Активность мозгового изофермента креатинкиназы у новорожденных с задержкой внутриутробного развития

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Изучена активность мозгового изофермента креатинкиназы (СК-ВВ) у новорожденных детей с задержкой внутриутробного развития (ЗВУР). Установлено, что активность СК-ВВ повышена у детей с симметричной формой ЗВУР вследствие хронической плацентарной недостаточности инфекционного генеза.

Полный текст

В последнее время наблюдается значительный рост частоты рождения детей с задержкой внутриутробного развития (ЗВУР), у которых в дальнейшем отмечается отставание психомоторного развития [4, 5]. Поэтому разработка методов оценки тяжести поражения ЦНС для своевременной коррекции и контроля за эффективностью терапии является актуальной задачей. Известно, что при тяжелом повреждении клеток мозга вследствие хронической гипоксии в ликворе и в плазме повышается уровень активности мозговой фракции креатинкиназы (СК-ВВ) [1, 8], являющейся внутриклеточным энзимом, находящимся в нейронах и астроцитах [11].

Поэтому в настоящей работе мы поставили цель — изучить активность мозгового изофермента креатинкиназы у новорожденных детей с признаками задержки внутриутробного развития в сопоставлении с их клиническим состоянием в раннем неонатальном периоде.

Материалы и методы

Обследовано 36 новорожденных детей, среди которых 28 имели задержку внутриутробного развития и составили основную группу. 22 ребенка были доношенными, 6 родились на 36 неделе беременности.

В зависимости от формы ЗВУР новорожденные были разделены на две подгруппы. В первую вошли 13 детей с асимметричной формой ЗВУР, средняя масса тела 2492,2±45,6 г, рост 48,4±0,4 см, оценка по шкале Апгар 7-8 баллов у 11 детей, 6 баллов — у 2.

Вторую группу составили 15 новорожденных с симметричной формой ЗВУР, средний показатель массы 2165,3±72,0 г, рост — 45,4±0,6 см, оценка по шкале Апгар 7-8 баллов у 14 детей, 6 баллов — у 1.

Контрольную группу составили 8 доношенных новорожденных, у которых средняя масса составила 3633,8±111,4 г, рост — 51,8±0,3 см, оценка по шкале Апгар 8 баллов. Врутриутробное развитие, рождение детей и ранний неонатальный период протекали без осложнений.

Клиническое состояние новорожденных оценивали в динамике в сопоставлении с результатами лабораторных исследований (клинический анализ крови, показатели кислотно-основного состояния, показатели антирадикальной активности и общей антиокислительной активности и т. п.). Учитывали результаты НСГ, ЭКГ, Эхо-КГ и рентгенографических исследований, а также микробиологических и вирусологических обследований, включавших выявление грамотрицательной и грамположительной флоры, микоплазм, хламидий, вирусов простого герпеса, цитомегалии. Тяжесть нарушений функций ЦНС оценивали по табл. 1.

 

Таблица 1. Шкала оценки неврологического статуса новорожденного ребенка

Признаки               

0

Баллы

1

2

Сон

N

Беспокойный (но в терапии не нуждается)

Необходимо введение лекарств

Сосательный рефлекс

N

Сосет (но норму не высасывает)

Не сосет (вскармливание через зонд)

Тонус

N

Умеренно снижен или повышен

Скованность или атония

Тремор

Нет

Легкий тремор (рук)

Резкий тремор (рук, подбородка, ног)

Спонтанная двигательная активность

N

Снижена или повышена

Отсутствует

Срыгивания

Нет

Умеренно

Значительно

 

Для оценки соответствия гестационному возрасту постурального, пассивного и активного тонуса, а также рефлекторных реакций использовали таблицы С. Amiel-Tisson (1974) и S.A. Dargassies (1974).

Выделяли равномерное отставание формирования функций ЦНС и диссоциированную задержку, когда формирование рудиментарных безусловных рефлексов отстает в большей степени по сравнению с развитием познотонических реакций.

У всех новорожденных в первые 6-12 часов проводили забор венозной крови для определения общей активности креатинкиназы и ее сердечного изофермента (СК-MB) в сыворотке с применением диагностических наборов «Konelab» (Финляндия). Метод идентификации изоферментов СК основан на определении В-субъединиц и использования поликлональных антител к М-СК мономеру фермента, которые полностью ингибируют активность мышечной (СК-ММ) изоформы и на половину активность сердечной (СК-MB) изоформы фермента. Этот подход позволяет исследовать также активность мозгового (СК-ВВ) изофермента креатинкиназы [1, 12].

Полученные данные обрабатывали с использованием статистического пакета SPSS 8.0 на персональном компьютере Intel Celeron 850. Достоверность различий средних величин определяли с помощью непараметрического Т-критерия Вилкоксона.

Результаты исследований и обсуждение

Результаты исследований показали, что уровень активности общей креатинкиназы, ее сердечной и мозговой фракций в основной группе новорожденных с ЗВУР достоверно не отличались от таковых значений у детей контрольной группы. Можно лишь отметить значительный разброс индивидуальных значений показателей, особенно выраженный у детей с симметричной формой ЗВУР (табл. 2).

 

Таблица 2. Показатели активности общей креатинкиназы, ее сердечного и мозгового изоферментов у новорожденных детей с различными формами ЗВУР

Группы детей

Показатели

Общая СК (Ед/л)

СК-MB (Ед/л)

СК-ВВ (Ед/л)

Основная

1 подгруппа

709,6±196,4

142,3±50,8

12,1±2,8

группа

2 подгруппа

669,9±205,9

81,4±15,3

11,2±3,3

Контрольная группа

480,3±77,7

77,5±15,2

8,2±0,7

Примечание: достоверность различий между показателями у детей основной и контрольной групп р > 0,05.

 

Столь большой диапазон значений активности СК-ВВ у детей основной группы был обусловлен различной перинатальной патологией, причиной которой являлись неблагоприятные условия внутриутробного развития в результате нарушения маточно-плацентарного кровотока и в ряде случаев внутриутробного инфицирования. Так, в 57,1% случаев имелась патологическая незрелость плацент, в 71,4% — хроническая плацентарная недостаточность, причем в 35% случаев инфекционного генеза.

Среди детей основной группы у 11 диагностирована внутриутробная инфекция (ВУИ) различной этиологии, у 3 — нарушение мозгового кровообращения (НМК) различной степени тяжести. Даже у тех новорожденных, у которых не была выявлена ВУИ, и оценка по шкале Апгар была более 7 баллов, наблюдалась неврологическая симптоматика различной степени тяжести по типу гипервозбудимости или угнетения функций ЦНС. По данным НСГ исследования, у всех детей отмечался перивентрикулярный отек различной степени выраженности; кровоизлияний не было. Наиболее выраженные изменения имелись у тех новорожденных, у которых задержка морфологического развития сочеталась с отставанием формирования функций ЦНС. Поэтому мы провели анализ активности СК-ВВ в зависимости от степени задержки формирования познотонических и рефлекторных реакций (табл. 3).

 

Таблица 3. Показатели активности общей креатинкиназы, ее сердечного и мозгового изоферментов у новорожденных детей с различной степенью задержки формирования познотонических и рефлекторных реакций

Группы детей

Показатели

Общая СК

(Ед/л)

СК-МВ

(Ед/л)

СK-ВВ

(Ед/л)

Основная группа

нет задержки (n=9)

576,6±143,7

57,9±7,4

6,8±1,4

равномерная задержка (n=13)

834,1±289,0

145,9±52,0

14,6±3,9

диссоциированная задержка (n=6)

540,3±108,3

108,7±36,6

12,3±5,1

Контрольная группа

480,3±77,7

77,5±15,2

8,2±0,7

Примечание: достоверность различий между показателями у детей основной и контрольной групп р > 0,05.

 

Из таблицы видно, что у детей с задержкой формирования функций ЦНС имелась тенденция к высоким значениям активности креатинкиназы и ее изоферментов.

Далее из основной группы мы выделили детей с внутриутробной инфекцией и установили, что при наличии больших индивидуальных колебаний показателей прослеживалась отчетливая тенденция к повышению почти в 2 раза показателей сердечной и мозговой фракций креатинкиназы (табл. 4).

 

Таблица 4. Показатели активности общей креатинкиназы, ее сердечного и мозгового изоферментов у новорожденных детей с внутриутробной инфекцией

Группы детей

Показатели

Общая СК

(Ед/л)

СК-MB

(Ед/л)

СК-ВВ

(Ед/л)

Основная

ВУИ (n=11)

741,1±224,1

169,2±61,7

15,8±4,7

группа

без ВУИ (n=17)

654,2±190,0

71,1±9,6

8,8±1,7

Контрольная группа

480,3±77,7

77,5±15,2

8,2±0,7

Примечание: достоверность различий между показателями у детей основной и контрольной групп р > 0,05.

 

Таким образом, анализ показал, что дети с задержкой формирования функций ЦНС и с наличием внутриутробной инфекции имеют более высокие значения активности СК-ВВ, чем здоровые дети.

Учитывая результаты индивидуального анализа мы выделили среди детей основной группы 12 новорожденных, у которых значения активности СК-ВВ превышали 9,6 Ед/л (М+2m у детей контрольной группы). Средний показатель активности СК-ВВ составил 20,9±3,6 Ед/л против 8,2±0,7 Ед/л в норме (р=0,005). Все дети имели симметричную форму ЗВУР, средняя масса — 2344,2±85,1 г, рост — 47,3±0,6 см. У матерей этих детей беременность протекала с многократно повторяющейся угрозой прерывания, у 5 из них она осложнилась гестозом. У всех осложнением беременности явилась хроническая субкомпенсированная или декомпенсированная плацентарная недостаточность. В трех случаях беременность закончилась операцией кесарева сечения. Только три ребенка родились в легкой асфиксии (оценка по Апгар 6 баллов), у остальных детей состояние было удовлетворительным (по Апгар — 7-8 баллов). Тем не менее у всех детей отмечалась задержка формирования познотонических и рефлекторных реакций (у 7 симметричная задержка и у 2 — диссоциированная), и длительно текущая неврологическая симптоматика по типу угнетения функций ЦНС. У всех детей по данным НСГ исследования длительно сохранялись (более 7 дней) очаги гиперэхогенности в перивентрикулярных областях. У 5 выявлена внутриутробная инфекция: в 2 случаях цитомегаловирусной, по одному случаю уреаплазменной, стрептококковой и неясной этиологии. У этих детей отмечалось повышенное количество тромбоцитов по сравнению с их уровнем у остальных детей основной группы — 370,7±35,7х109/л против 254,1±22,1х109/л, р=0,014.

Таким образом, результаты исследований показали, что активность СК-ВВ повышена у детей с симметричной формой ЗВУР вследствие хронической плацентарной недостаточности и наличия внутриутробной инфекции.

Примером могут служить сведения о течении раннего неонатального периода у доношенного мальчика Х-д, который родился от 2-й беременности, 1-х родов. Масса тела ребенка 2840 г, рост ребенка 51 см, т.е. имеется резкий недостаток массы для данной длины тела — гипотрофия III степени. Во время беременности у матери были частые обострения хронического пиелонефрита и с 34 недель отмечено появление и нарастание признаков гестоза, лечение которого было неэффективным, в связи с чем при сроке 37/38 недель была произведена операция кесарева сечения.

Результаты исследования последа показали патологическую незрелость плаценты, значительные циркуляторные нарушения и инфаркты, воспалительные изменения (децидуит), признаки хронической субкомпенсированной плацентарной недостаточности.

Ребенок родился в состоянии легкой асфиксии (оценка по шкале Апгар 6 через 5 минут 7 баллов). Уже с первых часов отмечалась неврологическая симптоматика (синдром угнетения функций ЦНС), которая сохранялась вплоть до 15 дня жизни. Имелась диссоциированная задержка формирования познотонических и рефлекторных реакций. По данным НСГ были выявлены одиночные кисты и длительно (до 7 дня жизни) сохраняющийся отек перивентрикулярной области.

Наряду с этим у ребенка диагностирована внутриутробная пневмония, подтвержденная результатами рентгенологического обследования, и гастропатия. В крови ребенка до 4 дня жизни сохранялся лейкоцитоз (до 19,5×109/л) нейтрофильного характера, тромбоцитоз (до 556×109/л). На основании клинико-лабораторных данных был выставлен диагноз ВУИ, которая явилась причиной задержки внутриутробного развития.

Исследование активности общей креатинкиназы выявило ее снижение — 380,9 Ед/л (норма 480,3±77,7 Ед/л), но увеличение активности сердечного — 280,6 Ед/л (норма 77,5±15,2 Ед/л) и мозгового изоферментов — 36,8 Ед/л (норма 8,2±0,7 Ед/л), что можно считать маркером поражения мозговой ткани вследствие инфекции и длительной гипоксии.

В литературе мы не встретили данных, касающихся исследований активности СК-ВВ у новорожденных детей с ЗВУР. Однако имеются указания на повышение этого показателя у новорожденных детей с поражением ЦНС, в связи с чем предлагается использовать его как маркер тяжести поражения ЦНС [6, 10]. Такой же точки зрения придерживаются авторы, исследовавшие активность СК-ВВ у плодов с диабетической фетопатией и с гемолитической болезнью [3]. Вместе с тем другие исследователи не выявили существенных изменений активности СК-ВВ у новорожденных с поражением ЦНС даже в тех случаях, когда было диагностировано внутрижелудочковое кровоизлияние [7, 9].

Мы полагаем, что повышение активности СК-ВВ имеет место только в тех случаях, когда ребенок страдает с ранних сроков внутриутробного развития при плацентарной недостаточности, причиной которой является нарушение формирования нейроэндокринной и иммунной систем последа. Судя по результатам нашей работы, это может наблюдаться при наличии у беременной хронической персистирующей инфекции, являющейся в ряде случаев источником инфекции у плода. Кроме того, внутриутробное развитие в условиях хронической гипоксии ведет к изменению свойств и структуры клеточных мембран. Так, наши исследования показали, что у детей с ЗВУР, перенесших хроническую гипоксию и внутриутробную инфекцию, резко снижена проницаемость эритроцитарных мембран и их сорбционная способность, что свидетельствует о нарушении функции рецепторного аппарата клеток и мембраносвязанных компонентов. В условиях реоксигенации после рождения это способствует быстрому развитию апоптоза клеток и увеличению активности мозгового изофермента креатинкиназы [2].

Таким образом, полученные данные дают основания предлагать оценку активности СК-ВВ в качестве дополнительного критерия тяжести поражения мозга ребенка и эффективности проводимого лечения.

×

Об авторах

Д. С. Додхоев

Научно-исследовательский институт акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта РАМН

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com

кафедра акушерства и гинекологии

Россия, Санкт-Петербург

И. И. Евсюкова

Научно-исследовательский институт акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта РАМН

Email: info@eco-vector.com

кафедра акушерства и гинекологии

Россия, Санкт-Петербург

Ж. Н. Тумасова

Научно-исследовательский институт акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта РАМН

Email: info@eco-vector.com

кафедра акушерства и гинекологии

Россия, Санкт-Петербург

А. В. Арутюнян

Научно-исследовательский институт акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта РАМН

Email: info@eco-vector.com

кафедра акушерства и гинекологии

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Арутюнян А.В., Павлова Н.Г., Константинова Н.Н. и др. Биохимические маркеры нарушения развития мозга // Нейрохимия. -1996. - Т. 13, № 3. - С. 187-193.
  2. Додхоев Д.С., Евсюкова И.И., Байбородов Б.Д. Проницаемость эритроцитарных мембран и сорбционная способность эритроцитов у новорожденных, перенесших гипоксию // Педиатрия. - 2000. — № 1. — С. 101×102.
  3. Русина Е.И. Функциональные и биохимические нарушения развития ЦНС плода при сахарном диабете I типа у матери и Rh-сенсибилизации: Дис.... канд. мед. наук.-СПб., 1997.-138 с.
  4. Самсыгина Г.А., Дементьева Г.М., Талалаев А.Г. Здоровье плода и новорожденного: современное состояние и прогноз // Педиатрия. - 1999. - № 5. — С. 4.
  5. Ширяева Т.Ю., Логачев М.Ф., Розанова Т.Н. Современные представления о задержке внутриутробного развития / Лекции по актуальным проблемам педиатрии. (Под редакцией Демина В.Ф., Ключникова С.О.): - М.: РГМУ.-2000.-С. 167.
  6. Amato М., Huppi Р., Gambon R. Serum creatine-kinase-BB concentration in very low birth weight babies with posthemorrhagic ventricular dilatation // Brain Dev. - 1992. - Vol. 14, № 4. - P. 226-229.
  7. Lavoinne A., Jeannot E., Claeyssens S., Fessard C., Matray F. Creatine kinase and isoenzymes in full-term newborn and premature infants//Ann. Biol. Clin. - 1985. - Vol. 43, N 6. - P. 875-877.
  8. Pavlova N.G., Konstantinova N.N., Arutjunyan A. V. Functional and Biochemical criteria for investigation of Brain Development Disorders // Int. J. Devel. Neuroscience. - 1999. - Vol. 17, N 8. - P. 839-848.
  9. Sweet D.G., Bell A.H., McClure G., Wallace I.J., Shields M.D. Comparison between creat-ine kinase brain isoenzyme (CKBB) activity and Sarnat score for prediction of adverse out-come following perinatal asphyxia //J. Perinat. Med. — 1999. - Vol. 27, N 6. - P. 478-483.
  10. Ulrich S., Weiss E., Berle P., Picard-Maureeau A. Brain- specific creatine kinase (CKBB) in umbilical cord blood. A prognostic parameter in chronic intrauterine hypoxia?//Z. Geburt-shilfe Perinatol. - 1992. - Vol. 196, № 6. - P. 261-265.
  11. Worley G., Lipman B., Gewolb I.H. and other. Creatine kinase brain isoenzyme: relation-shipof cerebrospinal fluid concentration to the neurologic condition of newborns and cellu-lar localization in the human brain // Pediatrics - 1985. - Vol. 76, N 1. - P. 15-21.
  12. Wu A.H.B. et al. Evaluation and comparison of immunoinhibition and immunoprecipitation methods for differentiating MB and BB macroforms of creatine kinas isoenzymes in patients and healthy individuals // Clin. Chem. - 1982. - Vol. 29. - P. 2017-2023.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ООО «Эко-Вектор», 2003



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 66759 от 08.08.2016 г. 
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия Эл № 77 - 6389
от 15.07.2002 г.



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах