For the 100 year anniversary of Prof. R.R. Makarov

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Roman Romanovich Makarov was born on June 12, 1901 in the village of Vitino in the Peterhof district of the Petersburg province, into a large peasant family, in which there were 9 other children besides him.

Full Text

Роман Романович Макаров ро­дился 12 июня 1901 года в дерев­не Витино Петергофского уезда Петербургской губернии, в много­детной крестьянской семье, в ко­торой кроме него было еще 9 де­тей.

 

Рис. 1

 

После начального училища он в 1915 г. поступил в Петроградс­кую военно-фельдшерскую школу при Военно-медицинской академии, окончил ее в 1919 году и был на­правлен в действующую Красную Армию-на Южный фронт. Слу­жил помощником лекаря (лекпомом) в отдельном кавалерийском дивизионе 13 армии (сначала в эпидемическом отряде, затем в передовом перевязочном отряде). В дальнейшем кавалерийский ди­визион влился в состав Конного корпуса, после чего была сформи­рована 11 кавалерийская дивизия I Конной Армии, в которой Р.Р. Макаров продолжал службу до 1925 года. За эти годы он уча­ствовал в боях на Южном и Польском фронтах, против банд Махно и других бандитских фор­мирований на Украине и в Бело­руссии, а с 1922 по 1925 гг. на Тур­кестанском фронте против бас­мачей. В 1920 году в бою под стан­цией Казачий Егорлык был конту­жен, но остался в строю и про­должал выполнять свои обязанно­сти лекпома. В том же году Р.Р. Макаров был награжден Грамотой Военного Совета I Конной Армии, подписанной К.Е. Ворошиловым и С.М. Буденным: «Революционный военный совет Первой Конной армии в исторические дни празд­ника первой годовщины Армии вру­чает Вам настоящий документ как свидетельство Вашей самоот­верженной работы в рядах Пер­вой Конной армии и победы рабо­че-крестьянской власти на благо великого дела мировой пролетар­ской революции ... выражает уве­ренность, что и впредь Вы будете высоко держать знамя рабоче-кре­стьянской власти и останетесь неутомимым борцом за полный успех пролетарской революции» [1]

С 1925 по 1930 гг. Р.Р. Мака­ров по путевке учился в I Ленин­градском медицинском институте, по окончании которого в течение 3-х лет работал заведующим рай­здравотделом и врачом-организа­тором участковой больницы в се­лении Энбекши Казахского райо­на Алма-Атинской области, а за­тем заведующим больницей в се­лении Лезье Мгинского района Ленинградской области.

В 1933 году-поступление в аспирантуру при акушерско-гине­кологической кафедре I Ленинград­ского Медицинского института, где в 1936 г. он под руководством профессора К.К. Скробанского защитил кандидатскую диссерта­цию. После защиты диссертации Р.Р. Макаров был призван в ряды Красной Армии, назначен старшим врачом стрелкового полка, а за­тем для прохождения дальнейшей службы переведен в акушерско-гинекологическую клинику профессо­ра К.М. Фигурнова Военно-меди­цинской академии им. С.М. Киро­ва.

В период Финской кампании (1939-1940 гг.) военврач Р.Р. Ма­каров работал хирургом военно-полевого госпиталя, сформирован­ного Военно-медицинской академи­ей. С началом Великой Отече­ственной войны в 1941 г. он был отозван из ВМА в действующую армию и направлен на полуост­ров Ханко в качестве хирурга 8 отдельной стрелковой бригады (командир Н.П. Симоняк). В даль­нейшем бригада была переимено­вана в 136 стрелковую дивизию, сформирован отдельный медико-санитарный батальон, командиром которого был назначен Р.Р. Ма­каров. Роман Романович вспоми­нал: «... Меня вызвал к себе Н.П. Симоняк. Он сидел, склонившись над картой, широкоплечий, крепкий. Поднял большую голову, присталь­но посмотрел на меня черными глазами, немного помолчал. Потом вдруг сказал: “Ну, коли ты ста­рый солдат, то принимай и коман­дование медсанбатом”» [1]. Вой­на на всю жизнь подружила ко­мандира дивизии Героя Советско­го Союза Николая Павловича Симоняка и врача Романа Романо­вича Макарова.

