barra A., Belec L. etal. //Seand. J. Immunol.-1995.-Vol. 42, N2.-P. 269-274.
  24. Jones B.M.. al-Fattani M., Gooch H. //Int. J. STD. AIDS-1994 -Vol.5, N1. - P. 52-55.
  25. Kohl P. K., Kratofiel M., Gomer R. // Hausarzt-1992.-Vol. 43, N8- P.352-358.
  26. Krohn M.A., Hiller S.L., Eschenaacher D.A.// J. Clin. Microbiol. - 1989 Vol.27, N6,- P.1266-1271.
  27. Kubota T, Sakae U., Takeuchi H., Usui M.//J. Obstet. Gynecol.-1995. —Vol.21, N1-P.51-55.
  28. Kutteh W.H., Mestecky J.//Am. J. Reprod. Immunol.-1994.-Vol.31, №1.-P. 40-46.
  29. Levin R. J. // Exp. Clin. Endocrinol. —-Vol. 98, №2.-P. 61-69.
  30. Levin N. A., Wagner, G// Phisiol-1978- Vol. 284/-P.172-173.
  31. Levin N. A., Wagner G.:In: Progress in Sexology, ed. by R. Gemme, C C. Wheeler. Plenum Publ. Corp.- N.Y.- 1977. -P. 335-344.
  32. Lowry O.H., Rosebrough N.J., Farr A. L., Randall J.// J. Biol. Chem.- 1951-Vol. 193. -P.285.
  33. LuX.S., Belec L. Pillot J.//J. Infect. Dis.-1993. -Vol. 16, №5. -P. 1189-1192.
  34. McGregor J. A., French J. I., Jones W. et al.// Am.J. Obstet. Gynecol. -1994. — Vol. 170, №4. -P. 1048-1059.
  35. McGregor J. A., French J. I., Jones W. etal.//Am. J. Obstet. Gynecol.-1992.- Vol.167, №6-P.1588-1594.
  36. Mende H.E., Spilzbart H., Sieke V., Vogel C.// Zentrallbl. Ginecol.-1990.- Bd 112, №18.—S.1175-1180.
  37. Michael P.P., Bonsall R.W., Worner P.//Science.-1974. - Vol. 186.-1217.
  38. Phocas 1., Sarandakou A., Kontoravdis A.//Eur. J. Obstet.Gynecol. Reprod. Biol.-1989.-Vol.31, №2. -P. 133-141.
  39. Platz-Christensen J.J., Mattsby-Baltzer 1. et al.//Am. J. Obstet. Gynecol.-1993-Vol.189, №5. -P. 1181-1188.
  40. Raffi, R.O., Moghissi, K.S., Sacco, A.G.//FertiI Steril.-1977-Vol. 28.-1345.
  41. Roig de Vargas-Linares, C.E.: In The Human Vagina, editors E.S.E. Hafez, T.N. Evans. North Holland. Elsevier-1978. -P. 193.
  42. Sjoberg I., Hakansson S.//Obstet. Gynecol. -1991. - Vol. 77, №2.-P. 285-288.
  43. Spiegel C. A.//Clin. Lab. Med.~ 1989-Vol. 9, № 3.—P. 525-533.
  44. Stone A.. Gamble C.J.//Am. J. Obstet. Gynecol. —1959. — Vol. 78. -P.279.
  45. Supapannachart N., Breneman D.L.. Linnemann C.C.//Arch. Dermatol.—-Vol. 127, №8. -P. 1198-1200.
  46. Tomaso H., Reisinger E.G., Grasmug E. et al. //Wien. Klin. Wochenschr.-1995. -Vol. 107, №3. - P.85-90.
  47. Toth P., Meszaros C, Csaki G.// Acta. Paediatr. Hung.-1990.-Vol. 30, N3-4.-P.399-402.
  48. Usala S.J., Usala F.O., Haciski R. eta I.//J. Reprod. Med.-1989. -Vol. 34, №4.-P.292-294

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ООО «Эко-Вектор», 1997



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 66759 от 08.08.2016 г. 
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия Эл № 77 - 6389
от 15.07.2002 г.



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах