Применение дюфастона в терапии невынашивания беременности
- Авторы: Аржанова О.А.1, Ковалева И.В.1
-
Учреждения:
- Научно-исследовательский институт акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта РАМН
- Выпуск: Том 52, № 1 (2003)
- Страницы: 43-45
- Раздел: Оригинальные исследования
- Статья получена: 20.01.2003
- Статья одобрена: 20.11.2021
- Статья опубликована: 20.01.2003
- URL: https://journals.eco-vector.com/jowd/article/view/88797
- DOI: https://doi.org/10.17816/JOWD88797
- ID: 88797
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Целью исследования явилось: изучение эффективности синтетического аналога прогестерона — дюфастона (дидрогестерона) в терапии угрожающего аборта, а также оценка динамики содержания прогестерона крови в процессе лечения дюфастоном. Применение дюфастона является патогенетически обоснованным; подтверждена его высокая эффективность при лечении невынашивания беременности ранних сроков. Использование дюфастона способствует сохранению беременности и не имеет отрицательных влияний на состояние беременной и плода. 93,5% беременностей у женщин с невынашиванием в анамнезе закончились родами.
Ключевые слова
Полный текст
Целью исследования явилось изучение эффективности синтетического аналога прогестерона — дюфастона (дидрогестерона) в терапии угрожающего аборта, а также оценка динамики содержания прогестерона крови в процессе лечения дюфастоном. Применение дюфастона — патогенетически обоснованно, подтверждена его высокая эффективность при лечении невынашивания беременности ранних сроков. Использование дюфастона способствует сохранению беременности и не имеет отрицательных влияний на состояние беременной и плода. 93,5% беременностей у женщин с невынашиванием в анамнезе закончились родами.
Одной из самых актуальных проблем современного акушерства продолжает оставаться проблема невынашивания беременности. Среди причин перинатальной заболеваемости и смертности невынашивание играет главную роль. Процент преждевременного прерывания беременности, включая преждевременные роды, до сих пор держится на достаточно высоком уровне и составляет 10—25% от всех беременностей [1, 3]. Причины невынашивания беременности многочисленны и разнообразны. Наиболее частые из них — нейро-гормональные нарушения, урогенитальные инфекции и воздействия неблагоприятных экзогенных факторов.
В этиологии самопроизвольных абортов на ранних сроках беременности гормональная недостаточность яичников имеет большое значение и составляет от 35,4 до 39% из их числа [4, 6], поэтому особое внимание уделяется гипофункции яичников, в частности недостаточности лютеиновой фазы и ановуляции, а также гиперандрогении. Установлено, что у 15,5% женщин с невынашиванием беременности ранних сроков гормональная недостаточность яичников проявляется ановуляцией, а у 75,6% — недостаточностью лютеиновой фазы цикла в качестве составного компонента овариальной недостаточности [5]. При этой патологии неполноценность развития фолликула приводит к формированию слабофункционирующего желтого тела, неспособного продуцировать достаточные количества прогестерона, который при беременности играет исключительно важную роль. Это, в свою очередь, ведет к развитию относительной гиперэстрогенемии, изменению адекватных стуктурных преобразований эндометрия и его рецепции половым гормонам: эстрадиолу и прогестерону. В результате может наступить спонтанное прерывание беременности ранних сроков. Гипофункция желтого тела при невынашивании беременности может быть и первичной. Низкий уровень прогестерона в лютеиновую фазу цикла в сочетании с нарушением созревания эндометрия выявляется от 40 до 81% среди женщин с невынашиванием в анамнезе.
Есть данные о том, что более чем у 80% женщин, получавших медикаментозную коррекцию гормональной недостаточности яичников, имеются признаки угрожающего выкидыша. При ановуляции и недостаточности лютеиновой фазы у женщин со спонтанно наступившей беременностью имеется недостаточность желтого тела, проявляющаяся сниженным содержанием эстрадиола. Нередко эндокринные нарушения, имеющиеся в ранние сроки беременности, в дальнейшем могут обусловливать развитие плацентарной недостаточности, которая является одной из главных причин спонтанных абортов поздних сроков и преждевременных родов.
Таблица. Содержание прогестерона в плазме крови беременных с угрозой прерывания до начала лечения
Срок беременности | Прогестерон нМ/л / основная группа | Прогестерон нМ/л / контрольная группа | Достоверность различий / р |
7-9 | 29,1±5,6 | 57,1±5,8 | р < 0,01 |
10-12 | 60,5±3,4 | 70,4±3,2 | р < 0,05 |
13-15 | 63,4±5,9 | 80,3±3,7 | р < 0,05 |
Дюфастон близок по своей структуре к натуральному прогестерону, но, имея некоторые отличия в своем строении, он хорошо усваивается при пероральном применении в отличие от прогестерона. Кроме того, он является более активным на биохимическом уровне, имеет сродство к прогестероновым рецепторам, понижает сократительную активность матки, не обладает эстрогенным, андрогенным, минерал-кортикоидным и метаболическим действием [2, 7], что позволяет безопасно применять его у беременных женщин.
Материалы и методы исследования: в группу обследуемых вошли 122 женщины в возрасте от 20 до 40 лет, которые поступили в 1 дородовое отделение ИАГ РАМН для лечения угрожающего аборта в I триместре беременности (из них повторнобеременные составили 81%, а повторнородящие — 38%). Изучение соматического анамнеза выявило высокий процент патологии сердечно-сосудистой системы, среди которого преобладает вегетососудистая дистония и заболевания щитовидной железы, где превалируют диффузный нетоксический зоб и аутоиммунный тиреоидит. Необходимо также отметить, что около половины женщин имели отягощенный гинекологический анамнез, причем более 70% страдали острым и хроническим воспалением придатков матки и нарушением менструального цикла. Все женщины получали дюфастон per os в дозе 20 мг в день в течение 7—10 дней, в последующем по 10 мг в сутки до 14 недель беременности. Контрольную группу составили 55 беременных без невынашивания в анамнезе.
У всех пациенток был обследован уровень прогестерона крови в динамике, а женщинам с невынашиванием беременности — как до, так и после лечения дюфастоном. В основной группе содержание прогестерона до лечения было значительно ниже на всех исследуемых сроках беременности по сравнению с контрольной группой (Таблица). Содержание прогестерона после применения дюфастона достоверно не отличалось от такового в контрольной группе (рисунок).
Рис. Содержание прогестерона в плазме крови беременных с угрозой прерывания после лечения дюфастоном
В результате проведенного лечения 98% женщин были выписаны с прогрессирующей беременностью; средняя продолжительность стационарного лечения составила 10,3 койкодня.
Почти у всех обследованных женщин беременность протекала с осложнениями. Наиболее частыми из них в обеих группах были гестоз и анемия. В основной группе частота анемии была достоверно выше, чем в контрольной группе. Частота гестоза в обеих группах достоверно не отличалась. С одинаковой частотой в обеих группах встречались пиелонефрит беременных и стафилококконосительство.
Наблюдение во II и III триместрах беременности выявило необходимость повторной госпитализации женщин основной группы в связи с угрозой прерывания беременности (25,5%). Изучение особенностей угрозы прерывания показало, что у большинства пациенток ее признаки появлялись в I триместре, а во II и III триместрах угроза невынашивания была чаще повторной.
В дальнейшем все женщины основной группы в сроки 12, 20 и 30 недель беременности получали курсы профилактики плацентарной недостаточности, которые направлены на улучшение маточноплацентарного кровотока и метаболическую функцию плаценты, повышение неспецифической резистентности организма и адаптационные способности плода.
Изучение исходов беременности показало, что родами закончились 93,5% беременностей, из них 98% — срочными. Неразвивающаяся беременность диагностирована в 4,3% случаев, спонтанный аборт произошел у одной женщины во II триместре беременности, таким образом невынашивание составило 7,5%, что является популяционным.
Все новорожденные родились в удовлетворительном состоянии; средняя оценка по шкале Апгар составила 8,0±0,2 балла, средняя масса тела — 3384,5±125,6 г, средняя длина тела — 50,8±0,5 см.
Таким образом, применение дюфастона в лечении невынашивания беременности является патогенетически обоснованным средством, приводящим к нормализации содержания прогестерона крови, и высоко эффективным средством, которое способствует сохранению беременности и не имеет отрицательных влияний на состояние беременной женщины и плода.
Об авторах
О. А. Аржанова
Научно-исследовательский институт акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта РАМН
Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com
Россия, Санкт-Петербург
И. В. Ковалева
Научно-исследовательский институт акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта РАМН
Email: info@eco-vector.com
Россия, Санкт-Петербург
Список литературы
- Актуальные проблемы невынашивания беременности (цикл клинических лекций под. ред. д-ра мед. наук проф. В. М. Сидельниковой). — М. , 2001. — 170 с.
- Коврижина А. П. , Тумилович Л. Г. , Нерсесян Р. А. Дюфастон в коррекции предменструального синдрома // Проблемы репродукции,— Т. 8. — 2002. — № 2. - С. 33-36.
- Кошелева Н. Г. , Аржанова О. Н. и др. Новые подходы к профилактике и лечению угрозы преждевременных родов // Актуальные вопросы физиологии и патологии репродуктивной функции женщины: Материалы XXIV научной сессии НИИ АГ РАМН / Под. ред. Э. К. Айламазяна. — СПб. , 1995. — С. 121-123.
- Кошелева Н. Г. , Плужникова Т. А. Опыт работы центра по профилактике невынашивания беременности // Актуальные вопросы физиологии и патологии репродуктивной функции женщины: Материалы XXII научной сессии НИИ АГ РАМН / Под. ред. Э. К. Айламазяна. — СПб. , 1993. — С. 117-118.
- Михнина Е. А. Гормональная функция яичников и рецепция эстрадиола и прогестерона эндометрия у женщин с невынашиванием беременности ранних сроков // Автореф. дисс. канд. мед. наук. — СПб. , 1995. - 20 с.
- Орлова О. О. Течение беременности, родов и послеродового периода у женщин после медицинской коррекции гормональной недостаточности яичников // Автореф. дисс. канд. мед. наук. —СПб. ,1996. - 23 с.
- Прилепская В. Н. Опыт применения препарата «дюфастон» в лечении первичной дисменореи // Охрана здоровья матери и ребенка. Материалы 4-го Российского научного форума. — М. , 2002. —С. 306-307.
Дополнительные файлы