После прорыва блокады Ленин­града в январе 1943 года дивизия генерала Н.П. Симоняка, в кото­рой служил Р.Р. Макаров, была переименована в 63 гвардейскую. Окончание войны для гвардии пол­ковника медицинской службы Р.Р. Макарова ознаменовалось своеоб­разным приключением, когда в Прибалтике, под Тукумсом, в мае 1945 г. он, будучи безоружным, по­дошел к немецким окопам и ска­зал: «Гитлер капут». Этого ока­залось достаточно, чтобы солда­ты, оставив винтовки, с подняты­ми руками стали выходить из око­пов. Боевой путь Р.Р. Макарова отмечен рядом высоких прави­тельственных наград: орденами Ленина, Красного Знамени, Оте­чественной войны I и II степеней, дважды орденом Красной Звезды, многими медалями. По окончании войны он был откомандирован на кафедру акушерства и гинекологии ВМА им. С.М. Кирова, где продол­жал службу до февраля 1970 г.

С Академией связаны три де­сятилетия его жизни и деятель­ности, где на кафедре, руководи­мой профессором К.М. Фигурно­вым, Р.Р. Макаров прошел все ступени профессионального роста от ординатора до профессора [11]. После защиты докторской диссертации «О влиянии острых интоксикаций некоторыми БОВ на беременность и лактацию» (1950) и получения звания профес­сор (1958) он с 1962 по 1968 г. был заместителем начальника кафедры, затем-исполняющим обязанности заведующего кафед­рой до ухода на пенсию в 1970 году. Профессор В.П. Баскаков, работавший на кафедре с Р.Р. Макаровым более 20 лет, вспоми­нает: «Роман Романович обладал огромной работоспособностью. Даже работая над докторской диссертацией (в период сбора ма­териала, проведения сложных экс­периментов на животных, при оформлении работы) он не потра­тил для этого ни одного дня ос­новной работы. Научные изыска­ния выполнялись за счет вечерне­го и ночного времени, а также оче­редного календарного отпуска».

Профессору Роману Романови­чу Макарову были особенно при­сущи преданность любимой специ­альности и ответственность за порученное дело. Профессор В.П. Баскаков отмечает: «Мне посча­стливилось работать с Романом Романовичем с 1947 по 1970 гг. В памяти сохранились следующие черты и особенности его личнос­ти. Доброта-основная черта его характера, заботу о здоровье па­циентов он ставил превыше все­го. Эти качества он пронес через всю свою жизнь. Наряду с этим он был очень требовательным и принципиальным по отношению к себе и сотрудникам, особенно, если решались вопросы лечения боль­ных. Роман Романович никогда не оставлял без внимания тяжелых больных и не уходил домой, неред­ко задерживаясь до поздней ночи, пока больная не будет проопери­рована или не будет точно уста­новлен диагноз и не отработана тактика лечения. Высокая ответ­ственность Р.Р. Макарова была характерной чертой всей его дея­тельности: лечения больных, орга­низации учебного процесса, реше­ния хозяйственных вопросов и др. Будучи заместителем начальника кафедры, ему очень часто прихо­дилось брать на себя груз и от­ветственность заведования ка­федрой (чтение лекций, разбор больных), так как профессор Г.И. Довженко очень часто болел. Одно время командование Академии ставило вопрос об отстранении Г.И. Довженко от заведования кафедрой, и только благодаря Ро­ману Романовичу, который в слу­чае необходимости брал все забо­ты на себя, удалось отстоять за­ведующего кафедрой. Все сложные вопросы, особенно конфликтные ситуации между сотрудниками, Р.Р. Макаров решал в присут­ствии всего врачебного состава кафедры, чаще всего на утренних конференциях, высказывал свое принципиальное мнение о сути дела и в конце обсуждения призы­вал спорящих пожать друг другу руки и больше не ссориться».

«Нельзя не отметить, — под­черкивает В.П. Баскаков, его доброго отношения к молодым и начинающим врачам, адъюнктам и преподавателям. Он всегда пока­зывал, что нужно делать, требуя правильного исполнения от обуча­емых, но всегда без унижения дос­тоинства последних». Не случай­но, что именно молодым специа­листам посвящены «Клинические лекции по избранным главам аку­шерства и гинекологии» и «Опе­ративная гинекология», чтобы «су­щественно облегчить их самосто­ятельную деятельность и способ­ствовать усовершенствованию» [9]. Эти труды и в настоящее время пользуются достаточно большим спросом.

Первой монографией профессо­ра Р.Р. Макарова является труд «Внематочная беременность» (1958). Необходимо отметить, что на то время сведения о вне­маточной беременности были представлены в основном в виде журнальных статей или отчетов лечебных учреждений за определен­ный период времени. Крупных тру­дов по данной проблеме в отече­ственной литературе было отно­сительно немного: «К учению о внематочной беременности»

(Змиградский К.К., 1886), «Мате­риалы к учению о внематочной бе­ременности» (Отт Д.О., 1893), «Клиника трубной беременности» (Александров А.В., 1930), «Клини­ка внематочной беременности» (Канторович Л.И., Шатерник В.Н., 1936), «Клиника внематочной беременности» (Аловский А.Д., 1945). Перечисленные труды пре­имущественно представляли собой отдельные главы по диагностике или лечению внематочной беремен­ности. Роману Романовичу в сво­ей монографии удалось охватить проблему эктопической беременно­сти в целом, представив современ­ные на то время данные по ана­томии и физиологии женских по­ловых органов, особенно маточных труб, классификацию анатомичес­ких и клинических форм внематоч­ной беременности, подробно разоб­рав этиологические факторы эк­топии плодного яйца. Клиническая картина заболевания описана ав­тором с учетом патологической анатомии внематочной беремен­ности и изменений в организме женщины. В диагностике заболе­вания приводятся данные о симп­томатике и способах выявления как нарушенной (разрыв трубы, трубный аборт), так и прогресси­рующей трубной беременности. Особое внимание уделено диффе­ренциальной диагностике внема­точной беременности с другими неотложными гинекологическими и хирургическими заболеваниями. В лечении внематочной беременнос­ти Р.Р. Макаров являлся сторон­ником выполнения тубэктомии, однако он приводит клинические примеры успешных органосохраня­ющих консервативно-пластичес­ких операций при трубной бере­менности.

Роман Романович с глубоким уважением относился к своему учителю Константину Михайло­вичу Фигурнову. Уже после смер­ти Константина Михайловича появляются их совместные тру­ды: в 1963 г. 1 выпуск «Клини­ческих лекций по избранным гла­вам акушерства», в 1965 г. 2 выпуск «Клинических лекций по избранным главам акушерства» и в 1969 г. «Клинические лекции по избранным главам гинекологии». Книги составлены на основании поликлинических и клинических на­блюдений за беременными, роже­ницами и гинекологическими боль­ными. Необходимо отметить, что каждая тема «Клинических лек­ций ...» включает разнообразные случаи из практики, что позволя­ет рассматривать их как прак­тическое руководство для моло­дого или начинающего врача. Кни­га не только содержит практи­ческие сведения и советы, но осве­щает многие вопросы теоретичес­кого характера, что позволяет читателю расширить кругозор знаний по акушерству и гинеколо­гии. Полученный за опубликован­ные труды гонорар был передан Р.Р. Макаровым вдове Констан­тина Михайловича, находившейся в то время в затруднительном материальном положении.

В дальнейшем в соавторстве с профессором А.А.Габеловым в 1977 г. опубликована монография «Оперативная гинекология», а в 1979 г. ее второе издание. В книге изложены хирургические ме­тоды лечения различных гинеко­логических заболеваний, в том чис­ле злокачественных новообразова­ний. Помимо описания техники операций рассматриваются пока­зания и противопоказания к хи­рургическому лечению, особеннос­ти доступов к патологическим очагам. Освещены вопросы хирур­гической анатомии применитель­но к этим доступам. Описана техника операций на промежнос­ти, влагалище и шейке матки, внутренних половых органах, а также методики выполнения спе­циальных диагностических при­емов (гистеросальпингография, тазовая флебография, тазовая прямая лимфография, различные виды лапароскопии). В отдельном разделе представлена тактика комбинированного и комплексного лечения злокачественных опухолей гениталий.

Профессор Роман Романович Макаров автор более 120 науч­ных трудов. Основными направ­лениями его научных исследований были проблемы патологического .течения беременности (ранние и поздние токсикозы разработал метод лечения рвоты беременных тяжелой степени с помощью об­щеукрепляющей терапии, 1954 г.), влияние ионизирующей радиации и интоксикаций БОВ на беремен­ность и плод (в эксперименте) и специфические функции женского организма, обезболивание родов, хирургическое лечение опухолей гениталий, диагностика и лечебная тактика при внематочной бере­менности, вопросы организации акушерской и гинекологической помощи женщинам-военнослужа­щим в военное время. Его глубо­кие знания по общей истории аку­шерства и гинекологии в различ­ных странах в разные эпохи раз­вития человечества отражены в первой главе многотомного руко­водства по акушерству и гинеко­логии [3].

Р.Р. Макаров был сторонником органосберегающих операций и счи­тал, что «мы не можем согласить­ся ... о принципиальном расшире­нии объема хирургического лечения миом матки и, как А.И. Серебров, считаем, что нельзя у 98 женщин экстирпировать матку только потому, что у 2 из 100 может развиться карцинома в оставлен­ной шейке. По нашим данным, эта возможность еще реже». Действи­тельно, изучение им отдаленных результатов операции над влагалищной ампутации матки, произ­веденной в клинике 414 женщинам по поводу миомы матки, показало, что рак культи шейки матки воз­ник только у 1 из оперированных больных через 7 лет после опера­ции [4]. Это дало основание прид­ти к выводу о том, что экстир­пация матки по поводу фиброми­омы должна иметь свои показа­ния, а именно одновременные за­болевания шейки матки (эрозия, эктропион и т.п.).

По воспоминаниям многих со­трудников клиники профессор Р.Р. Макаров был не только об­разцом трудолюбия, простоты, душевной щедрости, совестливос­ти, но и начисто был лишен эгоиз­ма, лицемерия, тщеславия и корыс­толюбия. «Еще на одном качестве Романа Романовича нельзя не ос­тановиться, считает В.П. Бас­каков. - Я имею в виду его добро­ту и хлебосольство. Он иногда приглашал сотрудников на дачу или домой, и, несмотря на трудное время, стол буквально ломился от еды и напитков. Роман Романо­вич был необыкновенно скромным в личной жизни и обязательным по отношению к людям, к кото­рым он обращался с какими-либо просьбами. Однажды ему посове­товали купить запасные колеса для личного «Москвича», в связи с чем он обратился с просьбой к нескольким торговцам автозапча­стями. Через некоторое время ему привезли 5 колес, и хотя только одно из них подходило к его ма­шине, Роман Романович купил все колеса, чтобы не обидеть людей, к которым он обращался с просьбой. Точно такая же история повто­рялась неоднократно с покупкой елок перед Новым годом. Из при­несенных елок (по его просьбе) Роман Романович покупал все. Для дома оставлял одну, а осталь­ные раздавал друзьям и знако­мым».

Оставив службу в Академии, Роман Романович не прерывал свя­зи с кафедрой, продолжал в тече­ние еще длительного времени кон­сультировать больных в Максимилиановской лечебнице. Роман Романович Макаров прожил 93 года трудной, но интересной и на­сыщенной жизни. Скончался в мае 1994 года. Похоронен в Санкт-Петербурге.

×

About the authors

Ju. V. Tsvelev

Military Medical Academy. A. Ya. Krassovsky

Author for correspondence.
Email: info@eco-vector.com
Russian Federation, St. Petersburg

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1.

Download (220KB)

Copyright (c) 2021 Eсо-Vector



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 66759 от 08.08.2016 г. 
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия Эл № 77 - 6389
от 15.07.2002 г.



This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies