Селеносодержащие белки и беременность

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В обзоре представлены современные сведения о селеносодержащих белках. Рассмотрено поведение селенопротеинов из семейства глутатион пероксидаз при беременности и ее осложнениях.

Полный текст

Селеносодержащие белки, играющие немаловажную роль в организме млекопитающих, исследуются около 30 лет. В настоящее время выявлено 13 селенопротеинов [4], из которых 11 идентифицированы: клеточная (классическая) глутатионпероксидаза (ГП), внеклеточная (плазменная) ГП, фосфолипидгидропероксидглутатионпероксидаза (PHGPx), желудочнокишечная ГП, селенопротеин Р, йодтирониндейодиназа 1, 2 и 3 типов, селеноротеин W, тиоредоксинредуктаза и селенофосфатаза [8]. Все селенопротеины содержат в активном центре молекулы уникальную аминокислоту — селеноцистеин. Синтез данной аминокислоты закодирован в нуклеотидной последовательности УГА м-РНК и осуществляется в клетке из неорганического селена и серина. Специфические последовательности м-РНК опознаются уникальной т-РНК [20]. Общий механизм каталитического действия селенопротеинов включает редокс — потенциал селеноцистеинового остатка активного центра белка, где происходит образование водород-водородных связей между селеноцистеином и остатками триптофана и/или глутаминовой кислоты [6].

Изученные селеносодержащие белки могут бытъ подразделены на два основных типа: семейство ГП и семейство диодиназ. Семейство ГП включает 4 селенопротеина. ГП выполняют в организме важную роль, являясь мощными антиоксидантными ферментами, которые защищают клетку и целый организм от разрушительного действия активных метаболитов кислорода. Наряду с общей функцией ГN=азы отличаются друг от друга по локализации в ткани, субстратной специфичности, регуляции, чувствительности к дефициту селена и ряду специфических функций.

Клеточная и плазменная ГN= азы кодируются разными генами, однако не менее 44% аминокислотных последовательностей в молекуле этих белков идентично. Подобная картина отмечается и у других белков семейства. Индукция внеклеточной и клеточной ГП происходит в разных тканях при контакте с физиологической жидкостью фетоплацентарного барьера, ресничного тела и почек [2].

Большой интерес представляют данные, полученные Sies Н. с соавторами [25], которые демонстрируют новую защитную функцию ГП в отношении белков в лизатах фибробластов человека. Как известно, генерация пероксинитрита приводит к его взаимодействию с тирозином белков и образованию 3-нитротирозина. Введение ГП в среду приводит к уменьшению содержания пероксинитрита, причем действие фермента более эффективно, чем влияние хорошо зарекомендовавшего себя эбселена (2-фенил-1, 2- бензиселенозола). Карбоксиметилирование селеноцистеина в активном центре ГП приводит к потере «классической» глутатионпероксид азной активности, но сохраняет действие фермента в отношении пероксинитрита. Полученные сведения указывают на иную функцию ГП, которая , подобно селенометионину, защищает белки от окисления пероксинитритом.

Желудочнокишечная ГП экспрессируется исключительно в желудочно-кишечном тракте и служит барьером на пути гидроперекисей, образующихся при питании и метаболизме ксенобиотиков. Данный изофермент ГП обладает наивысшей стабильностью при дефиците селена в организме [1].

Четвертым селенопротеином семейства ГП является PHGP, основная функция которой состоит в защите липидов мембранных структур клетки от активных метаболитов кислорода. Следует отметить, что специфическая активность PHGPχ коррелирует со степенью созревания сперматозоидов у млекопитающих [15, 16], более того, белок изменяет свои физические характеристики и биологические функции в процессе созревания спермы. Показано, что PHGPв разрушенных сперматозоидах присутствует в виде растворимой пероксидазы. Созревшие сперматозоиды содержат фермент в энзиматически неактивной форме в виде нерастворенного белка, связанного с кислородом [27]. В зрелом сперматозоиде на долю PHGPx белка приходится, по крайней мере, 50% материала, что позволяет рассматривать PHGPx как главный структурный белок митохондриальной капсулы спермы. Локализован белок в спиральной оболочке, окружающей жгутик [9]. При дефиците селена наблюдается механическая неустойчивость митохондриального участка, где роль структурного белка выполняет PHGHχ что, в конечном итоге, может сопровождаться мужским бесплодием.

Семейство диодиназ насчитывает три фермента, из которых антиоксидантным эффектом обладает только тиоредоксинредуктаза. Тиоредоксинредуктаза человека близка к глутатионредуктазе, но отличается от последней наличием последовательности цистеин-Sе-цистеин. Антиоксидантное действие фермента связано с уменьшением количества сульфгидрильных групп либо непосредственно в остатках цистеина, либо при белок-белковых и/или белок-ДНК  взаимодействиях с участием тиреодоксина в качестве кофактора [26]. Наиболее подробно тиоредоксинредуктаза изучена Gromer с соавт. [7]. Белок был выделен из плаценты со специфической активностью 42 Е/мг белка и содержанием селена 0,94±0,03 моль/моль субъединицы. Фермент работает по механизму «пинг-понг», его активность зависит от внутриклеточного содержания селена. Примечательно, что на уровень активности фермента не оказывает влияния уровень экзогенного селена. Два других фермента семейства диодиназ: тиреоидная диодиназа и селенофосфат синтетаза не играют роли в контроле над процессами липидной пероксидации. Функция тироидной диодиназы заключается в образовании и регуляции активного тиреоидного гормона, а селенофосфат синтетаза включает селеноцистеин в селенопротеины [10].

Селенопротеин Р, который не входит в два выше описанных семейства, представляет гликопротеин, содержащий 10 остатков селеноцистеина в полипептидной цепи, что составляет более 50% от содержания селена в плазме человека и животных. Функции данного селенопротеина полностью не выяснены, однако в опытах in vitro показано, что введение селенопротеина Р приводит к уменьшению содержания пероксинитрита и фосфолипидгидропероксида в плазме человека. В исследованиях in vivo продемонстрирована его взаимосвязь с эндотелием стенок сосудов, являющегося главной мишенью для пероксинитрита. Экспрессия м-РНК селенопротеина Р происходит преимущественно в интерстициальных клетках Лейдига [12]. Регуляция транскрипции селенопротеина Р у человека осуществляется медиаторами воспалительных процессов [18]. Рядом авторов содержание селенопротеина Р в сыворотке крови рассматривается как биохимический маркер статуса селена [21]. Уровень содержания селенопротеина Р в сыворотке крови людей значительно колеблется в зависимости от региона проживания. Наиболее высокий уровень селенопротеина Р отмечается в крови жителей Бельгии [ 14].

Наименее изученным из известных селенопротеинов является селенопротеин W, который представляет внутриклеточный белок, содержащий один остаток селеноцистеина [3].

На современном этапе о содержании селенопротеинов в организме в клинической практике судят по статусу селена, который определяется либо как соотношение содержания селена в сыворотке и моче [10], либо как соотношение активностей ГП в эритроцитах и плазме [8].

Известно, что повышение уровня активных метаболитов кислорода рассматривается как фактор, способствующий развитию и/или поддержанию осложнений беременности. Селенопротеины из семейства ГП, которые являются важным звеном в перехвате свободных радикалов и системы детоксикации, могут играть существенную роль в контроле за течением осложнений беременности. Вместе с тем литературные данные о поведении ГП как при неосложненой беременности, так и при патологии беременности крайне малочисленны и неоднозначны.

У беременных женщин наблюдается резкое падение уровня активности селено зависимой ГП в крови в первом триместре беременности. Низкий уровень активности фермента сохраняется на протяжении всей беременности по сравнению с активностью ГП крови небеременных женщин репродуктивного возраста (19-35 лет). В плазме крови беременных женщин наблюдается значительное падение активности ГП во втором триместре. Активности фермента в крови матери и в крови плода не отличаются на протяжении беременности, а в амниотической жидкости активность ГП либо не выявляется, либо присутствует в следовых количествах. Выявлена корреляционная зависимость между уровнем активности ГП в цельной крови и содержанием конечного продукта липидной пероксидации малонового диацетальдегида в плазме беременных женщин [17]. В плаценте женщин с физиологически протекающей беременностью активность селенозависимой ГП практически не меняется [24].

Литературные данные об изменении активности ГП в плаценте при осложненной гестозом беременности противоречивы. Кпареп с соавт. отмечают увеличение активности ГП в тканях плаценты и децидуальной оболочке у женщин с гестозом. Активность фермента в децидуальной оболочке выше, чем в плаценте как у женщин с физиологически протекающей беременностью, так и у женщин с гестозом [11]. Роrапеп А. К. с соавт. не выявили достоверных различий в уровне активности ГП в плаценте женщин с физиологически протекающей беременностью и в плаценте женщин с гестозом [22]. Третья группа исследователей обнаружила снижение уровня активности ГП [30] и уровня экспрессии м-РНК [29] в плаценте женщин с гестозом, при этом Walsch S. W. и Wang Y. выявили у женцин с гестозом увеличение содержания тромбоксана и гидроперекисей липидов [28]. Авторы высказали гипотезу, согласно которой в плаценте при физиологически протекающей беременности ГП лимитирует активность простагландин-Н-синтетазы путем связывания гидроперекисей липидов. Недостаток активности ГП в плаценте женщин с гестозом способствует увеличению гидроперекисей липидов, что, в свою очередь, стимулирует активность простагландин-Н-синтетазы и увеличивает образование тромбоксана и гидроперекисей.

Несмотря на противоречивость полученных данных, авторы публикаций единодушны во мнении, что существенную роль при патологическом течении беременности играет дисбаланс между интенсивностью процесов пероксидации и уровнем антиоксидантной защиты [13]. В связи с этим для коррекции глутатионзависимой системы антиоксидантной защиты у беременных женщин сроком 7~9 недель был использован мелатонин, который принимался орально в дозе 6 мг один раз в сутки в 12 часов. Максимальное увеличение активности фермента наблюдали в образцах хориона через 3 часа после приема мелатонина. Изменений в активности супероксиддисмутазы в этот период авторы не отмечали. Полученные результаты указывают на то, что экзогенный мелатонин способен косвенно защитить хорион от повреждений, наблюдаемых при интенсификации процессов свободнорадикального окисления [19]. Перфузия плаценты женщин с гестозом растворами витамина С и/или витамином Е in vitro способствовала снижению уровня липидной пероксидации в плаценте и нормализации активности ферментов антиоксидантной защиты, в частности ГП [23].

Анализ литературных данных позволяет считать, что поведение селенопротеинов при беременности и ее осложнениях изучено недостаточно, в связи с чем отсутствует ясное понимание места и роли селенозависимой ГП в механизме патогенеза беременности.

×

Об авторах

В. М. Прокопенко

Научно-исследовательский институт акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта РАМН

Автор, ответственный за переписку.
Email: info@eco-vector.com

доктор биологических наук

Россия, Санкт-Петербург

Список литературы

  1. Brigelius-Flohe R. Tissue-specific functions of individual glutation peroxidases. // Free Radic. Biol. Med. —1999. - Vol. 27. - N. 9-10. -P. 951-965.
  2. Burk R. F. Molecular biology of selenium with implications for its metabolism // FASEB J. — 1991. — Vol. 5. - N 9. - P. 2274-2279.
  3. Burk R. F., Hill К. E. Orphan selenoproteins // Bioessays. — 1999. - Vol. 21. —N 3. - P. 231-237.
  4. Daniels L. A. Selenium metabolism end bioavailability // Biol. Trace Elem. Res. — 1996. — N. 3. - P. 185-199.
  5. Ebert-Dumig R., Seufert J., Schneider D. et al. Expression of selenoproteins in monocytes and macrophages — implications for the immune system // Med. Klin. — 1999. - Vol. 15. - N 94, Suppl. 3. - P. 29-34.
  6. Flohe L. Selenium in peroxide metabolism //Med. Klin. — 1997. — Vol. 15. —N 92. Suppl 3. - P. 5-7.
  7. Gromer S., Arscott L.D., Williams С. H. et al. Human placenta thioredocxin reductase. Isolation of selenoenzyme, steady state kinetics, and inhibition by therapeutic gold compounds // J. Biol. Chem. — 1998. — Vol. 273. — N 32. — P. 433-438.
  8. Holben D. H., Smith A. M. The diverse role of selenium within selenoproteins: a review// J. Am. Diet Assoc. — 1999. — Vol. 99. — N7. - P. 836-843.
  9. Karimpour I., Cutler M., Shih D. et al. Seguence of the gene encoding the mitochondrial cahsule selenoprotein of mouse sperm? identificationof three in-phase TGA selenocysteine codons // DNA Cell biol. - 1992. - N 11. - P. 693-699.
  10. Kbiala J. Selenium and the organism // Cas. Lek. Cesk. —1999. - Vol. 138. —N 4. - P. 99-106.
  11. Kvapen M. F., Peters W. H., Mulder T. P. et al. Glutathione and glutathione-related enzymes in decidua and placenta of controls and women with preeclampsia // Placenta. — 1999. — Vol. 20. —P. 541-546.
  12. Koga M., Tanaka H., Yomogida K. at al. Expression of selenoproteine-Pmessenger ribonucleic acid in the rat testis // Biol. Reprod. — 1998. —Vol. 58. - P. 261-265.
  13. Lutlu-Turkoglu U., AdemogIи E., Ibrahimoglu L. et al. Imbalance between lipid peroxidation and antioxidant status in preeclampsia. // Gynecol. Obstet. Invest. —1998. — Vol. 46. - P. 37-40.
  14. Marchaluk E., Persson-Moschos M., Thorling E.B., Akesson B. Variation in selenoprotein Pconcentration in serum from different European regions // Eur. J. Clin. Natr. —1995- Vol. 49. — N 1. — P. 42-48.
  15. Mariorino M., Flohe L., Roveri A. et al. Selenium and reprodaction // Biofactors. — 1999. — Vol. 10. — N 2- 3. - P. 251-256.
  16. Mariorino M., Wissing J. В., Brigelius-Flohe R. et. al Testosterone mtdiates expression of the selenoprotein PHGPx by indaction of spermatogenesis and not by direct transcriptional gene activation // FASEB J. - 1998. - Vol. 12. -N 13. - P. 1359-1370.
  17. Mihailovic M., Cvetkovic M., Ljubic A. et al Selenium and malodialdehyde content and glutathione peroxidase activity in material and umbilical cord blood and amniotic fluid // Biol. Trace Elem. Res. - 2000. - Vol. 215. —P. 11-19.
  18. Mostert V. Selenoprotein P: properties, function and regulation // Arch. Biochem. Biophys. — 2000. — Vol. 376. — P. 433-438.
  19. Okatani J., Wakatsuki A., Shinohara K. et al. Melatonin stimulates glutathione peroxidase activity in humen chorion // J. Pineal. Res. — 2001. - Vol. 30. - P. 199-205.
  20. Patching S. G., Gardiner P. H. Recent developments in selenium metabolism and chemical speeiation: a reviev//J. Trace Elem. Med. Biol. - 1999. - Vol. 13. - N4. - P. 193-214.
  21. Persson-Moschos M., Huang W., Srikumar T.S. et al. Selenoprotein Pin serum as a biochemical marker of selenium status // Analyst. — 995. — Vol. 120. — N 3. - P. 833-836.
  22. Poranen A. K., Ekblad U., Uotila P., Ahotupa M Lipid peroxidation and antioxidants in normal and preeclamptic pregnances // Placenta. — 1996. — Vol. 17. - P. 401-405.
  23. Poranen F. K., Ekblad U., Uotila P., Ahotupa M. The effect of vitamin C and E on placental lipid peroxidation and antioxidative enzymes in perfused placenta //Acta Obstet. Gynecol. Scand. — 1998. — Vol. 77. — P. 372-376.
  24. Qanungo S., Mukherjea M., Ontogenic profile of some antioxidants and lipid peroxidation in humen placental and fetal tissues // Mol. Cell. Biochem. — 2000. —Vol. 215. - P. 11-19.
  25. Sies H., Sharov V. S., Klotz L. O., Briviba K. Glutatione peroxidase protects against peroxynitrite - mediated oxidation. A new function for selenoproteins as peroxynitrite reductase // J. Biol. Chem. — 1997. - Vol. 272. — N 44. -P. 27812-27817.
  26. St Germain D. L , Galton V. A. The deiodinase family of selenoproteins // Thyroid —1997. — Vol. 4. - P. 655-668.
  27. Ursini F., Heim S., Kiess M. et al. Dual function of the selenoprotein PHGPxduring sperm maturation // Science. — 1999. — Vol. 285. —P. 1393-1396
  28. Walsh S. W., Wang Y. Deficient glutathione peroxidase activity in preeclampsia is associated with increased placental production of thromboxane and lipid peroxides // Am. J. Obstet. Gynecol. — 1993. - Vol. 169. - P. 1456-1461.
  29. Wang Y., Walsh S. W. Antioxidant activities and mRNK expressiion of superoxide dismutase, catalase, and glutathione peroxidase in normal and preeclamptic placentes //J. Soc. Gynecol. Investig. — 2000. — Vol. 3. - P. 179-184.
  30. Wictor H., Kancofer M., Zrubek H., Kotarski J. Glutathione peroxidase activity in normal and preeclamptic placentas // Ginecol. Pol. - 2000. — Vol. 71. —P. 799-803.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© ООО «Эко-Вектор», 2021



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 66759 от 08.08.2016 г. 
СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия Эл № 77 - 6389
от 15.07.2002 г.



Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах